Обо мнеОтзывыКонтакты
Система Orphus

Избранные темы
Новинки в моих статьях
Популярное в «Мои статьи»
Новые темы форума
Популярное на форуме
Голосование
Понравился ли Вам сайт?
 
Категории Вирджинии Сатир Версия в формате PDF Версия для печати Отправить на e-mail
Просмотров: 6819
Рейтинг: / 0
ХудшаяЛучшая 

 Александр Вакуров   
  • Блеймер
  • Плакатор
  • Компьютер
  • Дистрактор ("Моль")
  • Левелинг ("Свободный выбор поведенческой модели")

В данной статье читатель знакомится с потрясающей по силе моделью, позволяющей не только легко "читать" человека (и изучая себя, кстати), но и прогнозировать его поведение, поступки, реакции, выборы, чувства, на что он будет обращать внимание и что будет игнорировать, его ведущие страхи и так далее. Эта модель позволит вам тайно и неявно менять контексты, менять чувства и внимание других людей. Это во многом удивительная волшебная палочка, позволяющая работать с другим человеком на уровне "поднятия брови" или "движения пальцем".

 

Этот уровень, как правило, потрясает обучающихся, они обретают навсегда мощнейшие инструменты управления отношениями и коммуникацией. Пришло время познакомить с моделью категорий Вирджинии Сатир (модифицированной мною в некоторых важных местах) и моих читателей. Эта модель идёт просто "на ура" на моих тренингах, её отмечают все кто был на моих тренингах - как входящую в пятёрку лучших приобретений.

 

 

 

 

 

Материал пока существует только в набросках, понятных скорее всего только участникам моих тренингов. Я постараюсь закончить его как можно быстрее. Если вы не хотите ждать - читайте классические впечатляющие тексты самой Вирджинии Сатир. В любой её книге есть эта удивительная классификация паттернов человеческого поведения, реагирования и восприятия.

Александр Вакуров

* * *

Данный материал - изложение МОЕГО понимания категорий великого психотерапевта Вирджинии Сатир. Выкладываю его по памяти - как обычно даю на своих тренингах по продажам, переговорам, управлению и семейным коммуникациям и отношениям в бизнесе.

Александр Вакуров

* * *

Вирджиния Сатир, будучи семейным психотерапевтом и внимательным человеком сделала удивительный вывод. Она открыла, что в стрессе люди входят (скорее - впадают, залипают в них) в одну из четырёх стереотипных поведенческих моделей. Эти модели отличаются друг от друга. Важно понимать, что во первых, любой человек впадает в зависимость от каждой из описываемых моделей.

Во-вторых, у каждого человека излюбленной бывает лишь одна или две модели. И обязательно есть модель, которую он избегает или считает её "плохой", "стыдно", "опасной", "неприятной" и так далее. И в таком случае он эту "нелюбимую", помеченную для него модель либо стремится избегать (и чаще всего безуспешно; чего избегаем, то и приближаем и приманиваем), либо - вытесняет её из своего сознания, и может пребывать в ней минуты и часы, а иногда и годы, совершенно не зная, что как раз та поведенческая модель, которую он боится или "не любит" - владеет им в полной мере. Либо сознательное избегание ("Не хочу быть таким!", "Быть таким это плохо/позорно/опасно/неприятно", "Так вести себя нельзя/невозможно/постыдно/бесчеловечно/жестоко/глупо", "Ты не можешь это чувствовать/замечать/видеть", и так далее), либо глубокая амнезия, слепота и глухота на проявления данной модели в своём сознании, поведении, реакциях, эмоциях, выборах, оценках и способах совладания.

 

Итак, пришло время познакомить уважаемого читателя с поведенческими моделями, или "модами", или "позами", которые открыла великая Вирджиния Сатир.

 

В представляемом материале сначала даётся небольшая характеристика модели, затем приводятся конкретные наблюдаемые со стороны, легко наблюдаемые у себя и легко контролируемые поведенческие признаки, присущие каждой конкретной изучаемой поведенческой модели. Совет. Выпишите для себя эти признаки. Выпишите и подчеркните. И хорошенько запомните. Потому что это здорово пригодится Вам. Запомнить эти признаки будет легко, главное - начать наблюдать их у окружающих и у себя.

 

Этап первый - научиться опознавать их у других людей.
Посложнее будет опознавать у себя. Это второй этап. Хотя у разных людей эти этапы могут меняться местами.

Третий этап - начать останавливать себя в признаках одних поведенческих моделей и - инициировать признаки других моделей. То есть, вместо одной модели начать демонстрировать другую поведенческую модель. Зачем это нужно - поймёте из текста.

Четвёртый - учиться вызывать у других поведенческие, когнитивные и эмоциональные признаки нужных вам моделей.

Пятый - начать жить, будучи свободными от бремени этих моделей. 




Первым мы изучим БЛЕЙМЕРА.

 

БЛЕЙМЕР

 

Блеймер - это охотник. Охотник за ошибками. Охотник за чужими ошибками. Это критик, супер-критик. Он жить не может, не указав кому-то на его ошибку или неправоту. Ему будет плохо, если он не укажет ближнему на неточость. Но просто указать ему мало.

 

Каковы признаки Блеймера? В первую очередь за чем гоняется, и что высоко ценит в своём состоянии Блеймер, это эмоции и чувства. Особые чувства. 

 

Эмоции и чувства, испытываемые и столь любимые Блеймером

- Злость

- Раздражение

- Гнев

 

Особый подарок для Блеймера - возможность испытать Благородный Гнев.

 

Жесты

 

Указующий перст.

 

Ладонь либо в кулак, либо с "указующим перстом", либо ладонь даже может быть открытой, но - только ладонной поверхностью вниз.

 

Движения сверху вниз или в сторону собеседника. Иногда отрицающие или перечёркивающие жесты. Часты "рубящие жесты" ладонью. "Давящее движение ладонью вниз".

 

Удары" кулаком сверху вниз, вперёд, вбок.

 

В общем, любые "фрикционные" (возвратно-поступательные) движения. Если кулак разжимается - то только для того, чтобы "выпустить" указательный палец, или повернуть кисть руки ладонной поверхностью вниз.

 

Не терпит пустой ладони. Сразу заполняет её предметами, чаще фаллической формы - ручка, палка, поручень. Кладёт руку на пояс, на бедро, на ногу, на стол, на поручни. Да, да. Жезл ГАИшника, скипетр императора - "фаллос", всё это признаки статуса, маркеры власти.


Любит "хваты" полной ладонью. Если рука лежит на поручне кресла - она обхватывает поручень полностью.

Вообще свойственна демонстрация власти, доминирования, захват пространства и доминирующей позиции (самой выгодной, удобной и доминантной точки в помещении).

 

 

 

 

Поза

 

Руки в боки.

Ноги широко расставлены (крепко стоит на ногах). Одна нога может быть выставлена навстречу собеседнику.

Голова может быть чуть наклонена, но в таком случае с обязательным взглядом в глаза противнику собеседнику. Голова скорее будет покачиваться отрицающе, чем одобрительно-согласно. Если же покачивания головой происходят сверху вниз, то какая-либо часть тела даст дополнительное сообщение - скепсис, иронию, насмешку, несогласие, стёб.

Голова может быть задрана ("задран нос", "гордо поднятая голова", "с вызовом поднятая голова или задраный подбородок").

 

 

 

Мимика

 

Взгляд осуждающий, исподлобья, может быть искоса или "сверху вниз".

Взгляд прямо в глаза собеседнику (важный параметр!).

Насупленные, сдвинутые, "нахмуренные" брови (важный параметр!).

Выдвинутая вперёд челюсть (важный параметр!). Хищники хватают свою жертву в основном с помощью нижней челюсти, и это записано у любого млекопитающего (а мы млекопитающие) в генетической памяти. Состояние нижней челюсти говорит о боевой готовности животного. Напряжённая нижняя челюсть - это признак агрессии, готовности напасть. Вспомните, в комиксах бандит обязательно имеет громоздкую, выступающую вперёд нижнюю челюсть.

Итак, ещё раз.

Выдвинутая вперёд нижняя челюсть делает лицо человека более угрожающим, менее интеллектуальным, но более волевым и даже упрямым.

Напряжённая нижняя челюсть ("гуляющие желваки") - мощный блеймингующий сигнал собеседнику.

 

 


 

Слова

 

"Ты"

"Нет"

Обобщения: "всегда", "никогда"


Часты сочетания:

"Ты никогда не слушаешь меня!"

"Тебе нет до меня дела!"

 

Блеймер великолепный обвинитель. Он обожает обвинять и обличать. Никогда не будет говорить о себе. Только особеседнике. Так как он охотник, всё, на что направлено его внимание (и, по его представлениям, внимание всех остальных) - это мишени. Блеймер направляет внимание на мишени. Если кто-либо направляет на что-либо внимание, то это (для блеймера) признак, что мишень там. Мишень для критики. Для удара. Для нанесения ущерба. Для разрушения. Поэтому Блеймер не выносит, когда говорят о нём, когда он, или его действия, реакции, и уж тем более, чувства и мысли, намерения, например, и уж тем более, страхи и уязвимости, становится предметом внимания. "Стал предметом внимания - стал мишенью", для блеймера это мощный знак. Поэтому говорит он только о других, и - только критику, чтобы максимально "завалить" собеседников и противников. Мир, котором живёт Блеймер - жесток и опасен, и задача каждого, по его представлениям, заранее подготовиться к защите через нападение, а значит, набрать как можно больше "отрицательных" аргументов о другой стороне.

 

Блеймеру, как мы видим, очень не хватает дополняющей его пары, и эта пара появляется на нашем горизонте. Прошу любить и жаловать:

 

 

 

ПЛАКАТОР

Как объяснено в книге Вирджинии Сатир, "плакатор" - от слова "плакать".

 

 

 

Слова

- Да

- Я

- Только

 

"Да я только ..." - типичное выражение для плакатора.

 

 

Поведение

 

 

Плакатор - вечно виноватое и вечно бесправное существо. Плакатор благодарен Вам, что Вы вообще с ним разговариваете и замечаете его.

Поза

 

 

 

Жесты

 

Жесты направленные на себя. Он никогда не осмелится направить жест на собеседника. Ладонь всегда открыта (какой там указующий перст или кулак!), и - направлена либо вверх, либо в сторону собеседника - чтобы тот видел пустую руку.

Часто руки разводятся в стороны - чтобы их было хорошо видно, что они пустые. Вы неоднократно видели этот жест в американских фильмах, когда полицейский разговаривает с вооружённым бандитом, или переговорщик с терористом. Это жест умиротворяющий, демонстрирующий безопасность и миролюбие.

 

Кстати, поднятые "при сдаче в плен" руки - метафора, и реальная картина, выражающая состояние плакатора. 

 

Так что если Вы не хотите вызывать агрессию или не желаете выглядеть агрессивно - держите руки и двигайтесь как плакатор.

 

Часто можно увидеть, как плакатор прикладывает открытую ладонь к своему сердцу - это жест благодарности, жест, демонстрирующий душевность или даже честность своего хозяина.

 


Если Блеймер - это "собака сверху", то плакатор - это "собака снизу", собака, поднимающая лапки и демонстрирующая свою безопасность для собеседника, часто это перерастает в демонстрацию беспомощности. Плакатор так жалок, что это великолепно защищает его в контакте от агрессии и опасности. По крайней мере, плакатор искренне в это верит.

 

 

 

Мимика

 

Брови и нижняя челюсть - важнейшие маркеры как плакатора, так и блеймера (не менее важные, чем ладонь, кулак, указательный палец или жесты - к себе или к собеседнику, наносящие удары или вызывающие доверие).

Брови (да, да, вы уже поняли!) ПОДНЯТЫ ВВЕРХ. Это мощный признак плакаторства. Запомните его, это вам здорово пригодится и выручит вас в трудную, нужную минуту. А что это за минута - поговорим позже.

 

Нижняя челюсть - в отличие от выдвинутой вперёд челюсти у блеймера, держится при себе", и даже - немного расслаблена и "безвольна". Мы проделывали с ребятами эксперименты с различной степенью расслабленности нижней челюсти - при сомкнутых или разомкнутых губах, эффект более чем ошеломляющий. При наличии условия неосознаваемости сего показателя, расслабленная нижняя челюсть действует на людей релаксирующе (в отличие от напряжённой или выдвинутой вперёд нижней челюсти).


Эмоции и чувства

 

 

 

 

 

- Вина

- Стыд

- Бесправие

- Благодарность

- Неудобство

 

Блеймер и Плакатор - в гуще событий и жизни. Блеймер кричит: "Ты виноват!", указывая пальцем на Плакатора. Плакатор прижимает ладонь себе к груди, признаётся, опуская голову: "Да, это я виноват..."

Компьютер не может позволить себе пребывание в жизни и запирается за стеклом, из-за него наблюдая за миром и жизнью, находясь в хрустальном гробу или деревянном ящике. Его способ выживания - не жизнь, быть нежитью.

Дистрактор ("моль") - выживает иначе. Он живой, даже "слишком" живой, как ртуть. Его способ выживания - быть "не здесь", то есть, нигде и никогда, быть в неопределённости (вот он - кот Шредингера!), и нигде. И главное - не знать, есть ли он вообще.

 

Страхи

Блеймер боится показаться (и оказаться) слабым

Плакатор боится обидеть другого человека, боится причинить ему боль или неудобство

Плакатор боится осуждения

Плакатор боится сделать что-то, нарушающее чужие принципы, наносящее оскорбление

Компьютер боится обнаружить свою уязвимость

Дистрактор боится оказаться ясным, прозрачным, предсказуемым и проссчитывемым

Дистрактор боится определённости и зачастую - ответственности. За определённость его можно взять.

 

Наказания боятся все кроме компьютера. Моль очень боится наказания, хотя её-то как раз очень трудно наказать.

 

Кстати, обида - это скрытое блеймирование. Это блеймирование, рядящееся в одежды плакатора.

 

 

Следующая чудесная пара поведенческих моделей это Компьютер и Моль (Дистрактор). 

КОМПЬЮТЕР

 

И его противоположность...

 

МОЛЬ

 


 

Далее...

 

 

 

 

Блейминг

 

Если Вы все время считаете, что Вы все время правы – у Вас проблемы.

 

Плакатирование

 

Если Вы считаете, что Вы все время не правы – у Вас проблемы.

 

Компьютеринг

Если Вы все время считаете и выссчитываете – у Вас проблемы.

 

Дистрактирование


Если Вы ничего не считаете – у Вас проблемы.



Блеймер всегда прав.


Плакатор всегда неправ


Компьютер последователен. Разумен. Логичен.


Дистрактор – непоследователен. Неразумен. Нелогичен.

 

Компьютер строго определён и определяет других. Склонен к внесению ясности во всё.

Дистрактор ни в коем случае не определён, избегает определённости - своей для других, других для себя, других для них же самих, и своей для себя.

 

"Моль" бывает двух видов:

  • Сбивает с толку других
  • Сама сбита с толку

Первая – управляет взаимодействием осознанно или почти осознанно.

Первая непредсказуема больше для других.


Вторая непредсказуема больше для себя.
Вторая – управляет взаимодействием. Не зная, что она это делает.

Моль – непредсказуема.

 

Компьютер – предсказуем. Он линеен. И мышление его линейно. Он неспособен легко выйти за рамки контекста. Ему трудно быть непоследовательным. Ему трудно он боится внешней (чужой) непредсказуемости.

 



Текст Дэвида Гордона о модели Категорий Сатир в его книге "Терапевтические метафоры", часть 3, "Добавляем категории Сатир"

 


 

Опубликовано на www.vakurov.ru
23.09.2009
Последнее обновление ( 20.09.2015 )
Просмотров: 6818
< Пред.   След. >
 

"Супер-Эго бояться - в Ид не ходить!"

Виктор д'Авиль

Просмотров: