Ум должен быть сложным. Ум нужно усложнять. Сейчас под словом "ум" я понимаю всё: и разум, и интеллект (в том числе и то, что называют интеллектом эмоциональным), и системы опознавания, в общем, всё, что мы используем для обработки информации о себе и внешнем мире. Хотя, мы понимаем, что всё не ограничивается только "обработкой информации". Человеческое бытие и познание мира многократно сложнее этих дигитальных способов контакта с реальностью.
Необходимо усложнять свои способы восприятия этого мира и бытия в нём. Для чего необходимо, чтобы ум был сложным? Чтобы соответствовать сложным явлениям окружающего мира, и даже превышать в своей сложности, насколько возможно, этот мир, ну, хотя бы те его участки, с которыми мы сталкиваемся ежесекундно. И если ваш ум сложнее чем сложность внешнего мира (ситуации, процесса, явления, другого человека), вам удаётся видеть эту сложность простою - без пложения тех самых "лишних сущностей", как и завещал нам великий Оккама. Чем сложнее устроен ваш разум, тем легче и проще вам постигать сложности внешнего мира. Плоский и примитивный ум не способен познать себя, и любое устройство/систему/событие сложнее себя. Более сложная система способна познать/опознать более простую. Менее сложное не способно познать более сложное. И ещё важное: Чем ваш разум сложнее устроен, тем проще для вас мир. Не "примитивнее". Не "скучнее". Не "понятнее", так как мы с вами, мои дорогие читатели, знаем, что есть два порядка ясности: ясность Ньютона отличается от ясности дикарей племени "Мумбу-Юмбу". Вам становится проще, интереснее, увлекательней, любопытнее добираться до сути явлений и процессов. Не нужно останавливаться на ближайше находящихся объяснениях. Вас будет тянуть в более глубокое, а не в "менее противоречивое". Память в основном останавливает. Страх прячется в глубинах памяти. Воображение и любопытство толкают вперёд, к неизведанному, которое, конечно, опаснее любого прошлого, но это кажется лишь на первый взгляд. Все опасности находятся в прошлом. В не проработанном и не встреченном вашим ясным и гордым сознанием прошлом, обжигающем тайнами, забытыми и отторгнутыми стыдом и ужасом. Там впереди - лишь шансы и возможности, столь презираемые нашей памятью, в которой упущенные шансы глубоко упрятаны, а возможности связаны лишь с потерями и болью. Вас будут возбуждать любые несостыковки и шероховатости, и вы не будете пугаться открывающимся пред вами безднам, задыхаясь от восторга, и когда перехватывает дыхание, вы продолжаете держать глаза открытыми, и начинаете понимать, что перед вами не "бездна", а удивительные просторы новых миров. И вам не нужно охранять хрупко и жёстко устроенные конструкции, в которых вы нуждались бы, будь вы хотя бы чуть менее сложны. Просто устроенные системы опознавания: 1. Пытаются упростить окружающий мир до своего примитивного состояния ("да - нет", "белое - чёрное", "добро - зло", "возвышенное - низкое", и так далее). 2. На упрощение (символизацию) требуется дополнительная энергия, ведь упрощение это исключение (удаление, вытеснение, игнорирование, обесценивание, запрещение) важных деталей и смыслов. 3. Выстраивая примитивные, упрощенные модели мира и встречающихся в нём явлений и процессов, бессознательное этих людей тщательно оберегает своих хозяев/носителей от разочарованности собою, ведь если человек осмелится обнаружить несовершенство своих систем опознавания и меньшую свою сложность, чем то, с чем ему приходится иметь дело, кроме боли, разочарований и обломов, человек встретится с проблемой и задачей совершенно иного уровня: а) ему придётся начать СТАВИТЬ ПОД СОМНЕНИЕ ВСЁ, что он понимал, видел, думал и чувствовал, ведь пришлось бы пересматривать почти всё; б) ему придётся принять мысль, что НЕОБХОДИМО УЧИТЬСЯ, а на это ПРЯМО СЕЙЧАС нет необходимых ресурсов. Мне думается, что именно это - представление, что меняться нужно ПРЯМО СЕЙЧАС, и является причиной упрощения моделей мира большинства людей. 4. Люди с примитивно устроенными системами опознавания не любят и не принимают более сложно устроенных людей. 5. Чувствуя собственную эволюционную несостоятельность они стремятся объединяться в группы и сообщества, создавая токсическую среду для людей более сложно устроенных, и более сложно мыслящих. Фактически, вся история цивилизации это история борьбы общества с людьми, более сложно устроенными чем все, кто их окружает. Вся история цивилизации это история отчаянных попыток более сложно устроенных людей выжить в агрессивно настроенном против них обществе. Значит ли всё это, что любому человеку всегда необходимо стремиться к собственной сложности? Конечно, нет. Сложность не самоцель. Она инструмент. Для того, чтобы ориентироваться в собственной сложности необходимы простые и чёткие ориентиры. Главным источником ориентиров является наша душа. Контакт с самими собою. Проникновение в собственную самость. А контакт этот, как мы знаем, сложен большинству из нас в каждую секунду нашего бытия. Поэтому, если доступ к внутренним ориентирам и ресурсам затруднён, не стесняйтесь быть простыми. Простыми до примитивности. И тогда, лишаясь остатков защит, мы погружаемся в ту прекрасную простоту, что дарит нам Незнание, Непротивление, Прощение, природа, ландшафты, растения, животные и дети, в том числе - Стихии - огонь, вода, земля (горы, глина, песок) и воздух. В том числе, когда мы становимся детьми, растениями, бабочками, богомолами, хамелеонами, змеями, ленивцами, котами и тиграми, орлами и попугаями, мышками и скворцами, скалами и берегами, океаном и облаками, ураганами и ручейками. Александр Вакуров, Иваново, январь 2016 |