Многие люди путают путают образование с обучением, обучение с развитием, а то и другое с мифологией и религией.
Образование это культурный феномен. С компетентностью (в строгом смысле этого слова) имеет мало общего. Ибо компетентность предполагает кроме знаний способность применять их в решении определённых заранее конкретных проблем и задач. Образование способно создавать и преобразовывать мифологии, но не мир. Да, понятно, что мифологии мир и формируют, но опосредованно и неявно. Напрямую мир меняет только компетентность.
Обучение - узкий формат, определённый конкретными задачами и тематикой. Напрямую связано с компетентностью. Направлено на создание компетентности. Является частью культурного феномена «Образование», но линейнее и проще его. В основном не источник, а продукт некоторых пластов культуры.
Развитие - обретение большего количества различений. Обучение часть развития. Возможно обучение, которое не развивает. Развитие невозможно без обучения.
Весьма интересно сравнение образования и развития, а так же области пересечения образования и развития.
Развитие, всё-таки, идёт изнутри. Источник развития внутри. Развитие требует больших усилий и рисков.
Образование невозможно без чётко очерченных и полностью сформированных внешних социальных и образовательных институтов.
Для развития достаточно лишь идей, встреч с отдельными конкретными людьми, в том числе учителями и сообществами единомышленников, а так же книг и, обязательно - опыта. И обязательно опыта ошибок, личных ошибок.
Образование возможно без опыта ошибок и глобальных провалов.
В развитии же чем более человек сталкивается с неудачами, провалами и невозможностями в реальности, тем более у него появляются шансы на развитие.
Развитие обязательно личное. И личностное.
Образование это социальный феномен. Образование обретается либо для решения внутренних проблем (частая причина получения образования - неосознанная попытка избавиться от комплекса неполноценности, либо стремление хоть как-то ослабить его давление), либо внешних, социальных проблем и задач (получение социального/профессионального/карьерного статуса), решение финансовых проблем, достижение материального благополучия.
Образование приобретается. В развитии участвуют. То есть, образование нечто внешнее, что прилагается, прибавляется к человеку. Развитие всегда изнутри. Неразрывно связано с внутренними силами и процессами. Для большинства людей «Зачем?» в отношении образования быстро заканчивается, особенно после ЗАВЕРШЕНИЯ, окончания процесса образования. Образование имеет начало и конец. Для продолжения образования нужно новое решение о начале нового этапа. Развитие - результат базовой потребности - врождённой, либо приобретённой в ходе жизни, в результате особых событий и связанного с ними опыта, как правило, опыта либо травматического, либо мистического/трансцедентного.
Оразование это средство. Развитие это путь, миссия, предназначение.
Образование связано с реализацией целей. Развитие связано с реализацией ценностей.
В образовании (европейского образца) обязательно участвует/представлена наука - достижения науки, или, как минимум, так называемое научное мышление.
Развитие возможно и без привлечения (или хотя бы без доминирования) естественно-научных парадигм. Продолжение следует...
Александр Вакуров Иваново, 2014 =============== Понравилась, помогла статья? Дайте ссылку на неё тем, кого вы любите! =============== |