Обо мнеОтзывыКонтакты
Система Orphus

Избранные темы
Новинки в моих статьях
Популярное в «Мои статьи»
Новые темы форума
Популярное на форуме
Голосование
Понравился ли Вам сайт?
 
Сферы, требующие вашего личного контроля Версия в формате PDF Версия для печати Отправить на e-mail
Просмотров: 8039
Рейтинг: / 2
ХудшаяЛучшая 

 Александр Вакуров   

Две сферы личности, которые индивидууму необходимо держать под личным высочайшим контролем, никому его/их не передоверяя.

 

Это сфера внимания и сфера интереса. 

 

Когда говорим о внимании, нас всегда должны интересовать минимум два измерения внимания. Это размер сферы внимания и устойчивость фокуса внимания. И - параметр, которому более всего подходит термин "авторство"

- "Кто или что управляет моим вниманием - прямо сейчас и чаще всего?"

 

Разница между "сферой" и "фокусом" в следующем. "Сфера" - это внешние, максимальные границы внимания или интереса. "Фокус" - минимальные, "внутренние" границы того же.

 

(Примечание. Я хочу, чтобы вы поняли. Материал этот "грязный", пишется "с листа". На самом деле прямо по ходу записей я понимаю, что выявляемые мною категории должны быть уточнены более качественно, и, скорее всего, через год или через неделю они будут выглядеть совершенно иначе. Но пока мне доступна именно такая форма разделения реальности на части или гештальты. Примите это пока как черновой вариант подразделений. Дождёмся моей чуть большей ясности и чёткости моего ума)

 

Вопросы, связанные со сферой и фокусами внимания:

 

- "На что (куда) направлено моё внимание прямо СЕЙЧАС?"

- "На что ОБЫЧНО направлено моё внимание?"

- "Что обычно упускается из моего привычного фокуса внимания?" - Ответ на этот вопрос кроется в результатах качественного анализа постфактум, когда вы просматриваете свои типичные ошибки, повторяющиеся проблемы, трудные случаи и проблемные отношения. Обычно видно, что упускалось до сего момента вами из вашего внимания. Хороший вопрос сюда же: "Для того, чтобы проблемы/сложности/тупика у меня не было, на что должно было б быть направлено моё внимание тогда?", "На что мне нужно было обратить/фиксировать/направить своё внимание, чтобы той проблемы/трудности не было?"

- "Сколь узок мой фокус внимания прямо сейчас?" 

- "Насколько мой фокус внимания залип на чём-то, либо свободно перемещаем?"

- "Насколько намеренно устойчив мой фокус внимания?" 

- "Что является магнитом для моего внимания?"

- "Что является непреодолимым магнитом для моего внимания?"  ["обычно", либо в конкретных ситуациях]

 

Вопросы, связанные со сферой и интенсивностью твоего интереса:

 

- "Что мне интересно?"

- "Что вызывает мой интерес?"

- "Насколько стоек мой интерес?"

- "Кто управляет моим интересом?"

- "Что определяет, интересно мне что-то или нет?"

- "Насколько я осознаю, кто и что привлекает мой интерес, и кто и что управляет моим интересом?"

- "Насколько я сам могу управлять степенью моего интереса к чему-либо?"

- "Насколько автоматическими и привычными являются обычные мои сферы и фокусы интереса?"

- "Могу ли я замечать, что и насколько охвачено моим интересом?"

- "Насколько я могу останавливать, перенаправлять или удерживать свой интерес?"

- "Могу ли я сделать для себя интересным то, что выберу в качестве достойного (рекомендуемого, полезного, выгодного) для моего интереса?" 

- "Насколько я свободен когда мой интерес уже возбуждён к чему-то конкретному? Сколь легко я могу снизить или повысить уровень моего интереса?" 

- "Могу ли я выбирать, что должно быть мне интересно?" 

- "Знаю ли я, что на самом деле делает мне что-то интересным?" 

 

и так далее. Нужных и хороших вопросов масса. 

 

Баланс между свободой интереса и его устойчивостью, а так же силой и управляемостью - признак здоровья личности. 

 

Если вы заметили, "внимание" и "интерес" очень близки друг к другу. Мне пришлось использовать одни и те же (либо похожие, близкие слова) для описания феноменов и процессов, связанных как с интересом, так и с вниманием. Похоже, что "интерес" - это продолжение "внимания". Внимание управляет интересом. Без внимания нет интереса. Без внимания интерес остаётся "возбуждением", "тревогой", и так далее. 

 

Внимание наше привлекается к тому, что сформировано, говоря языком гештальтистов, в виде гештальта, выделившегося из фона.

 

Степень интереса это сила эмоциональной, чувственной, смысловой и "значенческой" окраски, придаваемой человеком осознаваемому им гештальту. 

 

 

Отступление.

 

От чего вообще зависит наш интерес?

 

Интересно нам что-то или нет определяется связью того, что находится в зоне нашего внимания с нашими актуальными или базовыми потребностями и ценностями. Если нечто, находящееся в фокусе внимания мы связываем (у нас связывается) со своими потребностями - нам это интересно. Если связь напрямую или хотя бы косвенно не прослеживается (не создана, не существует, не видна, не чувствуется) - интерес в сознании и в чувствах отсутствует.

 

Поэтому то, что вызывает наш интерес (некоторые называют и принимают это за "свои желания"), является неплохим маркером не столько наших истинных потребностей, сколько устройства нашей картины мира, и - уровня осознанности, с которой мы живём. 

 

Примитивность (упрощенность и бедность) сферы интересов более говорит об обрезанной и плоской личной картине мира (недоразвитая система опознавания), чем о наполнении или качестве потребностей человека.

 

Почему и необходимо изучать свою сферу интересов, - это чтобы ориентироваться в уровне сложности и адекватности своей картины мира (и в качестве формирующих её собственных Систем Опознавания).

 

Если что-то не вызывает вашего интереса, хотя вы считаете, что "должно" вызывать (пригодится студентам, офисному планктону, руководителям когда нужно выполнять нудную и скучную работу), выборов тут может быть много, но два первоочередных:

 

- либо проверка, насколько вы не ошибаетесь, считая, что это должно быть "интересно": "С чего я взял, что мне это должно интересным?",

- либо найдите реальную, конкретную, очевидную для себя связь между предметом, в интересе к которому вы нуждаетесь, и - вашими реальными актуальными (на данный момент/период), либо базовыми (на всю жизнь) ценностями/потребностями.

 

То же касается и мотивирования (вызывания, создания интереса) у других людей:

 

- Перепроверить, те ли цели перед собой и другими вы ставите; действительно ли нужно вам или им самим то, к чему вы хотите создать у них интерес (это называется "проверкой на экологичность");

- Обнаружить их базовые или актуальные потребности. Можно создать актуальную потребность.

- Связать их потребности с нужным вам объектом интереса. 

 

Если что-то вызывает "излишний", неадекватный, ненужный вам интерес, попробуйте изучить качество связей между предметом интереса и потребностей, им удовлетворяемых. В том числе и источник - откуда взялось ваше представление или привычка считать/замечать/опознавать/чувствовать/видеть эту связь.

 

Касаемо других, точно так же - убедившись в экологичности действия, изучить и разрушить связь между представлениями о предмете интереса и потребностями, им удовлетворяемыми. Выборов здесь огромное количество, мы привели некоторые лишь для разминки, упоминания/напоминания об этой размерности бытия.

 

 Конец отступления.

 

Эти две сферы (внимания и интереса) как правило, не осознаются и не контролируются.

 

Поэтому чаще они контролируются и управляются либо случайными, либо  привычными факторами.

 

И, хуже того, они привычным образом отдаются нами под контроль, как правило - большинству, "обществу", окружающим, значимым другим, представителям референтных групп, "тем, кому можно и нужно доверять" - родителям, руководителям, "старшим товарищам" - типичное "жираф большо-ой, ему видней!"

 

Конечно, есть и более крупные сферы, над которыми необходимо держать контроль, и уж тем более нельзя их доверять другим - это сферы ОСОЗНАВАНИЯ, которые диктуются нам нашими СИСТЕМАМИ ОПОЗНАВАНИЯ.

 

А там - зона КОНТАКТА, зона/узлы/векторы НАМЕРЕНИЙ, и так далее... Или сфера ОТВЕТСТВЕННОСТИ - то вообще отдельная и важнейшая тема.

 

Эмоциональная сфера, сфера ЧУВСТВ, ТЕЛЕСНАЯ сфера - вообще отдельная тема, мало передаваемая и изучаемая по текстам. Её стоит прорабатывать вживую вместе с тренером, учителем, доктором. Отмечу лишь, что осознание своих чувств и эмоций хоть и является необходимейшей компетентностью, не способно быть освоено и раскрыто человеком в одиночку, без учёта тех, с кем он находится в отношениях. ПОЛЕ взаимодействия и ОТНОШЕНИЙ влияет на то, что мы чувствуем. Одного механизма ПРОЕКТИВНОЙ ИДЕНТИФИКАЦИИ более чем достаточно для того, чтобы понять, что всё слишком сложно... Поэтому я и не указываю сферу чувств в числе сфер, которые обязательно необходимо "контролировать". К ней более подходят термины и процессы "изучать", "познавать", "совершенствовать", "развивать". 

 

Но об этом позже, намного позже, пока же продолжим про наши так любимые мною сферы - Внимания и Интереса.

 

Обратите внимание, не "интересов", а - "интереса".

 

"Сфера интересов" - это в основном о потребностях, и о том, что во внешней среде связано с удовлетворением наших потребностей. Сфера интересов это об объективном.

 

"Сфера интереса" - это об ориентировочном рефлексе и более того. О ЧУВСТВЕ интереса, которое насыщает энергией наше внимание. Интерес - это энергетическая и ориентировочная подпитка нашего внимания. Управлятель нашей сосредоточенности на чём-либо. Управлятель нашей направленности, фиксированности на чём-либо. Интерес сигнализирует о наличии проблем, страхов и потребностей. Интерес субъективен.

 

Так я начинаю почти каждый свой тренинг:

 

"Дорогие участники, хочу сразу предупредить вас.

Я не беру ответственности за то, будет ли вам интересно на моём тренинге.

Я даже не беру ответственность за то, чтобы отслеживать, интересно вам или нет.

Так же я не беру ответственности за то, куда направлено ваше внимание.

Я не собираюсь (да и не смогу делать это успешно и долго, если мне нужна точность контроля) управлять вашим вниманием.

Хотя бы потому, что для того, чтобы обработать тот важнейший материал, что входит в ваши входные ворота снаружи, или всплывает по ходу тренинга изнутри, или обретается в ходе совместного и индивидуального опыта, необходимо отвлекаться от внешнего мира, и погружаться в поиск, сравнение, переработку, создание нового, поиск места в прежней картине мира, тщательное согласование и укладку, и примирение старого и нового...

Это глубоко интимные процессы - работа, контакт, управление своим вниманием.

И я не настолько обуян гордыней, чтобы:

а) считать, что мне удастся (для моих целей здесь) долго и успешно контролировать столь объёмные и интимные процессы,

б) иметь наглость иметь мнение о том, когда чему внутри вас стоит происходить, начинаться или заканчиваться.

Так что берите поскорее своё внимание и управление своим интересом в ваши руки, и - начнём потихоньку."

 

Так, или примерно так я говорю участникам своих тренингов. 

 

Человек имеет святейшее право на абсолютный, настолько, насколько это возможно, контроль (и управление) над собственными сферами и фокусами внимания и интереса.

 

Чему уделять внимание, на что и с какой интенсивностью употреблять/направлять свой интерес - это нужно осознавать, выбирать и управлять этим. 

 

Почему же люди столь неаккуратны с этими двумя сферами? 

 

Потому что окружающим крайне невыгодно, если вы будете полностью контролировать эти сферы.

 

Всё началось в глубоком детстве. Сферы внимания и интереса изнасилованы и выжжены у любого человека - его родителями и обществом.

 

Вырастая, человек сам научается подавлять свою способность:

 

- замечать, где находятся его внимание и интерес (ОСОЗНАНИЕ)

- управлять ими (СВОБОДА)

- осознавать, кто или что на самом деле прямо сейчас управляет его сферой (и фокусом) внимания и сферой (и фокусом) интереса (АВТОРСТВО). 

 

Жесточайшие предписания, особенно поведенческие, контекстуальные и пресуппозиционные (оба сложных слова можно посмотреть в интернете, а ещё лучше, поискать у меня на сайте и форуме), уродовали психику ребёнка с первых же мгновений его более или менее осознанной жизни.

 

"Не вертись!" - на самом деле ребёнок полагал, что он ХОЗЯИН своему вниманию, и может направлять его туда, где ему действительно интересно или важно.

 

"Ты почему такой возбуждённый!" - ребёнок полагал, что интерес - это хорошо! Что быть заинтересованным это быть живым! Он же знает, что интерес это энергия, это энергия жизни, это дорога к смыслам, выстраивающим жизнь. А ему запрещают проявлять, осознавать и даже просто - допускать "возбуждение", то бишь, интерес и жизненную энергию без разрешения со стороны значимых других. Многие, кстати, после таких жестоких интервенций вообще отказываются от сложных, длинных, далёких, трудно прогнозируемых смыслов, решая сосредоточиться на мелких, близких, коротких и самых примитивных, упрощая, невероятно упрощая многосложность своего бытия, сводя его до границ животных критериальных сеток: жизнь, смерть, статус, боль, удовольствие, потомство, территория, собственность и так далее.

 

Продолжение следует... 

 

 

----- 

 

Весь предыдущий текст касается личности и личностного развития человека, его личного и личностного бытия. Это вопросы личной эффективности в любой момент.

 

На работе же, в бизнесе, в делах стоит наблюдать другие сферы, и так же - контролировать:

а) быть осведомлёнными в них,

и

б) управлять ими.

 

Мы здесь лишь укажем их:

 

1. Сфера [ваших и чужих] интересов.

2. Сфера [вашей и чужой]  компетентности.

3. Сфера [вашей и чужой] ответственности. 

 

Это сферы, связанные с деятельностью человека, совместной с деятельностью других людей. Чем бы вы ни занимались, что бы вы ни делали, каждая секунда вашего профессионального и делового бытия/функционирования/взаимодействия зависит от того, как расположены, наполненны, прояснены и согласованы для всех участников взаимодействия эти три сферы.

 

Подробности в других моих публикациях.

 

Александр Вакуров,

Иваново, 2015 

 

===

 

Понравилась статья?

Поделитесь с коллегами и друзьями!

 

=========== 

 

Опубликовано на www.vakurov.ru
05.03.2015
Последнее обновление ( 06.11.2017 )
Просмотров: 8038
< Пред.   След. >
С этим материалом чаще всего читают:
 

Не тот мужественен, кто лезет на опасность, не чувствуя страха, а тот, кто может подавить самый сильный страх и думать об опасности, не подчиняясь страху.

К.Д. Ушинский

Просмотров: