Обо мнеОтзывыКонтакты
Система Orphus

Избранные темы
Новинки в моих статьях
Популярное в «Мои статьи»
Новые темы форума
Популярное на форуме
Голосование
Понравился ли Вам сайт?
 
Базовые функции эмоций Версия в формате PDF Версия для печати Отправить на e-mail
Просмотров: 25229
Рейтинг: / 0
ХудшаяЛучшая 

 Александр Вакуров   

Базовые функции эмоций. Авторская концепция.

 

 

Эмоции - совершенно незнакомый и неизведанный мир для большинства людей. Эмоции "захватывают" нас. Эмоции нас "подводят". Они могут нас "мучать" и могут "посещать". Большинство людей относятся к ним как к чему-то совершенно отдельному и не зависящему от них. Как будто эмоции действительно могут существовать без нас, и без нашего участия в их возникновении и удержании. Мало кто замечает, что сам активно поддерживает возникшую эмоцию, про которую говорит, что "хотел бы от неё избавиться". И мало кто из людей задумывается над тем, что эмоции - это часть нас самих, фактически - это мы сами. И это мы сами производим свои эмоции, продуцируем их, как продуцируем свои мысли, или свои действия. Взять ответственность за свои эмоции, взять их под настоящий, а не невротический контроль, научиться пользоваться своими эмоциями - это задача каждого человека, пришедшего в этот мир. И помочь уважаемому читателю в этой важнейшей задаче - цель данной статьи.

При создании статьи использовались материалы моего тренинга для сотрудников компании "Билайн"

 



 

 

 

Статья ещё "сырая", не всё в ней ещё отточено и красиво, но я решил её всё-таки выложить на сайте. Пока руки до неё дойдут - пара лет пройдёт. А помочь она может кому-то прямо сейчас.

Две Реальности – внешняя и внутренняя.

Всю реальность можно разделить на две значимых составляющих – внешняя и внутренняя.
Внутренняя реальность часто остаётся для человека менее изученной, чем внешняя.
Полезно ориентироваться в собственной внутренней реальности, и уметь ею правильно пользоваться. А эмоции – одна из важнейших составляющих нашей внутренней реальности.

Во внутренней реальности мы можем выделить три больших составляющих. Это:

  • Наше тело
  • Наши эмоции
  • Наши мысли

 

Лавина эмоции

Внутренняя реальность – это единственная Реальность, где мы можем научиться быть полноценными и полноправными хозяевами.

Важность контроля собственной внутренней реальности
Контроль – это:
1. Ориентация (Знать, что происходит)
2. Управление (Быть способными управлять всеми элементами своей внутренней реальности).

Контроль – это быть хозяином внутри себя.


Часто спрашивают: «Как контролировать свои эмоции?»


Эмоции «не возникают» внезапно (типа, только что не было, а потом – раз, и есть!). Любое чувство развивается от незначительного, до той степени, когда мы уже можем его замечать. Если оно развивается дальше, то оно разрастается до такой степени, что мы уже не можем его остановить. Это похоже на развитие лавины. Ближе к ее максимуму, ее не остановить и сотней бульдозеров. А начинается она с горстки камушков, которую очень легко можно остановить ладошкой. Значит, для того, чтобы мы могли «контролировать свои эмоции» (читай: знать, что внутри происходит и быть хозяином этому), нам необходимо замечать развитие эмоции (непроизвольной реакции) как можно раньше. Чем раньше заметишь, тем легче остановить, переформировать или перенаправить в другую энергию!

Вывод:

Знать, какие чувства сейчас испытываешь.

 

Функции эмоций

Наши эмоции имеют свои собственные функции. Эмоции "возникают" не почему-то, а для чего-то.

"Просто так и прыщ не вскочит"

Народная русская поговорка


Понятно, что эмоции не возникают.

Их производим мы сами, вернее - те части нашего бессознательного, которые предназначены для формирования этого удивительного феномена нашей внутренней реальности. А раз мы их производим, то производим, естественно, зачем-то.

Функция - это ответ на вопрос: "Зачем?", "Для чего?"

Было бы величайшей глупостью и расточительством не учитывать и игнорировать истинные функции той мощнейшей силы, которая занимает такое место в нашей жизни, и управляет таким огромным количеством наших поступков, мыслей, реакций, решений и т.д.

Итак, каковы же функции человеческих эмоций? По большому счёту все функции эмоций можно разделить на две большие группы:

1. Сигнальная функция.

2. Мотивационная функция.

Кроме того, любая эмоция имеет два типа объектов для воздействия или сигнализирования:

1. Внутренняя реальность (Сам человек)

2. Внешняя реальность (Окружающие, Близкие, Другой, Мир, Судьба, и т.д.)

Итак, соединяя эти четыре размерности, мы можем выделить четыре основных функции эмоций.

1. Сигнальная функция. Сигнал для себя: "Приводит ли меня моё поведение к тем результатам, которых я хочу?"

О чём ещё сигнализируют мне мои эмоции:

    • Туда ли я иду?
    • Туда ли я пришёл?
    • То, что я получаю - это то, что мне действительно нужно?
    • Соответствует ли то, что я получаю тому, чего я хочу?
    • Соответствует ли моё поведение тому, что я хочу?
    • Того ли я хочу из того, чего мне стоит хотеть?
    • Те ли цели я ставлю?
    • Не пора ли что-то менять?
    • Не пора ли что-либо начать делать?
    • Не пора ли что-либо прекратить делать?

 

Если эмоции отрицательные, значит:

Если Вы все время попадаете в цель, то, значит, мишень слишком велика или стоит слишком близко

Том Хиршфилд, физик

- мое поведение не приводит меня к моим целям, к тому, чего я хочу:

Значит, мне пора менять свое поведение, либо свои цели.

- моё поведение не соответствует тому, чего я на самом деле хочу

Чего я хочу? Что в моём поведении не соответствовало тому, чего я хочу?

- я пришёл (иду) не туда

Куда я шёл? Куда я иду? Куда мне на самом деле стоит идти? Что влечёт меня на моём жизненном пути?

- то, что я получаю - мне оказывается, на самом-то деле и не нужно

Что я получаю? Что я получаю на самом деле? Что мне на самом деле нужно? Что из того, что я получаю, мне нужно, а что не нужно?

- я получаю совершенно не то, чего хотел или хочу (как бы моему уму не казалось обратное)

Что я упускаю? Чего не замечаю? На что мне стоит обратить внимание? На что стоит обращать внимания поменьше? Чему стоит уделять меньше внимания?

 

2. Мотивационная функция. «Внутренний двигатель» к изменениям.

Это то, что заставляет нас изменяться, либо наоборот, сохранять то, что есть.

Отрицательные эмоции заставляют нас что-л. менять – либо поведение, либо цели.

Положительные эмоции – побуждают нас охранять, поддерживать или развивать то, что мы имеем; побуждают нас стремиться к тому, чего хотим, продвигают нас к сохранению подходящих видов поведения (целей).

 

3 функция: Сигнализация окружающим (окружающему миру) о том, достигаем мы того, чего хотим, или нет.

Только родившись, человечек может дать знать своим родителям о том, плохо ему или хорошо только посредством своих эмоций. Это наш первый способ сообщать миру о своей удовлетворённости или неудовлетворённости. Мы вырастаем, а этот способ общения с миром не уходит. Другой вопрос, что мы не всегда способны сознавать, что то, что мы сейчас испытываем - на самом деле всего-лишь сигнал окружающим.

Иногда человек общается таким образом не только с реальными людьми, но и с теми, кого рядом нет.

Примеры:

Она обижается на него, когда его рядом нет.

Он злится на своих родителей, которые уже давно умерли.

Но это ещё не всё!

Человек способен таким образом общаться даже с Судьбой!

"Да мало ли я что ли страдала?!!!" - восклицает женщина, - может, хватит? Когда ж счастье-то будет?"

Неосознанно она "платила" Судьбе за будущее счастье своими эмоциями страдания. Она сигнализировала Судьбе, что она не получает от Судьбы того, чего хочет. Такие люди не понимают, что эмоции страдания влекут лишь другие эмоции страдания. Эмоции злости привлекают эмоции злости. Эмоции страха магнитом притягивают ещё более сильные эмоции страха.

А эмоции счастья и удовлетворённости привлекают такие же эмоции счастья. Древнейший принцип "Подобное к подобному", или "Деньги к деньгам".

 

4 функция: Влияние на окружающих.

С помощью эмоций мы пытаемся влиять на поведение или цели других людей.

Отрицательными эмоциями мы чаще всего пытаемся прекратить, остановить нежелательное для нас поведение людей. Нежелательное – это значит, мешающее нам достигать наших целей.

Положительными эмоциями мы стараемся поощрить, сохранить желательное для нас поведение людей. Желательное – это значит, помогающее или не мешающее нам достичь наших целей. Здесь под словом цели мы понимаем желания, мечты, потребности, ценности и т.д.

Естественно, мы говорим сейчас лишь о тех эмоциях, которые мы в обычной жизни считаем "неконтролируемыми".

 

 

Выводы.


Если Вы в отрицательных эмоциях:


1. Исследуем свои цели, желания и потребности: «Какие мои цели не достигаются или находятся под угрозой?»
2. Исследуем свои виды поведения, которое мы используем, чтобы добиться своих целей или реализовать свои желания: «Что я использую для того, чтобы добиться своего, чтобы получить то, чего я хочу?»; «Уместно ли мое поведение? Приводит ли оно меня к получению того, чего я хочу? Облегчает или затрудняет оно для меня получение того, чего я хочу?»
Только поняв, чего Вы хотите, Вы можете начать качественные действия по достижению этого. Наша задача – уметь достигать своих целей и того, чего мы хотим!

 

 

Если Другой человек в отрицательных эмоциях, значит его цели не достигнуты, либо находятся под угрозой. И вместо того, чтобы давать свои негативные реакции на его эмоции, не лучше ли задаться вопросом: «А чего он хочет? Какие его цели не достигаются, или находятся под угрозой? Как я могу прямо сейчас снизить его реакцию на блокирование его целей?»

 

 

 

 

 

И нам придётся добавить ещё одну, пятую, базовую функцию эмоций:

 

 

5. Функция самоидентификации.

Преобладающие, а значит, привычные эмоции дают нам ответ на вопрос: "Кто я?"

 

Преобладающие в нашей жизни эмоции дают нам знать, кто мы в этом мире – «победители», или «неудачники». У тех и других разные наборы эмоций.

 

Если представить континуум, в одной стороне которого "победители", а в другой стороне - "неудачники, то мы можем говорить об условном разделении всех людей на "Победителей" и "Неудачников".

 

Маленькое отступление. Существует пространство событий.

 

И люди различаются по тому, какие события случаются в их жизни. В жизни "Победителей" случаются некий специфический набор событий, а в жизни "Неудачников" - другой специфический набор событий. (Далее в статье термины "Победитель" и "Неудачник" будут использоваться без кавычек для удобства автора. Статья пишется "с листа", и не совсем удобно каждый раз, когда я употребляю эти слова, ставить кавычки)

 

Например, Победитель имеет в своей жизни такие события, как Победа, Удача, Выигрыш, Достаток, Благополучие, Счастье, Тепло, Хорошие Отношения, удовлетворённость собою, удовлетворённость своей жизнью, успешные собственные действия, верность друзей, надёжность чего-либо, и т.д. Естественно, наряду с событиями, часто - благодаря им, а ещё чаще - независимо от событий Победитель испытывает специфический набор эмоций, многие из которых указаны в разряде Событий: радость, удовлетворённость, восторг, и т.д.

 

И даже "отрицательные" эмоции, которые у него "случаются" - легко впаяны в специфический для него спектр Событий. Они как бы "разбавлены" мощным шквалом тех событий, действий и эмоций, которые характеризуют Победителя.

 

 

У неудачника же - точно так же, но с другим, свойственным именно для Неудачника набором (спектром, созвездием) Событий, его собственных действий и эмоций.

 

Неудача, проигрыш, бедность, провал, подстава, предательство, раздражение, обида, испуг, гнев, ощущение использованности, и т.д. - входит в его круг привычных для него Событий, действий и эмоций.

 

И именно содержание этого набора привычных для их жизни эмоций, состояний, их отношения, их ценностей, поступков, результатов и последствий, реакций, событий, и т.д. и определяет, кем мы можем считать того и другого.

 

Это очень важная информация.

 

По этому содержанию (см другие статьи А.Вакурова) мы можем определять, кто мы на самом деле. Кто мы на самом деле - это не ответ на вопрос, кто мы взаправду. Взаправду мы все - Человеки, разные и уникальные. Но мы играем свои базовые Роли по жизни, мы выполняем свои записанные в глубоком детстве сценарии. И этот вопрос позволяет узнать, не какие мы на самом деле, а - какие Сценарии мы реализуем - сценарий Победителя, или сценарий Неудачника.

 

Для чего это нужно знать? Да для того, чтобы, выявив у себя сценарий, который нас не удовлетворяет - начать его менять.

 

 

А теперь - подарок.

 

О том, почему у нас не всё получается, и почему часто не удаётся вырваться из порочного круга своих негативных сценариев.

 

Представьте лист бумаги, на котором размещено огромное количество точек. Одни точки красные, а другие ... ну, например, синие. Точки размещены на листе неравномерно: с одного края листа - больше красных точек, а с другого - больше синих. Посередине листа точки перемешиваются друг с другом. И даже у "синего" края листа изредка встречаются красные точки, а у "красного" - синие точки.

 

Это метафорическое изображение Пространства Событий Победителя (пусть, это будет красный цвет), и Неудачника (пусть будет синий).

 

Пространство одно, но Победитель чаще встречается с Событиями из Множества Событий Победителя, а Неудачник - из множества Событий Неудачника.

 

Для большей наглядности, мы даже можем провести некие замкнутые кривые, как обычно графически изображают множества в математике или логике. Одно большое поле мы нарисуем ближе к "красному" краю листа, а другое - ближе к "синему" краю. И обязательно - чтобы и то, и другое множество захватывало точки "противоположного" цвета. Ведь и у Неудачников бывают удачные дни и счастливые события, и "позитивные" эмоции, и у Победителя бывают очень неудачные дни, проигрыши и плохое настроение. Но в Множестве Победителя должно быть больше красных точек. а в множестве Неудачника - кардинально, на несколько порядков - больше синих точек. Нарисовали? Теперь начнём.

 

Например, Победитель привык к некоторому типу событий, который он привык получать в Реальности. И тут вдруг у него случается неудача. Входит он в неудачную полосу. Что тогда делает Победитель? Ведь неудача - это очень непривычное Событие для него! Он начинает что-то делать, Он начинает пересматривать свои Решения, отношение, действия, и т.д. для того, чтобы перебраться в другую часть своего Поля Событий, в котором "синих точек", то есть, Событий из Множества Неудачника либо нет совсем, либо их вероятность крайне мала. Он сделает всё, для того, чтобы перебраться вновь в "безопасную" для себя область удачи. Психологи бы сказали, что это потому, что область удач находится для него в Зоне комфорта, а неудачи - в Зоне дискомфорта.

 

Теперь посмотрим на Неудачника.

 

Вот он случайно выигрывает, вот он разбогател, вот ему повезло, и он попал на хорошую работу, вот он встретил женщину своей мечты (встретила Мужчину своей мечты).

 

Эти События - из чужого множества. Они непривычны для него, а значит, психологически некомфортны, как бы не казалось обратным его разуму. Это чужое поле, и он, точно так же, как и Победитель, начнёт перебираться "на свой край листа". Он начнёт делать "случайные" и глупейшие ошибки на работе, с которой его за это уволят, он будет проявлять нечто, что заставит его женщину уйти от него, или - найдёт способ сделать её чудовищем (то же относится и к женской половине человечества; превращение в чудовище своих спутников по жизни, да и вообще окружающих их людей - величайшая "привилегия" Неудачников - как мужчин, так и женщин).

 

Непрерывное ощущение благополучности - своей, близких, окружающих, жизни - непривычно для Неудачника. Оно противно его сути. Неудачник не доверяет ему: "Что-то мы много сегодня смеёмся, не будет ли чего плохого?" - говорит Неудачник, и избегает очередного удовольствия в жизни.

 

Так или иначе, Неудачник переберётся в своё привычное Поле Событий Неудачника, даже не подозревая об этом, ибо всё это происходит совершенно неосознанно.

 

 

Вы спросите: "И всё?!! Так значит, я обречён?!!!"

 

 

Нет, конечно!

 

 

Для того и пишется эта статья, чтобы разъяснить важность опознавания у себя скрытых от нас сценариев Неудачника, и - "расколдовывание" себя от этих сценариев. Опознать - это первый шаг к Свободе от чего-либо. И привычные эмоции как раз и могут нам давать знать, какие сценарии на самом деле управляют нашей жизнью, нашей судьбой, нашими выборами.

 

Естественно, простое чтение статьи не способно изменить Вашу жизнь. Но есть мои коллеги в России, есть мудрые книги, есть мудрые люди рядом с Вами, есть Победители, за которыми Вы можете начать наблюдать по-иному, Вы можете общаться с ними, для того, чтобы научиться у них бытию в ипостаси Победителя, которая есть в каждом из человеческих существ.

 

Далее в тексте статьи Вы ознакомитесь с техникой "Мой эмоциональный портрет", которая может дать Вам общее представление о том, как использовать данную функцию эмоций.

 

 

 

 

 

 

Уместность эмоций


Если эмоции имеют свои функции, значит, это инструментальное образование. Это просто-напросто инструменты, которыми нас снабдила природа.

А любой инструмент имеет свои точки приложения.

Представьте, если Вы будете телефоном гвозди забивать, а потом скажете, что либо телефон плохой, звонить после этого с него нельзя, либо – плохо гвозди забивает. А оказывается, гвозди надо молотком забивать, а телефон предназначен для других вещей.

 

Уместность эмоции определяется:


1. Соответствием и адекватностью ее внешнему контексту, ситуации. «Стоит ли этой эмоции быть в данной ситуации? Соответствует ли эта эмоция моим целям в данной ситуации? Помогает она или мешает мне сейчас? С этой эмоцией я успешнее справлюсь с ситуацией и добьюсь в ней своих целей, или нет?»


2. Соотнесением ее (этой эмоции) и всего контекста (целей) жизни человека. То есть: «Эта эмоция, ее преобладание в моей жизни или в подобных ситуациях делает мою жизнь более насыщенной и полной? Обогащает ли она мою жизнь? Помогает ли она мне учиться и развиваться? То ли это, чем я хочу, чтобы моя жизнь была заполнена?»

Важно!

Если эмоция или чувство «неуместны», это не означает, что их надо подавлять!

Из них необходимо извлечь смысл!

Одно из двух:

  • Либо, если эмоция постоянно «выскакивает», мешает Вам, и не уходит, значит, у нее есть функция, и Вы не использовали еще ее в качестве инструмента. О чем она Вам сигнализирует? Что она Вас заставляет сделать? От чего она Вас останавливает? Что заставляет понять или увидеть?

 

  • Второй вариант – «работают» 3 и 4 функции эмоций, то есть Вы сигнализируете окружающим, либо пытаетесь влиять на них с помощью эмоций. Оцените, эффективно ли Вы это делаете? Подходит ли для данной ситуации и для Ваших целей этот способ? Может, он уже устарел? То, что было действенно и эффективно в пятилетнем возрасте, может «не работать» в двадцатилетнем.
    Неуместные эмоции часто появляются вследствие старых привычных способов реагирования. Это повод переосмыслить свою систему реагирования и «эмоционирования».


Забегая вперед, мы можем говорить об уместности не только эмоции, но и поведения (действий), мыслительного процесса, слов (речи), состояния и т.д.

 

«У гармоничного человека не возникают неадекватные желания»

Марк Евгеньевич Бурно, психиатр

 

 

Ваш эмоциональный портрет


У каждого человека есть привычный набор чувств и эмоций. Одни чаще веселы, другие грустны, третьи – обозлены или обижены.
Это привычки! Всего-навсего привычки, которые можно «переучить»!


И если Вам не нравится, как устроен Ваш эмоциональный портрет, его изменение следует начать с его изучения.
В науке изменения существует простое правило:

Если не можешь изменить – не борись! Расслабься! Исследуй и изучай!

И тогда, по мере накопления информации, по мере роста Вашей ориентированности в своих внутренних процессах, изменения будут происходить сами собой, без напряжений и катаклизмов.

 

Домашнее задание: «Мой эмоциональный портрет»


Часть А. Мой эмоциональный портрет на работе.

Подумать и записать для себя: Какие состояния и эмоции я чаще испытываю на работе?


Первый вариант выполнения этого домашнего задания.
Если все мои состояния на работе взять за 100%, и разделить на позитивные и негативные, то каково их процентное соотношение?
Позитивные («полезные», приятные, дающие силу, поддерживающие и «подпитывающие» меня, помогающие мне, повышающие комфорт и качество моего пребывании я на работе) _____ %
Негативные (неприятные, истощающие, изматывающие, вытягивающие силы, мешающие работать и общаться, неполезные для меня, снижающие качество моего пребывания на работе и мою эффективность) _____ %


Второй вариант. Составьте список всех, посещающих Вас на работе эмоций. Например, «злость, добродушие, удивление, обида, веселье, страх». Проставьте напротив каждой эмоции цифры. На первом месте пусть будет самая частая, на последнем – самая редкая Ваша эмоция. Проставьте «индекс интенсивности» эмоций; «А» - самые интенсивные эмоции, «Б» - средние по интенсивности, «В» - «слабые».


Таким образом Вы получите свой «Эмоциональный портрет на работе».

 

 

Часть Б. Мой эмоциональный портрет в личной жизни.

 

Сделайте то же самое, исследовав время, посвящённое личной жизни.

 

Часть В. Мой общий эмоциональный портрет.

 

Сделайте то же самое про всю свою жизнь за последние годы. Можете выполнить это упражнение сразу, не разделяя свою жизнь на "работу" и "личное".

 

Если по результатам исследования, негативных эмоций больше, это еще не означает, что Вы относитесь к группе «неудачников». Это всего-навсего привычка испытывать одни эмоции, взамен других. Наоборот, Вас можно поздравить, у Вас есть куда развиваться! И у Вас есть шанс – этот тренинг, и впереди - целая жизнь!

 

 

Система поддержания состояний.

Техники изменения своего состояния просто необходимы. Но их одних мало.
У каждого человека есть свой привычный набор состояний.
Но ведь он почему-то привычен именно для Вас! Это что-то, что регулярно или нет, но ЗАСТАВЛЯЕТ Вас испытывать определенные чувства!
Оказывается, кроме возникающих эмоций у нас есть еще система поддержания этих эмоций.
Вы разозлились. Как долго Вы будете пребывать в этом состоянии злости? Вы его будете удерживать, либо, выполнив свою сигнальную и мотивирующую функцию, оно заменится другим состоянием – готовности, решительности, и т.д.?
Вам хорошо. Как долго Вам будет хорошо? Насколько прочно и надежно это Ваше состояние? Ответы на эти вопросы зависят от того, как устроена Ваша внутренняя система поддержания Ваших состояний.

О ней ждите будущих публикаций.

 

 


 

Александр Вакуров (С) Иваново, 2007

При перепечатке ссылка на данный сайт и указание имени автора обязательны.

 


 

Обсудить статью и тему "Эмоции" на форуме

 


 

 Понравилась статья? Поделитесь ссылкой с друзьями!

============== 

Опубликовано на www.vakurov.ru
19.11.2007
Последнее обновление ( 21.03.2017 )
Просмотров: 25228
< Пред.   След. >
 

Праздность - мать скуки.

Стендаль

Просмотров: