Из моей переписки с клиентом, путающим информацию и эмоции. Не поверите. Такие не то что "бывают", таких очень много. Табличка, примитивно разбивающая эмоцию и информацию на два полюса. Здесь нет никакой научности, описаны векторы, тенденции. Пригодится многим. Этот навык нужен в первую очередь при решении сложных деловых задач, особенно с дефицитом ресурсной базы. В переговорах. В запутанных отношениях. Выбираясь из тупиков. Исполняя свои функциональные обязанности на работе. Управляя людьми. Организуя процессы.
Большое количество проблем возникает когда человек применяет не тот "слой" для решения своих задач. Не различая эмоции и информацию, человек использует то или другое неуместно, неподходяще ситуации, человеку, уровню сложности задачи, глубине проблемы. В одних случаях "работают" эмоции, в других они мешают и заводят в ещё большие проблемы. Итак. Разница между эмоцией и информацией. Эмоция: Правое полушарие Информация: Левое полушарие
Эмоция: Исторически и культурально больше прерогатива женщин. Женщина, пользующаяся эмоциями в достижении целей – «нормальна» в нашей среде и не осуждаема. «Сухая» женщина, легко оперирующая информацией «осуждаема» за «бездушность» (Как правило – мужчинами, которым трудно из-за этого ею управлять) Данный социокультурный стереотип мешает современной женщине с пелёнок учиться обращёнию с информацией – из-за боязни показаться «сухарём», «неженственной», и т.д. Плюс, в нашей культуре путаются понятия «эмоций» и «чувств». Истинная биологическая функция женщины – быть ориентированной в собственных чувствах, и управлять с помощью этого мужчиной и миром.
Информация: Исторически и культурально больше прерогатива мужчин. Эмоционирующий мужчина осуждается в нашей культуре. «Логический» компьютер – «уважаем».
Эмоция: Средство влияния. Ослепляет. Запутывает. Мешает ориентированности, одновременно создавая ложное ощущение «знания». Дезориентация в реальности.
Информация: Средство информирования и прояснения. Ориентирует. Снабжает ориентирами во внешней реальности. Информация Ориентация в реальности.
Эмоция: Примат субъективности. Информация: Примат объективности.
Эмоция: Отношения. Информация: Коммуникация.
Эмоция: Восприятие другого человека часто не учитывается, как не важное по сравнению с испытываемыми в данный момент эмоциями.
Информация: В целях качественных передачи и приёма учитывается контекст и системы восприятия приёмщика. Специально производится забота об удобстве приёмщика к данному классу информации. Перед передачей – проверка готовности приёмщика к приёму данного класса информации.
Эмоция: Не бывает безоценочной. В любой эмоции есть оценка. Особенно популярна критическая оценка. Вообще, эмоция может быть (признаваться носителем или наблюдателем) как «хорошая» и «плохая», как «приятная» и «неприятная», как «позорная», или «приемлемая», как «логичная» (когда совпадает с представлениями носителя или наблюдателя о «нормальности» эмоции в данном контексте). Её даже могут признать «неуместной» (!), но – использовать для определения уместности морально-нравственные категории (субъективные по своей природе), а не категории целей и последствий или влияния на различные аспекты жизни носителя либо наблюдателей.
Информация: Безоценочна по своей сути. Не плоха и не хороша. Это просто информация. Которая может пригодиться, если её правильно оценить (исследовать, опознать, расшифровать, идентифицировать, а не покритиковать) и использовать. Уместность определяется соответствием информации контексту, потребностям, целям и задачам участников коммуникации. А так же соответствием личных потребностей и последствий данной информации.
Эмоция: Иногда может являться ориентиром в своей внутренней реальности, но не всегда. Поскольку является лишь проявлением поверхностных реактивных структур нашей психики. Адекватным внутренним ориентиром являются чувства, но сегодня речь идёт не о них. Может относиться к своей внутренней реальности – когда человек ориентирован, какие эмоции его захватили, либо какие эмоции (либо намерения, желания, опасения) движут его выборами. Уместность не является значимым параметром при пользовании эмоциями. Уместность отвергается как ценность во время пользования эмоциями. Сама мысль об уместности эмоций – кощунственна.
Уместность – параметр, соблюдаемый и уважаемый при пользовании информацией.
Эмоция: Сопряжена с моральными категориями. Относится к гипнотическим феноменам.
Информация: Является антигипнотическим средством. Не имеет отношения к моральным категориям.
Эмоция: Является питательной средой для процессуальных «вирусов». Она же – инструмент воздействия этих «вирусов».
Информация: Антивирусное средство. Может быть использована при создании антивирусных программ.
Эмоция: Менее определима формально. Нельзя испытать за другого. (Это в формальном смысле. Я знаю, что Вы, как талантливый «маг» легко и свободно можете испытать эмоцию другого. Но это не абсолютно. Если Вы испытываете другую эмоцию, и более сильную, то эмпатия Вам не удастся. Иногда проще считать, что всё это галлюцинации. И – проверять (сверять с другим человеком) была ли это галлюцинация, либо тонкое чувствование другого человека).
Информация: Обязательно определима формально. Если не определима – то это не информация. Можно получить информацию, которой владеет другой – один в один без искажений и потерь (правда, при наличии навыков обращения с информацией)
Эмоция: Можно оспорить, была эмоция, или нет. Если я её испытываю, Вы не можете доказать ни её наличие у меня, ни её отсутствие. Если я захочу – я это оспорю, даже если буду лгать.
Информация: Можно использовать на суде. Доказуема, по её поводу нельзя спорить. Она либо есть, либо её нет. Если она есть её нельзя оспорить. Информация не существует без определённых признаков информации (см. ниже)
Эмоция: Ею нельзя поделиться. Вы рассержены на него, а он может расхохотаться. Её можно проигнорировать. В принципе, поделиться эмоцией и передать её можно. НО: Возможны искажения при декодировании сообщения
Информация: Поделиться можно. Можно передать и принять. Её очень трудно игнорировать (Правда, не таким талантливым, как Вы).
Вы вообще, считаете, что многие люди такие же, как и Вы. Это не так. Многие не умеют даже и стотысячной доли того, что Вы умеете. Вот если бы люди все были такими же, как и Вы, то жизнь на планете была бы намного проще. Люди просто понимали бы друг друга с полуслова. Как животные, например, прекрасно понимают друг друга без слов, по единому изменению направленности подшерстка рядом с зубами, или хвоста. И тогда бы не нужна была такая вещь, как информация.
Эмоция: Возможна передача по разным каналам разных сообщений.
Информация: Как правило, для удобства принимающего, и для защиты от искажений передаётся последовательно. То есть, сначала одна информация, затем другая, затем третья. За раз передаётся только один тип информации.
Эмоция: То, что могут быть скрытые эмоции и эмоции по поводу эмоций как правило не признаётся, либо игнорируется. Многоуровневость, хотя и присутствует ежесекундно, игнорируется, либо обесценивается. Попытки выяснить структуру текущей коммуникации, и вопросы типа: «Что ты сейчас этим делаешь?», и «Как мне понять твою ухмылку?» считаются некорректными, либо «наездом».
Информация: Признаётся наличие разных логических типов информации. Стараются специально помечать логический тип информации. Специально следят за соответствием обозначения (названия типа информации) и самой информации.
Эмоция: Может быть многосмысловой и многозначной. Зачастую – передаётся скрыто от получателя. Очень часто закрыта от самого передающего. Особенно – в случаях, когда испытывается несколько эмоций (либо намерений, желаний) одновременно.
Информация: Однозначна. Передаётся открыто. Часто – с предварительным сообщением о том, что информация сейчас будет передаваться. И сообщением, какого логического типа информация будет передаваться: «А сейчас – анекдот!», «Внимание, важная информация!», «У меня вопрос», «Хочу уточнить», «Мне неясно», «Передай чашку»
Эмоция: Может содержать ловушки: «Дорогой, тебе понравился мой суп?». При наличии запрета на правдивую информацию муж в ловушке – скажешь правду – обидится, скажешь ложь – обречён вечно потреблять то, что не нравится. Ловушки как правило, затрагивают обоих участников отношений.
Информация: Выявляет ловушки. Помогает из них вырваться. Освобождает от необходимости лгать и увиливать.
Эмоция: Часто – Неконгруэнтность.
Информация: Конгруэнтна. Неконгруэнтная информация не является релевантной, и нуждается в уточнении и прояснении (сверке).
Эмоция: Приём возможен только при желании получить и принять.
Информацию труднее игнорировать.
Эмоция: Очень важны значения того, что есть, и что передаётся, что скрывается. Много скрытых смыслов. Эмоция объёмна и голографична. Много связей с другими смыслами, значениями, событиями, людьми, отношениями.
Информация: Значения не принимаются в расчет, пока не становятся информацией. Разница – во влиянии на последствия. Информация более простая и прямая. Она не существует опосредованно. Она всегда непосредственна. Она либо есть, либо нет. Она имеет всегда только одно значение и один смысл.
Эмоции всегда связаны с отношениями и отношением.
Информация: К отношениям не имеет непосредственного отношения.
Информация: Не зависит от отношения кого либо к чему-либо или к кому-либо (при наличии инструментов по защите информации).
Эмоция: Многое просто не называется, а подразумевается (это те же значения)
Информация: Если что-то не называется – то это недостаточная (ущербная, некачественная, неточная, неясная, информация низкого уровня точности) информация. Ничего не подразумевается.
Эмоция: Уточнить нельзя, либо крайне сложно. Уточнять запрещено, либо не принято. Как только эмоция уточняется, она превращается либо в информацию, либо – искажается. Сохраняется только в редких случаях – при высочайшем присоединении. Уточнение может быть «невежливостью», «некорректностью». Попытки свериться в пониманиях (эмоциях) могут быть опасны.
Информация: Можно уточнить. Уточнение приветствуется и не имеет никаких дополнительных значений. Уточнение – единственно возможный путь получения точной информации. Сверка информации (способность и стремление её сверять) является уважаемой и завидной способностью.
Эмоция: При передаче слова в принципе не нужны. В основном сигнализация невербальными средствами.
Информация: При передаче используются либо сенсорно-обоснованные термины (которые могут быть проверены другой стороной), либо цифры, либо детали, либо факты. Фактом считается лишь то, что можно было пронаблюдать. Простой тест релевантности (достоверности) информации: если минимум двое-трое свидетелей искренне согласны с описанием. Конечно, это не абсолютный критерий, но иногда можно применять хотя бы его.
Формулирование уменьшает эмоцию. Слова могут лишить эмоцию энергии. Выговорись – и эмоция уйдёт. Неуправляемое обсуждение (то есть управляемое только эмоциями и реакциями) может ещё больше всё запутать.
Информация: Качественная формулировка усиливает потенциальную энергию, заложенную в информации. Выговорись – и информация уточнится, проявится, соберётся. Обсуждение (управляемое целями и уместностью) обогащает информацию, уточняет её.
Эмоция: Легко может искажать восприятие события. Часто человек, рассказывая о разговоре с кем-то, передаёт свои понимания слов другого. Либо – «переводит» свои чувства в слова, приписывая их говорившему. Догадки и галлюцинирования о процессах, происходивших в другом человеке: «Он меня оскорблял!», «Она намекала на …». Галлюцинируются даже намерения и желания говорившего: «Они хотели меня унизить», «Он так и старался показать мне, кто хозяин!»
Информация: Передается только: 1. Свои чувства (информация о своих чувствах, возникших после разговора) 2. Свои мысли, догадки, предположения – но с обязательным помечанием, где что: «Вот мои догадки…», «И мне показалось…». Это – объективная информация о субъективных процессах передающего. 3. Прямая речь говорившего: «И он сказал, говорю дословно: «…»
Эмоция: Искажение реальности: «Что хочу, то и вижу», «Как хочу, так и интерпретирую».
Эмоция: Реальность зачастую игнорируется в угоду захватившим человека эмоциям.
Информация: Возвращает человека в реальность.
Эмоция: Всегда условна: «при условии…», «в зависимости от…». Зависит от массы сопутствующих, предшествующих и последующих факторов и процессов.
Информация: Безусловна. Вне зависимости от сопутствующих, предшествующих, последующих факторов и фактов. Мороженое холодное вне зависимости от того, кто и с каким настроением его только что вынул из морозилки после 2х часов заморозки.
Эмоция: Есть нуждаемость в доверии к носителю эмоции. Вопросы о проверке – губительны для отношений, основанных на эмоциях.
Информация: К доверию не имеет никакого отношения. В информацию не надо верить. Её стоит проверять.
Эмоция: Носитель один - человек
Информация: Носителей много: o Человек (память) o Бумага o Электронные средства o Подручные средства o Другое
Итак, эмоция: o Неопределима для наблюдателя o Недоказуема на суде o Непередаваема до конца o Необъективна o Мимолётна, текуча, нестабильна, o Безответственна (что есть, то есть) o Неуправляема напрямую для стороннего наблюдателя. o Часто неопределена, неопределяема даже для носителя. o Связь в основном – с внутренней реальностью. Часто вообще не зависит от внешней реальности и от действий (и уж тем более намерений) других людей.
Итак, информация: o Наблюдаема o Непосредственна o Конкретна o Описываема o Доказуема o Измеряема o Объективна o Однозначна o Безусловна o Проверяема o Восстанавливаема при наличии сохранности носителя информации. Всегда можно «найти концы» o Ответственна (за неё можно спросить (за её качество). Давая информацию, человек понимает, что он делает, представляет последствия того, что он прямо сейчас делает) o Управляема (можно управлять её потоками внутри системы – при условии налаженности структуры и системы управления – есть структуры, использующие высококачественную обратную связь) o Всегда связана с Реальностью o Ориентирует, проясняет ======== (с) Александр Вакуров, Иваново, 2007 vakurov.ru === Понравилась статья? поделитесь ссылкой с друзьями и близкими! =========== |