Недавно размещал материалы про ненасильственное общение. Прислали картинку, тоже неплохую. В ней карикатура: На костре сжигают девушку. Она: - Вы что, меня сжечь хотите? Палач: - А чё так агрессивно? Мы тут за ненасильственное общение! Есть модели, а есть люди. Есть теория, есть практика. Человеческие существа любую прекрасную концепцию способны довести до крайностей. В идеях и практиках христианства, коммунизма, шаманизма, НЛП, Гештальт-терапии, «Ненасильственного общения» есть много интересного и полезного. Но всё это делают, всем этим увлекаются и всё из этого способны извратить и превратить в средство мучения и преследования других - люди.
Для того и полезно определять границы метода. Для того и полезны вопросы типа «Где, с кем, в каком случае это не работает? Где, с кем и когда это может повредить? А запутать и увести от реальности? Где и как это собьёт меня или человека с толку и помешает заметить то, что не стоит упускать? Какие аспекты мира могут игнорироваться мною/нами благодаря такой концепции и картине мира? В каком случае я (или клиент) пожалею о том, что пользовался только этой моделью - пожалею не только сейчас, но и через двадцать лет, например? Каковы временнЫе рамки, временной шаг применения данной модели - час, год, десятилетия, вся моя или чужая жизнь? Чем каждый из нас платит, что приобретает и каков баланс затрат/потерь и приобретений? Чем мы измеряем, и чем стоит измерять, если выйти за пределы данной модели? Чего мы избегаем благодаря применению данной модели? Что мы теряем безвозвратно из того избегаем? Что нам даёт/даст знать, что мы не ошибаемся не только в контексте текущего момента, но и в размахе всей своей или чужой жизни?»
Для того и полезны принципы, техники и практики экологии пребывания в конкретных мифологиях. Но нет, не «пребывания», конечно. Пребывая в одном, мы забываем о другом и об общем. Пребывая - мы забываем. Это закон, к сожалению. Потому - не «пребывания» в мифологии, а - «использования» её в тех или иных целях, зорко и цепко наблюдая за приближением к границам метода.
Осознавая зачем, для каких целей и нужд метод создавался и развивался, и где он (его возможности и назначение) заканчивается. Обучаясь определять слабые места метода, его locus minoris resistentiae.
Изучая ограничения картины мира и воззрений, используемых данным методом или концепцией. Изучая пределы, за которыми для приверженцев метода пустота и белые пятна, изучая НЕЗНАЧИМОСТЬ и области НЕБРЕЖНОСТИ, со стороны и с точки зрения апологетов метода. Изучая области СВЕРХ-ЗНАЧИМОСТИ, заслоняющие реальность от тех, кто пребывает внутри метода. Изучая допущения и искажения, намеренно вводимые и используемые создателями метода. Изучая языки, их возможности, уникальности, и те расширения и ограничения, производимые и накладываемые языками на картину мира функционеров метода.
Изучая, какие процессы, явления и особенности массовой и индивидуальной психологии способны превратить метод в религию или секту, а вместо помогающей концепции и практики (пользуясь её лозунгами) переводя его приверженцев (и «специалистов») в разряд сектантов.
Совершенствуя описание границ метода, опасностей, куда небрежное пользование методом может завести, снабжение последователей/специалистов защитными механизмами и инструкциями, позволяющими им опознать СОБСТВЕННЫЕ отклонения от сути - духа и буквы закона метода.
Изучая критерии соответствия и, что особенно важно - НЕ СООТВЕТСТВИЯ положениям и измерениям модели/метода, то есть, что чем является, и особенно - что чем точно НЕ является.
Изучая, проверяя, обсуждая, согласовывая, как опознать, что делать, на что обращать внимание, за чем следить в контексте вышеприведённого текста - в индивидуальном профессиональном бытии и в коллективном, особенно в референтной группе, среди людей, которые важны и на которых ориентируешься в своих восприятиях, размышлениях, реакциях, действиях, решениях и выборах. Александр Вакуров, Иваново, 13 мая 2021
|