Чем ребёнок отличается от взрослого? Тем же, что и человек в стрессе от человека в "хорошем", ресурсном состоянии. Ибо в стрессе человек простеет, регрессирует до детского, а некоторые и до младенческого состояния - в реакциях, и естественно, в своих системах опознавания, в том, как человек воспринимает и объясняет себе мир, события, процессы, поступки людей и их истоки.
В качестве примера разницы в категориальных аппаратах ребёнка и взрослого приведу пример из далёкого моего прошлого: Дочке лет пять, я сижу и смотрю фильм "Свой среди чужих, чужой среди своих". Дочка внимательно наблюдает и за событиями в фильме и за мной. В один из моментов спрашивает меня об одном из персонажей: "Пап, этот дядя хороший или плохой"?
А разве можно ТАК сказать про большинство героев этого фильма? Они разные, они живые, в каждом из них есть и "хорошее", и "плохое". С возрастом ты это понимаешь, и чем более взрослеешь, тем больше у тебя появляется РАЗНИЦ между разными вещами, понятиями, категориями, тем дальше друг от друга (с увеличением количества переходных пунктов между ними) любые полюса и противоположности:
-
Хороший - плохой
-
Добрый - злой
-
Прав - не прав
-
Свой - чужой
-
Доверяю - не доверяю
-
Полезно - вредно
И так далее, и так далее.
В детстве пользоваться столь примитивными категорийными континуумами допустимо, и даже полезно (не запутаешься, создаётся основа для дальнейшей детализации, критерии простые для опознавания, трудно ошибиться, излишние различения лишь помешают а) научиться не путать одно с другим и б) определиться для себя, выбрать, что для тебя ближе.
Вырастая человек ДОЛЖЕН обрести больше различений, развести для себя ещё дальше друг от друга крайние точки в этих континуумах, научиться сопоставлять события в реальности с этими различениями и так далее. Взрослый человек, задержавшийся на детских примитивных системах категоризации обречён на массу проблем с другими людьми, с реальностью и собственными выборами.
Понятие "принц" великолепно для девочки в пять - одиннадцать лет (ну, до пятнадцати), оно ориентирует девочку в важнейших для неё ценностных пространствах, помогает построить, как бы сказали энелписты, образ достижения", создаёт для неё ряд важных мотиваций и основ для выбора в собственном развитии (не более, это уж явно не о мужчинах!). Но в тридцать мыслить категориями "принц" - "не принц" глупо и опасно для женщины. В тридцать её задача понять, что мужчина очень разный, и как можно скорее разобраться в тонкостях своих собственных ценностей, где они слишком примитивны, упрощены, уплощены и не отражают реалий жизни. "Принц", как и "хороший человек" (впрочем, как и "плохой человек") - понятия из категорийного аппарата ребёнка, но никак не взрослого человека, знакомого с многообразием этого мира не на словах.
Как пишут функционеры НЛП количество различений в конкретной области определяет степень развитости человека в этой области. Количество различений - показатель развития человека в конкретной области, и увеличивается не просто так, а когда нужно. У чукчей более тысячи названий для оленя (с длинными и короткими рогами, большой и маленький, весной и летом, и так далее), но нет слова для обозначения лося, которого никогда до недавнего времени не видели. Лоси сейчас появляются там, где их раньше не было. Как только чукчи разберутся что к чему, они быстро создадут новые слова (понятия и категории) там, где им это нужно.
Материал создан в качестве дополнения к статье "Почему ориентиры?"
© Александр Вакуров,
Иваново, 2010 |