Все знают, как выглядит, ка ведёт себя, как говорит и как мыслит священник. Все знают, как выглядит типичная учительница. Типичный начальник. Типичный художник. Композитор. Бомж. Типичный бизнес-тренер. Психолог. Психоаналитик. Чтобы тебя встречали "как надо" - необходимо соответствовать ожиданиям аудитории. А откуда берутся её ожидания? Правильно. Из архетипов.
Я специально стараюсь не попадать в наличествующие, или "нужные", подходящие, вроде бы, уместные, архетипы. Потому-что, внимание! Все знают, как выглядит и как ведёт себя типичная МАМАША. Типичная БАБКА. БЛОНДИНКА. БОТАН. БРАТОК. ГОПНИК. ХИПСТЕР. ЖЕНА. ЛЮБОВНИЦА. МЕНТ. ЧИНОВНИК. Люди попадаются под очарование (от слова ЧАРЫ) архетипа или социального образа, и - теряют свою индивидуальность. Один из моих коллег даже создал замечательную статью под названием "Тыжпсихолог!" - о влиянии социальной маски на восприятие живого человека. Мне это важно. Каждый из нас живой, и совершенно не похож на всех остальных. Итак. Если для вас в данном контексте ваша (или чужая) эффективность - соответствие наиболее уместному архетипу и ожиданиям аудитории - чаще всего хороший выбор. В принципе, очень мало причин и контекстов, в которых архетип не помогает. Но такие есть. Например, если выбран (вы залипли) не соответствующий контексту или вашим целям архетип. Либо - когда вы "РАБ ЛАМПЫ", то есть, слуга, продолжение, безропотное и безвольное ИСПОЛНЕНИЕ архетипа. |