Обо мнеОтзывыКонтакты
Система Orphus

Избранные темы
Новинки в моих статьях
Популярное в «Мои статьи»
Новые темы форума
Популярное на форуме
Голосование
Понравился ли Вам сайт?
 
Границы сфер ответственности на предприятии Версия в формате PDF Версия для печати Отправить на e-mail
Просмотров: 7030
Рейтинг: / 0
ХудшаяЛучшая 

 Александр Вакуров   
Сферы ответственности описывают и затрагивают

  • То, за что человек отвечает
  • То, что он обязан делать
  • То, чего не имеет права делать другой человек
  • То, во что со стороны можно вмешиваться только с разрешения


Границы сфер ответственности описывают области перехода со сферы ответственности одного человека на сферу ответственности другого.




Они отвечают на вопрос, где та граница, которая показала бы нам,

• Где мое дело, а где не мое?
• Где я обязан вмешаться? Где я обязан отреагировать? Где я обязан действовать?
• Где я обязан самостоятельно принимать решение, без риска превысить полномочия? Обратите внимание - «без риска превысить полномочия», а не «без риска за себя», или «без риска за результат»!
• Где я имею право действовать, говорить, спрашивать, запрашивать информацию, приказывать, принимать решение?
• Где я имею право и обязан отстаивать свою точку зрения? А где это не мое дело иметь собственные точки зрения?
• Где мне нельзя вмешиваться?


Нижние границы

Переходя нижние границы собственной сферы ответственности, я:

1. Отвлекаю себя от тех дел, которые я действительно должен делать. Отвлекаю собственное внимание, ресурсы, время, силы, энергию, мышление, и т.д.
2. Мешаю тому, в чью сферу ответственности я вмешиваюсь. Отнимаю его веру в свои силы. Даю ему право не заботиться о своих сферах ответственности.
3. Даю ему право вмешиваться в мою сферу ответственности (в его голове). Он начинает думать о том, что входит в мою сферу ответственности, иметь свое мнение по вопросам, которые входят в мою сферу ответственности.


Верхние границы

Верхние границы своей сферы ответственности необходимо защищать!

Вмешиваемся мы за пределы своих верхних границ чаще всего в своей голове - когда осуждаем свое руководство.
И когда обсуждаем его действия и решения с другими.
Когда жалуемся на него.


Либо когда вообще считаем, что имеем право иметь свою точку зрения о том, на что мы не имеем права иметь точку зрения (отдельная, тонкая и сложная тема, мы разберём её намного позже; тема о том, что оказывается, мы не всегда имеем объективное право на точку зрения; есть вещи, о которых никто не имеет права что-то считать, например, о том, что у вас в холодильнике, или на полке в шкафу, и чем бы это лучше по моему мнению заменить). Есть вещи не нашего ума дела, реально не нашего, не по человечески не нашего, не личностно не нашего, а - по функциям и месту в системе не нашего ума дела. Например, не дело уборщицы считать, с какой стороны у гендиректора на столе должен стоять телефон, или какими чернилами пишет его ручка. И не дело гендиректора иметь своё мнение, какого цвета нижнее бельё у уборщицы, если только они не связаны чем-то большим, чем контрактом с одной и той же фирмой.



С другой стороны:





Люди боятся обращаться непосредственно к руководителю, считая, что «это не мое дело», и что «он может оскорбиться», или «наказать меня» за то, что «я лезу не в свое дело».


Но подчиненные могут быть великолепными источниками обратной связи, и творческих инициатив для руководителя.

Поэтому во первых, необходимо регулярно прояснять, уточнять, и согласовывать свои верхние границы.

Во вторых, если Вы, все-таки, решили, что пришло время (об этом позже), Вы всегда можете запросить у руководителя право на уточнение, или обратную ему связь. Для этого достаточно просто заранее извиниться за возможное превышение полномочий и ответственности: «Я могу быть не прав, но я хотел бы кое-что уточнить. И если я вмешиваюсь не в свое дело, я прошу меня остановить», «Если я сделаю и скажу что-либо некорректное, я надеюсь, Вы мне об этом сообщите», «Мне сложно определить («Я не знаю»), мое или не мое это дело, но…»


Когда можно рискнуть вмешаться за верхнюю границу?


Параметры, позволяющие определять, входит что-либо в сферу ответственности, или нет:

Последствия. Если последствия действий человека, затрагивают сферы ответственности или сферы интересов другого, то действия человека затрагивают сферу ответственности другого - но косвенно.

Интересы. Если нечто затрагивает непосредственные интересы человека, должности, которую он занимает или его отдела - он может задуматься над тем, что возможно это нечто может входить в его сферу ответственности и начать проверять у своего руководителя.

Любая проблема на предприятии в первую очередь должна вызвать подозрение на не прописанность или не прояснённость сфер ответственности должностных лиц и главное, что чаще всего и бывает - границ в сферах ответственности.

Границы, напоминаем, могу быть верхними (см.), нижними (см.) и соседними, боковыми - горизонтальное распределение ответственности между лицами одного управленческого уровня, либо участвующими в одной технологической цепочке.



Продолжение следует ...



Опубликовано на www.vakurov.ru
06.10.2009
Последнее обновление ( 08.10.2009 )
Просмотров: 7029
< Пред.   След. >
С этим материалом чаще всего читают:
 
Понравилась статья? Поддержите сайт vakurov.ru: Яндекс-кошелёк: 410011863704905

Просмотров: