Обо мнеОтзывыКонтакты
Система Orphus

Избранные темы
Новинки в моих статьях
Популярное в «Мои статьи»
Новые темы форума
Популярное на форуме
Голосование
Понравился ли Вам сайт?
 
Коучинг. Начало Версия в формате PDF Версия для печати Отправить на e-mail
Просмотров: 6914
Рейтинг: / 0
ХудшаяЛучшая 

 Александр Вакуров   

Введение

Коучинг - интереснейший процесс, вовлекающий обоих (если в процессе коучинга участвуют двое) в драматические события открытий и вопросов.

 

Я не ошибся, последовательность именно такова: сначала открытия, потом вопросы. Вопросами коучинг должен заканчиваться, а не начинаться. Коучинг, заканчивающийся ответами, и уж тем более "результатами" - не коучинг, а игра в очень вумного коуча и правильного и послушного клиента. Оснащённость современных коучей оставляет желать лучшего, ибо они ориентируются на то, чем их кормят западные специалисты и отечественные блистающие бизнес-центры и "бизнес-школы". Непроверенность и несогласованность систем применяемых ими ориентиров с реалиями жизни приводит к застою, который совершенно незаметен большинству коучей, ибо, к примеру, они измеряют свою или чужую "крутость" количеством запомненных терминов, способностью обучать этим терминам клиентов, или (о боже!, до чего круто!) способностью применять эти термины в реальных ситуациях, пользоваться ими в своей голове и даже с помощью выученного категориального и инструментального аппарата приводить клиента к оговорённым результатам.

 


 

 

Заставить клиента (ЛЮБОГО!) чувствовать себя дураком считается (негласно, конечно) признаком профессиональной супер-компетентности уже не только в лайфспринговых извращениях и не только коучами, консультантами или тренерами, но и большинством клиентов, как правило, в бизнесе ориентированных на жизнь сперматозоидов: кто первее (сильнее, круче, манипулятивнее), тот и В ДАМКЕ. Это специально изучается и с успехом применяется массой коучей, консультантов и тренеров. Ну да, человек ведь меняется лишь на собственном "минусе", почему бы не воспользоваться моментом и правами и не подопустить клиента, тем более, что если сделать это элегантно, да ещё убедив его, что происходит нечто очень правильное, он будет тебе ещё и благодарен именно за такое унижение? Включить мазохизм или плакаторство у клиента не так уж и трудно, при желании, конечно.

 

Современные коучи не умеют определять неявные процессы в клиентах. Им невдомёк про динамические критерии и ориентиры. Они не понимают, как можно быть убеждённым в том или ином, пока оно не дошло до логического завершения и конца. Поэтому им приходится делить работу на маленькие (относительно маленькие, конечно), этапы, которые можно было бы измерить. Результативный подход, измеряемость результатов сейчас для подавляющего (в буквальном смысле подавляющего) большинства является верхом компетентности и профессионализма коуча или консультанта, всё иное отвергается как непрофессиональное, да и клиенту не нужно напрягаться и изучать более глубокие и более сложные уровни (которые, кстати, дают более качественные и глубинные изменения в клиенте, в его компании, в системе, в которую он включён, или которой он управляет). 

 

Привести клиента к нужным ему результатам сейчас уже ничего не стоит, это легко, приятно и увлекательно для обоих - для коуча и клиента. Это могут многие, даже начинающие коучи. Правда то, что происходит далее - через три-четыре года - уже никого из них не волнует, ну как же, ну как можно загадывать даже на год вперёд? Не просто заглядывать вперёд, а именно - видеть и четко и конкретно определять, что будет через год, через три, через пять лет - это пока не только никто не пытается делать, это, фактически, считается невозможным или даже вредным, хотя на самом деле при определённом навыке и владея простейшими способами определения рисунка ситуации, реперных точек, векторов, интенций, аттракторов и так далее, это не так уж и сложно. Всем этим, правда, в своей, психиатрической сфере, владеет любой психиатр, обладающий хотя бы небольшим психиатрическим опытом, или, например, хороший и неравнодушный школьный психолог. 

 

Так что, принятые в настоящий момент стандарты, к сожалению, таковы: сейчас результаты, оговоренные между клиентом и коучем получены, а далее трава не расти, ибо ну не умеем мы прогнозировать события и проверять, ЗАРАНЕЕ проверять наше или чужое будущее...

 

Сразу оговорюсь, что здесь и далее я пользуюсь собственными представлениями о коучинге, о том, как и зачем его стоит проводить, какие результаты в коучинге стоит считать хорошими, где и в каких моментах стоит останавливаться, как делится ответственность коуча и клиента, каковы функции коуча в контакте и так далее. Тема об управлении будущим, о прогнозировании, о проверке настоящего на присутствующие в нём прямо сейчас признаки конкретного будущего будет продолжена в наших следующих публикациях.

 

Коучинг. Начало

 

Коучинг - тема не одной толстенной книги и не одной сотни тренинговых и коучинговых сессий для начинающего и даже опытного коуча. В данной заметке укажу одну простую модельку, эффективность которой обнаружил с огромным количеством клиентов.

 

Оказывается обычный "нормальный" клиент не всегда чётко представляет себе одну из последовательностей событий как на коучинговой сессии либо во время всего коучинга, так и в его практической реальности. Люди в стрессе, люди в проблеме, люди в матричных состояниях сознания порою не видят простейших вещей, и наша задача как коучей снабдить клиента (лучше в самом начале работы) рядом моделей и ориентиров (систем ориентиров, категориальных и критериальных сеток), помогающих ему разобраться в дебрях собственных фантазий, страхов, ограничений, возможностей, потребностей, иллюзий, желаний и надежд. 

 

Вашему вниманию предоставляется очено простой алгоритм. Могу утверждать, что он крайне хорош:

  • в проведении совещаний
  • в решении сложных проблем
  • при выстраивании системных процессов
  • при решении производственных конфликтов

 

И я с лёгким сердцем и полной ответственностью могу рекомендовать его: 

  • любому руководителю 
  • любому коучу 
  • любому психотерапевту и психологу 
  • любому человеку, столкнувшимся со своей или чужой проблемой или сложностью, которую он (они) собирается (собираются) разрешить. 

А теперь конкретика.

 

Сама схема достаточно проста. Предупреждаю, что это не последовательность этапов в коучинге (вы не обязаны соблюдать эту последовательность, но вам стоит знать, что в разных пунктах указаны принципиально разные вещи).

 

Для клиента (да и для себя тоже) стоит чётко разделить несколько реальностей (этапов, или рамок, которыми можно будет пользоваться в исследовании и обсуждении).

 

Первое:

1. Что есть.

 

Что есть на самом деле? Что присутствует? Что существует объективно?

 

Второе:

2. Как должно быть.

 

Обратите внимание - не "Как хочется?" и не "Как хотелось бы?". Именно "КАК ДОЛЖНО БЫТЬ". С точкой на конце.

Что и как должно быть в реальности. В реальной, а не виртуальной реальности.

 

 

Третье:

3. ПОНЯТЬ, как перевести из "Что есть" в "Как должно быть"

Понять (то есть, клиент должен понять, это ему должно быть ясно):

  • что и как нужно делать,
  • что учитывать,
  • на что обращать внимание,
  • что должны делать другие люди,
  • как они (другие люди) должны реагировать, воспринимать, поступать, и так далее,
  • какие изменения должны произойти в восприятии, мышлении, реагировании, поведении клиента для того, чтобы он начал управлять ситуацией более качественно и осознанно.

 

для того, чтобы начали происходить те события, которые нужны клиенту.

 

 

Четвертое:

4. ПЕРЕВЕСТИ из "Что есть" в "Как должно быть".

 

 

Пятое:

5. Оценка

Оценить, насколько эффективно и качественно проведены необходимые изменения:

  • изменилось восприятие
  • изменилось поведение
  • изменились выборы
  • изменилось мышление
  • изменились реакции
  • изменилось отношение
  • изменились отношения
  • изменилось восприятие, поведение, реагирование, мышление, принятие решение другими людьми (если это необходимо).

Ещё раз приведу всю последовательность:

  1. Что есть.
  2. Что должно быть.
  3. Понять, как перевести из "Что есть" в "Что должно быть".
  4. Перевести из "Что есть" в "Что должно быть".
  5. Оценка.

 

 

Для чего нам стоит разделять эти этапы/темы/рамки?

 

Для того, чтобы:

  • клиент не путался в изложении проблемы,
  • чтобы он правильно понимал Вас, когда вы говорите с клиентом о проблеме или её решении
  • чтобы обезопасить себя от возможности неправильно понять клиента
  • чтобы в процессе коучинговых сессий иметь "под рукой" не только наглядную карту ситуации клиента, но и план дальнейших, либо прошлых событий - как в кабинете коуча, так и в реальной жизни клиента.

Как правило когда клиент начинает рассказывать о своей проблеме, в его речи (и, заметьте, его сознании в том числе) части представляемого здесь алгоритма как правило, явно или неявно присутствуют и очень волнуют человека, пришедшего к нам за помощью. Та каша, что есть у него в голове, оказывается вывалена прямо на стол коучу, начинает разрастаться в коучинговом пространстве и даже может поселяться в голове у коуча. Совершенно нормально пытаться понять, что же происходит в голове и жизни клиента, и эта простая схема (её можно даже нарисовать клиенту) поможет быстро и качественно начать составлять карту его актуальной ситуации, и не путаться. В любой момент можно остановить клиента и уточнить у него, К КАКОЙ ЧАСТИ АЛГОРИТМА ОТНОСИТСЯ ЕГО КОНКРЕТНАЯ ФРАЗА, МЕЖДОМЕТИЕ, ИНТОНАЦИЯ, МИМИЧЕСКОЕ ДВИЖЕНИЕ или ЖЕСТ.

 

Вопросы, разделяющие реальность и желаемое (должное) будущее:

  • "Вы говорите о том, как это фактически происходит, или о том, как вам хотелось бы, чтобы это происходило?"

 

Вопросы, разделяющие желания и мечты клиента от того, что должно происходить (что вы возьмёте в качестве ориентира для совместного движения вперёд):

  • "Это всего лишь Ваши желания, или это то, что действительно ДОЛЖНО происходить?

Вопросы на проверку необходимости того, что по мнению клиента должно происходить вместо того, что есть:

  • "С чего Вы взяли, что это должно происходить?"
  • "На что вы ориентировались, решая, что это ОБЯЗАТЕЛЬНО должно происходить?"

 

Естественно, по ходу беседы многие части схемы будут не заполненны и неясны, это совершенно нормально, главное - чтобы вам обоим было ясно, в каких частях схемы и для кого (клиент, его контрагенты или партнёры) какие уровни ясности или запутанности а) присутствуют, б) присутствовали ранее.

 

Такое простое разведение "по комнатам" ("по отдельным папкам", или "корзинам") даёт возможность безопасного и аккуратного составления картины ситуации клиента. Ясность в отношении зон ясности и неясности позволяет ему успокоиться и не паникуя начать восстанавливать отсутствующие элементы картины.

 

Фактически вы с клиентом составляете план, рисуете граф-схему, план-график того, как вы с ним будете двигаться по его проблемному пространству и его пространству возможностей и решений. Имея такой план вам трудно будет запутаться, потому что в любой момент вы можете возвратиться в самое начало (или в любой другой уже более или менее изученный, ясный и безопасный участок) и начать снова - из него, ища уже другие пути, отличные от того, которым вы шли перед этим, приведшего вас к некоторому тупику.

 

"Так, по моим ощущениям, мы зашли в тупик (немного запутались), предлагаю вернуться вот к какому моменту ... насколько я помню, там (в вопросах Х и Z) у нас с вами была ясность..."

 

Такие возвраты по карте помогают быстро выбираться из трудных и запутанных ситуаций в процессе коучинга и констультирования.

Опубликовано на www.vakurov.ru
27.05.2010
Последнее обновление ( 04.02.2017 )
Просмотров: 6913
< Пред.   След. >
 

У кота нет другой возможности заявить о том, что для него что-то не так, кроме как "плохо себя вести", нагадить или заболеть. Точно так же у детей, алкоголиков, стариков и других зависимых членов семьи - когда они не могут прямо заявить о том, что для них что-то не так.

 

Александр Вакуров 

Просмотров: