Материал статьи полезен любым профессиональным и "не очень" коммуникаторам при анализе и в процессе подготовки в переговорах, в продажах, в управленческих ситуациях. Представлена схема экспресс-оценки качества вашей коммуникации в конкретных случаях. Эту схему легко запомнить и легко применить. Основная масса людей абсолютно убеждена, что знает, что такое коммуникация, что знает законы коммуникации, что умеет управлять собственной коммуникацией, и что реально управляет оной. И мало кто догадывается о том, что его коммуникация - это: -
один из самых загрязнённых процессов, в которых он участвует, -
один из самых неуправляемых им процессов, -
один из самых неизвестных ему процессов. Человек не осведомлён о том, что он делает в коммуникации, чем он в ней занят, какие сообщения он передаёт и принимает*. Мы знаем о наших отношениях намного больше, чем о нашей коммуникации. Что такое коммуникация? Что это на самом деле такое? Чем коммуникация отличается от отношений? Почему так важно делать это различие? Где и как помогут эти различения? У кого чаще возникают проблемы из-за отсутствия этих различений? Обо всём этом мы поговорим с вами в следующих публикациях. А пока - одна из базовых схем, один из базовых алгоритмов эффективности в коммуникации. -------------------------------- * - материал отдельной большой темы -------------------------------
Что такое коммуникация? Коммуникация - это обмен информацией. Сейчас пока не важно - аналоговой или цифровой, дискретнной, пакетной или потоковой. И мы выразимся ещё точнее и проще для наших целей (а наша цель - повышение нашей эффективности в коммуникации) Коммуникация - это обмен сигналами. Итак При организации коммуникации: - в случаях, когда Вам очень важно что-то донести до человека,
- в сложных ситуациях,
- в переговорах
- в продажах
- в управленческом контексте
- в конфликте (иногда)
- при анализе случаев, когда у вас что-то не получилось с другим человеком
стоит проверить следующие параметры коммуникативного процесса, который Вы организуете (для пассивных людей: "процесса, в котором Вы участвуете"), которым Вы собираетесь управлять. Сигнал: 1. Понятен ли? 2. Принят ли? 3. Может ли быть использован? Коммуникация - это обмен сообщениями. - Понято ли моё сообщение? Понятно ли? Нет ли путаницы? Не принимают ли его за нечто другое (за другое сообщение)?
- Принято ли? Согласен ли человек с сообщением? Нет ли для него противоречий и несостыковок? Нет ли явных и принципиальных несогласий?
- Можно ли воспользоваться этим сообщением (информацией в этом сообщении)? Пригодно ли оно для использования именно этому человеку именно в этот момент? Можно ли пользоваться этим сигналом?
Огромный вклад в дело развития коммуникативных знаний и навыков внесло НЛП. Но оно же и ограничило людей в изучении и применении законов коммуникации. Об этом см. в моих публикациях - существующих и будущих. В конце статьи я дам перечень литературы по НЛП, помогающей сформировать систему знаний и даже натренировать великолепные коммуникативные навыки. Это естественно, не всё, но - может явлиться для читателя шикарной базой развития навыков коммуникации, что поможет в продажах, управлении, переговорах. Теперь подробнее. Сначала предупреждение. Все эти "выверты" (прояснения, уточнения, проверки процесса коммуникации) стоит делать когда Вы имеете дело с некоей проблемой, трудностью, сложностью, неэффективностью контакта, непонятках в отношениях. Так вот. Коммуникацию стоит проверять про две стороны. Про Вас и про партнёра по коммуникации. Первый объект проверки. Вы. (Я). Проверять при любой заминке, сбое, сложности! 1. Понял ВСЕ сигналы. Вопросы себе: - "Какой конкретный сигнал мне понятен? Понятен ли? Откуда я знаю, что понятен?"
- "Что мне дало знать, что я полностью понимаю все сигналы, подаваемые собеседником?"
- "Что мне даёт знать, что я не упускаю каких-либо важных сигналов (сообщений) от собеседника?"
- "Полный ли сигнал я получаю?"
2. Согласен с каждым конкретным сигналом. Проверять каждое сообщение на степень разделяемости Вами его положений. 3. Есть чем пользоваться из этого сообщения. Я смогу воспользоваться сигналом. У меня достаточно материала для этого. Вопросы себе: - "Как мне этим пользоваться?"
- "Как мне это использовать?"
Вопросы партнёру по коммуникации: - "Как мне это использовать?"
- "Как мне это использовать внутри себя?"
- "Как мне это использовать для себя?"
- "Что я должна извлечь из этих Ваших слов?"
- "Что я должен получить для себя, руководствуясь Вашим сообщением?"
- "Где это мне может пригодиться?"
- "Когда и с кем это мне пригодится, по Вашему мнению?"
При задавании вопросов другому человеку используйте упаковку безопасности и уместности: - "Мне не совсем понятно, как (где, в каком случае, с кем) это может мне пригодиться?"
- "Я хочу понять, чем мне это полезно?"
- "Как по Вашему, чем мне это может быть полезным?""
Учтите, что этот вопрос может быть задан в следующих базово различных вариантах - в зависимости от ситуации, степени открытости , прочности и ясности отношений: - Для чего я это могу использовать?
- Как по Вашему мнению я должен это использовать, если хочу получить вот это и это?
Второй объект проверки. Партнёр по коммуникации. 1. Понял ли он моё сообщение? Понятен ли я?
При любом сбое общения, при любых заминках, задержках, подозрениях в ненадёжности контакта, либо неясности в поведении и выборах партнёра по коммуникации - проверка. Вопросы себе о настоящем: - "Понятны ли мои сообщения?"
О будущем: - "Понятны ли ему будут мои сообщения? Хорошо ли я их подготовил к приёму, пониманию и использованию?"
О прошлом: - "Были ли ему понятны все мои сообщения?"
О конкретике: - "Понял ли он именно вот это?"
- "Интересно, как он это понял?"
- "Что он извлёк из моих слов?"
Исследуйте, на что похожа реакция собеседника. Это даст Вам знать, какие сообщения НА САМОМ ДЕЛЕ получил Ваш собеседник. - "Он реагирует так, будто бы я сообщил ему вот это и вот это. Так ли это? Сообщал ли я ему об этом? Можно ли было извлечь из моих сообщений ещё и такой смысл?"
Это позволит Вам скорректировать стиль и форму своих сообщений, а возможно - и саму их суть. Как минимум, это даст Вам повод усомниться в своих намерениях (в ясности для Вас ВСЕХ ваших намерений), перепроверить их и даже скорректировать, если сочтёте нужным. Перепроверить посылаемые Вами сообщения - благое дело в коммуникации. В управляемой коммуникации. Управляемой Вами коммуникации. 2. Принял ли он моё сообщение? Полезные вопросы для исследования (и себе, и ему): - Принял ли моё сообщение полностью?
- Какую часть моего сообщения он не принял?
- Что стоит за тем, что не принял?
- О чём это говорит?
- Если это сигнал - то о чём он?
- Все ли мои сообщения он принял?
Партнёра по коммуникации можно спрашивать открыто. Либо, если не уверены - применяя упаковку безопасности и уместности. 3. Сможет ли он воспользоваться этим сообщением?
Если партнёру по коммуникации понятно моё сообщение, и оно понятно ему полностью, если он его принял, то бишь, он согласен с ним, и согласен полностью - без "но" и "если", без условий, без дополнительных условий, то в чём дело? В этом случае проблем быть не должно. И если проблемы всё-таки, есть, то значит, дело в той самой третьей составляющей сообщения. Им невозможно или трудно воспользоваться (в голове человека, в его конкретной ситуации). Поэтому полезно задавать себе и партнёру вопросы: - Как он этим будет пользоваться?
- Что он с этим сделает? Что он сделает с Вашим сообщением?
- Что он собирается делать с Вашим сообщением?
В магазине: - И сколько стоит? - Сто! - Хорошо, мы подумаем... - Позволю себе спросить (упаковка!), а о чём вы будете думать? Что с чем вы будете сравнивать? Какой вопрос вы будете решать? Вам есть чем пользоваться в процессе решения этой задачи? Что вы собираетесь использовать при решении даннного вопроса? Может, я прямо сейчас немного помогу вам в решении этого вопроса? Какую самую главную сложность вы сейчас видите (что более всего вас затрудняет сейчас? В чем, по вашему, вам сейчас нужна ясность прежде всего?" Что важно: Может ли он воспользоваться моим сообщением так, как мне хотелось бы? Ведь сообщение можно понять правильно и полностью, но - интерпретировать, объяснить его себе (цели передающего сообщения, истоки и причины передачи сообщения) совершенно по своему, совершенно неуместно, не соответствующе тому, зачем вы передаёте своё сообщение. Создать удовлетворяющую себя объяснялку и проигнорировать ваше сообщение приёмщик в коммуникации может всегда. Поэтому стоит обязательно проверять не просто на параметр "Может ли приёмщик сообщения им воспользоваться?", а или И сразу всплывают следующие вопросы: -
"Хочет ли он пользоваться моими сообщениями?" -
"Уместно ли сейчас для него моё соощение?" -
"Способен ли он воспользоваться моим сообщением сейчас?" -
"Может ли и способен ли воспользоваться моим сообщением когда-либо?" -
"Только ли от меня он не может пользоваться сообщениями?" -
"Если бы то же самое сообщение пришло к нему от другого?" -
"Если бы от меня же, но в другой момент?" -
"А от меня же, но в другой форме?" И это только начало в длиннейшем списке вопросов. Третий объект проверки: процесс коммуникации. Или ПОЛЕ коммуникации. -
Как у нас вообще протекает процесс обмена сообщениями? -
Нет ли паразитных процессов, оттягивающих энергию, гасящих энергию? Нет ли каких неполезных когнитивных магнитов (магнитов внимания), отвлекающих, смещающих фокус внимания с важных вещей? -
Нет ли дополнительных процессов, незамеченных мною, либо партнёром по коммуникации, искажающих наш процесс? Конечно, в коммуникации масса параметров, и мы обязательно коснёмся их, и осветим их подробнее. Данная схема является самой первичной, самой примитивной схемой проверки качества коммуникации. Её можно применять on line во время общения, ею можно пользоваться для подготовки к общению, она пригодится и в анализе сложных уже произошедших случаев, не понятных вам. * * * Ещё раз кратко материал статьи. Распечатайте нижеследующий текст, вырежьте и носите в сумке, в кошельке, в записной книжке, в ежедневнике. Он пригодится вам в сложной ситуации, когда вы не будете знать, что происходит, что делать или что случилось. Общий паттерн: Сигнал: 1. Понятен ли? 2. Принят ли? 3. Может ли быть использован? Для себя: 1. Мне понятны ВСЕ сигналы. 2. Я согласен с каждым конкретным сигналом (сообщением). 3. Мне есть чем пользоваться. Другому: 1.Понятно каждое моё сообщение.Ему не опасно понимать его. 2. Он согласен с каждым моим сообщением из тех, которые ему понятны. Он принимает моё сообщение полностью, без условий. 3. Он сможет воспользоваться материалом моего сообщения. У него для этого всё есть. - Какие темы в статье не затрагивались? - Цели в коммуникации
- Намерения в коммуникации
- Коммуникация как линейный и как цикличный процесс
- Влияние отношений на качество коммуникаций
- Как защитить качество коммуникаций от деструктивного и запутывающего влияния отношений
и так далее Мой материал "Как понять сообщение" Александр Вакуров Иваново, 2009 =============== Понравилась, помогла статья? Поделитесь ссылкой с друзьями и коллегами! =============== |