Обо мнеОтзывыКонтакты
Система Orphus

Избранные темы
Новинки в моих статьях
Популярное в «Мои статьи»
Новые темы форума
Популярное на форуме
Голосование
Понравился ли Вам сайт?
 
Боюсь сесть за руль автомобиля... Версия в формате PDF Версия для печати Отправить на e-mail
Просмотров: 12079
Рейтинг: / 0
ХудшаяЛучшая 

 Александр Вакуров   
Свою единственную за три года аварию я получил НА ПЯТЫЙ ДЕНЬ после того, как сел за руль своего новенького автомобиля Nissan Juke (вообще впервые сел за руль в одиночку без инструктора). Волнений было море. Но я готовил себя к таким ситуациям. Ещё задолго до того, как вообще сел за руль, даже с инструктором. Когда я понял, что автомобиль мне просто НУЖЕН, стал исследовать, что мешает, что останавливает, что ЗАМОРАЖИВАЕТ моё мышление, мои движения души, когда думаю об обучении водить машину.  И понял, что есть несколько ловушек, в которые попадаю.



Первая - страх сделать что-нибудь не так. Почему страх? Да страх огромного чувства вины, если сделаю что-либо "не так". Потому что (так я понял) я СОБИРАЛСЯ (ну, как обычно, так привычно среди нас, да?!) ругать, корить, терзать, долбить, грызть и осуждать себя ЗА ЛЮБЫЕ неидеальности, что мне предстояло совершить.

Вина, затем стыд. Это третья ловушка. Стыдно на глазах у сверстников, у тех кто младше, У ЖЕНЩИН (!!!) быть и выглядеть новичком, неумехой, что, почти автоматически для меня (как оказалось, и потом подтверждалось ещё не раз на дороге) означало мою некоторую "неполноценность", "недополноценность" по сравнению с другими участниками дорожного движения. И ничего не работало. До поры до времени.
Помогла фраза, которую я проговаривал внутри себя: "Вы сами были такими же как я!" и - "Вы учились в удобном для этого возрасте, а я учился водить машину в пятьдесят лет, и СПРАВИЛСЯ С ЭТИМ". :)

Четвёртое. Это взрослое понимание, что неприятности МОГУТ случиться, и - детское нежелание платить за свои ошибки. Мне было ЖАЛКО, если что-то случится, и я могу потерпеть материальный ущерб (машину поцарапаешь, и так далее).

Так что же я понял, и что мне помогло пойти учиться вождению в автошколу, что помогло сесть за руль и ездить на авто каждый день?

1. Я принял решение, что счастье водить автомобиль надо КУПИТЬ. Нет, это не о правах на вождение автомобилем. Права надо было заработать. Выучиться, сдать экзамены, всё честно, честным трудом, тряской и потом. А "купить" - это ЗАПЛАТИТЬ за сам факт, за саму возможность, за счастье быть за рулём, управлять своим автомобилем, лично водить машину. И решил, что если что-то случится, и мне придётся понести какие-либо убытки - это моя плата, да, пусть отсроченная, ЗА ВХОДНОЙ БИЛЕТ в клуб автомобилистов. Сколько надо судьбе. И решив это, я принял второе решение:

2. Ни о чём не жалеть. Принять всё, что произойдёт. Предпринять все усилия для того, чтобы произошло лишь хорошее и прекрасное, но если судьба, Небеса предоставят мне Счёт, принять его со смирением и благодарностью, и оплатить его. Не хныкать, а благодарить Небеса за то, что взяли с меня столь малую (сколько бы ни было) плату.

3. Быть благодарным за всё, что предоставляет тебе судьба - это важное решение и намерение, которые я выбрал, и которым следовал, ну, старался и стараюсь по сей день следовать. Это поддерживает меня. Направляет. Помогает выбирать реакции, состояние, решения, поведение, момент, отношение.

4. Важный вопрос - отношения с участниками дорожного движения, отношение к ним, отношение к их отношению ко мне, к их реакциям на меня и мои неумения. Я понял, что не буду бояться и стыдиться реакции других участников дорожного движения. Даже когда был учеником, мой инструктор волновался больше чем я. Когда мне сигналили, когда обкладывали разными словами, он нервничал, пытался ответно ругаться, защищал меня, а мне было совершенно всё равно. Я был занят гораздо более важной задачей, чем реагирование на (да, пусть справедливые в основном) осуждение, высмеивание и раздражение водителей соседних автомобилей. Я был ровен и спокоен (в те моменты). Я напоминал себе, что "и они были такими", что "я стараюсь", и что я "всё равно научусь, и буду ездить, как минимум, не хуже их, что так и вышло в итоге. 

Спокойное ровное отношение к соседям по дорожному пространству. Восприятие их реакций как совершенно верных и адекватных, но совершенно не относящихся ко мне как к человеку, а просто в качестве источника обратной связи о правильности и качестве моих действий. Окружающие водители это мои учителя (на время, пока учусь делать первые шаги). Нечего злиться или пугаться сигналов учителей. Будь благодарен, внимателен и учись, учись и учись. Старайся, старайся и старайся.

5. Нет собственным перфекционизму и нарциссизму!
Ты никому не должен прямо сейчас быть идеальным. Никому. Даже себе и самым страшным твоим внутренним или внешним критикам. Но что ты должен, что точно должен, это СТАРАТЬСЯ, истинно стараться, прикладывая усилия, платя, и даже рискуя показаться глупым, неумехой ... (заполните сами), но стараться и прикладывать усилия, продвигаясь в мастерстве. "Продвигаясь" - это наблюдая появление всё новых и новых разниц между собой прошлым и настоящим. Получая эти разницы. Методично, не спеша, не подгоняя себя, давая время произойти тому, что должно и может происходить.

6. Принцип "от малого к большому". Постепенность, поступательность и постадийность. Идти только по изученным маршрутам. Делать лишь то, в чём исключительно уверен. Не доверяй себе, и не доверяй никому.

"Езда по рельсам": сначала двигайся по самым простым и безопасным для тебя маршрутам и траекториям. Сведи к минимуму необходимость креатива, творчества, необходимость проявлять своё водительское мастерство или проверять свои реакции водителя.

Усложняй маршрут, траекторию или поведение лишь когда ПОЛНОСТЬЮ освоишь предыдущий уровень. Ты не компьютерная игрушка, многое не переиграешь. Поэтому ВООБЩЕ НЕ РИСКУЙ. При любой самой малой опасности или неуверенности - вставай у обочины, или вообще вставай где хочешь, защитившись аварийкой и взглядом в зеркало заднего вида. Усложняй поведение лишь когда станет скучно, когда ты окажешься полностью уверенным, что справишься с любой сложностью данного уровня сложности.

Когда я начинал ездить, я "ехал по рельсам": только такой-то маршрут, только такая-то полоса, только такая-то скорость, и сколько бы ни было водителей впереди, сзади или сбоку меня, не изменял задуманного. Да, я ехал не в потоке. Да, меня облаивали. Мне было всё равно. Скоростной режим был такой, чтобы я ГАРАНТИРОВАННО мог успеть среагировать НА ЛЮБУЮ опасность. Дело в том, что медленно движущийся автомобиль, да ещё со значком (туфелька, восклицательный знак, "ребёнок в машине" - сам по себе источник угрозы и опасности, его не трогают, его стараются поскорей объехать. Да, хамят, и не только словесно. Да, ведут себя неуважительно. Но у вас сейчас задача не получить уважение от участников движения. У вас задача наработать навык общения с автомобилем и дорожным полотном (включая знаки и движущиеся по нему объекты). Главная задача - преодолеть страх появляться/проявляться (проявлять себя)  в качестве полноправного участника дорожного движения, и наработать базовые автоматизмы, ДОСТАТОЧНЫЕ для минимального уровня событийной сложности.

Как только это произошло, и первичные автоматизмы выработаны - организм сам потребует усложнения. О ловушках следующих этапов написано немало, на них останавливаться не буду.
 
Именно здесь, пока не закончили, хочется сделать маленькую вставочку.
Как менялся принцип моего въезда в поток.

В самом начале, когда только начинал вхождене в бытие водителем автомобиля, главный критерий, влияющий на моё решение выехать на полосу движения, было ... не поверите. "Пропустят или не пропустят?" Это было всего лишь несколько дней. Но на тот момент мне помогало. Я был со значком новичка на ветровом стекле, и просто тупо и банально не двигался с места, пока не устанавливал визуальный и личностный контакт с водителем, который пропускал меня или нет. Я дожидался однозначно понимаемого знака от водителя, который принимал решение пропустить меня, и лишь тогда давил на газ. Сами понимаете, что этот критерий "пропустят или не пропустят" не мог меня долго удовлетворять, и легко мог подвести. Поэтому, как только я осознал, что руководствуюсь именно этим критерием, уже через пару недель перешёл на другой вопрос-проверку: "Успеваю или не успеваю?". Этот критерий давал мне больше свободы выбора, у меня появлялся опыт, благодаря которому я уже мог спрогнозировать траекторию и скорость (особенно, относительную) движения транспорта.  Это давало мне инструментарий прогнозирования и выбора. Я становился большим хозяином ситуации, как мне казалось. Понятно, что критерий подростковый, но тогда, в самом начале моего пути автомобилиста, даже он был для меня продвижением вперёд.
 
Через некоторое время этот критерий ("Успею или не успею") перестал меня удовлетворять, и я перешёл на третий уровень: "Успеют или не успеют". "Ехать или нет" (выезжать на проезжую часть, въезжать на кольцо, и так далее) я решаю лишь оценив, сможет ли водитель, вознамерившись совершить столкновение с моим автомобилем, ДОГНАТЬ меня. Я включил дополнительные уровни защиты. Мне мало ориентироваться на добрые намерения соседей. Как только я начал пользоваться критерием "догонят или нет", мне стало легче контролировать и отслеживать поведение остальных участников дорожного движения.
 
Я не знаю, насколько я прав в этих критериях и их динамике. Эти критерии рождались сами, почти без моего сознательного участия. Просто я начинал замечать, что с какого-то момента моими выборами и реакциями управляет новый критерий. Это было увлекательно и занимательно, и я нашёл, что с этим стоит познакомить моих читателей.

Вставку завершаю, и продолжаю перечисление принципов, которые помогли мне в самом начале моего автолюбительского и автовладельческого пути справиться со страхом водить машину. 

7. Не бояться отказываться. Если маршрут таков, что не гарантирует тебе приемлемо переносимого тобой уровня сложности - откажись от него. Да. Вообще не езди там. Совсем. А что делать, если надо? Вызывай такси. Оставь машину. Бери себе только по силам. Да, пусть авто стоит три месяца, пусть ты ездишь лишь раз в неделю, но ты ездишь лишь там, где объективно тебе не опасно, где обстановка адекватна уровню твоего водительского мастерства.

Всё придёт само. Со временем. Со стараниями. С твоими действиями и тренировками. С твоей решимостью не отступать. С отсутствием твоей внутренней суетливости и осуждений, в первую очередь по отношению к себе.

Вселенная любит цельных. Обретай свою цельность малыми шагами. Цени каждое продвижение вперёд. Будь внимателен к любому откату назад, это свидетельство твоей живости, и живости Вселенной. Откат назад ничего не значит кроме того, что ты изучаешь событийное поле. Чем больше событий на нём произойдёт, тем богаче твой личный опыт. Тем больше точек и пространств, на которые твоё бессознательное может опереться в поиске твоего индивидуального Совершенства и строительстве твоего Мастерства. Крепко удерживай Веру и двигайся, двигайся вперёд. Удерживай во внимании, зачем тебе всё это нужно. Не только не суетись, но и не торопись. Твоё от тебя не уйдёт. Если ты его намеренно не отпустишь, конечно :)
 
 
Александр Вакуров
Иваново, 2014 
 

Опубликовано на www.vakurov.ru
10.07.2014
Последнее обновление ( 07.04.2019 )
Просмотров: 12078
< Пред.   След. >
 

Известный итальянский физик Алессандро Вольта (1745 – 1827) был страстным любителем кофе, который он пил всегда без молока и сахара. Когда один его знакомый спросил, почему Вольта пренебрегает молоком и сахаром, знаменитый физик, улыбаясь, ответил: "Чего ж тут объяснять... Раз в чашке нет ни молока, ни сахара, значит в ней больше кофе".
 

Просмотров: