Идеал – это палка, которая дает вам возможность бить себя и издеваться над собой и окружающими. (Фредерик Перлз)
Эта фраза в Фейсбуке вызвала немало откликов, вопросов и споров:
Ирина: - Ну, ориентир-то, все-таки, должен быть. Иначе куда двигаться?) Я отвечал на реплики и вопросы:
- Ира, с одним ориентиром смерть. Он мёртвый, так как не изменяемый, и вряд ли применим КО ВСЕМ жизненным ситуациям, или хотя бы к сочетанию "ценности-возможности" (чтобы удовлетворять наши потребности и ценности нужна возможность делать это). Для адекватного реагирования на вызовы и требования среды, нужна СИСТЕМА ОРИЕНТИРОВ, в которой одни поддерживают другие, перекрёстно, во многих областях и плоскостях реальности.
Идеал неменяем. А ориентиры подстраиваются под текущую реальность для того, чтобы человек мог в этой реальности ориентироваться. Они используют реальность для повышения ориентированности в ней человека. "В ней" - это, в том числе, и в нашей внутренней реальности.
Под водой звуковые ориентиры могут подводить, а могут быть единственно доступными для определённых задач. Ориентир часто = сигнал. Сигнал это точно ориентир. Ориентиры должны быть простыми, достижимыми, легко распознаваемыми, желательно малозатратными в доступе и пользовании, стойкими к случайным повреждениям и наводкам, и так далее. Ориентиры служат тебе. А идеал капризен и требователен. Это ты для него, а не он для тебя. Мало того, идеал ещё и хрупок: он или есть, или его нет. Ты его достиг, или нет. Ты либо ближе, либо нет. Скукота.
Дмитрий: - Меня, признаться, тоже резануло такое высказывание Фредерика. Мне нравится такое высказывание: не бойтесь совершенства оно вам не грозит, и я бы поставил знак равенства между идеалом и совершенством. Тогда идеал недосягаем но к нему можно стремиться, я к тому что надо куда-то идти, и лучше идти к идеалу. И ещё идеал придумываю себе сам а для другого это может быть и не идеал. Хотя допускаю, что не уловил контекст этого высказывания в понимании автора.
- Не-не, Дим. Совершенство - как раз штука классная, ежели только не в голове перфекциониста или клинического невротика. Если относиться к совершенству не как к чему-то дискретному (либо совершенен, либо нет), а - как к континууму, чему-то непрерывному, можно обнаружить г р а д а ц и и совершенства. И тогда себя (не его, не совершенство, а - себя, свой путь, свои достижения, свои качества!) можно измерять. Тут "совершенство" можно использовать как планку для измерения, как образец, на который можно ориентироваться, с которым можно сравнивать нечто. И это уже будет не "идеал", неподвластный, требовательный, капризный, жестокий, ускользающий и никогда не достижимый, как пресловутый Горизонт, а - откалиброванное пространство с возможностью планирования и градуирования совершенствования собственных навыков, способностей и качеств.
Идеал отличается от совершенства своей "идеальностью", то бишь, нереальностью.
Идеала в реальности не существует. Он живёт лишь в фантазиях и иллюзиях. Совершенство - либо в душе (самоощущении, как источник душевных ресурсов), либо в параметрах, как источник твоего мастерства в контакте с реальностью.
Идеал - инструмент нашей нарциссической части личности, её фантазий, продукт наших страхов, необходимая часть наших страхов. Без идеала не было бы страха. Александр Вакуров, Иваново, 19 октября 2015
|