Материал может показаться пустым умствованием. На самом деле он даёт четкие ориентиры в исследовании процессов в вашем сознании и мышлении, а так же в сознании и мышлении (и даже в душе, теле и в чувствах) другого человека.
Это только начало, но начало важное. 2 Х 2 = 4 - это основа многих важных наук. Хотя мы знаем, что уже есть науки, в которых дваждыдвачетыре уже не постулат.
Итак, начинаем.
1.
Употреблённая категория сообщает о системе применяемых человеком категорий и критериев.
Сравните: "Красный" и "Квадратный".
«Красный» - применяется система категорий цвета.
«Квадратный» - применяется система категорий формы, причём, в добавление мы уже видим в этом случае переход на другой уровень.
В слове "квадратный" добавляется ещё один параметр. О "квадратном" мы говорим как правило учитывая форму на плоскости. О форме в трёхмерном пространстве мы говорим как правило другими терминами - "куб", "коробка".
Получается, что в слове "красный" предполагается (неявно и не очень настойчиво) наличие двух или более измерений, а в слове "квадратный" эта информация фактически почти впаяна в термин.
2.
Употреблённая категория говорит ещё и о категориальных и критериальных сетках, присутствовавших при выборе и при употреблении категории.
Сравните "Синий" и "Синенький".
Употреблённая категория говорит о том, какие ЕЩЁ системы координат используются. "Синенький" предполагает, что может существовать ещё и система цветов "Коричневый", "Зелёный", и что уже существует подразделение либо на количество цветности, либо система отношения к конкретному цвету, либо вообще это сообщение о гендерной принадлежности употребляющего категорию.
Употреблённая категория говорит больше, чем то, что в неё входит. Она всегда несёт информацию о более широких контекстах.
Слово "синенький" ВЫШИБАЕТ нас из ЕДИНСТВЕННОЙ системы категорий цвета. Он мощно сигнализирует нам о том, что существуют ЕЩЁ КАКИЕ-ТО категории, системы категорий и критериев, о которых мы не знаем. Да, мы не знаем о них, но мы можем уже с высокой долей вероятности говорить о достоверности наших догадок и предположений о наличии ДРУГИХ, не называемых пока контекстов.
3
Где всё это важно? Слушая другого человека мы можем обращать внимание на то, какие системы координат, какие системы критериев, какие системы категорий он использует. Какие категориальные и критериальные сетки.
Это нам много может сказать о том, в каком контексте, в какой ситуации сейчас или вообще - в каком мире человек живет и находится.
О том же, но с других ракурсов в моих статьях:
О лени и воле
Об эгоизме и манипуляциях
Когда мы употребляем слово "проблема"
О протестных реакциях у взрослых людей - это всё о том же.
О психологии рабов
|