Обо мнеОтзывыКонтакты
Система Orphus

Избранные темы
Новинки в моих статьях
Популярное в «Мои статьи»
Новые темы форума
Популярное на форуме
Голосование
Понравился ли Вам сайт?
 
Образование ума не прибавляет! Версия в формате PDF Версия для печати Отправить на e-mail
Просмотров: 7159
Рейтинг: / 0
ХудшаяЛучшая 

 Александр Вакуров   
"Образование ума не прибавляет"
А. Солженицын

Ох, как верно же! Но об этом мало кто знает. Большинство уверено, что образовываясь, они умнеют. Или даже не так. Для большинства термин "умнеть", фактически, не существует; в глубине души они считают его мифом. Подавляющее большинство обучающихся таких целей как "поумнеть" при обучении не ставит, скорее потому, что не знает, что это (поумнение) можно делать/получать/достигать, и даже управлять процессом своего поумнения. Мало того, большинство тренеров, преподавателей, учителей не ставит себе в цели способствовать поумнению тех, кто пришёл к ним учиться. Очевидно, потому, что либо не знают о том, что умнеть реально, либо не верят, что это возможно в их личной реальности, либо просто не умеют сопровождать людей в процессе их поумнения.
 
Для меня же это один из главных критериев оценки прохождения участниками моих тренингов и семинаров - умнеют ли они в процессе обучения.
 
Человек редко умнеет. Умнеть его не учили. Ни родители, ни учителя в школе, ни университетские преподаватели. Лишь оказавшийся рядом мудрый человек может нам помочь сдвинуться с прежних позиций и начать умнеть. Иногда. Если повезёт. И если нас самих к тому моменту здорово припрёт. Но это редкость. Чудо. На которое надеяться почти нельзя. Не стоит полагаться на чудо и случайность. Не стоит думать, что ум это нечто неизменное. И не стоит надеяться, что количество выученных терминов или теорий моможет вам поумнеть. Умнеть - это не то, что кажется большинству обучающихся.
 
"Поумнели ли вы за это время?" - спрашиваю я участников своих тренингов. 
 
Для новичков вопрос не совсем понятен. Он не понятен каждому, кто не прошёл (или не заметил) процесс своего поумнения.
 
Участникам моих тренингов этот процесс заметен - потому что Я ЗАСТАВЛЯЮ их обращать внимание на все стадии своего поумнения. Фактически, это один из основных приёмов и принципов, которыми я пользуюсь на своих тренингах.
 
По большому счёту поумнение участников это главный результат моего тренинга. Любого моего тренинга (и корпоративного, и открытого, и для тех, за кого платят, и для тех, кто платит за себя сам, и для руководителей, и для подчинённых, и для бизнесменов, и для функционеров офисного фронта), если это не оговорено заранее.
 
Да, друзья, на моём тренинге можно и не поумнеть, и это не только тем, кто отказывается умнеть (не поверите, есть и такие!).
 
Есть ситуации (например, у руководителя выделено на обучение мало денег, а задачи обучения заранее чёткие, строго очерченные, согласованные и понятные - овладеть конкретным инструментарием (продаж, контакта с клиентом, решения задач, и так далее)), в которых поумнение участников не нужно, или оно слишком дорого, или слишком опасно. Изучить и отработать пару неотбиваемых приёмов, выявить [для наблюдателей] схему процессов в системе, ознакомить с азами проф.мастерства, утвердить нужные модели мышления, вернуть перевёрнутую иерархию власти на место, и так далее, если мы говорим о корпоративном тренинге - тут поумнение участников не нужно. Когда руководителю не нужны системные изменения, когда он не собирается менять стиль своего управления - иногда опасно делать его подчинённых умнее - они либо захватят над ним власть, либо быстро начнут требовать другого уровня оплаты, либо просто убегут от него в другую компанию к конкурентам, захватив с собой всю базу контактов.
 
Почти во всех остальных случаях поумнение участников моих тренингов неизбежно.
 
Ах, да, забыл две из самых крупных групп не умнеющих на моих тренингов участников:
 
а) "Зомби", завсегдатаи тренингового гламура. Им важен статус знатоков тренерской тусовки, и эти знания им важнее навыков и личной развитости. Тренинг для них ритуал, и за развитость они принимают хорошее знание ритуалов, языка и символов своей сладкой религии. Это те, кто проучился на всех мыслимых и немыслимых группах и тренингах, кому повезло пройти всё это на халяву (те, кто платит за себя сам, как правило, зомби не становится), кто кичится именами мировых звёзд тренингового рынка, и так далее. Это самые "испорченные" участники, и не тем, что много видят и умеют, а тем, что груз того, что лежит у них в ПАМЯТИ, делает их тяжеловесными, малоподвижными и тугосмещаемыми; груз усвоенных ранее знаний и слов заслоняет от них реальный живой опыт, свидетелями, участниками и источником (жаль, не могу написать "авторами" и "соавторами") которого (казалось бы!) они являются прямо сейчас.
б) "Счастливчики". Те, кто хорошо устроился в жизни или на работе. Кому не нужно меняться. Кому даже опасно сейчас меняться и умнеть.

Обе группы застывших - балласт на моих тренингах. Они сами не учатся, не умнеют, мучаются, страдают от отсутствия столь привычных обученческих ритуалов и развлекательных процедур, и другим мешают, иногда сбивая их с толку (ну, правда, сидит уверенный в себе чел, или умная с виду дама, и высказывает недовольство тем, что названо мало известных имён/теорий, или мало игр, а вдруг они правы?!), и тренеру тоже мешают, это ж живые люди, их трудно мне совсем исключить из своего фокуса внимания, а выгнать чаще всего рука не поднимается. Естественно, всё это те, кто не платит за себя сами.
 
Все, кто платит из своего карамана, умнеют на моих тренингах очень быстро.
Такой вот закон природы, однако. 
 
Но вернёмся к непосредственному поумнению на тренинге.
 
Я спрашиваю об этом в конце тренинга. В конце каждого занятия. Спрашиваю об этом в конце часа. Спрашиваю после завершения любой темы и после любого события на тренинге.
 
И говорю участникам: "Если вы не поумнели к середине занятия, значит, вы бездельничали всё это время!"

И снова спрашиваю и спрашиваю, умнеют ли они. Спрашиваю и требую. Требую и спрашиваю. 

- Что вы приобрели значительного?
- Что дал вам этот опыт?
- Что у вас останется?
- Чем вам это поможет?
- Где это пригодится вам?
- Это было просто интересно, или, таки, ещё и полезно?
- С чего вы взяли, что это будет вам обязательно полезным? 
 
Вообще процесс ИЗМЕРЕНИЯ пройденного опыта - важнейшая часть обучения, я так считаю.

И спрашиваю участников не для того, чтобы выдавить у них признание полезности тренинга. А для того, чтобы направить их внимание в непривычные для них области. На самом деле КАЖДЫЙ опыт нас меняет. Каждый опыт МОЖЕТ вести к нашему поумнению, и часто - ведёт. Но ведёт сам, без участия самого человека в этом интимном и важнейшем для развития процессе. Я ж методично привлекаю внимание участников к тому, умнеют они или нет. И уже сам факт обращения своего внимания на данный аспект опыта оказывается полезным участникам. 
 
"Поумнели вы или нет?" - спрашиваю я их.

И если получаю отрицательный ответ - не воспринимаю его как обратную связь о самом тренинге, или стиле моего преподавания, или о своих интеллектуальных или профессиональных способностях. Да, да, дорогие читатели, ни в коем случае отрицательный ответ на этот вопрос я не отношу к себе. А использую в качестве повода для наблюдения, измерения и оценки совершенно других процессов. Каких? О, это отдельная история!
 
А если получаю положительный ответ - тем более не отношу его к оценке моего тренинга. Совсем. Абсолютно.

Ибо вне зависимости от того,
 
- умнеют, или не умнеют,
- замечают, что умнеют, или наоборот, не замечают этого,
- способны ИЗМЕРИТЬ качество и содержание своего опыта, или не обладают такими навыками,
 
всё это не имеет никакого отношения ко мне лично, или моим профессиональным качествам/навыкам.
 
Потому что процессом поумнения невозможно управлять снаружи.
(Обучением можно. Направлено. Дрессурой - можно. Натренировать можно и кузнечика.)
Поумнение же путём воздействия со стороны окружающего мира подчиняется законам случайности. Удар учителем-Гуру палкой по лбу может способствовать поумнению, а может - лишь боли, страданию, испугу или отключению лобных долей. Можно сутками напролёт играть в развивающие игры, но не продвинуться в своём личностном или профессиональном развитии ни на миллиметр.
 
Поумнеть можно только по собственному выбору, собственными действиями, собственной платой и собственными рисками.
 
И даже тогда можно не заметить, что поумнел. Поэтому я и провожу участников через ряд проверочных для них процедур. В смысле - не я проверяю, а их обучаю проверять, поумнели ли они. Приучаю помнить и понимать, что поумнение возможно. 
 
Так вот, чтобы не превращать всё в цирк, когда я получаю положительный ответ на вопрос, поумнел ли участник моего тренинга за данный конкретный период (15 минут или день тренинга), я задаю ему в ответ два вопроса:

Первый:
 
- ОК. Попробую пока поверить. Так НАСКОЛЬКО вы поумнели?
 
Тут я требую цифрового балльного или процентного ответа. Человек должен дать мне ЛЮБУЮ (по его выбору) конкретнику - конкретное ОТВЕТСТВЕННОЕ заявление, которое я потом смогу проверить, и призвать к ответу за недобросовестно проведённую проверку, или безответственную её озвучку.
 
И вне зависимости от того, ответил он мне на первый вопрос, или нет (есть аудитории, где я даже не решаюсь задавать вопрос о более точном измерении процесса и результатов собственного поумнения), я обязательно задаю другой вопрос.
 
- ДОКАЖИТЕ! - говорю я участникам - Если вы не врёте из вежливости, если вы ответственно заявляете, что вы поумнели - помогите нам убедиться, что вы сами себя не обманываете! Помогите нам тоже быть свидетелями тому, что вы поумнели! Помогите нам тоже заметить ваше поумнение! Как вы поняли, что поумнели?
 
Человек чаще всего сначала "тушуется", а затем начинает пытаться совершить одно из самых важных для развитого человека, на мой взгляд, действие - перепроверку и попытку отследить и сформулировать ПРИЗНАКИ результатов собственных измерений:
 
Иногда люди отвечают в старом, столь ненавистном мною ключе извращённого Москвой западного образования: 
 - Я теперь знаю вот это .....
 
Заметьте, человек говорит это искренне полагая, что понимает, что говорит.

- И как (чем) это вам поможет? Где вам это пригодится? В чём выручит? Вы ЭТО называете поумнением? - мои интервенции тут мягкие, почти нежные. Но я не отступаю. Мне в этот момент нужно одно. Чтобы человек ХОТЯ БЫ СЕЙЧАС перестал врать себе и другим. Чтобы он ХОТЯ БЫ СЕЙЧАС начал мыслить, проверять, сверять - свой опыт, то, что в него вошло, и что он плетёт, и даже - что ДОСТОВЕРНО БУДЕТ с ним в ближайшее или отдалённое время.
 
И - либо мы добираемся до чего-то конкретного, в чём то, что он УСЛЫШАЛ, УЗНАЛ или ПРОНАБЛЮДАЛ поможет ему в его реальной жизни, в его конкретных повторяющихся, или предстоящих проблемах и ситуациях, и мы этому радуемся, и празднуем, либо - он, и все окружающие понимают и признают, что сам факт узнавания чего-то нового и умного ему ни в чём НЕ ПОМОЖЕТ.

И тогда (в последнем случае) я требую либо отказаться от заявления, что человек поумнел, либо найти другие конкретные ПРЯМО-СЕЙЧАС-ПРИЗНАКИ того, что он поумнел.

Как вы догадываетесь, критерий для оценки тут у меня простой: если человек ИЗМЕНИЛСЯ, либо если человек ОБРЁЛ что-то, что ему ДОСТОВЕРНО ПОМОЖЕТ в его реальной жизни - он поумнел. Но не только это. Можно взять конкретный приём и применить с конкретным человеком и в конкретной ситуации, и это ПОМОЖЕТ, но - сделай шаг вбок, чуточку измени ситуацию, возьми другого человека или другую, пусть и близкую проблему, и - чудесное приобретение останется бесполезным знанием или грузом.
 
Поэтому в "поумнение" входит ещё кое-что. Это ОБЯЗАТЕЛЬНО выход на другой уровень (другие уровни). Это всегда системные изменения. Это всегда генеративные изменения, то есть, изменения, порождающие другие изменения.
 
Поумнение - это всегда открывание глаз. Это всегда освещение затемнённых ранее пространств. Это всегда выход за ожидаемые и знакомые пределы.
 
Поумнение это не получение яркой красивой пуговицы, которой можно любоваться или хвастаться.
Поумнение это даже не обретение топора или отвёртки.
Поумнение это даже не получение удочки вместо рыбки.

Поумнение это обретение инструментария для изготовления другого инструментария (не такого же, а - принципиально другого). 
 
И в ответе человека это видно и чувствуется. Участники очень быстро начинают понимать, поумнел другой человек, или нет. Будет ли ему полезно, и в чём конкретно, если будет, то, что он пытается спозиционировать на группе в качестве доказательства своего поумнения.
 
Происходит быстрая возгонка навыка определения и измерения процесса поумнения - как собственного, так и других людей.
 
Смею надеяться, что участники сохраняют свой навык умнеть, замечать и измерять процесс своего и чужого поумнения на годы, если не на всю следующую жизнь. 

Кстати, отвлекусь, почти в каждой группе есть человек (чаще всего это женщина), отрицающий своё поумнение, но - делящийся (делящаяся, как мы только что уточнили) достижением другого уровня:
 
- Я поняла, что делала всё правильно.
- Я убедилась в своей нормальности.
- Я начала себя уважать.
- Сверилась, убедилась, что делаю как надо.
 
Я очень радуюсь за таких участников. Вроде бы, чему радоваться, человек ничему не научился?
Ребята, а зачем? Человек жил во враждебном (в буквальном смысле враждебном!) окружении, которое делало всё, чтобы убить в нём веру в собственные системы опознавания. В токсичном окружении, мало того, что не поддерживающем его, так ещё и постоянно подвергая напряжению, осуждению и отрицанию ВСЁ, что этот человек на самом деле видел, слышал, чувствовал и делал!

Некоторым это совершенно незнакомо и не понятно, как это - не знать, "правильно ли ты что-то делаешь, видишь, слышишь, понимаешь"...
А для других - это абсолютная реальность, в которой они жили или живут десятилетиями.
 
Такой токсичной (когнитивно токсичной!) средой  может быть семья, где человек вырос, семья, которую он создал, коллектив, "друзья", и так далее.
 
И просто встретить хоть один источник ДРУГИХ ориентиров, сонастроиться, "сверить часы" и другие виды калибровки - невероятно важное событие в жизни такого человека. Так что я радуюсь и горжусь, когда такое происходит. Естественно, осознавая, что сей момент крайне ответственен, стремлюсь развиваться и быть ответственным перед участниками моих тренингов КАЖДУЮ СЕКУНДУ совместного с ними бытия.
 
 
"Поумнели ли вы на этом тренинге?"
Признаюсь, я уже давно перестал задавать такой вопрос обучающимся у многих других тренеров. Как правило, этот вопрос вызывает у большинства недоумение. Похоже, это измерение вообще отсутствует в тренинговой среде. Что само по себе вызывает у меня печаль. Печаль о насилуемом поле тренингового рынка. И радость, что мне есть что этому рынку предложить.
 
Александр Вакуров,
Иваново, 2015

Мой тел. 89051073569
Звоните прямо сейчас. Мы научим ваших сотрудников и руководителей мыслить. Если вы уверены, что это вам действительно нужно. 
  
 
===============
Понравилась, помогла статья?
Поделитесь материалом с друзьями и коллегами!
=============== 
Опубликовано на www.vakurov.ru
11.03.2015
Последнее обновление ( 16.07.2021 )
Просмотров: 7158
< Пред.   След. >
 

МАСКА – лицо одного выражения.

Соня Шаталова, девочка с диагнозом "Аутизм". 10 лет

Просмотров: