Обо мнеОтзывыКонтакты
Система Orphus

Избранные темы
Новинки в моих статьях
Популярное в «Мои статьи»
Новые темы форума
Популярное на форуме
Голосование
Понравился ли Вам сайт?
 
Мир и ты: вариабельность мира vs различения и категоризация Версия в формате PDF Версия для печати Отправить на e-mail
Просмотров: 7931
Рейтинг: / 0
ХудшаяЛучшая 

 Александр Вакуров   

Язык это инструмент - как общения, так и влияния, а так же - одно из условий успешного и эффективного взаимодействия в большинстве человеческих видов деятельности. С другой стороны, язык это внешнее проявление того, как человек мыслит. Мыслит человек категориями. Да-да, конечно, образами, да-да, конечно, понятиями, но ...вряд ли существует отдельное понятие, не относящееся ни к какой категории, да и пользоваться отдельным понятием вне системы других понятий и категорий невозможно. Само понятие выделяется лишь среди других понятий и в системе категорий. Это как гештальт и фон.

 

Так вот, богатство языка отражает богатство внутренних инструментов мышления - понятий и категорий, которыми человек пользуется у себя внутри когда ориентируется в чём либо - пытается разобраться, мечтает или ставит цель.

 

Чем богаче понятийный и категориальный аппарат человека, тем ... ну, не то, что бы он больше развит, просто ему легче оперировать процессами и событиями внешнего и своего внутреннего мира. Богатство понятийного и категориальнгого аппарата может идти как вширь, так и вглубь. "Вглубь" - это количество различений в каждой конкретной области - предметной или теоретической. Пределов мастерства не существует. Узкий специалист или супер-профи в чём-то одном - вот пример богатого глубиной категориального и понятийного аппарата.

 

А вот когда говорят "энциклопедические знания" - имеют в виду как раз богатство широтой понятийного и категориального аппарата. Правда, одной широты понятий тут мало, необходима ещё и конкретная информация. Человек может знать массу понятий (терминов, например), но не ориентироваться в них. Или может знать массу названий городов, массу цифр, но всё что он знает и умеет можно категоризировать маленьким количеством способов. Сам термин "знать" уже предполагает некие типы категоризации и структурирования.

 

Чем больше различений человек имеет в данной конкретной области (или вообще), тем более он развит - в даннной конкретной области (или вообще). Рождение различия там где его до того не было, рождает необходимость разделения понятия на составляющие. Раньше для меня здесь был один процесс, я сознавал, что это за процесс, мог опознать (выделить его из других процессов, вычленить, узнать его характерные особенности, признаки) и назвать (подобрать соответствующие ему понятие и категорию) его, но как только внутри этого процесса у меня появляются дополнительные различения и я смог выделить некие разницы между одним типом процесса и другим типом вроде бы того же процесса, появляется потребность и необходимость ещё двух названий (понятий). Так человек развивается.

 

Чем большим количеством способов человек может категоризировать (разбить на категории) этот мир, ситуацию, проблему, способы решения, тем более он эффективен и успешен.



Хотя критики могут и опровергнуть эти мои слова, приведя в пример годовалого ребёнка, кошку или собаку. Или женщину, без слов организующую проведение мужчины рядом. :)



Критики будут правы, если мы вспомним, что есть Мир, разнообразный и бесконечный, и есть маленький, доступный в каждый конкретный момент окружающий мирок конкретного человека, и который неизмеримо меньше огромной вариабельности и возможностей "большого" внешнего мира. Ещё раз, учитываем, что я сейчас говорил про внешнюю составляющую индивидуального мира человека. Внутренняя же его составляющая - глубока и бездонна, на мой взгляд, бездоннее бесконечности и сверх-вариабельности внешнего мира.

 

Богатство понятий и категорий не нужно человеку, организовавшему или попавшему в стабильное окружение (обстановку), не предъявляющее требований к качеству его мыслительных процессов. Бывает достаточно ограниченного количества инструментов для того, чтобы адаптироваться в конкретной ситуации и даже начать управлять ею. Наиболее талантливые идущие в этом направлении просто создают и приспосабливают под себя среду, там где могут, конечно. Творят, так сказать, внешние миры, наиболее подходящие под их внутренние. К этому типу людей относится вся богема, айтишники, содержанки у "папиков", сами "папики", главари банд (человек создаёт банду и устанавливает свои законы в ней), главы сект, главы семей, жёны и так далее. Любой ребёнок с первых мгновений жизни идёт по этому пути, стремясь адаптировать под себя семью, в которую он попал, и есть люди, не прекращающие движений в эту сторону до самой своей смерти.

 

В общем, если твои внутренние и внешние условия и ресурсы позволяют тебе без проблем управлять средой, в которой ты находишься - флаг в руки, развиваться тебе не трэба,

 

Но если во первых, та стабильная среда не вечна, и есть риск, что она начнёт меняться непредсказуемо и неуправляемо для тебя, и начнёт меняться доступность для тебя внутренних или внешних ресурсов, а во вторых, если у тебя нет такой среды и таких доступов к желанным для тебя ресурсам и возможностям - вот тогда у тебя нет другого пути, как развиваться. Развиваться - это повышать количество различений в разных (или конкретных и определённых) областях твоей жизни. Чем больше различений в конкретной области или чем больше областей, "покрытых" появлением новых различений, тем более ты "подготовлен к жизнии", тем более ты в этих областях развит и защищён, тем более ты готов к вариабельности этого мира.

 

Под вариабельностью мира я подразумеваю тот факт и феномен, что в этом мире не существует абсолютно предсказуемых и абсолютно стабильных вещей. Только ты привык к тому, что тебя кормят грудью и меняют тебе пелёнки, р-р-р-аз! - и тебе уже приходится приучаться к горшку. Только что ты был студентом и тебе нужно было лишь сдать поскорее зачёт - р-р-раз! - и ты уже специалист, коллега и подчинённный, с которого (о, боже!) все постояннно чего-то требуют! Только ты женился на милой, покорной и заботливой девушке (или вышла за прекрасного принца) - р-р-р-а-з! - и уже на месте милой девушки (прекрасного принца) - нечто в домашнем халате (пахнущих носках).

 

Мир меняется очень быстро - как с нашим возрастом, так и потому что он живой, пластичный и текучий. К нему приходится постояннно привыкать и адаптироваться. Внешний мир (обстоятельства) намного переменчивее и богаче чем богатство и готовая ресурсная наполненность внутри каждого из нас. И вот тут богатство (количество различений, понятий, категорий, навыков) внутренней наполненности челоовеческого существва начинает играть основную роль. Для того, чтобы хотя бы адаптироваться (уж ладно менять, не до этого пока!) к изменившимся/меняющимся условиям среды необходимы внутренние ресурсы, навыки, способности. Хотя бы опознать, уже наступившее изменение. А лучше - мочь/уметь предвидеть, предугадывать, предсказывать, предусматривать подобные изменения заранее, заранее же готовясь к ним - либо к данным изменениям данной среды, либо сменяя среду на другую, либо создавая для себя некую принципиально новую среду, либо препятствуя предстоящим изменениям, стремясь задержать неумолимо и навсегда (или не навсегда) уходящее прошлое благополучие. Благополучие - это соответствие того, что ты получаешь тому, что тебе нужно.

 

Мы говорим здесь об управлении внешней средой. Об управлении внутренними ресурсами. Ресурсы - это всё, чем человек обладает и чем он может/способен пользоваться внутри себя в каждый конкретный момент. Ресурсом является внимание (способность управлять своим вниманием, то, как оно устроено у челвоека), память, интеллект (способность оперировать уже имеющейся имеющейся или вновь поступающей информацией, понятиями и категориями), знания, эмоциональное сотоояние, набор "отношенческих" и коммуникативных инструментов и так далее.

Так вот, человеки привыкли оказываясь в сложной ситуации либо активизировать имеющиеся у них ресурсы, либо набирать новые. А ведь чаще всего в сложной ситуации человек оказывается уже истощив свои запасы внутренних и внешних ресурсов. Потому и наступила сложная ситуация, что всё что он раньше знал и умел не сработало, не срабатывает, оказалось бесполезным и не готовым к вот уже опять новым условиям среды/ситуации. И ресурсы-то черпать/брать не откуда.

 

Как раз в подобных ситуациях можно вспомнить, что богатство различений управляет ресурсами. Ты можешь плохо слышать, но хорошо видеть, но в темноте твоя способность видеть падает, но - у тебя есть возможность прямо сейчас начать увеличивать количество различечний в том, что же ты всё-таки, видишь. В темноте глаз приспосабливается, и если ты не начнёшь или прекратив начавшийся такой увлекательный процесс паники, ты можешь начать увеличивать количество различений, доступных в зрительном канале.

 

Где бы, о чём бы, с кем бы, когда бы ты... Всегда есть возможность начать различать ещё большее количество деталей.

 

Умение замечать детали, увеличивать свою способность к детализации с одной стороны, и способность объединять эти детали в категории (особеннно, по новому и новые категории) - одна из основ эффективности человека в этом столь быстро и мощно меняющемся мире.

 

Почему я пишу именно об этом: Почему ориентиры?

 

© Александр Вакуров
Иваново, 2009

Опубликовано на www.vakurov.ru
08.10.2010
Последнее обновление ( 25.10.2010 )
Просмотров: 7930
< Пред.   След. >
 

"Разрыв тех или иных связей - создание новых возможностей; создание связей - ограничение многих возможностей (и возникновение других, но куда более узкого спектра)."

С просторов интернета

Просмотров: