Обо мнеОтзывыКонтакты
Система Orphus

Избранные темы
Новинки в моих статьях
Популярное в «Мои статьи»
Новые темы форума
Популярное на форуме
Голосование
Понравился ли Вам сайт?
 
Эпистемология ценности Версия в формате PDF Версия для печати Отправить на e-mail
Просмотров: 5929
Рейтинг: / 0
ХудшаяЛучшая 

 Александр Вакуров   
Эпистемология, системы опознавания: Как мы узнаём, что нам ценно, а что нет? Что даёт нам знать, ценить нам это или нет?
 
Если отбросить варианты, когда мне говорили, что ценно, а что нет (для меня, конечно!), или - когда я подсмотрел, что нечто  м о ж е т  быть ценным*, - откуда мне знать, что для меня должно быть ценным на самом деле? Ведь ценность не свойство предметов и явлений окружающего мира! Ценность рождается на границе нашего контакта с миром. Чем мне измерить эту ценность всего, чего угодно? Понятно, что ценность Рафаэлевской Мадонны, или скрипки Страдивари, или новенького айфона (рыночную ценность!) определяет конвенциональность и рынок. А порой и случай. А вот если говорить о личных ценностях, и ценном для конкретной личности, всё в миллиарды раз сложнее.
 
                                                                           1.
 
Мы видим, как дети не ценят того, что для делают для них родители (и в три года, и в двадцать три). Мы видим, как родители не ценят ежесекундно проявлений живой и уникальной сущности своих детей. Мы видим, как супруги не ценят того, кто рядом, и не ценят своих отношений. Мы видим, как человек, любой человек не ценит своей божественной сущности, и своих достижений, и своей свободы, и своего здоровья... Мы свидетели того, как мы сами не ценим, и пропускаем возможности, да и саму свою жизнь. Не ценим каждое мгновение своей жизни. Нет, вообще, конечно, ценим, а вот каждое конкретное мгновение, например, то, когда вы сейчас читаете эти строки, или слушаете, или вспоминаете эти слова ... вряд ли. Но я увлёкся, цель и ценность данной статьи не в этом. То лишь примеры удивительного и печального неумения человеков качественно измерять ДЛЯ СЕБЯ ценность того или иного, материального и нематериального. 
 
Мы не будем брать сейчас в пример ценности, навязанные обществом, референтными группами (теми, кому мы доверяем, на кого ориентируемся в своих оценках, поведении и выборе), или нашими родителями когда мы были совсем маленькими. И исключим пока то, что влияет на наш неосознанный, или безответственный и рефлекторный выбор. Поговорим о том, что мы отбираем (выбираем или отсеиваем, ценить нечто или нет) для себя сами, причём, осознанно и, вроде бы, ответственно.
Ага. Оказывается, даже это не находится в полной нашей власти и выборе.
 
И сегодня мы назовём и осветим лишь один аспект в наших отношениях с ценностью и её оценкой - опасность доверия критерию желанности. 
 
 
                                                                           2. 
 
"С мыслями обращайся - как с дорогими гостями, а с желаниями - как с малыми детьми"
(Китайская пословица) 

Пока нечто не вошло в сферу желаемого нами, мы даже не начинаем измерять его ценность для себя**. Мы так привыкли - измерять ценность желанностью. В детстве мы умели измерять либо желанностью (привлекательностью, вкусностью), либо болью или страхом. Рефлекс инфузории туфельки: "отрицательный или положительный хемотаксис". Если капнуть питательный бульон рядом, сработает положительный хемотаксис, и инфузория поплывёт в сторону пищи. Если капнуть недалеко от неё щёлочь, инфузория поплывёт от него. Так организован выбор у простейших. У людей в первые месяцы жизни в основном, выбор мало отличается от инфузорийского.
 
Когда мы вырастаем, к инструментарию нашего выбора присоединяются критерии "полезности", "выгоды", "опасности", "шансов", и так далее. Но есть уникумы, для которых критерий "хочу" или "не хочу", является основным в определении ценности чего-либо для них. Такие способы ориентирования можно наблюдать, например, у наркозависимых (алкоголиков, игроманов, у лиц с любыми зависимостями), инфантильных, находящихся на нижних ступенях криминальных иерархий, или фиксированных на "халяве" людей. 
 
Впрочем, признаем, что любой человек, порой, может терять доступ к взрослым критериям, опускаясь на детско-животное "желанно или нет". И стоит кому-то завладеть моими входными сенсорами в такие моменты, он становится властителем всех моих внутренних ресурсов, полностью направляемых на столь узко измеренное.
 
 
                                                                           3.  
 
Поэтому важно понимать, что степень желанности - лишь один из критериев ценности чего-то для человека.  Один из. Не абсолютный. И может быть ложным. А может - истинным. И без конкретных действий по обретению контакта с желаемым, невозможно понять для себя, сколь ценно это желаемое для нас. 
 
И количество усилий/действий (и вообще ресурсов), затрачиваемых как на достижение желаемого, так и на преодоление препятствий на пути к нему - один из параметров, помогающих понять, сколь ценно нечто для вас. 

Но и этот параметр тоже не абсолютен.

Когда чего-то не имеешь, трудно определить, нужно оно тебе или нет. Трудно и почти невозможно измерить ценность чего-то без контакта с ним, без опыта владения. 

Вывод первый:
 
Для того, чтобы нечто ценить (знать истинную для себя ценность этого), необходимо обрести это, вступить с этим в контакт. 

Но ценить нечто, что, например, досталось тебе даром, без доступных инструментов измерения, шкал сравнения и ориентиров для сверки, очень трудно, так как непонятно, НАСКОЛЬКО это НА САМОМ ДЕЛЕ тебе ценно.

Поэтому для определения истинной ценности чего-то, необходимо это потерять. 

Вывод второй:

Вы не можете утверждать, что знаете истинную цену чего-либо для себя, если вы это не имели и не теряли этого.
 
Но бездонность человеческая движет нас дальше. Мы знаем примеры, когда люди обесценивают мечтаемое, приобретаемое и теряемое. 
 
Вывод третий:
 
Если вам не приходилось платить, если вы не знаете, чем вам предстоит или придётся заплатить, и если вы не готовы платить, вы не можете считать и утверждать, что знаете истинную ценность этого. 
 
 
==
* - Надеюсь, что уважаемый читатель разделяет для себя "ценное" и "важное". Важность - правополушарный, эмоциональный параметр, он, зачастую нестоек и сиюсекунден, зависит от миллионов прямо-сейчас параметров, и его трудно считать объективным и надёжным. "Ценность" можно и стоит применять в качестве ориентира в ежедневном и ежесекундном своём бытии. "Важность" сродни актуальности, может долго держаться, а может и уходить. "Важность" - это о скорее о внутреннем состоянии и внутренних эмоциональных оценках. "Ценность" же нуждается в измерениях и объективизации для конкретного индивидуума. Хотя, да, говоря о "ценности" лучше не употреблять термины типа "объективность", тут лучше подходят термины типа "ответственность". Считать нечто ценным для себя или нет - ответственнейшее занятие. Измерение и знание ценности чего-либо для нас позволяет нам качественно контактировать с реальностью и выбирать направления и способы продвижения в событийном пространстве.
** С какой стати измерять что-то, не входящее в фокус вашего интереса? И с какой стати нечто станет вам интересным, если не связано с вашими потребностями, ценностями и интересами?
==
 
Александр Вакуров,
Иваново, октябрь 2015 

Опубликовано на www.vakurov.ru
27.10.2015
Последнее обновление ( 01.11.2015 )
Просмотров: 5928
< Пред.   След. >
С этим материалом чаще всего читают:
 

Женщина, которая любит своего мужа, соединяется с ним в нерасторжимое целое. Вы наверняка слышали о супружеских парах, когда через несколько дней или неделю после смерти жены муж вслед за ней покидает сей мир. Эта женщина самозабвенно любила своего мужа. Этому мужчине никогда не приходилось черпать силу на стороне. Когда источник любви иссяк, человек умер от жажды.

Лууле Вилма

Просмотров: