Вы наверное встречали в кино, книгах или в своей жизни, когда мудрый человек говорит другому, находящемуся в затруднении, что сказать или как начать говорить: "НАЧНИ С ГЛАВНОГО". Хороший совет, и очень даже верный. Вообще это одна из основных стратегий взаимодействия в продажах, переговорах и управлении*:
-
качественно всё подготовить, идти постепенно, проверяя каждый следующий свой шаг (подготовить контекст и собеседника)
-
если не знаешь, что делать и как готовиться - говори прямо и просто, начни с главного.
Эта статья в первую очередь для продажников, людей, чьи доходы формируются в основном за счёт их искусства продавать. Материал очень даже пригодится переговорщикам, руководителям, подчинённым, родителям, детям, чиновникам различного уровня, просителям в различных инстанциях, докторам, работающим с пациентами, пациентам, ходящим по докторам, фрилансерам, специалистам техподдержки, работающим с уродами-клиентами и клиентам, замученным чудовищами из техподдержки. Итак, когда вы не знаете что делать, что говорить и с чего начать, вам стоит начать с самого главного. Это мы уже поняли и приняли. Но тут у нас возникает одна проблема.
----------------------
* - методы влияния в форме "игры с контекстами", когда мы создаём контекст, и он сам работает за нас, мы будем освещать в дальнейших наших работах. Манипулятивные же методы, техники и подходы мы вообще не рассматриваем в рамках разработанной нами модели.
---------------------
Что за проблемам? Ага, я начинаю с главного. С самого главного. Но если мы вдумаемся, то у нас появятся вопросы.
-
"Главного для кого?"
-
"Главного с точки зрения какой системы координат?"
-
"Главного с чьей точки зрения?"
-
"Главного для каких целей?"
-
"Главного для какого процесса?"
-
"Каковы критерии выбора главного"
И так далее.
Мы не будем здесь и сейчас искать ответы на эти вопросы, предоставив читателю самому разбираться в этом интереснейшем материале внутри себя и своих рабочих ситуаций. Мы подойдём чуть иначе. Возьмём первый вопрос: "Главного для кого?" И спросим даже:
-
"Что является главным для большинства обычных людей?"
-
"Что для них является главным, когда они в стрессе?"
Мы с вами понимаем, что говорим о ситуации, когда вы в затруднении, а значит, в стрессе, неважно,
-
вы только ещё в процессе подготовки к телефонному звонку (холодные продажи, или "по холоднячку" предложение старому клиенту нового товара), встрече,
-
или вы уже в самом разгаре встречи или телефонного разговора.
Читатель понимает, что "нормальному" обычному человеку в стрессе чаще всего ближе свои достаточно примитивные желания:
-
денег бы!
-
купите, твари!
-
кому, кому, кому!
страхи и опасения:
протестные реакции и нежелания:
-
опять унижаться..
-
как всё надоело
-
не могу больше!
Ставя под вопрос способность нормального человека соображать в стрессе, мы выводим правило:
Человек находясь в стрессе в первую очередь ОБРАЩАЕТ своё ВНИМАНИЕ в первую очередь на то, что важно ему самому. Поэтому при определении главного он может крупно ошибаться.
И уже поэтому совет начать с главного не всегда работает. Вернее скажем, он работает, но в особых контекстах. Когда вы пришли просить о помощи, когда вы отказываете кому-то, сообщаете нежеланную для него информацию, и так далее - здесь совет начать с главного может сыграть решающую роль в облегчении бремени ситуации. Юлить и откладывать на потом, оттягивать нежелательный момент истины тут не очень полезно. Скажи сразу и прямо и самое главное - и избежишь кучи неприятных моментов, и другого избавишь от неуместного и томительного ожидания. Если тебе нужна помощь, так и начни: "Мне нужна твоя помощь!", а потом уж раскрывай детали. Вам не раз приходилось, наверное, сталкиваться с ситуацией, когда человек что-то тянул и мямлил, и вы не знали, что на самом деле ему нужно, и раздражались всё больше и больше, и когда человек подходил уже к формулированию самой просьбы, вы уже были раскалены настолько, что в просьбе этой отказывали, либо шли этому человеку навстречу с намного меньшим желанием, чем если бы он сразу сообщил вам, что ему нужно.
Начиная с главного, удерживай в своём внимании другого человека а не себя. Говори о главном ДЛЯ НЕГО, а не для себя.
Чтобы объединить обе мысли, и дать совет, правило для всех (большинства) контекстов, давайте скажем так:
Начинайте с главного для главного.
Это уже более тонкая мысль. Начинайте с главного для человека, являющегося главным в данном взаимодействии. "Главным" - это значит, тем, от кого зависит дальнейшее. Кто реально управляет дальнейшими событиями. Либо кто может повлиять (помешать) на нужные Вам события. Кто "главнее"? А тот, от кого больше зависит, кто более управляет будущим - ближайшим и отдалённым будущим того, что вам нужно.
В продажах главный кто? Конечно же покупатель.
В переговорах главный кто? Другая сторона? Нет. Вы? Нет. Главных нет? Нет, есть. Так кто же? Главные - все стороны-участницы в переговорах.
То есть, вы начинаете с главного для обоих. Главного, что вас объединяет:,
-
"Насколько я понимаю, для нас с вами главное как можно скорее заключить сделку",
-
"Нам обоим важно сделать всё правильно"
-
"Нам обоим важно не обмануться"
или главного для каждого из вас:
-
"Иван Иванович, вам важно убедиться, что оплата поступит вовремя, а нам важно убедиться, что мы не ошибаемся сделаном выборе"
И сказанное главное определит всё дальнейшее ваше взаимодействие, задавая рамки для всего, что будет далее - если, конечно, эту рамку примет другая сторона.
Так... А на работе? Когда вы идёте с чем-то к начальнику? Правильно, главный - начальник. А если к коллеге? Главный коллега ... не во всех, конечно, ситуациях...
А если вы начинаете говорить с подчинённым, кто главный? Ага. Увы. Подчинённый. Это ОН объект Вашей коммуникации, поэтому он является для вас главным, и это С ГЛАВНОГО ДЛЯ НЕГО вы начнёте.
В редких ситуациях с ним можно и стоит начать с главного для предприятия или с главного для ЕГО подчинённых, или с главного для его сослуживцев.
И конечно, есть контексты, в которых главный это вы сами. Так что же это за контексты, где главный это вы?
-
Это контексты, в которых вам нужна помощь: "Мне нужна Ваша помощь!"
-
контексты, где вы лишены ресурсов влияния на ситуацию, а человек на вас надеется: "Наш отдел не справится, мы можем вас подвести"
-
контексты, в которых вы абсолютно убеждены в позитивнейшем отношении к вам (у вас есть ресурсы влияния),
-
либо вы убеждены в надёжности партнёра по взаимодействию: он смышлен, оперативен, обладает необходимыми ресурсами, он достаточно мотивирован, у него в ценностях собственная надёжность и так далее.
Во всех остальных случаях вы начинаете с главного для собеседника, а не для вас.
Как узнать, что главное для собеседника, особенно когда вы его ни разу не видели?
Об этом в наших дальнейших публикациях.
И конечно же, есть ситуации, когда главное для вас и главное для собеседника совпадают.
Одесса. Вечер. - Мойша, ты чего ворчаешься? - Да вот, Сарочка, не могу уснуть: я должен Абраму денег, завтра их надо отдавать, а у меня их нет.
Сара, значит, выходит на балкон, поднимает голову: - Абрам! Абра-ам! - Что, Сарочка? - Тебе Мойша денег должен? - Должен - Так вот, он тебе их не отдаст! Возвращается обратно: - Спи, Мойша, пусть теперь Абрам не спит!
|