Искусство и наука убеждения людей Из французского фильма: Идут рядом девушка и молодой человек. Парень: Я тебя люблю! Девушка: Чего ты болтаешь? Он: И ты меня любишь. Девушка: Ты сошёл с ума! Парень: Не замечала? Девушка остановилась, задумалась, затем с облегчением: Ты сумашедший! Парень: Когда мы встречаемся, мы становимся тихими и застенчивыми как подростки. Девушка задумывается, отстаёт. Парень более уверенной походкой идёт дальше. Она догоняет его, поворачивает к себе и целует. Затем они идут к нему домой. Зачем я рассказываю эту историю? Мы ведь не занимаемся пикапом, верно? История имеет более глубокие смыслы и более далёкие последствия, чем может показаться.
Испокон веков люди учатся говорить так, чтобы к ним прислушивались, чтобы их слышали, чтобы им верили. Каждый человек стремится говорить так, чтобы ему можно было верить. Но получается это не всегда и не у каждого. Одна из основных ошибок человека в неудачной попытке убедить другого - это его желание убедить другого. "Верь мне!" - вот лозунг любого, кто хочет убедить кого-либо.
Мне можно доверять! - пытается убедить человек того, кто ему не доверяет. На "поле", где ему не доверяют, он пытается создать это доверие. Миллионы продавцов оказывались в таких ситуациях. Приходится тратить огромное количество ресурсов, чтобы преодолеть недоверие другой стороны. Часто приходится вставать в зависимую позу, некоторым удаётся даже унизиться при этом. И всё равно это не даёт НАДЁЖНЫХ результатов.
Мне хочется поделиться с читателем техникой, методом, принципом, который даёт именно НАДЁЖНОСТЬ в контакте и в ваших действиях по созданию доверия со стороны не доверяющего вам человека. Мы узнаем, как обеспечивать стопроцентную надёжность в том, чтобы ваше сообщение дошло до получателя, было помешено у него внутри в правильное, безопасное для этого сообщения место и чтобы этим сообщением правильно воспользовались. Важно понять одну простую мысль. Убедить другого крайне трудно. В принципе, убедить другого невозможно.
Убедить другого можно лишь если он доверяет вам. Или - если то, в чем вы его убеждаете находится в его интересах. В общем - либо если он убеждает себя сам, либо - если у вас есть: -
ресурс влияния, -
ресурс убеждения, -
ресурс отношений, -
ресурс доверия, -
ресурс авторитета. Если это есть, - то всё просто. Вы говорите: И всё будет хорошо. Человек вам поверит. Так обычно и бывает, когда у вас есть эти самые ресурсы влияния и убеждения, есть запас отношений и доверия. Но нас интересуют сейчас другие типы ситуаций и отношений - когда у нас нет ресурса влияния, нет достаточного для этого уровня доверия со стороны другого человека, нет прочной и проверенной совместной истории, доказывающей, что вам можно верить (типа кредитной истории), нет достаточно надёжных отношений, нет рекомендаций, не доказана наша роль эксперта, нет нужного авторитета и так далее. Основной принцип - говорить лишь то, что можно проверить прямо сейчас. Говорить языком описательным - описывая нечто. Описывая события.
Ничего не называть и не квалифицировать. Оценок не давать. Было вот это и это. Описывать лишь то, что доступно восприятию или воспоминаниям другого человека. Чтобы ему легко было получить доступ к исследуемому материалу (ситуации, явлению, процессу) и легко проверить ваши слова НА СООТВЕТСТВИЕ описываемым событиям. Чтобы было понятно, все-таки, сравню два противоположных принципа. Первый путь - обычный. Обычный путь - убеждения, насовывания мнений, попытки сделать так, чтобы вам поверили. Этот путь даже не предполагает проверок. Это путь веры и доверия. Проверка здесь не при чём. Реальность и факты тут точно не при чём. Они не интересуют того, кто пытается убедить другого и вызвать доверие. "Главное - чтобы мне поверили. Главное - чтобы человек принял то, что я говорю!" А то, что ты можешь вызвать доверие, и человек тебе поверит, пойдя за тобою, уступив тебе, хотя бы даже из вежливости, или из страха, но потом-то он очнётся! Или другой вариант - а потом и затем он поверит другому человеку, говорящему противоположное твоему. Ещё раз: НАМ НУЖНА НАДЁЖНОСТЬ! Второй путь. Путь проверок. Никаких доверий. Никаких надежд. Только проверенные шаги. Проверяете каждый шаг вы. Проверяет каждый шаг другая сторона ("убеждаемая"). И третье, и самое главное: проверяете вы, насколько качественно проверяет другая сторона. Самая большая сложность этого пути - чтобы другая сторона начала проверять. Пока она находится в защитной позиции - вам трудно что-либо сделать.
Как только человек начал проверять (в своей голове проверять, у вас проверять, сверять хоть что-либо с чем-либо) - всё (!) дело сдвинулось, вы можете работать с данным человеком. Важно помнить и понимать! Этот материал абсоллютно не пригоден для манипуляций и обмана. Так же, как непригодно большинство материалов на моём сайте и фактически все мои статьи. С их помощью вам не удастся лучше манипулировать или обманывать. Но для случаев, когда ваши намерения чисты, и вам важно идти честно - мои материалы просто незаменимы. Они снабжают вас такой защитой, такой мощью, такой ориентированностью в ситуации, что их роль крайне трудно переоценить. Спросите, как работать? Отвечу. Предоставляя ему материал для проверки. Как сделал молодой человек из истории.
Первое. Он не убеждал и не апеллировал к доверию девушки (Зачем? Она уже не верила и всё равно не поверила бы!) Наоборот, он "сомневался" в своих словах и опознаваниях, и приглашал усомниться (присоединение!) и проверить саму девушку. И, заметьте! Девушка шла за ним. Она дважды проверяла внутри себя. Вторе. Быть готовым усомниться в верности своих слов и опознаваний. С лёгкостью идти проверять положения своих слов. Идти проверять "внутрь себя". Физически проверять - открыть, посмотреть, позвонить, переспросить и так далее. Ваша готовность усомниться в верности ваших слов и готовность проверить их на соответствие реальному положению дел - открывает любые ворота защит и страхов другой стороны. Человек начинает вам верить. Третье. -
Прямо при собеседнике проверять свои слова на соответствие фактическому положению дел. -
Приглашать собеседника помочь вам проверить себя. -
Приглашать собеседника проверять в его голове ваши слова на соответствие тем фактам и наблюдениям, которые ему доступны прямо сейчас. Он должен начать проверять, сверять и искать ПРЯМО СЕЙЧАС, при вас. Приглашать другую сторону проверять всё, что вообще возможно к проверке и сверке. Четвёртое. Говорить ТОЛЬКО о том, что он может прямо сейчас проверить. ИЗБЕГАТЬ слов и аргументов, которые человек не может проверить прямо сейчас, и которым ему придётся поверить. Опасайтесь убеждать человека. Опасайтесь эксплуатировать его доверие. Помните, что при малейшем сбое, при малейшем несовпадении того, в чем вы его убеждали и реальности - его доверие к вам будет таять, причём, не обязательно адекватно степени несовпадения. Вы можете ошибиться в утверждаемом вами на пять копеек, но доверие к вам и вашим словам может упасть (неконтролируемо с вашей стороны упасть!) на тысячи долларов. Важно, чтобы другой человек понял, почувствовал и увидел, что вы не надеетесь на то, что он вам просто поверит, просто за красивые глазки допустит вас в Зону его Доверия. На самом деле есть вещи, которые легко можно проверить, к ним относится и ваш непосредственный опыт. Врать на самом деле намного сложнее, чем это принято считать. Большинство людей достаточно легко определяют ложь другой стороны, когда она говорит о своём опыте. Говорите о том, что вы испытали или чувствуете прямо сейчас, и это будет очень легко проверить другой стороне. Вот тогда вы получаете шанс на его настоящее доверие. Итак, -
говорить только то, чему вы являетесь свидетелем, -
только то, что можно проверить и пронаблюдать, -
избегать несенсорно-обоснованных терминов, и особенно оценок ("Это великолепный отель!"; Лучше сказать то, что легко проверить и вам и ему: "Мне понравилось там!".) Назовите то, что он прямо сейчас проверит, и результаты сверки ПОДТВЕРДЯТ ему правоту ваших слов. Ищите. Если вы считаете, что говорите дело, и что вам нужно и стоит поверить, вы это откуда-то взяли. Вы что-то пронаблюдали. Вы что-то сверили с чем-то. Не скрывайте этого от собеседника. Пусть тоже убедится в наличии того феномена, о котором вы говорите ему. Путей здесь всего два. Об этом в следующих моих текстах и на моих тренингах. Эту статью полезно перечитывать раз в пол-года |