Обо мнеОтзывыКонтакты
Система Orphus

Избранные темы
Новинки в моих статьях
Популярное в «Мои статьи»
Новые темы форума
Популярное на форуме
Голосование
Достаточно ли человеку природного ума и развитого обучением/тренингом интеллекта? Версия в формате PDF Версия для печати Отправить на e-mail
Просмотров: 1694
Рейтинг: / 0
ХудшаяЛучшая 

 Александр Вакуров   
Умён человек или глуп в чём-то, определяется не только природой. И не только его образованием или даже обученностью*. 
Важную роль играет среда, в которой человек формируется. Образование даёт систему знаний и навыков, и в этой фразе главное слово «система». Обучение даёт инструментарий. Среда даёт КУЛЬТУРУ использования ресурсов собственного мозга, интеллекта, бессознательного. 


Обучение даёт компетентность. Формирует интеллект. Среда (семья, круг общения и развития, то, что человек читает или смотрит) формирует РАЗУМ.

«Разум - способность человека постигать мир мыслью, в противоположность интеллекту, который является способностью человека манипулировать миром посредством мысли. Разум - человеческий инструмент для достижения истины, интеллект - человеческий инструмент для более успешного манипулирования миром; первый является человеческим по своей сути, второй принадлежит к животной части человека.»
Эрих Фромм


Я часто наблюдаю людей, от природы очень умных. Но им не повезло со средой, в которых они росли, развивались, формировались как личность или как профессионал. Нашему мозгу нужны инструменты. Не только способности (это от природы и природных, индивидуальных склонностей), не только знания (их получают в классическом образовании), не только навыки (типа тайм-менеджмент, навыки управления, и так далее), но и, что самое важное, тезаурус, понятийный аппарат - категории, которыми человек руководствуется, наблюдая окружающий мир, людей и себя в нём.

То, на какие категории разбит у человека мир («добро, зло», «эффективность, результативность», «выгода, выигрыш, проигрыш», и так далее) определяет, каким образом он будет относиться к событиям в своей жизни, как будет ими управлять, как на них реагировать, какие именно события будут окружать его. То, какие различения человек имеет в чём-либо, определяет степень его развитости в этом. Ничто кроме среды не даёт этого, ибо среда это часть реальности. Среда не даст уцелеть у человека искусственным и  формированиям и надуманным конструктам, кроме культурально устоявшихся в данной среде, функционально, формально или ритуально важных данному сообществу. Поэтому выбор среды обитания, функционирования, бытия крайне важен.

Человек может быть умным от природы. Он может получить образование, которое снабдит его неким набором представлений о данной области реальности, идей и знаний. Он может начать обучаться конкретным областям компетентности. 

Умный воспользуется этим. Но ему может не повезти - как с учителями, так и областью, которую он выбрал в профессиональном или другом обучении и даже развитии.

Дураку не поможет никакое образование или обучение. Ему не поможет даже «развитие», ибо он лишь будет играть в развитие, порой даже не догадываясь об этом. Благо, сейчасная индустрия развлечений (зачёркнуто) обучения, развития и личностного роста ориентирована в первую очередь на людей примитивных и ограниченных. Ничем другим не объясняется столь высокая популярность низкопробных семинаров-тренингов, групп и тренеров/ведущих.

То, что мы предлагаем на Мастерской переговоров - это формирование и развитие (при чём, с вашим активным участием) культуры:
- мышления
- коммуникации
- отношений
- решения деловых и личных проблем.

Что такое культура? Это, в данном случае, то, что привычно. Культура мышления, переговорного и коммуникативного мышления это ваш ресурс. Ресурс навсегда. Это система привычек - реагирования, представления, взаимодействия (с собой, другими, идеями, явлениями, событиями и так далее).

Мы своею мастерской предоставляем именно среду (не зря по средам, ага!) для уточнения и развития модели мира участников, бережно, ничего не навязывая, наша задача и наша радость - когда участники сами формируют и поле, и формы взаимодействия, и качество  процессов,  и направленность/глубину результатов.

========
Мы разделяем эти понятия с важными для нас целями: образование это то, что человек получает во время первичного и последующего знакомства с некоей областью компетентности; там он получает систему знаний и представлений. Образование (то, как устроено современное образование) по сути однобоко, узко направленно, и является одной из форм религиозного познания. Ибо цель его - адаптация человека в достаточно узком социальном пространстве/контексте, в конкретном социуме (строители, врачи, юристы с их клиентами/потребителями и так далее). Образование использует свой язык, свои, специфические коды, необходимые для получения эффективности и успеха в данной конкретной области профессионального бытия человека и функционирования общества. Образование, профессиональное  формирует специалиста. Таким образом оно формирует однобокое видение мира. 

То же можно сказать и о других сферах «индустрии развития»: литература, семинары, тренинги, видео-продукция, интернет-ресурсы, направленные на развитие личности или специальных областей знаний/навыков, фактически, не являющихся образованием в строгом смысле этого слова.
Обученность для нас это с одной стороны, часть образования, с другой, обучение может не быть частью образования. Вы можете пойти изучать китайский язык на сороковом году своей жизни. Это нельзя будет назвать образованием, но можно - обучением. Обучение мы поставили после образования потому что как правило, человек получает образование в начале своих активно-социальных лет жизни, а обучение как бы добавляет к образованию: «продолжает образование», либо начинает «образовываться», то есть, обучаться в какой-то другой области. 
Нам важно разделять понятия «обучение» и «образование», так же, как «обучение» и «развитие», так как мы не занимаемся образованием, но проводим обучение, и способствуем [направленному или нет] развитию людей, обращающихся к нам за помощью, обучением, советом или сопровождением.

Опубликовано на www.vakurov.ru
13.08.2014
Последнее обновление ( 13.08.2014 )
Просмотров: 1693
< Пред.   След. >
 

При наблюдении случай благоприятствует лишь подготовленным.

Луи Пастер (1822-1895), французский учёный

Просмотров: