Обо мнеОтзывыКонтакты
Система Orphus

Избранные темы
Новинки в моих статьях
Популярное в «Мои статьи»
Новые темы форума
Популярное на форуме
Голосование
Понравился ли Вам сайт?
 
Уровни управления системой. Порядки управления событиями Версия в формате PDF Версия для печати Отправить на e-mail
Просмотров: 13032
Рейтинг: / 2
ХудшаяЛучшая 

 Александр Вакуров   

Один из самых страшных врагов любого руководителя, любого учредителя - "замыливание" глаз. Когда настолько привыкаешь к чему-то, что начинаешь не замечать ни нюансов/тонкостей, ни - динамики/изменений (в любую сторону) в той системе, которой, вроде бы руководишь. Не замечать как ухудшение, так и улучшение в чём-либо - опасно.


Когда работаешь с довольно разными системами - организациями, предприятиями, фирмами, холдингами, отчётливо видишь разницу в стратегиях разных компаний. Неплохо вырисовываются несколько уровней (как правило, это следствие неосознанных выборов тех, кто реально заправляет делами на предприятии) бытия организации во внешнем и собственном внутреннем мире/поле. Нам постоянно приходится сталкиваться с уродливо-махровыми представлениями руководителей о возможном и невозможном в искусстве и практике управления предприятием и персоналом.

 

Существует четыре уровня управления системой (событиями). В данной статье представлены признаки всех четырёх уровней.

 

Первый уровень управления системой это реагирование на события. События происходят, и вы на них реагируете. Ничего - ни плохого, ни хорошего про этот уровень не скажу.

 

Если вы можете реагировать на события:

  • замечать их
  • опознавать их правильно
  • адекватно реагировать на них

то за вас и вашу систему уже можно порадоваться.


Большинство руководителей:

 

- Не осведомлено о большинстве реальных процессов на их предприятии.

- За процесс (за суть процесса, за его механизм) принимают либо отдалённые, либо поверхностные последствия процесса, либо - побочные эффекты этих процессов, связанные с истинными механизмами лишь отдельными, и не основными признаками.

- Идентифицируя некое отклонение от благополучия (от нормы, от безопасного центра), часто принимают одно событие за другое, одну проблему за другую. Не способны описывать событие, формулировать проблему, не говоря уж о том, что бы выработать Задачу или Цель в связи с наличием этой события/проблемы. 

- Выбирая инструментарий и способы реагирования на событие или проблему - часто борются лишь с симптомами, а не источником, с поверхностными проявлениями, а не сутью, с последствиями, а не причиной.

 


Второй уровень мастерства управления системой - это предвидение, предсказание, прогнозирование событий. Естественно, что этот уровень во-первых, обеспечивает нас более высоким уровнем надёжности всей системы и процессов в ней, а во-вторых, требует особых навыков, уже совершенно другого уровня мастерства от руководителей, собственников, и всех тех, от кого зависит функционирование системы.

 

Третий уровень управления системой - это создание событий. Распределение и такая организация процессов, что нужные вам события возникают там и тогда, с теми и у тех, а так же таким образом, как нужно Вам - не только с любым шагом - от часов/минут, до лет/десятилетий, но и с любым масштабом - от человека до планеты. От километров до миллиметров. От часов до секунд. И, конечно - с предсказуемыми последствиями - это необходимейшее условие третьего уровня. Без прогноза нет управления и управляемого создания событий.


И только после перечисления всех трёх уровней, укажем ещё один - нулевой, тот, который нас точно не устраивает, но именно с ним мы имеем дело, когда нас приглашают в качестве консультантов. Это нулевой уровень - уровень, когда руководители и собственники даже не успевают за событиями, возникающими независимо от них, от их желания, и главное - непрогнозируемымими и неуправляемыми ими.


Руководитель на нулевом уровне:

  • не осведомлён о будущих событиях
  • не осведомлён о настоящих, текущих прямо сейчас событиях
  • не осведомлён о многих прошлых событиях и факторах его системы (предприятия)
  • не управляет возникшими событиями
  • не управляет будущими событиями - как ближайшими, так и отдалёнными
  • не управляет отдельными (по выбору) аспектами текущих и будущих событий

 

Очень важно знать, на каком уровне управления системой, управления событиями, управления будущим, наконец, вы находитесь. Для чего? Для того, чтобы правильно выбрать уровень постановки задач.


Мы не считаем правомочным модное в НЛП разделение на процесс и событие, потому что процесс - это последовательность событий, а любое управляемое событие - это выстроенные и переплетённые, сопоставленные и представленные друг другу процессы.

 

Нам важно, чтобы специалисты и руководители разделяли для себя:

  • предсказуемые события/процессы
  • управляемые события/процессы
  • создаваемые (управляемо) события/процессы

А ещё нам хотелось бы, чтобы:

  • непредсказуемость
  • неуправляемость
  • невозможность создавать цепочки/последовательность событий и процессов любого масштаба и шага

наконец, стали б в среде профессионалов управленцев и организаторов делом осуждаемым, позорным и постыдным.

 

ПОСЛЕСЛОВИЕ


Через четыре года после написания статьи я готовился к корпоративному управленческому тренингу. И тут до меня дошло, что уровней управления событиями намного больше. Их как минимум семь.

 

Вот они.

 

УРОВНИ УПРАВЛЕНИЯ СОБЫТИЯМИ В СИСТЕМЕ

 

1. НЕ ЗНАТЬ о событиях. Не замечать их. События происходят, но проходят незамечаемыми для руководителей или сотрудников. Таких событий всегда полно. Это важно знать. Вы никогда не узнаете всех событий, происходящих в системе. Мало того, подавляющее большинство событий - внутри и уж тем более снаружи (да, крайне важных  значимых для вас, и развития/жизнеспособности) вашей системы, проходит мимо вас так, что вы либо не успеваете их заметить, либо вам НЕЧЕМ их опознавать и измерять (логический тип событий находится за пределами ваших картин мира и привычных вам систем координат). Не стоит пугаться, это нормально: если вы до сих пор выжили, и являетесь руководителем, значит, эти типы событий ПОКА не являются критическими для устойчивости системы и вашего личного и профессионального благополучия.

 

Развитие в повышении способности опознавать нужные вам типы событий внутри и снаружи:

- расширение и усложнение собственной картины мира.

- постоянная проверка и развитие своих (как личных, так и всей системы, включая специалистов, партнёров, коллег и подчинённых) систем опознавания (регулярно СОМНЕВАТЬСЯ в качестве своих систем опознавания, развивать способы их проверки. Вопрос "С чего мы взяли, что это так?" должен стать одним из самых регулярных. Ответы на этот вопрос должны быть измеряемыми и доказуемыми),

- повышение чувствительности "сенсоров" системы, управление качеством фильтров на пути информации с этих сенсоров, чтобы фильтры не "забились",

- увеличение способов, каналов и источников информации внутри и снаружи системы. 

 

2. НЕ УСПЕВАТЬ за событиями. Не успевать даже реагировать. Узнавать о событиях когда уже поздно что-либо сделать чтобы уменьшить ущерб, или что-то исправить.

 

Развитие - в увеличении способности как можно раньше узнавать о наступившем событии. Ни одно событие не возникает внезапно. Всегда есть развёртывание события. У любого события есть этапы - от начала (рождения), через развитие к умирание. Начало развёртывается по принципу лавины. Начинается всегда с чего-то малого. И тут есть важный элемент. Каждое малое явление в событии может быть незаметно. Но отслеживание информационно-событийного поля в динамике помогает заметить ДВИЖЕНИЕ ИЗМЕНЕНИЙ, по ним и можно понять, что событие начинается, и - какое именно это событие (уж если не опознать "в лицо", то хотя бы тип события - опасное/безопасное, риски/возможности, одноуровневое/многоуровневое и так далее). 

 

3. РЕАГИРОВАНИЕ на события. Реагировать на событие система/руководитель успевает, но - это всего лишь реагирование. Всегда есть нечто, что УЖЕ случилось, и что уже не исправишь.

 

 Развитие - по нескольким направлениям:

 

- увеличение одновременно сложности и управляемости/гибкости системы

- увеличение надёжности связей между частями системы

- увеличение устойчивости системы, создание запасов (ревизия и укрепление ресурсной базы), в том числе и отстойников, фильтров, тамбуров, балластов, и так далее

- увеличение скорости реагирования

- увеличение точности реагирования

- уменьшение стоимости реагирования

- создание самозаживляющих механизмов, когда реагируют не отдельные  функционально определённые части системы, а каждая часть, и вся система в целом (Уродливый пример, больше для понимания принципа: охранники не нужны, все владеют карате и ходят в бронежилетах, огнетушитель есть у каждого рабочего стола, бригадный подряд определяет, кому сколько положено, деньги уходят каждому на карту, у всех есть доступ к зарплатному файлу, все распределены на рабочие группы, и как только наступает сбой, они уже обучены и ПРИВЫКЛИ собираться без приказа начальства и вырабатывать новые механизмы защиты от ошибок и проблем, и так далее). Продумывание зарание и тренировка/автоматизация/легитимизация процессов и способов реагирования.

 

4. УПРАВЛЕНИЕ событием по ходу его развития. Это именно управление. Не только своевременное реагирование, но и - ПЕРЕХВАТ УПРАВЛЕНИЯ, способность направить микрособытия и процессы по оптимальному пути (наименьшего ущерба и наибольшей выгоды).

 

Развитие:

- изучение системы вероятных событийных потоков, управление ею.

- повышение компетентности и автономности (непрерывной или по сигнару) управлеческого аппарата. 

- вырабатывание альтернативных экстренных механизмов, последовательностей, программ и договорённостей

 

5. ПРОГНОЗИРОВАНИЕ событий (быть способными предсказывать их). Способность по микропризнакам в настоящем, и в наблюдении за динамикой прошлых событий выявлять паттерны, обнаруживать Аристотелевские причины, продлевать маршруты и рисунки в будущее.

 

Развитие - в увеличении точности прогноза, и в управлении вариабельностью масштаба предсказываемых событий и сроков предсказаний.

 

6. СОЗДАНИЕ событий, управление заранее всеми параметрами события (цели, формат, начало, продолжительность, интенсивность, окончание, результаты, последствия).

 

Ресурс для развития в этом уровне изучается на специальных наших тренингах. 

 

7. СОЗДАНИЕ ЦЕПОЧЕК событий. Создание траекторий процессов и рисунков событий. Владение принципом «Домино»: всё расставляется так, чтобы одно событие вызывало строго определённую запланированную последовательность других событий.

 

Ресурс для развития в этом уровне изучается на наших специальных тренингах. 


Проанализируйте свою деятельность. Каких уровней в вашей деятельности больше? На каких уровнях вы обычно находитесь?


Понятно, что уровней намного больше.


Способов логической типизации больше, чем здесь представлены.

 

Управление контекстом, управление кристаллизацией, кластерное управление, управление метафорическое, управление через миф, голографическое управление, управление кодировкой, и т.д, и т.п. 

 

Конечно, это не только уровни. А и принципы, и способы.

 

Всё это необходимо для одной простой штуки - быть способными менять реальность, чтобы не меняться самим. Хотя, да, тут ещё один способ структурирования уровней/способов управления событиями - измениться самому.

 

Тогда этой простой штукой будет вот что: чтобы прожить жизнь не зря. 

 

 

Александр Вакуров,

Иваново, 2011 

 

===

 

Понравилась статья? Поделитесь ссылкой с близкими!

=== ========

 

Опубликовано на www.vakurov.ru
01.05.2011
Последнее обновление ( 15.02.2017 )
Просмотров: 13031
< Пред.   След. >
С этим материалом чаще всего читают:
 

- А как же заход солнца? - напомнил Маленький принц: раз о чем-нибудь спросив, он уже не отступался, пока не получал ответа.
- Будет тебе и заход солнца. Я потребую, чтобы солнце зашло. Но сперва дождусь благоприятных условий, ибо в этом и состоит мудрость правителя.
- А когда условия будут благоприятные? - осведомился Маленький принц.
- Гм, гм, - ответил король, листая толстый календарь. - Это будет... Гм, гм... Сегодня это будет в семь часов сорок минут вечера. И тогда ты увидишь, как точно исполнится мое повеление.

Просмотров: