Обо мнеОтзывыКонтакты
Система Orphus

Избранные темы
Новинки в моих статьях
Популярное в «Мои статьи»
Новые темы форума
Популярное на форуме
Голосование
Понравился ли Вам сайт?
 
Инструкции vs ориентиры Версия в формате PDF Версия для печати Отправить на e-mail
Просмотров: 4866
Рейтинг: / 0
ХудшаяЛучшая 

 Александр Вакуров   
Люди любят классификации. Разделяя мир на части, легче в нём ориентироваться. Подразделять можно что угодно и кого угодно, были б на это причины, основания и способности. Для определённых целей и в определённых контекстах я делю сотрудников на "исполнителей", и ... Нет, не "начальников". Начальники сами по типу личности часто исполнители, просто находятся на служебной ступеньке выше своих подчинённых. Так кто же является антиподом "исполнителям"? Правильно. "Творцы".
Материал статьи полезен не только руководителям любого уровня, но и родителям. Почитайте и узнаете, почему. Ибо себя узнаете, и своих детей.

Критерий, по которому людей можно относить к группе "творцов" или группе "исполнителей" - отношение к инструкциям, и эффективность с ними инструкций. 

"Исполнитель" нуждается в инструкции:
 
- Ему с нею легко.
- Ему трудно сделать ошибку, если есть инструкция.
- Она снабжает смыслами, она организует мышление и пространство действий "исполнителя".
- К инструкции можно в любой момент обратиться. За неё можно спрятаться.
- Инструкция, а не "исполнитель" несёт ответственность за качество процесса; единственное, что нужно для этого сделать, это выполнить инструкцию.
- Инструкция экономит время, силы и нервы исполнителя. 

"Творцу" с инструкцией сложно.
- Даже на этапе получения (изучения) инструкции творцу скучно, и он, как правило, не принимает её.
- Инструкция ограничивает "творца", она мешает ему.
- Он не понимает, зачем описывать то, что и так понятно, да ещё всего лишь одним, часто корявым и неудобным способом, ведь он уже видит, как минимум, несколько вариантов выполнения той же задачи, илии способов достижения той же цели, как он её понимает. 

Запомните. "Творцу" бесполезно давать инструкцию, пока он не узнает, ЗАЧЕМ нужно делать именно так. Ему обязательно нужно знать не только инструкцию (а инструкция, по большому счёту, это всего лишь описание последовательности шагов; иногда инструкция устроена сложнее, и представляет собой ещё и схему, описание устройства системы), но и:
 
- почему это так устроено,
- почему это нужно делать именно так.
 
Иногда "творцам" необходимы более сложные типы информации:
 
- каковы истоки подобных схем, последовательностей и решений,
- каковы последствия исполнения и неисполнения схем,
и т.д. 
 
Именно о "творцах" та самая шутка: "Читать инструкцию мы начинаем лишь тогда, когда уже сломалось" 
 
Есть ещё несколько важных особенностей.
 
Творцам очень сложно соблюдать строгую последовательность шагов, ведь они "творцы", и им просто "позарез потребно" вносить изменения во всё, с чем они сталкиваются. Поэтому:
 
1. "Творцов" не стоит ставить на работы, требующие строгого соблюдения последовательности шагов.
2. "Творцам" лучше давать не инструкции, а задачи и задания. Хотя, да, задания лишь немного отличаются от инструкций...
 
Задачи "творцам" выполнять интереснее, это наполняет их деятельность энергией и смыслом. Ведь выполняя "тупые", и даже "бессмысленные" (если нельзя применить творчество) по их мнению, действия, "творцы" теряют время. Они не реализуют свою творческую часть, своё предназначение менять этот мир.
 
На производстве с высоким уровнем определённости лучше использовать "исполнителей". Они не запутаются и не растеряются там. Им комфортно и безопасно в этой среде. Не нужно ежесекундно принимать трудные, и главное, ответственные решения с высоким риском ошибиться и получить наказание или осуждение.  
 
На производстве с низким уровнем определённости, требующем постояного решения нестандартных задач как раз подойдут "творцы". Ониболее готовы рисковать и отвечать за свои решения, чем "исполнители".

Задача "исполнителей" - охранять, сохранять этот мир таким, каков он есть, каким он должен быть.
Задача "творцов" - менять этот мир. Делать его лучше и интереснее.
 
Это разные предназначения, с этим ничего сделать нельзя, у каждого из этих типов людей лишь небольшой люфт в выборе предназначений. Им не стоит мешать идти своим путём, просто нужно научиться использовать каждый тип на своём, предназначенном только ему месте. 

Так как быть в ситуациях, когда задача сложная, но некоторые моменты необходимо исполнить в строгом соответствии с инструкциями и стандартами?
 
Здесь на помощь приходят ориентиры.  
 
Ориентир - это то, что можно взять с собой в любую неопределённость.
Ориентир - один из главных ресурсов в моменты отсутствия любых других ресурсов. 
Ориентир, качественный ориентир - это то, что не подведёт и не обманет, что невозможно отобрать или потерять (ну, почти невозможно, но это тема совершенно другого текста).
Ориентир это то, что возвращает вас на место, что восстанавливает связь с нашими сетками координат и критериальными иерархиями/схемами. 
 
Ориентиром может быть всё, что угодно:
- награда
- наказание
- приобретения
- потери
- цифры
- детали
- воспоминания
- представления
- показатели
- границы (особенно границы!)
- критерии
- информация
- сообщения
- поведение других людей (действия, отсутствие действий, начало, конец действий)
- состояния ("пока не устанешь", "они должны быть заинтересованы") 
- показания приборов 
- ценность ("только не навреди!",  "чтоб всё было хорошо")
- связи (наличие, возникновение, изменение качества, потеря связи) 
 
Как видим, ориентиры могут быть максимально детализированы, или наоборот, быть довольно расплывчаты. О качестве переданного (созданного вами) ориентира можно судить лишь по результату - удалось сотруднику правильно (ожидаемо для вас) воспользоваться ориентиром, или чего-то ему не хватило для ОДИН-В-ОДИН выполнения задуманного и передаваемого вами.
 
Что важно.
Ориентир способен ориентировать в любой степени запутанности и неопределённости. Ориентиру, порой, не нужно ничего кроме стремления и готовности человека воспользоваться им.
Инструкция жестка, и работает лишь в строго определённых условиях. Ориентир живуч и неприхотлив.  
Инструкция хрупка, и при не запланированном нарушении последовательности дезориентирует исполнителя. Ориентир вносит порядок и определённость в любой хаос. Правильный и уместный ориентир, конечно.
 
Помним, что за качество ориентира ответственен передающий его. 

И ещё важный момент.
 
В разные периоды нашей жизни, в разных контекстах и задачах, в разной степени доступности для нас ресурсов, все мы можем по-разному склоняться в разные полюса - от "исполнителей" к "творцам", и обратно. На этапе РОСТА мы, конечно, более "творцы". На этапе ПЛАТО (см. соответствующую статью А. Вакурова) нам не нужно рисковать, мы переходим в режим сохранения, и мы в большей степени "исполнители". Как правило. Но у каждого, напомним, свои способы и формы бытия.
 
 
Александр Вакуров,
Иваново, декабрь 2015 
 
 
Опубликовано на www.vakurov.ru
22.12.2015
Последнее обновление ( 31.12.2015 )
Просмотров: 4865
< Пред.   След. >
С этим материалом чаще всего читают:
 

Психоаналитик принимает роль той или иной полезной фигуры из детства пациента. Он наживается на успехе того, кто делал грязную работу, когда пациент был ребенком.

Дональд Винникотт

Просмотров: