Любое обучение происходит на основе цельных, чётко очерченных, оформленых и ЗАКОНЧЕННЫХ с и с т е м знаний, представлений, пресуппозиций и парадигм.
А значит, оно (обучение) непременно направляет наше мышление, и, следовательно, ограничивает. Ограничивает, помещая нас в строго и заранее определённые смысловые поля и сетки координат. Так и получается, что наряду с расширением мышления обучение навязывает нам ограничения: конкретные и строго определённые ориентиры, рамки и критерии. Без этого невозможно обучение конкретным вещам. Именно поэтому полезно помнить об этом когда учишься где угодно, у кого угодно и чему угодно.
И ещё. Любое о б р а з о в а н и е направлено на интересы тех, кто оплачивает создание системы его функционирования. По системе образования ВИДНО, на какие цели и интересы оно работает. Это полезно понимать, этим полезно и МОЖНО (этично) интересоваться. Если напрямую этого понять/открыть нельзя - стоит идти в историю данного вида науки и - системы образования. А вопросы "Кто?" и "На чьи деньги?" - тоже многое разъясняют. Не говоря уже - "Кто выигрывает?" и "Кто проигрывает?" ("Кто опечалится?", "Кому/чему наносит(ся) ущебр?" Не верьте, что бывает развитие, образование без ущерба. Всегда кто-то платит, всегда кто-то теряет. Вопрос, кто и что.) Если говорить не об образовании, а непосредственно об обучении, всё вышесказанное в большей степени относится к обучению в области психологии личности и отношений между людьми. Теперь о движущих силах вашего индивидуального обучения: развитие часто начинает гордыня, но она же устанавливает потолки и границы нашего роста. Без смирения истинное и качественное обучение невозможно. Александр Вакуров, Иваново, 2013 Понравилась статья? Дайте ссылку на неё тем, кого вы любите! |