Обо мнеОтзывыКонтакты
Система Orphus

Избранные темы
Новинки в моих статьях
Популярное в «Мои статьи»
Новые темы форума
Популярное на форуме
Голосование
Понравился ли Вам сайт?
 
Эпистемология ценности Версия в формате PDF Версия для печати Отправить на e-mail
Просмотров: 5507
Рейтинг: / 0
ХудшаяЛучшая 

 Александр Вакуров   
Эпистемология, системы опознавания: Как мы узнаём, что нам ценно, а что нет? Что даёт нам знать, ценить нам это или нет?
 
Если отбросить варианты, когда мне говорили, что ценно, а что нет (для меня, конечно!), или - когда я подсмотрел, что нечто  м о ж е т  быть ценным*, - откуда мне знать, что для меня должно быть ценным на самом деле? Ведь ценность не свойство предметов и явлений окружающего мира! Ценность рождается на границе нашего контакта с миром. Чем мне измерить эту ценность всего, чего угодно? Понятно, что ценность Рафаэлевской Мадонны, или скрипки Страдивари, или новенького айфона (рыночную ценность!) определяет конвенциональность и рынок. А порой и случай. А вот если говорить о личных ценностях, и ценном для конкретной личности, всё в миллиарды раз сложнее.
 
                                                                           1.
 
Мы видим, как дети не ценят того, что для делают для них родители (и в три года, и в двадцать три). Мы видим, как родители не ценят ежесекундно проявлений живой и уникальной сущности своих детей. Мы видим, как супруги не ценят того, кто рядом, и не ценят своих отношений. Мы видим, как человек, любой человек не ценит своей божественной сущности, и своих достижений, и своей свободы, и своего здоровья... Мы свидетели того, как мы сами не ценим, и пропускаем возможности, да и саму свою жизнь. Не ценим каждое мгновение своей жизни. Нет, вообще, конечно, ценим, а вот каждое конкретное мгновение, например, то, когда вы сейчас читаете эти строки, или слушаете, или вспоминаете эти слова ... вряд ли. Но я увлёкся, цель и ценность данной статьи не в этом. То лишь примеры удивительного и печального неумения человеков качественно измерять ДЛЯ СЕБЯ ценность того или иного, материального и нематериального. 
 
Мы не будем брать сейчас в пример ценности, навязанные обществом, референтными группами (теми, кому мы доверяем, на кого ориентируемся в своих оценках, поведении и выборе), или нашими родителями когда мы были совсем маленькими. И исключим пока то, что влияет на наш неосознанный, или безответственный и рефлекторный выбор. Поговорим о том, что мы отбираем (выбираем или отсеиваем, ценить нечто или нет) для себя сами, причём, осознанно и, вроде бы, ответственно.
Ага. Оказывается, даже это не находится в полной нашей власти и выборе.
 
И сегодня мы назовём и осветим лишь один аспект в наших отношениях с ценностью и её оценкой - опасность доверия критерию желанности. 
 
 
                                                                           2. 
 
"С мыслями обращайся - как с дорогими гостями, а с желаниями - как с малыми детьми"
(Китайская пословица) 

Пока нечто не вошло в сферу желаемого нами, мы даже не начинаем измерять его ценность для себя**. Мы так привыкли - измерять ценность желанностью. В детстве мы умели измерять либо желанностью (привлекательностью, вкусностью), либо болью или страхом. Рефлекс инфузории туфельки: "отрицательный или положительный хемотаксис". Если капнуть питательный бульон рядом, сработает положительный хемотаксис, и инфузория поплывёт в сторону пищи. Если капнуть недалеко от неё щёлочь, инфузория поплывёт от него. Так организован выбор у простейших. У людей в первые месяцы жизни в основном, выбор мало отличается от инфузорийского.
 
Когда мы вырастаем, к инструментарию нашего выбора присоединяются критерии "полезности", "выгоды", "опасности", "шансов", и так далее. Но есть уникумы, для которых критерий "хочу" или "не хочу", является основным в определении ценности чего-либо для них. Такие способы ориентирования можно наблюдать, например, у наркозависимых (алкоголиков, игроманов, у лиц с любыми зависимостями), инфантильных, находящихся на нижних ступенях криминальных иерархий, или фиксированных на "халяве" людей. 
 
Впрочем, признаем, что любой человек, порой, может терять доступ к взрослым критериям, опускаясь на детско-животное "желанно или нет". И стоит кому-то завладеть моими входными сенсорами в такие моменты, он становится властителем всех моих внутренних ресурсов, полностью направляемых на столь узко измеренное.
 
 
                                                                           3.  
 
Поэтому важно понимать, что степень желанности - лишь один из критериев ценности чего-то для человека.  Один из. Не абсолютный. И может быть ложным. А может - истинным. И без конкретных действий по обретению контакта с желаемым, невозможно понять для себя, сколь ценно это желаемое для нас. 
 
И количество усилий/действий (и вообще ресурсов), затрачиваемых как на достижение желаемого, так и на преодоление препятствий на пути к нему - один из параметров, помогающих понять, сколь ценно нечто для вас. 

Но и этот параметр тоже не абсолютен.

Когда чего-то не имеешь, трудно определить, нужно оно тебе или нет. Трудно и почти невозможно измерить ценность чего-то без контакта с ним, без опыта владения. 

Вывод первый:
 
Для того, чтобы нечто ценить (знать истинную для себя ценность этого), необходимо обрести это, вступить с этим в контакт. 

Но ценить нечто, что, например, досталось тебе даром, без доступных инструментов измерения, шкал сравнения и ориентиров для сверки, очень трудно, так как непонятно, НАСКОЛЬКО это НА САМОМ ДЕЛЕ тебе ценно.

Поэтому для определения истинной ценности чего-то, необходимо это потерять. 

Вывод второй:

Вы не можете утверждать, что знаете истинную цену чего-либо для себя, если вы это не имели и не теряли этого.
 
Но бездонность человеческая движет нас дальше. Мы знаем примеры, когда люди обесценивают мечтаемое, приобретаемое и теряемое. 
 
Вывод третий:
 
Если вам не приходилось платить, если вы не знаете, чем вам предстоит или придётся заплатить, и если вы не готовы платить, вы не можете считать и утверждать, что знаете истинную ценность этого. 
 
 
==
* - Надеюсь, что уважаемый читатель разделяет для себя "ценное" и "важное". Важность - правополушарный, эмоциональный параметр, он, зачастую нестоек и сиюсекунден, зависит от миллионов прямо-сейчас параметров, и его трудно считать объективным и надёжным. "Ценность" можно и стоит применять в качестве ориентира в ежедневном и ежесекундном своём бытии. "Важность" сродни актуальности, может долго держаться, а может и уходить. "Важность" - это о скорее о внутреннем состоянии и внутренних эмоциональных оценках. "Ценность" же нуждается в измерениях и объективизации для конкретного индивидуума. Хотя, да, говоря о "ценности" лучше не употреблять термины типа "объективность", тут лучше подходят термины типа "ответственность". Считать нечто ценным для себя или нет - ответственнейшее занятие. Измерение и знание ценности чего-либо для нас позволяет нам качественно контактировать с реальностью и выбирать направления и способы продвижения в событийном пространстве.
** С какой стати измерять что-то, не входящее в фокус вашего интереса? И с какой стати нечто станет вам интересным, если не связано с вашими потребностями, ценностями и интересами?
==
 
Александр Вакуров,
Иваново, октябрь 2015 

Опубликовано на www.vakurov.ru
27.10.2015
Последнее обновление ( 01.11.2015 )
Просмотров: 5506
< Пред.   След. >
 

Кто ненавидит своего отца, тот ненавидит мужской пол. Кто ненавидит свою мать, тот ненавидит женский пол.

Лууле Вилма

Просмотров: