Обо мнеОтзывыКонтакты
Система Orphus

Избранные темы
Новинки в моих статьях
Популярное в «Мои статьи»
Новые темы форума
Популярное на форуме
Голосование
Образование, обучение, развитие и мифологии Версия в формате PDF Версия для печати Отправить на e-mail
Просмотров: 3156
Рейтинг: / 0
ХудшаяЛучшая 

 Александр Вакуров   
Многие люди путают путают образование с обучением, обучение с развитием, а то и другое с мифологией и религией.


Образование это культурный феномен. С компетентностью (в строгом смысле этого слова) имеет мало общего.  Ибо компетентность предполагает кроме знаний способность применять их в решении определённых заранее конкретных проблем и задач. Образование способно создавать и преобразовывать мифологии, но не мир. Да, понятно, что мифологии мир и формируют, но опосредованно и неявно. Напрямую мир меняет только компетентность.

Обучение - узкий формат, определённый конкретными задачами и тематикой. Напрямую связано с компетентностью. Направлено на создание компетентности. Является частью культурного феномена «Образование», но линейнее и проще его. В основном не источник, а продукт некоторых пластов культуры.

Развитие - обретение большего количества различений. Обучение часть развития. Возможно обучение, которое не развивает. Развитие невозможно без обучения.

Весьма интересно сравнение образования и развития, а так же области пересечения образования и развития. 

Развитие, всё-таки, идёт изнутри. Источник развития внутри. 
Развитие требует больших усилий и рисков.

Образование невозможно без чётко очерченных и полностью сформированных внешних социальных и образовательных институтов. 

Для развития достаточно лишь идей, встреч с отдельными конкретными людьми, в том числе учителями и сообществами единомышленников, а так же книг и, обязательно - опыта. И обязательно опыта ошибок, личных ошибок. 

Образование возможно без опыта ошибок и глобальных провалов. 

В развитии же чем более человек сталкивается с неудачами, провалами и невозможностями в реальности, тем более у него появляются шансы на развитие.

Развитие обязательно личное. И личностное. 

Образование это социальный феномен. Образование обретается либо для решения внутренних проблем (частая причина получения образования - неосознанная попытка избавиться от комплекса неполноценности, либо стремление хоть как-то ослабить его давление), либо внешних, социальных проблем и задач (получение социального/профессионального/карьерного статуса), решение финансовых проблем, достижение материального благополучия.

Образование приобретается. В развитии участвуют. То есть, образование нечто внешнее, что прилагается, прибавляется к человеку. Развитие всегда изнутри. Неразрывно связано с внутренними силами и процессами. Для большинства людей «Зачем?» в отношении образования быстро заканчивается, особенно после ЗАВЕРШЕНИЯ, окончания процесса образования. Образование имеет начало и конец. Для продолжения образования нужно новое решение о начале нового этапа.
 
Развитие - результат базовой потребности - врождённой, либо приобретённой в ходе жизни, в результате особых событий и связанного с ними опыта, как правило, опыта либо травматического, либо мистического/трансцедентного.

Оразование это средство. Развитие это путь, миссия, предназначение.

Образование связано с реализацией целей. 
Развитие связано с реализацией ценностей.

В образовании (европейского образца) обязательно участвует/представлена наука - достижения науки, или, как минимум, так называемое научное мышление.

Развитие возможно и без привлечения (или хотя бы без доминирования) естественно-научных парадигм.
 
 
Продолжение следует... 
 

Александр Вакуров
Иваново,  2014
 
===============
Понравилась, помогла статья?
 
Дайте ссылку на неё тем, кого вы любите! 
===============  
Опубликовано на www.vakurov.ru
11.01.2014
Последнее обновление ( 15.05.2017 )
Просмотров: 3155
< Пред.   След. >
С этим материалом чаще всего читают:
 

Следствием страха бывает ненависть; следствием любви бывает страх.

Драгомиров М.И. "Офицерская памятка".

Просмотров: