Обо мнеОтзывыКонтакты
Главная
Форумы
Мои статьи
Зарисовки с натуры
Мои тренинги
Отзывы с моих тренингов
Мои стихи
Статьи других авторов
Семейная психология и психотерапия
Трансперсональное
О психотерапевтах
Учись думать сам!
Саморазвитие
Психотерапия
Психология
Пригодится!
Философия
Бизнес
Тренинги
Продажи
Переговоры
Маркетинг и реклама
НЛП и Эриксоновский гипноз
Стихи других авторов
Словари
Карта Сайта
Контакты
Мои статьи неоконченное
Ссылки
Ссылки 2
Поиск
Стихи других авторов
Система Orphus

Избранные темы
Новинки в моих статьях
Популярное в «Мои статьи»
Новые темы форума
Популярное на форуме
Голосование
Понравился ли Вам сайт?
 
Про тренера, тренерство и тренинговые программы Версия в формате PDF Версия для печати Отправить на e-mail
Просмотров: 8003
Рейтинг: / 2
ХудшаяЛучшая 

 Ленько Светлана   

1. Дао тренера.

(Изначально задумывалось как предисловие к тексту «…..», который еще не дописан)

 

Если тренер не лидер для группы – он уже не тренер, даже если об этом крупно сообщает его бейдж.

 

Лидер – это не тот, кто много командует, а тот, кто командует незаметно и результативно.

Когда тренера много - толку, часто, мало. Чем больше тренера – тем меньше группы. И наоборот.

 

Опасайтесь остаться в одиночестве!

 

Тренинг не для тренера. Тренинг для группы.

 

Чем меньше делает тренер – тем больше делает группа.

 

Если группа для тренера - объект воздействия, - можно не ждать содействия. Ждать тоже можно, только: Осторожно!

 

Группа всегда мудрее тренера.
Мудрый лидер знает об этом. А группа – нет. Это и не нужно.

 

Группа всегда сильнее тренера. Мудрый лидер молчит об этом.
Он просто становится частью группы.

 

Мудрый тренер умеет держать легкий флер достижимой недосягаемости.

Если тренер категорически не досягаем – группа теряет интерес, а тренер теряет группу.

 

Мудрый тренер не столько анализирует, сколько утилизирует.

Когда мудрый тренер «поет свои сказки» – внимательно замирают даже мухи.

Его «тяжелая артиллерия» - чувство юмора, паузы и своевременный кофе-брейк.

 

Если тренер доверяет процессу, группа доверяет тренеру.

Мудрый тренер, видя границы группы, обращается к тому, что чуть за их пределами.

 

Прежде чем стать мудрым,
тренеру очень много раз приходилось сознаваться самому себе в собственной глупости.

О том, что тренер мудр больше известно группе, чем ему самому.

Примечание:

Эти афоризмы, как и Мудрый Тренер, не претендуют на исчерпанность и окончательную истинность.
За пригодность текста к употреблению ответственность несет потребитель.


2. О тренинговой программе.


Сказанное в разделе «Дао тренера», касается только тех, кто ведет тренинги определенного типа: где проживание нового опыта взаимодействия с собой и другими входит в формат.


Где процесс развития группы (и каждого в ней) важнее задуманной тренером программы, что не отменяет исполнения заявленной программы, но может вносить существенные коррективы в то, как происходит ее исполнение. В разных группах одна и та же программа может выглядеть по-разному.

 

Это отличается от программ с применением интерактивных методов обучения, когда преподаватель дает информацию, объясняет, как надо делать, а участники пробуют, делятся впечатлением в парах, уточняют, понимают.


Это тоже часто называют тренингом, а преподавателя – тренером.

 

Для меня – это разные вещи:

 

*На тренинге-с-преподавателем речь идет о том, как правильно надо делать, чтобы было лучше. Это «как» предлагает преподаватель.
Задача группы максимально понять, запомнить и применять (что случается единично).


Критерии процесса:

  • получается – не получается,
  • понятно – не понятно,
  • запомнил – не запомнил, и пр.


Тренинг-с-преподавателем – это обучающая программа.


*На тренинге-с-тренером речь идет не столько о «как» делать, но и

  • кто ты, когда делаешь,
  • какой ты, когда делаешь,
  • где ты, когда делаешь,
  • что ты делаешь тем, что делаешь,
  • и с тем, что получаешь как результат.


Это процесс совместного исследования Участника-Группы-Тренера.


Результативность изменений после тренинга-с-тренером всегда выше, чем в преподавательской программе.


Важный результат – появление «внутреннего тренера».


Критерии процесса:

  • действие – результат,
  • шаблоны – творческий поиск,
  • осознан – не осознан, и пр.


Тренинг-с-тренером – это развивающая программа. Исполненная талантливо, такая программа всегда терапевтична.

 

Слово, подходящее в обоих случаях: ведущий.

 

Тренинговая программа, по типу ведения, может быть 100%-но тренерской или 100%-но преподавательской. Или иметь в соотношении то и другое. Лучше не в ущерб результату. Ущерб случается, когда ведущий не определился, какой «стул» для него основной в этой конкретной программе.

 

Тренерство может включать в себя преподавание,
преподавание не включает в себя тренерство.

 

В данном контексте слова Тренер и Преподаватель означают формат, который может исполняться одним человеком.

 

Одно не лучше или хуже другого.
Они обслуживают разные задачи.
Это важно четко различать и тренеру и преподавателю тренинговых программ.


3. Разница между тренером и преподавателем,

для меня, в следующем:

 

Преподаватель подстраивает группу под программу.
Тренер – программу под группу.

 

Смысл результата для преподавателя – усвоение материала участником.
Смысл результата для тренера – изменение моделей взаимодействия участника.

 

Преподаватель «на сцене» - группа в «зале». Между ними активное взаимодействие и обмен.
Тренер – внутри группы, он – часть группы. Разделение пространства отсутствует.

 

Роль преподавателя фиксирована (Р) (см. Трансактный анализ.)).
Он может быть виртуозен, артистичен, многогранен в ее исполнении, но роль фиксирована.
Тренер в рамках групповых процессов может менять роли (В, Р, Д).

 

Когда ведущий Р.

группа затихает, слушает, задумывается, запоминает, записывает, спрашивает.
(Боится, прячется – это вариант проблемного родителя и негожего тренера)


Когда ведущий В.

группа внимает, анализирует, активно проясняет, экспериментирует,
создает совместное смысловое пространство, творит новые индивидуальные смыслы.


Когда ведущий Д.

группа может не только «оттянуться по полной» в игре и радости, но и неожиданно повзрослеть.

 

Тренинги-с-преподавателем чаще подходят для групп с внешним (относительно участника) заказчиком, например, шеф или компания.
Тренинги-с-тренером, чаще, подходят для тех, кто внутренне мотивирован к саморазвитию и сам выбирает тренинг.
Первое не исключает второго.

 

Преподавателем может стать каждый, кто выбрал это.
Тренерство может выбрать или не выбрать того, кто выбирает его.
Отличный тренер встречается реже, чем отличный преподаватель.

 

Тренерство, как и преподавание, может начинаться как компенсаторный личностный механизм.
У тренера намного больше шансов перерасти это, чем у преподавателя.
Рост профессионала компенсаторного типа всегда ограничен рамками его личности.

 

На тренинге личность тренера растет вместе с группой.
Преподаватель на тренинге совершенствует методы и знание предмета.

 

Для преподавателя идентификация с профессией возможна и часто встречается.
Для тренера – это дыра в его профессионализме, куда он может провалиться.

 

Преподаватель – это, возможно, на всю жизнь.
Тренер – занятие временное *(имхо), хоть и может быть весьма продолжительным.

 

 

* См. «Памятка тренера» Екатерины Михайловой. (Мне нравится. Это текст давний. Сейчас все сильно изменилось).

********************************************************************************

 


 

Про тренера, тренерство и тренинговые программы. Беглые заметки.

 


 

 

Опубликовано на www.vakurov.ru
08.10.2009
Последнее обновление ( 30.10.2009 )
Просмотров: 8002
< Пред.   След. >
 

Множество браков заключаются прежде того момента, как молодые люди успешно развелись со своими родителями и утвердились в своем праве быть отдельными личностями. Попытка стать членом новой семьи, когда человек еще не рискнул отделиться от старой, рождает фобию.

Карл Витакер

Просмотров: