Обо мнеОтзывыКонтакты
Система Orphus

Избранные темы
Новинки в моих статьях
Популярное в «Мои статьи»
Новые темы форума
Популярное на форуме
Голосование
Понравился ли Вам сайт?
 
Ещё одна иерархия вопросов (критериев) или "ЧТО" важнее "КАК" Версия в формате PDF Версия для печати Отправить на e-mail
Просмотров: 7032
Рейтинг: / 0
ХудшаяЛучшая 

 Александр Вакуров   

 

И вновь о критериях, тупой мой друг*


Ита, уже давным-давно я обнаружил некую иерархию вопросов (их можно назвать, с натяжкой, конечно, даже критериями), которая очень легко и даже я бы сказал, воздушно "расколдовывает" огромное количество проблем человеков - буквально магическим образом, по принципу "Раз! - и готово!"

 

 

Итак, к сути дела.


На тренингах, лекциях, семинарах, в индивидуальной работе - коучинг, организационное консультирование, личная и группавая психотерапия, тренинги, мне постоянно приходится сталкиваться с одной крайне интересной реакцией клиентов, пациентов и учеников. Реакцией на трудности и непонимание.

 

Когда в очередной попытке что-то понять или сделать человек сталкивается с трудностью для себя, он сам с собой, а если его знакомишь с каким-то принципом или критерием (ориентиром), он восклицает: "Но КАК?!!!"

  • КАК мне сделать это и это?
  • КАК конкретно?
  • КАК именно?

Он на полном серьёзе бьется над этими и подобными вопросами, не зная такой простейшей штуки, как иерархия вопросов.

 

Постулаты этой иерархии вопросов (надеюсь, читатель понимает, что иерархизировать вопросы, как и всё что угодно можно абсолютно по разному - в зависимости от задач, функционала, контекста, смысла, целей и так далее) звучат следующим образом:

 

Постулат первый.

Если тебе неизвестно, "КАК", - значит, тбе неизвестно "ЧТО".

Другой вариант того же постулата иерархии вопросов:

Если тебе неизвестно "КАК", значит, у тебя не уточнено "ЧТО"

 

Вывод из этого постулата:

Если ты сталкиваешься с трудностью реализации чего угодно, если ты не знаешь, КАК конкретно это можно, стоит, надо выполнять, исполнять, делать, и тебе приходится тратить ресурсы 9время, деньги, усилия, эмоции) на поиск этого наилучшего "как" - значит, тебе стоит сменить вектор внимания и направить его (своё внимание) на уточнение "ЧТО".

 

Вместо того, чтобы бесплодно и в очередной раз искать ответ на вопрос, "КАК" нам обустроить Россию?" стоит задавать вопросы "ЧТО нам нужно делать с Россией?". Шучу, конечно. Но лишь частично шучу. Сии постулаты хорошо работают с вопросами любого уровня. Хотя, чем ближе логический уровень вопросов к средне-логическому, тем меньше наводок и искажений из верхне-логического уровня, и тем более надёжно "работает" данный постулат.

 

Другой пример. Руководитель приходит и говорит: "Я никак не могу решить вопрос, КАК мне наказать подчинённого Иванова".

Поймите, проблемы и ошибки и потери ресурсов возникают именно тогда, когда мы решаем вопросы НЕ ТОГО ЛОГИЧЕСКОГО ТИПА И УРОВНЯ.

 

Мы устроены таким образом, что если нам ясны ответы на вопросы уровня "ЧТО?", - у нас автоматически выстраивается знание, умение и способность делать "КАК".


Я вообще рекомендую своим ученикам и клиентам в решении бизнес-задач, а так же проблем и сложностей во взаимоотношениях - хоть личных, хоть деловых, действовать следующим образом. Как только ты встречаешься с затруднением на уровне "КАК?", переходи к предыдущему, и более определяющему результат вопросу "ЧТО?"

 

Не "КАК нам сделать "Х"?",

а -

  • ЧТО нам нужно сделать?
  • "Х" ли нам нужно делать?
  • Не зациклились ли мы на "Х", когда нам нужно делать "У" или "Z"?

 

 

 

 

Надеюсь, пример понятен, и не требует более подробного разбора. Хотя, если требует, пишите, друзья мои, и я приведу огромное количество примеров из жизни.

 

Итак, приступаем ко второму постулату.


Постулат номер два среди постулатов об иерархии вопросов-критериев звучит следующим образом:

 

"ЗАЧЕМ" важнее "ЧТО".

 

Всё это рождено из конкретной работы с конкретными людьми - клиентами, пациентами и учениками. Часто человек, встречаясь с трудностью в определении "КАК", и спускаясь (или поднимаясь, - как вам больше нравится) к вопросу "ЧТО?", встаёт в тупик, или банально зависает. Иногда очень трудно решить, что же должно быть или хотя бы могло быть ответом на вопрос "ЧТО?"

Вопрос "ЧТО" подобен точной калибровке, подкручиванию верньеров наводки. Он точечно (или векторно, или даже секторально, или областью) корректирует направление и суть поисков.

Но иногда в движении к цели (смыслу) не хватает энергии (того же смысла). Вот для этого и работают вопросы уровня "ЗАЧЕМ?" и "РАДИ ЧЕГО?"

Если у вас что-то идёт туго, не хватает ясности или энергии в движении вперёд, в движении туда, куда вам нужно - отступите ещё назад и поищите оветы на вопросы "ЗАЧЕМ?" и "РАДИ ЧЕГО?"


В ходе исследования у вас может поменяться "ЧТО?" или если не поменяться, то качественно уточниться, а иногда - с "ЧТО?" ничего не произойдёт, но изменится нечто вокруг этого вопроса, и сам он приобретёт ясность и прозрачность, и вся картина вокруг начнёт становиться объёмнее, ярче, светлее, и так далее (энелперы порадуются наблюдая мои субмодальные предпочтения :)).

 

Постулат третий.

Если ты знаешь, "ЧТО?", и даже знаешь "ЗАЧЕМ?" ("РАДИ ЧЕГО?"), и всё равно ответы тебе не помогают, или даже ещё больше ставят тебя в тупик - иди в уровень "ПОЧЕМУ?".

 

Это ОЧЕНЬ неконкретный уровень, но именно там, в этих мутных водах великой реки Ганг ты получаешь шанс найти столь ускользающие ответы на свои зыбкие вопросы.

 

---------------------------------

* - Психотерапевты понимают, что это проекция и я обращаюсь, фактически, к самому себе.

Опубликовано на www.vakurov.ru
17.03.2010
Последнее обновление ( 17.03.2010 )
Просмотров: 7031
< Пред.   След. >
 

К раввину обращается молодая женщина: Ребе, помогите мне! У моего мальчика запор!
- Читай псалмы!
Через несколько дней она опять приходит к раввину: Ребе, что же мне делать? У моего мальчика теперь понос.
- Читай псалмы!
- Ребе, а разве псалмы - не слабительное?!

Анекдот

Просмотров: