У меня нестандартное мышление и необычный авторский профессиональный язык, отражающие особенности моего восприятия мира*. С их помощью я помогаю производственникам решать задачи, которые в обычном диапазоне опознавания большинство бизнесменов и их консультантов вообще не видит, не умея поставить точный диагноз, имея дело лишь с последствиями работы патологических (проблемных) механизмов на предприятиях. Ведь то что они хорошо умеют, они легко опознают, и выбирают высоко-точные способы работы с этим. Но не определённое, не сформулированное ими находится за пределами их активного внимания, влияния и контроля.
Именно язык/тезаурус определяет размер и степень объёмности нашего умвельта (коридора реальности), количество и качество ограничений сознания и профессиональной компетентности. Именно употребляемый (в первую очередь внутри себя) язык определяет то, что вам доступно в восприятии и возможностях.
Мои язык и мышление ставят многих высоко-обученных коллег (бизнес-тренеров и бизнес-консультантов) в тупик и они начинают спорить, чей и какой язык «лучше» вместо того, чтобы изучать дополнительные способы опознавания и описания реальности. Ведь чем большим количеством языков и способов мышления мы владеем, тем больше областей и слоёв реальности становятся нам доступными в диагностике и управлении. Аксиома же.
А ведь многие искренне убеждены, что существующие языки (язык и система воззрений МВА, например) описания реальности и изученные уже, предлагаемые международной системой бизнес-образования механизмы управления ею - верх совершенства, и что существует (и должна существовать) только одна система координат, только один язык и способ описания мира. Они не задумываются и игнорируют собственные наблюдения того факта, что существующих систем описания не хватает для разрешения фундаментальных проблем организации бизнеса и производства.
Как я это понял? Например, наблюдая за выпускниками бизнес-школ: какие реально существующие процессы и их нарушения они способны замечать, описывать и формулировать - кроме тех языков, которым их обучили. Например, прямо сейчас есть проблема на производстве, между департаментами, но вот два руководителя, и они сами НИЧЕГО не могут сделать для решения этой проблемы, только конфликтовать. Мало того, они проблему могут не видеть! Не способны её сформулировать и формализовать. Могут лишь признать, что «тут что-то не так», возмущаясь и обвиняя друг друга. А ведь это главное на производстве: уметь определять проблему и быстро, незатратно и надёжно решать её, налаживая производственный процесс на границе между департаментами.
Ещё раз. Соврменные бизнес-языки не позволяют и не помогают в достаточной мере:
1. Видеть, опознавать, замечать достаточно полно и точно действительность предприятия.
2. Описывать и формулировать проблемы, представляя их друг другу и третьим лицам.
3. Обсуждать, анализировать, решать эти проблемы на высоком профессиональном управленческом уровне.
Эти существующие языки зачастую не способны снабжать производственников качественными и надёжными инструментами мышления и принятия решений.
Что делать? - спросите вы?
Не бояться искать и разрабатывать новые языки мышления, диагностики и решения проблем, задач и вопросов.
===
* - С другой стороны, именно язык и особенности мышления определяют моё восприятие (размер и характеристики моего умвельта).
Александр Вакуров, февраль 2021