С умными людьми я умнею. С глупыми - глупею. Это симптом моей открытости. И способ моего бытия - профессионального (не психотерапевтического, конечно, хотя и в нём это работает) как минимум. И этого не изменить. В первую очередь потому, что это залог моей эффективности.
Лишь заметив, что я глупею в контакте, могу понять, что нужно что-то менять: контракт, стратегии или приоритеты в контакте.
Умный же может черпать из нашего контакта всё, что ему нужно. И с умным всегда можно договориться - обо всём, что входит в сферу твоего и моего интереса. С умным нет остановок, процесс течёт сам собой, потому что умный знает, что ему нужно, и умеет определять меру и координаты. А не умеет - так быстро замечает, что не умеет, и начинает учиться, ярко и яростно, со вкусом и удовольствием от обновления картины мира. Знает и изучает границы своей компетентности. Собственной некомпетентности не боится, активно ищет, где он некомпетентен - хотя бы для того, чтобы знать, где нужно быть осторожнее. Потому и люблю работать с умными. И чем умнее человек, тем больше он может извлечь из нашего контакта, и тем интереснее работать с ним. Никому не говорите, но некоторым я готов доплачивать за работу с ними, потому что сам умнеешь. Они задают вопросы, которые дают тебе задачи, энергию и темы на годы вперёд.
С дураками сложнее. Дураки задают вопросы, от которых ещё больше глупеешь. Но чаще вопросов они не задают, потому что "и так уверены", что всё знают. У дурака чёткое и ясное представление о реальности: "Реальность это то, что мне доступно. За пределами доступного мне .. А, не! Пределов нет!" Поэтому и само понятие "реальности" для дурака не имеет смысла. Потому что о реальности можно говорить лишь допуская наличие наряду с ней и нереальности. Для дурака ни того, ни другого нет. Есть либо то, что "есть" (в представлении дурака), либо - чушь, морок, чужие иллюзии. Непознанное для дурака, фактически, не существует. Вернее, вопросы-то они задают, но это лишь по форме вопрос, а на самом деле у дураков вопросы имеют утилитарное использование. Дураки вопросами: - имеют отношения с тобой, собой или третьими лицами, - защищаются от осознания или приёма новых типов информации, - манипулируют (вовлекающие или отвлекающие вопросы), - намеренно озадачивают (когда озадачивание само по себе цель, и когда из озадачивания собеседника можно извлечь выгоду), - пытаются победить, обезоружить, разоблачить, обесценить, высмеять, поставить в неловкое положение (разоблачающие, обезоруживающие, победные, обесценивающие, высмеивающие, отвлекающие , запутывающие и сбивающие с толку вопросы), - наводят на мысль, подводят к мысли, пытаются разубедить или убедить (наводящие вопросы), и так далее.
Информация, информация высокого качества менее всего интересует дураков, когда они пользуются такой формой связи между людьми, как "вопросы". Проверка происходит совсем уж банально. Спрашиваешь их: - Вас это действительно интересует? - Нет, ну ..., или - Да, но .. Начинаешь уточнять, и выясняется, что это был не вопрос, а возражение. Или - не вопрос, а попытка обозначить свою позицию, и так далее.
Это важный критерий оценки - то, как используют вопросы дураки и умные. Умные - задают вопросы только для извлечения информации. Дураки - для чего угодно, но только не для получения новой для себя информации.
Мало того, дураки настолько привыкают к манипулятивному использованию вопросов, что они и в чужих вопросах как правило, видят подвох, издёвку, нападки или сомнение. Им и невдомёк, что вопросы бывают не только с целью манипуляции. Сам термин "информация" для них опасен, ибо довольно быстро выявляет (и для них в том числе) их некомпетентность и неготовность познавать мир, и отдельные его части, проявления и формы.
Они и черпать нужное не умеют, и чаще вряд ли знают, что им нужно, и - пользуются схемами и фантазиями вместо сверки с реальностью (в том числе с собою глубинными). Учиться они не умеют и не любят, но обожают участвовать в учебно-оформленных религиозо-подобных ритуалах типа "семинаров", и так далее. Они быстро переполняют свои кубышки, ибо форм-факторы не безразмерны, и имеют конечное количество моделей, но шагать за пределы привычного им страшно и немного болезненно.
Дурак никогда не знает, что он знает, чего не знает, что он умеет и чего не умеет. Он не знает и не умеет определять границы своей компетентности. Не знает, что ему делать с информацией о её границах. Теряется за пределами границ своей компетентности. Прячет от себя и других свою некомпетентность. А раз о некомпетентности своей знать ничего не хочет, то и ведёт себя смело и уверенно везде, невзирая на возможность ошибок и (собственных и чужих) травм. Это известный феномен: Некомпетентный в чём-либо человек не способен осознать и измерить уровень своей некомпетентности в этом. А значит, не способен понять, что ему в такой области необходимо учиться, если он хочет иметь иной уровень эффективности в этом. Учиться, и осваивать новые для себя формы, стили и уровни обучения. Но так как об этом ему не известно, то ни запроса, ни стараний со вложениями, платой и рисками от него дожидаться бесполезно. Так что приходится делать выбор, и новые выводы о законах формирования моего окружения. Александр Вакуров, Иваново, декабрь 2015
|