Мир нуждается в профессионалах. Люди, организации нуждаются в профессионалах. Профессионалы редки. Многие стремятся повысить уровень своего профессионализма. Стань профи в своём деле, и ты будешь нужен миру. Но что это - профессионализм? Кто такой профессионал? Как стать профессионалом?
Я много думал над этим. Первичное образование у меня "ВРАЧ", и это отложило на меня глубочайший отпечаток. Моими учителями и старшими коллегами были медики-профессионалы высочайшего класса! У них я учился. Они заложили основы моего понимания, что такое профессионализм, и кто такой профессионал.
На своих тренингах, мастерских и консультациях, фактически, я обучаю простейшим вещам - как быть профессионалом в своём деле. Глубочайше убеждён, что профессионализм - это ЛИЧНОСТНОЕ качество. А это означает, что в первую очередь обладателю нужна потребность быть профессионалом. Потребность на уровне высочайшей личностной, личной ценности. А если такой потребности нет, необходимо, чтобы человеку "было ради чего" развивать свой профессионализм. И главное в этом - набор личных убеждений, представлений и привычек, касающихся своей профессиональной деятельности, и даже - собственнной миссии - зачем ты пришёл в этот мир, от чего ты будешь счастлив, что двигает тебя в контакте с другими людьми, и так далее. Для тех, кому есть ради чего, для тех, у кого профессионализм в высочайших ценностях, для тех, кто хочет познать, что это, и стремится развить у себя это качество - мы начинаем цикл публикаций по этой теме. Для начала отметим, что сам смысл термина "профессионал" сохраняется лишь в профессиональном контексте. "Профессиональный" контекст резко очерчивает круг ситуаций, событий, процессов, контактов, коммуникаций, отношений, и главное, ролей, в которых человек функционирует/существует. "Миссия", "функция" - то, ЗАЧЕМ (а не ЗА ЧЕМ) ты пришёл в этот мир, в место ЭТОГО [профессионального] контакта, в это место, и так далее. ЗАЧЕМ ты нужен этому месту/людям. А не наоборот ("зачем тебе нужно это место"). Исполнение своей миссии/функции - задача профессионала. Всё остальное (амбиции, небритости, шероховатости, мечты) - потом.
Знать, где проходит граница твоей сферы ответственности - вторая обязанность профессионала. Первая - знать, где проходит граница твоей компетентности. При обсуждении темы в Фейсбуке, Ольга Шмыкова написала мне: "Полагаю, граница компетентности как раз и должна определять зону ответственности" Абсолютно согласен с нею. Граница компетентности должна жёстко ограничивать зону ответственности специалиста. Зона ответственности (мне более нравится термин "сфера", он объёмен, а не столь плосок, как "зона") не может быть больше зоны/сферы компетентности. Но зона/сфера компетентности может (и даже должна во многих случаях, так, "на всякий пожарный", для повышение уровня надёжности) превышать зону/сферу ответственности. Александр Вакуров, Иваново, 2014 |