Обо мнеОтзывыКонтакты
Главная
Форумы
Мои статьи
Зарисовки с натуры
Мои тренинги
Отзывы с моих тренингов
Мои стихи
Статьи других авторов
Семейная психология и психотерапия
Трансперсональное
О психотерапевтах
Учись думать сам!
Саморазвитие
Психотерапия
Психология
Пригодится!
Философия
Бизнес
Тренинги
Продажи
Переговоры
Маркетинг и реклама
НЛП и Эриксоновский гипноз
Стихи других авторов
Словари
Карта Сайта
Контакты
Мои статьи неоконченное
Ссылки
Ссылки 2
Поиск
Стихи других авторов
Система Orphus

Избранные темы
Новинки в моих статьях
Популярное в «Мои статьи»
Новые темы форума
Популярное на форуме
Голосование
Понравился ли Вам сайт?
 
Дисгармония бытия и невроз. Версия в формате PDF Версия для печати Отправить на e-mail
Просмотров: 7978
Рейтинг: / 0
ХудшаяЛучшая 

 Шелкопляс Е.В.   

Теория оптимума адаптации и развития человека и социума как когнитивно - поведенческий инструмент преодоления экзистенциальной дисгармонии.

 

По признанию многих специалистов экзистенциальный подход является одним из самых значительных направлений развития европейской, а затем и американской психологии и психотерапии [8].


В основу философии существования положены идеи крупнейших европейских мыслителей - С.Кьеркегора, Ф.Ницше, В.Дильтея, Э.Гуссерля, М.Хайдеггера, Ж.П.Сартра, А.Камю, К.Ясперса, М. Бубера Г.Марселя и др. Важно отметить, что это философское течение в начале 20-го столетия в России нашло отражение в трудах Ф.Достоевского, Н.Бердяева, Л. Шестова[4].

 


Декларированное первоначально одиночество человека перед лицом Бога (С.Кьеркегор) трансформировалось в экзистенциализме в одиночество человека перед лицом ничто, которое неизбежно порождает основное состояние страха. Однако, именно такое состояние способно открыть человеку бытие, привести его к самостоятельности в бытии и к свободе. Поэтому порожденный бытием страх индивид должен сознательно взять на себя и переносить его, такое принятие определяется как состояние решимости.


Среди устоявшихся в современной экзистенциальной психологии и психотерапии положений, одним из главных является утверждение, что экзистенциальное мышление предполагает анализ не искаженный «повседневностью», в котором по мере надобности участвует физически-душевно-духовный человек целиком, вместе со всеми своими чувствами и желаниями, со своими предчувствиями и опасениями, своим опытом и надеждами, заботами и нуждами. Только такому мыслителю открывается истина, «существенное в вещах и явлениях». Повседневный рассудок слеп к ценностям, но именно ценности являются тем, что делает вещи познаваемыми в своей сути и приводят в движение жизнь. Благодаря понимающему постижению свободы человек способен стать подлинным, аутентичным, в противном случае, будучи заброшенным в бытие, он не сможет найти самого себя. Ведущее качество экзистенциального бытия – отталкиваться от настоящего и быть постоянно устремленным в будущее. Важнейший практический вывод экзистенциальной психологии – принципиальная способность принятия человеком на себя ответственности за достижение подлинности, аутентичности, самоактуализации.

Главная ценность экзистенциализма заключается в том, что это трезвая, внешне суровая, ответственная, мужская позиция, принимающая закономерное развитие событий, Софию Божественную, как неизбежное, а потому развитие желаемое и постигаемое, на протяжении века данного индивиду Софией тварной, позиция превращающая бремя судьбы в радость личной миссии, трансформирующей инфантильную формулу бытия «жить страшно» в лозунг деятельного идеализма и системного оптимума развития – «жить страшно интересно»[5]. Экзистенциализм, в сущности, еще одно имя любви человека к Софии, стремления к познанию Целого, имя которым это стремление обозначил XX век.


Известный российский врач и священнослужитель В.Ф.Войно-Ясенецкий признавал как влияние телесной стороны человека на духовную, так и обратное влияние духа на тело, называя духом сферу, где преобладает духовная сторона, а душою – ту сферу, где духовное сопряжено с телесным теснейшим образом и зависит от него [1].


Один из наиболее ярких мыслителей русского экзистенциализма Н.А. Бердяев утверждал примат свободы над бытием, ибо она уходит своими корнями в небытие; он говорил также о разумном ходе истории, об откровении бытия через богоподобного человека [2].
Экзистенциальный подход наряду с единством его сторонников в оценке ответственности человека за качество собственного бытия демонстрировал и серьезные противоречия. Указанные противоречия экзистенциализма, например, проявлялись в определении основного вопроса бытия.


М.Хайдеггер в экзистенциальной онтологии утверждал, что основной проблемой является вопрос о смысле бытия. Базовыми экзистенциалиями, т.е. категориями и способами человеческого бытия, по Хайдеггеру, являются страх, бытие-в-мире, забота, понимание, настроенность, заброшенность. Его подход есть, прежде всего, один из разделов метафизики бытия и вещей, но это и новая фундаментальная онтология XX века, которая, в отличие от старой, сферу реального не ограничивает лишь материальным, но берет в расчет и сферу психическую, душевную и духовную, как отдельного человека, так и человечества в целом.


К.Ясперс полагал, что в экзистенциальном озарении вопрос о смысле существования требует сосредоточения внимания на уяснении способа бытия человеческой экзистенции и ее отношении к божественной трансценденции. С его позиции, подлинному самостоятельному бытию способствует процесс познания, «в себе-бытие», соединяющее его с трансценденцией, которая обнаруживается посредством «шифра». Его обращение к людям означает предложение и возможность задуматься о «подлинном существовании».


Направление экзистенциализма, идеологом которой являлся Ж.П.Сартр, есть, по сути, трансформация взглядов его предшественников, прежде всего Хайдеггера, в новую, субъективную метафизику. Он декларировал освобождение человека от всякой целостности (человеческих организаций, мира идей, понятий), обуславливающей его жизнь и довлеющей над ним. Этот подход ставит изолированного в мире индивида перед лицом такого же изолированного Бога, перед которым человек и предстает со страхом и трепетом.


Такого рода противоречия, вызванные субъективными особенностями истории развития личности великих мыслителей снимают вопрос об истинности того или иного метода, как проблеме ложной, в основе сводимой к субъективной симплификации, которую И.Кант, полемизируя с Д.Беркли, утверждавшем, что «вообще нет ничего реально существующего, кроме субстанции духа, души и моего Я, как отпечатков божественного духа», определял как «скандал в философии», указывая на то обстоятельство, что «чистая философия», несмотря на свои тысячелетние усилия, не открыла еще никаких положений, признаваемых всеми философами в качестве очевидных, кроме нескольких логических аксиом.


Для преодоления тупиков солипсизма, даже умеренного, мы предлагаем использовать принципы конвенциальности взглядов специалистов соответствующего времени, принцип эмпириокритической обоснованности социально-психологической модели, а также основные положения разработанной нами теории системного оптимума адаптации и развития человека и социума [5].


Проблема понимания человеком самого себя, а также человека человеком, представляет собой важнейшую тему психологического консультирования и психотерапевтической работы. Знак, шифр, слово – есть понятия, имеющие первостепенное значение не только в филологии, культурологии и философии, но и в современной психологической науке.


Известно, что язык, в частности, служит для создания, презентации и передачи моделей нашего опыта[3]. Очевидно, что психологическая помощь, не основанная на глубоком понимании другого человека – бессмысленна. В античной Греции термин «рема» обозначал слова, связанные с общением, а слова, связанные с проявлением разума определялись понятием «логос». В то время понятие Логос заключало в себе управляющий и объединяющий принцип Вселенной. Гераклит определял Логос как универсальный принцип, с помощью которого все вещи связаны между собой и на основе которого происходят все события в природе. Стоики полагали, что «Логос» есть созидающий и управляющий принцип Космоса, присущий любой реальности и пронизывающий ее. Филон, современник Христа, считал, что «Логос» есть посредник между абсолютной реальностью и чувственным миром.


И.Гердер, основатель европейской славистики, в своей философии языка подчеркивал связь прогресса в истории и в природе, отмечая, что «разум не только возникает, но и развивается лишь вместе с речью».


Современная психология, предназначенная искать ответы на проблемы человека нового времени, понимает разум и речь человека значительно шире, нежели устную и письменную, внутреннюю и внешнюю речь, черпает новые подходы и технологии также и в герменевтике, научном постижении явлений духа. Не случайно М. Хайдегер в работе «Sein und Zeit» называет герменевтикой свою феноменологию существования.


С позиций теории системного оптимума адаптации и развития (ТСОАР) написанные и сказанные слова (обыденная речь) являются «поверхностными структурами», лишь отражающими, но не прямо передающие «структуры глубинные», смыслы как ситуационные, так и перспективные и вечные, суть которых интеграл подсознательных и сознательных мотивационно-аналитических процессов, а также психологических защит от осознаваемых и неосознаваемых источников боли, нарушения самооценки. Наряду с «сильными сигналами», означающими действия воспринимаемые сознанием (главным образом произносимый текст общения) в интеракциях существует несравненно более массивный пласт информации. Нейрофизиологический анализ показывает, что объем информации, обрабатываемой психикой на уровне бессознательного, превосходит то, что обрабатывается на уровне сознания на 8 порядков (Е.Хомская). Поэтому в психологическом консультировании и психотерапии существует необходимость интегрального восприятия основных экзистенций индивида. Это, в свою очередь, означает стремление специалиста учитывать всю совокупность «слабых сигналов» поведения – не только описанных в классическом, фрейдовском психологическом анализе, но и всех иных подсознательных проявлений деятельности телесной, душевной и духовной сферы, а значит искренних, лишенных защит, приближенных к истинным смыслам поведения, мимических, пантомимических, вегетативных, культурно-архитипических, символических знаков адаптации человека к сложным условиям социальной среды. Так проявляются процессы адаптации, завершение которых означает готовность человека к развитию.


Проникая до уровня глубинных структур с помощью технологий ТСОАР (выделение защищенной информации, эмоционально-вегетативный резонанс и др.) мы можем объективировать как суть фрустраций, так и защит от ответственности, отражающих экзистенциальный страх конкретного человека, обусловленный отсутствием адекватной проблемам когнитивной и поведенческой оснащенности, и разработать на этой основе обоснованную программу реализации индивидуального оптимума адаптации и развития.
Одним из важных положений ТСОАР является утверждение о том, что познание, адекватное задачам адаптации и развития, снимает страх перед бытием, в том числе решает на рациональном уровне проблему отмены страха смерти за счет осознания бессмертия Рода, Народа и Человечества, в которых реализуется индивидуальное генетическое и духовное бессмертие. Условием такого бессмертия является выполнение предустановленных законов бытия, зафиксированных в двенадцати свойствах адаптации – развития, смыслах бытия, базовых потребностях человека на уровнях биологического, социального и духовного взаимодействия с Миром[5]. Это закон когнитивного развития человека и человечества. Процесс содержательного постижения сущности жизни возможен лишь с опорой на свойственный человеку исторический и социальный характер познания, с опорой на культуру, на прошлые личные и социальные конструктивные стереотипы.


На наш взгляд, примером такого движения к осознанию сущности проблем своего бытия, может служить, попытка самостоятельного анализа собственного жизненного сценария нашим пациентом Александром Т. (30 лет), основанная как на принципах ТСОАР, так и на принципах транзактного анализа. Стилистика автора сохранена


«СЦЕНАРИЙ ОДНОЙ ЖИЗНИ».


10/2008.

Сценарий — постоянно действующий жизненный план, принятый ребенком в детстве самостоятельно, однако под воздействием родителей, как правило — в возрасте до шести лет.


Сценарий состоит из приказаний, контрприказов и программы — посланий, направленных в различные эго-состояния личности.


В жизни такие послания не обязательно выражаются словесно: это могут быть любые действия родителя, формирующие поведение ребенка (например, неодобрительный взгляд).


В приказе важно не выраженное вслух мнение родителя о своих действиях («я всего лишь имел в виду... я хотел, как лучше...» и пр.), а то,
что в действительности извлекает для себя ребенок из посланий родителя, т. е. как ребенок их для себя интерпретирует.


Ребенок не имеет возможности ослушаться сценарных приказов и предписаний родителей, потому что главная цель его жизни в этом возрасте — понравиться родителям и стать таким, чтобы они его любили.


С возрастом сценарные директивы выполняются повзрослевшим ребенком автоматически, поскольку воспринимаются как естественный, не подлежащий критике образ действия. Это — результат «записи» похвалы/угрозы родителя, давшего когда-то сценарное предписание: «поступай так-то, и я буду любить тебя», «не делай то-то, не то я перестану любить тебя».


Сценарий — неосознанное «наследство» от родителей;
без осознания его наличия и «расшифровки» он может определять ход жизни на протяжение многих поколений. Для того, чтобы сценарий всегда выполнялся, существует особый приказ — сценарный стопор, который помешает ребенку освободиться от сценария.

То, к чему приводит сценарий в финале, называется сценарным выигрышем. Термин «выигрыш» не обязательно означает обретение благ.


Например, выигрыш неудачника — 4 основных состояния: одиночество; бродяжничество; сумасшествие; смерть.


Существует три возможности освободиться от сценария:


1. Получить разрешение.
Разрешение на освобождение от выполнения сценария обычно «выдает» психотерапевт, освобождая Внутреннего Ребенка пациента от контроля его Внутреннего Родителя. При этом обеспечивается действенная психологическая защита внутреннего Ребенка.
2. Найти внутреннее освобождение.
Этот способ заключается в анализе сценария и поиске заложенного в сценарии условия выхода оттуда.
3. Выйти из сценария самостоятельно.


Для этого требуется проанализировать сценарий и отказаться от дальнейшего следования сценарию, начав с ломки сценарных шаблонов поведения (паттернов), преобразовав его в собственный сценарий с открытым финалом, осуществляя контроль Взрослого над ходом событий. Все дальнейшие выводы из событий моего раннего детства, по понятным причинам, не могли быть сформулированы в то время словесно.Но они у меня были именно такими!


1.Происхождение моего приказа и стопора (на уровне эго-состояния «Ребенок»)


Мать оставила сына спеленатым в коляске, в возрасте 7 месяцев.
В коляску впрыгнула кошка и очень сильно напугала его.
По возвращении мать успокоила сына. Сын делает ДОВЕРБАЛЬНЫЙ вывод: «Когда я без мамы, ко мне может прийти НЕЧТО УЖАСНОЕ!!! и я никак не смогу себя защитить».... Для меня это была сценарная «реальность»: БЕЗ МАМЫ ПРИДЕТ УЖАС!!! (ПОГИБЕЛЬ?)


Мать попадает в аварию в День рождения сына (ему 5 лет). Ее жизнь под угрозой. Сын делает вывод: «Я должен бояться потерять маму
(а с ней — любовь, помощь и защиту от УЖАСА):
ведь эта угроза реальна». Для сына это сценарный стопор: БОЙСЯ ПОТЕРЯТЬ МАМУ (И ЗАЩИТУ ОТ УЖАСА)


2.Контрприказы, усиливающие приказ (на уровне эго-состояний «Родитель – Родитель»)


Отец: «Сынок, всегда слушайся маму. Не расстраивай ее, она тебя очень любит» (но мать не говорит: «Слушайся папу»!). Сын делает вывод: «Мать (женщина), наверное, важнее и главнее отца». «Отец (мужчина) — условный глава семьи». Для сына это вербальный контрприказ: СЛУШАЙСЯ МАМУ (ОНА ГЛАВНАЯ).


Мать не против того, что сын на каникулах живет всегда только у ее родителей,а не у родителей отца. Сын делает вывод: «Родители матери — более родные и близкие люди, чем родители отца». «Мать главнее, ближе, чем отец». Для сына это невербальный контрприказ: СЛУШАЙСЯ МАМУ (ОНА БЛИЖЕ).


Мать рассказывает сыну о своей смелости и бесстрашии перед болью и хулиганами в детстве. Отец про свои подвиги не рассказывает. Сын делает вывод: «Мать (женщина), вероятно, сильнее духом, чем отец». Для сына это усиление контрприказа: СЛУШАЙСЯ МАМУ (ОНА СИЛЬНАЯ).


Отец не развивает сына физически, не учит драться и давать сдачи. Мальчики во дворе также не учат храбрости и самозащите. В конфликтных ситуациях (в школе и пр.) помощь оказывает мать.


Сын делает вывод: «В трудную минуту мужчины мне не помогут». «Мать (женщина) дает мне защиту». Для сына это усиление контрприказа: СЛУШАЙСЯ МАМУ (ОНА ЗАЩИТИТ).


Бабушка (мать мамы) оказывает неотложную помощь, когда в детстве внук сильно разбивает голову о камень. Сын делает вывод: «Женщины дают мне защиту в самые трудные минуты». Для сына это усиление контрприказа: СЛУШАЙСЯ МАМУ (ОНА ПОМОЖЕТ) «Без мамы придет УЖАС!!!» «Бойся потерять маму (и защиту)». «Слушайся маму». «Слушайся маму», «Слушайся маму», «Слушайся маму»… Страх потерять защиту матери от чего-то ужасного формирует основной сценарный приказ сыну:


ОСТАВАЙСЯ РЕБЕНКОМ (НЕ РАСТИ)


3. Основной контрприказ (на уровне эго-состояний «Родитель – Родитель».) Отец: «Надо жить так, чтобы перед людьми было не стыдно.» Сын делает вывод: «Мне надо соответствовать высокой планке моральных требований людей к моему поведению». «Люди судят меня, а не я их. Я не могу себе доверять. Главное — мнение других людей, а не мое собственное». Для сына это контрприказ: ВЕДИ СЕБЯ ИДЕАЛЬНО
(ВЫСОКАЯ ПЛАНКА) и, как следствие: БУДЬ НЕУВЕРЕН
В СЕБЕ (ЧТО ОБО МНЕ ЛЮДИ ПОДУМАЮТ?)


Мать: «Будь образцом для других» (как отец-замполит для своих солдат)
Сын делает вывод: «Мне надо держать высокую планку:
быть этически безупречным, образцово-показательным человеком, как отец». «Я должен быть примером для других, поэтому я должен вести себя образцово».


Для сына это усиление контрприказа: ВЕДИ СЕБЯ ИДЕАЛЬНО (ВЫСОКАЯ ПЛАНКА).


Мать: получила красный диплом, а отец — нет. Поэтому она иногда подтрунивает над отцом. Отец признает: «Она и в школе училась лучше меня (и лучше всех)».
Сын делает вывод: «Отец был не способен получить красный диплом. Мать (женщина) умнее, чем отец». «Надо держать высокую планку (как мама) и учиться отлично, ведь это так престижно». Для сына это контрприказ: УЧИСЬ ИДЕАЛЬНО (ВЫСОКАЯ ПЛАНКА) «Веди себя идеально, ставь высокую планку» «Веди себя идеально, держи высокую планку»
«Учись идеально, ставь высокую планку» (главное в жизни) —
«УЧИТЬСЯ, УЧИТЬСЯ И УЧИТЬСЯ» (В. И. Ленин), (главное в жизни) — «РАБОТОСПОСОБНОСТЬ». (Наставление учительницы в 1-м классе. Высокая планка в поведении, учебе и работе формирует главный (драйверный) контрприказ: БУДЬ ЛУЧШИМ.


4.Жизненная программа (на уровне эго-состояний «Взрослый – Взрослый»)


Мать: «Сынок, папа с нами летом в отпуск не поедет. Он очень занят на работе». Сын делает вывод: «Работа для мужчины важнее общения с семьей». «Когда я вырасту, я тоже буду пропадать на работе и жертвовать отпуском (и семьей) ради работы». Для сына это программа + усиление сценарного приказа: ПРОПАДАЙ НА РАБОТЕ (РАБОТАЙ ИДЕАЛЬНО)


Отец не любит заниматься домашними делами, ремонтом. Внешне выражая согласие, он откладывает «в долгий ящик», порой — навсегда. Сын делает вывод: «Решение проблем нужно откладывать до последнего (не спеши выполнять приказ, его могут отменить)». «Дом — временное жилище. Комфорт и красота ни к чему». Для сына это программа + усиление сценарного приказа: БЕГИ ОТ ПРОБЛЕМ (БУДЬ РЕБЕНКОМ)


Отец: Любимый тост: «Ну, как говорится, жить хорошо, а хорошо жить еще лучше (ха-ха)!» (фраза Труса из «Кавказской пленницы»). Сын делает вывод: «Ха-ха» и «как говорится» означают, что это утверждение — шутка. Хорошо, богато жить — несбыточная мечта». «Когда в семье всегда мало денег — это норма». Для сына это программа: НЕ БУДЬ БОГАТЫМ.


Мать с досадой рассказывает сыну, как в школе ее небогатые родители не смогли позволить ей путешествие на пароходе, а отцу его родители («зажиточные») оплатили поездку. Сын делает вывод: «Мать не одобряет богатых людей». «Лучшие, умные люди живут бедно». ... это усиление программы: НЕ БУДЬ БОГАТЫМ.


Отец не развивает сына физически, не учит драться и давать сдачи. В конфликтных ситуациях (в школе и пр.) помощь оказывает мать. Сын делает вывод: «Я слабый. Я не могу быть лидером». «Я не мужественный. Мне нужно избегать конфликтов или спасаться бегством. Для сына это программа + усиление сценарного приказа: НЕ БУДЬ МУЖЕСТВЕННЫМ, НЕ БУДЬ ЛИДЕРОМ (БУДЬ РЕБЕНКОМ).


Мать не разрешает сыну завести домашнего питомца (щенка): «Ты же забудешь и не справишься». Сын делает вывод: «Я не способен быть самостоятельным». «Я безответственный. Я не способен ухаживать и заботиться о живом существе». Для сына это программа + усиление сценарного приказа: НЕ БУДЬ ОТВЕТСТВЕННЫМ (БУДЬ РЕБЕНКОМ).


Отец стесняется проявлять свои чувства к жене при детях, и делает это как бы стыдясь. Сын делает вывод: «Выражать любовь для мужчины стыдно. Мне надо стесняться говорить о любви и не выказывать чувства».


«Любовь подконтрольна этике. Тема плотской любви — тайна за семью печатями». Для сына это программа: СТЫДИСЬ ВЫРАЖАТЬ ЛЮБОВЬ.


Итог – набор ограничительных принципов: «Беги от проблем», «Пропадай на работе», «Не будь богатым», «Не будь мужественным», «Не будь лидером», «Не будь ответственным», «Стыдись выражать любовь».


Низкая планка для поведения, традиционно свойственного мужчинам,
означает в итоге: НЕ БУДЬ МУЖЧИНОЙ-ЛИДЕРОМ.
Страх потерять защиту матери от чего-то ужасного
формирует основной сценарный приказ сыну: ОСТАВАЙСЯ РЕБЕНКОМ (НЕ РАСТИ).
«Беги от проблем», «Пропадай на работе», «Не будь богатым», «Не будь ответственным», «Не будь мужественным», «Не будь лидером», «Стыдись выражать любовь».


После проведения ретроспективно-когнитивного этапа психотерапии (проспективно-поведенческий этап терапии еще не был проведен) пациент формулирует новые принципы сценария своей жизни:


Я уже сейчас молодец!
я становлюсь еще более мужественным,
я становлюсь еще более самостоятельным,
я развиваю в себе лидерские качества,
я расту как личность.
Я ОБРЕТАЮ ЛЮБОВЬ,
И РАДОСТЬ ЖИЗНИ!

 

* * *

 

Рамки статьи не позволяют изложить все основные технологии ТСОАР в качестве повседневно используемых нами когнитивно - поведенческих инструментов преодоления экзистенциальной дисгармонии. Однако отметить наиболее важные принципы этого, одновременно, технологического и творческого процесса вполне возможно[5-7].


Мы полагаем, что основным препятствием в преодолении дисгармонии бытия конкретного человека является его страх быть случайным, ненужным явлением бытия, т.е. сущностью, не заслуживающей любви окружающего мира. В основе такого страха лежит нарушение самооценки сформированное в детстве в результате «недолюбленности» близкими людьми. Модель самооценки в ТСОАР напоминает своеобразный цилиндр (а точнее живую клетку), в котором выделяются три уровня и двенадцать входов позитивных и негативных оценок получаемых в течение жизни из внешней среды (по числу базовых потребностей на трех уровнях взаимодействия индивида со средой), а в фундаментальной части этого вместилища - «хранилище любви», сумматор знаков позитивного отношения мира к индивиду.


Способность человека к познанию мира позволяет прогнозировать стабильное развитие на основании «принципа оптимума», соответствия кратко и долгосрочных потребностей человека и социума объективным тенденциям развития окружающего мира, динамического соответствия «Софии тварной» и «Софии Божественной» (С.Н. Булгаков).


Современное состояние науки демонстрирует никогда ранее не имевший места уровень возможностей человека; принципиально возможной становится любая виртуально разработанная человеком модель, в том числе модель достижения гармонии с Миром, т.е. Любви в высоком смысле слова, которая мистически определяется как Бог (Евангелие от Иоанна). Однако качественно новый уровень возможностей означает, в соответствии с принципами философии экзистенциализма, и принципиально иной уровень ответственности за бытие текущее и бытие будущее, за бытие собственное и бытие Мира. Условием реализации гармоничной модели бытия является соответствие принципам нравственности и духовности, принципам возможности полноценной реализации среднесрочных и долгосрочных потребностей человека на основе познания свойств Мира[5]. Принципиально это означает возможность окончания эпохи проходившей под пушкинским девизом: «На свете счастья нет, а есть покой и воля…», возможность начала эпохи бытия «гармоничного человека» и «гармоничного общества».


Существуют два основных условия такого принципиального перехода. Первое - разработка системы технологий осознания (познания) человечеством индивидуального и коллективного подсознания, установления гармоничного взаимодействия сознания и подсознания. Второе – установление законов и выработка способов гармоничного взаимодействия сознания с надсознанием человека.


В ТСОАР подсознательное определяется как множество, состоящее главным образом из того, что происходило ранее с индивидом и его предками (близкое и дальнее прошлое), а надсознательное – как происходящее во взаимодействии человека с окружающими и тем, что неизбежно произойдет в соответствии с Большим Проектом, с Провидением в дальнейшем (близкое и дальнее будущее). Эти своеобразные «песочные часы психики», эта «вздыбленная бесконечность души», где сознание занимает место узкой горловины, соединяющей две бесконечности лежащих, вследствие своей безграничности вне объема ограниченного сознания, способны существовать лишь в том случае, если сознание последовательно, в ходе бытия, постигает основные законы Мира, познает фрактально организованный Логос[5,9].


В этом случае, бесконечный Хаос, порождающий не страх, а настоящий ужас перед предстоящей жизнью, не имеющей закона, непредсказуемой и потому обреченной на бессмысленную гибель, Логосом превращается в бесконечный Космос, прекрасный и строго подчиненный законам Бытия, а остановленный безумной и безнадежной попыткой человека понять Мир, как нечто умопостигаемое, частичное, а значит статическое и мертвое (но, в своих фрагментах, доступное сознанию) – оживает и превращается в Развитие, бесконечно порождающее Любовь, в Целое, бесконечно нуждающееся в Человеке и бесконечно вознаграждающее Человека.


Важно отметить, что механизмом сопряжения Бесконечного с конечной субстанцией психики, использует многоуровневая, фрактально организованная система Символов, Знаков, Шифров, голограмм. Это сжатая информация, степень сжатия которой увеличивается по мере удаления от сегодняшнего бытия в бытие прошлое и будущее, представляет собой, с одной стороны, квинтэссенцию культуры, прошлого, опыта (подсознание) и, с другой,- интуитивное постижение будущего (надсознание), а их интеграл с сознанием способен отражать Целое. Поэтому Целое – не постижимо ограниченной, рациональной, психикой человека, но вполне отразимо, если не игнорировать ее бесконечно превосходящую сознание часть – Бессознательное, которое включает в себя все находящееся за пределами рационального, т.е. и под - и надсознание. Эта модель соотношения подсознания, сознания и надсознания отражена в логотипе Института Развития, Изучения Здоровья и Адаптации Человека.


Неосознанным идеалом любви человека к человеку, для большинства людей переживающих дисгармонию бытия, является любовь безусловная, любовь источником которой является женщина. Это любовь женщины к своему ребенку и к своим родителям [5-7]. Колоссальные различия психики мужчины и женщины многие представители науки пытаются свести на нет, под влиянием давления социально-политических факторов современного невротичного (глубоко дисгармоничного) общества. Эта попытка искусственно, вопреки сущности бытия, приравнять комплементарно-контрарные сущности порождает колоссальное количество семейных и социальных конфликтов. Но достижения современной психологии, в том числе и принципы ТСОАР, позволяют уже в ближайшей перспективе перевести данную проблему в ранг текущих задач.


Сегодня, пока доминирует идея Хаоса, непредсказуемости поведения взрослых представителей двух полов друг для друга. Именно эта проблематика превалирует в работе любой психологической и психотерапевтической консультации. Страх порождаемый хаосом в представлениях о базовых смыслах жизни преодолевается через власть насилия, попытку компенсировать собственный страх еще большим страхом у своего партнера, супруга, близкого человека, сотрудника, гражданина своего государства, и используется, даже, как наивная попытка отдельных индивидов напугать все человечество. Но власть Любви, Логоса по-прежнему остается несравненно выше и надежнее власти страха. Поэтому гораздо важнее ставить задачу всем нуждающимся дать необходимое количество и качество любви, чем пытаться всех выровнять по степени несчастливости с самыми недолюбленными в детстве, а потому жестокими и несчастными тиранами. Когнитивный потенциал современного человека это позволяет.


Пришло время оставить в прошлом редуцированные способы любви – любовь жертвенную, ибо Новый Завет объявил об исчерпанности такой формы проявления любви. Предстоит забыть о конкуренции внутри семьи, о мести любящих, ибо она предназначена лишь для врага посягающего на биологическое, нравственное и духовное существование человека, а большинство реальных конфликтов направлено лишь на выравнивание самооценок путем их взаимного понижения.


Прикладной психологии, психогигиене и психотерапии предстоит интегрировать в европейскую культуру идеи античной Греции, идеи Востока о единстве и комплементарности мужского и женского начал, их принципиальной неполноценности друг без друга, ибо мужчина без женщины – лишь бестелесный дух, а женщина без мужчины – бездуховная материя. Предстоит в соответствии с этим принципиально изменить систему воспитания в детских учреждениях, создать систему формирования гармоничной половой роли человека, начиная с периода раннего детства.


Признавая движение «тварной Софии» навстречу «Софии Божественной», но отнюдь не их равенство, необходимо признать наличие в когнитивной системе современного бытия элементов, как знания, так и интуитивной Веры, в существование Логоса, Большого Проекта, Провидения.


Познание своей миссии в бытии для каждого человека – длительный и сложный процесс, однако оценка своего конституционально-адаптационного типа (КАТ), предложенная в технологиях ТСОАР, позволяет рано распознать и не зарывать свой талант в землю, используя его на принципах комплементарности для отношений партнерства, дружбы и любви.


Наряду с генетически обусловленным предназначением неизбежно в большей мере будет осознаваться роль социального предназначения, порождаемого социальной специализацией групп и слоев внутри социального организма, ибо все не дифференцированное и не специализированное - малопродуктивно, не соответствует понятиям культуры и роста.


Можно с высокой степенью уверенности прогнозировать рост душевной открытости просвещенного человека близким и человечеству, ибо Логос лишает человека страха и порождает способность достигать гармонии и любви с окружающим человека миром, осознаваемым образом, позволяет возродить изначальное мифопоэтическое единство человека и окружающего его Мира [10].


В заключение, представляется необходимым отметить такую константу жизни в России, задающей важнейшие смыслы деятельности специалиста и мыслящего человека, как бытие Российской Цивилизации. Сегодня, как и прежде, это – Бытие, принимающее Ответственность за происходящее и осознающее свое призвание к Гармонии. Мы, по прежнему, «Третий Рим» нового тысячелетия, мы, по прежнему, «рождены чтоб сказку сделать былью», по прежнему созданы по образу и подобию того, кто есть Добро и Любовь. По мнению автора статьи, софиология и деятельный идеализм С.Н. Булгакова[11] могут рассматриваться сегодня как ответ православной культуры, идей соборности и коллективного спасения на вызовы эгоистического и дисгармоничного времени.

 

Литература:

1. Архиепископ Лука (Войно-Ясенецкий). Дух, душа и тело. – Москва, Изд-во Православного Свято-Тихоновского Богословского Института, 1997. – 144 с.
2. Бердяев Н.А. «Царство Духа и царство Кесаря. Экзистенциальная диалектика божественного и человеческого». «Хранитель».М. 2006.349 С.
3. Дилтс Р. Фокусы языка. – СПб.: Питер, 2002. – 320 с.: ил. – (Серия «Практикум по психотерапии»).
4. Философский энциклопедический словарь. – М.: ИНФРА-М, 2005. – 576 с. – (Б-ка словарей «ИНФРА-М»
5. Шелкопляс Е.В. Вехи и знаки движения России от догматических смыслов к смыслу гармонии. Сборник материалов научно-практической конференции «Антикризисный потенциал традиции и проблемы имяславия». – Иваново-Шуя,2009. – С.121- 150.
6. Шелкопляс Е.В. О психологических механизмах чувства эмоционального сиротства у мужчин перенесших первичную психическую травму.// Материалы республиканской конференции: Проблемы социально-психологической адаптации и современные подходы к сбережению здоровья детей в учреждениях образования. – Шуя, «Весть», 2007. с. 24-33
7. Шелкопляс Е.В. От невроза индивида к неврозу рода: смена парадигм.//Материалы межвузовской научно-практической конференции: Актуальные вопросы клинической психологии. ГОУ ВПО «ШГПУ»,2008. с.92-106
8. Экзистенциальная психология. /Пер. с англ. М. Занадворова, Ю. Овчинниковой. – М.: Апрель Пресс, Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2001. – 624 с. (Серия «Психологическая коллекция»).
9. Тихонов А.И. Законы природы с позиций теории информации/ ГОУ ВПО «Ивановский государственный энергетический университет им. В.И. Ленина» - Иваново,2008 -216с.
10. Океанский В.П. Целое и проблемы риторики. «Ивкиносервис». Иваново, 2005 – 63с.
11. С.Н. Булгаков // Героизм и подвижничество. М.: « Русская книга», 1992. С.338-339.

 


 

Дисгармония бытия и невроз.

Теория оптимума адаптации и развития человека и социума как когнитивно - поведенческий инструмент преодоления экзистенциальной дисгармонии.

Шелкопляс Е.В. к.м.н., директор Института Развития, Изучения Здоровья и Адаптации Человека

 


 


Опубликовано на www.vakurov.ru
16.12.2009
Последнее обновление ( 17.10.2010 )
Просмотров: 7977
< Пред.   След. >
 

"Разум - способность человека постигать мир мыслью, в противоположность интеллекту, который является способностью человека манипулировать миром посредством мысли"

Эрих Фромм

Просмотров: