Обо мнеОтзывыКонтакты
Главная
Форумы
Мои статьи
Зарисовки с натуры
Мои тренинги
Отзывы с моих тренингов
Мои стихи
Статьи других авторов
Семейная психология и психотерапия
Трансперсональное
О психотерапевтах
Учись думать сам!
Саморазвитие
Психотерапия
Психология
Пригодится!
Философия
Бизнес
Тренинги
Продажи
Переговоры
Маркетинг и реклама
НЛП и Эриксоновский гипноз
Стихи других авторов
Словари
Карта Сайта
Контакты
Мои статьи неоконченное
Ссылки
Ссылки 2
Поиск
Стихи других авторов
Система Orphus

Избранные темы
Новинки в моих статьях
Популярное в «Мои статьи»
Новые темы форума
Популярное на форуме
Голосование
Понравился ли Вам сайт?
 
Инициированная проекция символов Версия в формате PDF Версия для печати Отправить на e-mail
Просмотров: 6796
Рейтинг: / 0
ХудшаяЛучшая 

 Елена Петрова   

Приложение 1 ко второму модулю семинара "Символические методы в гештальт-терапии"

(по Р. Ассаджиоли, "Психосинтез", Москва, 1994 г.)

 

Инициированная проекция символов (ИПС) – это психодиагностический и психотерапевтический инструмент.  ИПС используется  в Германии с 1948 года как психотерапевтическая методика. Предполагается, что выполнение упражнений по направленному воображению с использованием  этих образов способствует проработке бессознательных тенденций.  Эта методика отражает в образной форме феноменологию  психических процессов.

 

С терапевтической точки зрения, проекция символов относится к методикам катарсиса, но ее можно проводить без гипноза или в состоянии очень легкого гипноза.  Когда человек представляет себе эти символы,  с ним происходит то, что  можно было бы назвать "символическим ка­тарсисом". Этот катарсис вызывается  психологическим опытом, фантазиями, полученными во время инициированной визуализации.  Что следует отличать от традиционного катарсиса, связанного с повторным переживанием ранее происшедшего травматического события.

 

Пока шла разработка методики свободных ассоциаций, Фрейд начал использовать то, что он называл техникой "концентрации". Он просил пациентов сосредоточиться на каком-то симптоме, и если у тех не рождалось никаких мыслей по этому поводу, нажимал им на лоб и уверял, что какие-то мысли непременно должны прийти им в го­лову. Инициированные визуализации отличаются от суггестивных техник тем, что их целью не является повторное переживание каких-то воспоминаний или прямая работа с симптомом. ИПС имеет дело с гораздо менее страшным "символическим опытом".

 

Техника свободных ассоциаций Фрейда похожа на инициированную проекцию символов тем, что имеет как диагностическое, так и терапевтическое значение. Позже Фрейд обратился к анализу сновидений, поскольку это давало возможность избежать мышления "по кругу", снижавшего диагностическую и терапевтическую ценность метода свободных ассоциаций. Проекция символов лишена двух существенных недостатков, которыми страдает анализ сновидений. К этим недостаткам относятся: 1) пассивная зависимость от снов, появление которых не поддается контролю; 2) трудность и даже невозможность полностью анализировать на языке сознательной мысли то, что Э. Фромм называл "забытым языком" снов. Проекция символов позволяет практически произвольно вызывать психологические переживания, сходные со сновидениями. Кроме того, для ИПС характерен радикальный отказ от строго аналитических методик. И хотя какая-то доля анализа все-таки сохраняется, и диагностика, и сама терапия в основном происходят не­аналитически. Как свидетельствует клинический опыт, во многих случаях "символические переживания" не требуют анализа ни для диагноза, ни для терапии.

 

Фрейд обнаружил, что сны имеют определенные по­вторяющиеся темы, такие, например, как сюжет инцеста. Знание этих сюжетов помогает таинственному процессу интерпретации снов. Однако анализ сновидений не поддается научной, в особенности экспериментальной, проверке. Проекция символов предлагает новый простой метод, который позволяет проверить положение Фрейда об универсальности сюжетов, свойственной символизму сновидений.

 

Юнг, подобно Фрейду потеряв интерес к своему ассоциативному тесту (также являющемуся этапом истории проективной психодиагностики), сосредоточил внимание на анализе снов. Он тоже стремился более точно описать повторяющиеся темы, или, как он их называл, архетипы. К сожалению, попытка Юнга сделать толкование сновидений более научным с помощью ссылок на мифологию  не завершена. Иным доказательством правильности диагноза является успех лечения, на которое в символических или каких-то других терминах этот диагноз указывает.

 

 ФЕНОМЕНОЛОГИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ ПСИХИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ

 

Визуализации, инициированные с помощью новой методики, обладают теми же феноменологическими характеристиками, что и субъективные Anschauungsbilder (образы), описанные В. фон Урбанчичем и эйдетические явления, исследованные Э.Р. Еншем. О связи, существующей между эйдетическим опытом и описанным Фрейдом механизмом сновидений уже говорили П. Шильдер в 1926 году, Бибринг-Ленер и даже сам Енш. Кро писал, что наблюдение аффективного опыта с помощью эйдетического метода открывает большие возможности для глубинной психологии. К подобным же явлениям относится и Bildstreifdenken (мышление в серии картинок), описанное Э. Кречмером.

 

 ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ

 

Испытуемого усаживают в удобное кресло или на диван, просят закрыть глаза и с помощью одного или нескольких методов вводят в состояние релаксации. В большинстве случаев хорошие результаты были получены при использовании легкого гипноидного состояния или первых двух ступеней аутогенной тренировки по Шульцу. (Испытуемый должен был почувствовать, во-первых, тяжесть своего тела, что вызывает мышечное расслабление, и, во-вторых, тепло, вызывающее расслабление кровеносных сосудов). Затем испытуемый должен установить глубокое и регулярное дыхание, соответствующее четвертой ступени по Шульцу.

 

После того, как испытуемый погрузился в состояние, для которого характерно понижение осознавания внешнего мира и уменьшение внутренней критики и самоконтроля, его просят представить себе стандартную серию из двенадцати символических сюжетов, которые предлагает ему психолог. Его, например, просят: "Постарайтесь представить себя на лугу".

 

Подобные неопределенные, лишенные конкретности символы-стимулы действуют как "центр кристаллизации" для специфического типа визуализации, которые отлича­ются от простых образов, снов наяву и большинства фантазий. С точки зрения феноменологии медицинской психологии они похожи на "гипногенные видения", но отличаются от них, во-первых, четкостью формы и содержания, что позволяет точно их описывать, а во-вторых, эти визуализации "живут своей жизнью", которая, хотя и никогда не выходит полностью за пределы осознанного контроля, в большой степени субъективна и определяется бессознательным. Такой тип визуализации получил назва­ние аутохтонных, т.е. по большей части не зависящих от сознательного контроля. Лейнер называл кататимными визуализациями. Это понятие впервые ввел Х.В. Майер, а затем использовали Блейлер и Кречмер для описания взаимозависимости аффективных и физических реакций. Техника ИПС известна в Германии как Experimental Katathymes Bilderieben (EKB).

 

Такие индуцированные картины содержат значимые символы, подобные символам сновидений. Символы, возникающие во время ИПС, отличаются от последних относительной простотой и ясностью содержания. Кроме того, по сравнению со сновидениями, здесь снижается влияние таких вторичных и не имеющих отношения к делу факторов, как напряжение тела, количество сна и др. И, что самое главное, существенные для нас психодинамические структуры, связанные с аффектом, проецируются в таких визуализациях гораздо отчетливее, чем в снах.

 

Несмотря на необычайную степень свободы, присущую инициированным визуализациям, рассматриваемый метод позволяет проводить экспериментальный контроль диагнос­тических стандартов. Ниже приводится общее описание две­надцати символических сюжетов, вербально предъявляемых испытуемому, и краткое указание их значения. Эти две­надцать сюжетов были отобраны в результате многочис­ленных клинических экспериментов точно так же, как были отобраны пятна в тесте Роршаха. В конце настоящей рабо­ты помещено введение в экспериментальное обоснование их важности.

 

 1.ЛУГ

Как выяснилось, луг, являющийся также первым символом в технике Хаппиха, — очень хороший способ вызвать визуализацию. Этот символ служит чем-то вроде "психологического Эдема", т.е. благополучным началом (психического) развития, на каком-то этапе которого что-то нарушается. Большинство взрослых и детей с готовностью принимают луг как удобное начало индуцированных визуализации. Он является нейтральным или положительным центром для игры их воображения, даже если они выросли в городе. Луг обозначает возвращение к природе и возможность начать все заново. Большинство испытуемых вначале представляют себе луг, на котором они когда-то побывали в действительности. Им предлагается пройтись по этому лугу и описать словами то, что они видят и чувствуют. Так они идут и рассказывают о своих переживаниях, пока, наконец, не достигают части луга или какого-то другого луга, где они не бывали в реальной жизни, и где, вследствие этого, их проекции получат большую свободу. Если же этого не происходит, введение следующего символического сюжета обычно индуцирует у них картины какой-то незнакомой местности, на которой могут развернуться более спонтанные и диагностически более значимые проекции.

 

Клинический опыт показал, что для постановки диагноза существенно, насколько высока трава на воображаемом лугу и насколько она зелена. Как яркость и тепло солнечного света, так и состояние травы на лугу дают достаточно точное представление о "общем психическом здоровье" испытуемого. Короткая, подстриженная трава часто является свидетельством нездорового психического механизма, например, чрезмерного развития интеллектуальной стороны жизни испытуемого за счет неполного выражения его эмоциональной стороны. У некоторых испытуемых обнаруживается такая враждебность по отношению к их внутренней жизни, что они способны представить только пустыню. В этом случае необходимо помочь им заглянуть под каждый камень и найти хотя бы одну травинку. (Примером "символической терапии", на которую очевидно указывает данный случай, будет попросить пациента найти немного воды и полить эту травинку, чтобы она выросла).

 

 2. ВОСХОЖДЕНИЕ НА ГОРУ

Гора, также являющаяся вторым сюжетом в методике Хаппиха, инициирует "психическое движение" вверх в символическом пространстве. О существенном различии и воздействии активизации визуализации, направленных вниз и вверх, говорил Десой. В соответствии с клиническими и экспериментальными данными, высота горы, на которую в своем воображении забираются испытуемые, является показателем уровня притязаний относительно того, что в данном случае символизирует для испытуемого гора. Природа препятствий, которые большинство испытуемых спонтанно представляют на своем пути, является символическим диагнозом, кото­рый они сами себе ставят. Это психологические преграды, стоящие на пути их психического роста, которые осознают испытуемые, — хотя бы на бессознательном уровне.

 

Нередко испытуемые представляют себе небольшой холм, на который, возможно, они взбирались в своей реальной жизни. В этом случае им дается указание, стоя на вершине этого холма, оглянуться и посмотреть — нет ли вдалеке какой-нибудь горы повыше. Если им удается увидеть какие-то горы, их просят забраться на самую высокую из них.

 

 3.РУЧЕЙ

Количество воды в воображаемом ручье является показателем общей психической энергии (либидо) испытуемого. Глубина и ширина этого ручья, по-видимому, соответствует обычным описаниям человека как "глубокого", "неглубокого", обладающего "широкими" или "узкими" взглядами на жизнь. Препятствия, мешающие течению ручья, являются символическим выражением конфликтов и комплексов, о которых испытуемый знает хотя бы на бессознательном уровне, и которые стоят на пути свободного выражения его психической энергии. Бурность потока свидетельствует о том, насколько испытуемого беспокоят его комплексы. Чистота и относительная прозрачность ручья указывают на осознавание испытуемым природы его либидо и слагаемых этой энергии.

 

 4. ПОСЕЩЕНИЕ ДОМА

Воображаемый дом является символом Я испытуемого. Чем больше доля воображения в представлении дома, тем прозрачнее его символизм. Нередко испытуемым приходится исследовать дом, с которым они знакомы в реальной жизни, прежде чем они могут перейти к исследованию воображаемого дома. Содержание и размеры комнат в этом доме, их отношения между собой отражают компоненты или функции психической структуры испытуемого, а также отношения между различными компонентами этой структуры.

 

 5. ИДЕАЛЬНАЯ ЛИЧНОСТЬ

Испытуемого просят "услышать" в своем воображении первое пришедшее в голову имя человека того же пола, что и он. Затем просят представить себе воображаемого человека, которому принадлежит это имя. Как правило, воображаемый человек обладает личностью, которую, по представлению испытуемого, он сам мог бы или должен был бы иметь в результате развития своей личности. Нередко воображаемая личность является противоположностью личности испытуемого и представляет собой синтез качеств, принадлежащих идеальному человеку, и качеств самого испытуемого, т.е. представляет собой очевидную цель терапии.

 

 6. БЕССОЗНАТЕЛЬНЫЕ АФФЕКТИВНЫЕ ОТНОШЕНИЯ, СИМВОЛИЗИРУЕМЫЕ ЖИВОТНЫМИ

На лугу или в каком-то другом символическом месте, приятном испытуемому, собираются его родственники: родители, братья и сестры, супруги и т.д. Но для того, чтобы яснее выразились аффективные отношения испытуемого к этим людям, его просят представить себе, скажем, не мать, а корову, которая, по свидетельству клинических и экспериментальных исследований, чаще всего является на редкость подходящим символом для фигуры матери. Большинству испытуемых удается проецировать свои аффективные отношения с отцом на слона или быка. Чаще всего бывает совершенно ясно, какое диагностическое значение имеет страшный слон или бык, равно как и конфликт между двумя названными животными.

 

 7. БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ ОТНОШЕНИЕ К СЕКСУАЛЬНОСТИ

а. Для мужчин: Испытуемого просят представить себе розовый куст. Насколько пышен этот куст, насколько насыщен его цвет, раскрылись ли бутоны, или же все еще продолжают расти, — все это, как и способность сорвать воображаемый цветок, не уколовшись, символизирует психосексуальное развитие испытуемых-мужчин.

 

б. Для женщин: Женщин просят представить, как они в сумерках идут домой. За плечами долгий и изнурительный путь через сельскую местность. Затем их просят представить автомобиль, который появляется на дороге позади них. По­равнявшись с ними, автомобиль останавливается и водитель предлагает их подвезти. Как выяснилось, пол и внешность водителя, цвет и размер автомобиля — все это имеет диагностическое значение для определения сексуального развития большинства испытуемых-женщин. Особенно важны здесь признаки сопротивления, как, например, испытуемая видит дорогу, но ей не удается увидеть на ней автомобиль, или же, когда она садится в автомобиль, тот исчезает.

 

 8. ЗАБОЛОЧЕННЫЙ ВОДОЕМ

Испытуемых просят представить себе заболоченный водоем посреди луга (символическое безопасное место, где можно спрятаться, если дальнейшие картины станут слишком страшными). Их просят всмотреться в отражающую поверхность лужи. Очень часто оттуда на них поднимется какое-нибудь ужасное страшилище. Нередко испытуемые видят существо противоположного пола либо что-то вроде обнаженного мужчины, таящего в себе сексуальную угрозу, или эфирное существо с женскими формами. Эти фигуры обычно представляют расстройства в сексуальной сфере испытуемых, особенно репрессивные и регрессивные тенденции.

 

 9. СУЩЕСТВО ИЗ ПЕЩЕРЫ

Испытуемых просят представить, что они стоят в тени под защитой дерева и ждут, когда кто-то или что-то появится из пещеры. В большинстве случаев оттуда выходят реальные или мифологические фигуры или фигура, может быть, родитель, друг, чудовищный змей, богиня, великан или какие-нибудь животные более или менее агрессивные по своей природе. Эти фигуры обычно являются символическими проекциями подавленных или неразвитых областей личности испытуемых.

 

 10. ИЗВЕРЖЕНИЕ ВУЛКАНА

Сила извержения, тесно связанная с легкостью, с которой испытуемый может представить себе начало этого извержения, а также характер вещества, вылетающего во время извержения из вулкана, являются хорошим показателем природы и количества аффективного напряжения, накопившегося в испытуемом. Легкость, с которой испытуемый может высвободить это напряжение, и то, как именно он это делает, также часто проецируется на из­вержение вулкана.

 

 11. ЛЕВ

Поведение льва во время визуализации служит показателем способности испытуемого выразить себя. Во время визуализации перед львом должны возникнуть какие-либо люди, противостоящие испытуемому в реальной жизни. Лев может либо напасть на них и их съесть, либо улечься у их ног. Любой из вариантов говорит о способности испытуемого победить своих противников в реальной жизни.

 

 12. КАРТИНКИ В СТАРОЙ КНИГЕ

Испытуемый находится в подвале воображаемого дома. Его просят представить, как он начинает рыть яму в земляном полу, чтобы разыскать зарытую там старинную книгу. В этой книге очень много картинок. Когда он отыскивает ее, его просят описать некоторые из картинок. Этот символ дает испытуемому возможность свободно проецировать себя на содержание книги. Обычно возникающие перед ним картины имеют отношение к одиннадцати символическим сюжетам, которые он видел до этого. Нередко эта визуализация каким-то образом восполняет то, что оста­лось невысказанным или неразрешенным во время предыдущих визуализации.

 

 Источник: www.gestalt.sp.ru  Мастерская гештальта Елены Петровой "Инициированная проекция символов"

Опубликовано на www.vakurov.ru
09.01.2010
Просмотров: 6795
< Пред.   След. >
 

Не существует хорошего, не существует плохого, все просто существует в своем проявлении хорошего и плохого.

Лууле Виилма

Просмотров: