Как проверять будущее с помощью подчинённых. Защита от исполнительского волюнтаризма. Области примерения материала статьи: -
Защита будущих проектов - что руководитель может сделать заранее, чтобы защитить от сбоев зарождающийся проект. -
Защита от "японских забастовок" - когда подчинённые формально выполняют задания, не вкладывая свою душу в порученное им дело. - Защита качества собственных решений. Защита руководителя от собственных управленческих и организационных ошибок.
- Защита руководителя от информационного вакуума.
- Проверка будущих событий. Проверка качества планирования.
- Сверка с подчинёнными представлений о планируемых мероприятиях.
Многие руководители уподоблены тетеревам на токовищах, всё, что они умеют, это вещать своим подчинённым "мудрые истины", фактически, находясь в информационном вакууме. Источники информации о реальном положении дел на вверенном им предприятии (подразделении) зачастую совершенно не соответствуют их же реальным потребностям в качественной информации. -
"Что произойдёт после того, как я отдам распоряжение моему подчинённому?" -
"Как мне убедиться, что задание будет выполнено качественно и в срок?" -
"Что делать, чтобы защитить свои планы волюнтаризма подчинённых?" -
"Что мне позволит безбоязненно планировать будущие события?" -
"Как мне убедиться, что то, что я задумал - правильно?" -
"Как защиться от неисполнительности и случайностей?" -
"Возможно ли гарантированно планировать будущее?" -
"Что происходит на самом деле?" -
"Что и как будет происходить?" -
"Как защищать будущее?" "Ну, Вы загнули! - рассмеётся каждый четвёртый (если не каждый второй) читатель, - кто ж может сказать, что конкретно будет? Разве можно в наше время точно прогнозировать? Мне хочется одного, но мои подчинённые не настолько ангелы, чтобы тютелька в тютельку внедрить то, что я задумал. Глаз да глаз за ними! Чуть не уследишь - всё пойдёт наперекосяк!" Две беды любого руководителя: 1. Руководителю зачастую приходится уделять огромное количество времени и сил, чтобы сопровождать события, проекты, действия подчинённых. 2. Или ещё хуже - ему остаётся только реагировать на уже случившиеся "косяки", ошибки и проблемы, возникающие из-за неидеальности подчинённых. И мысль о том, что можно качественно проверить и подготовить будущие события просто не приходит в голову многим руководителям, потому что они не умеют это делать:инструментов проверки будущего пока создано не так уж и много, а те, что есть, не гарантируют качества этой проверки. Я уже писал в своей статье «Извлечение паттерна: История с заминкой одного подчинённого» о малых (слабых) сигналах, которые руководитель может получать, общаясь со своими подчинёнными Меня часто спрашивали в связи с этой статьёй, что может помочь руководителю быть внимательным и не пропускать сигналов от своих подчиненных. Я нашёл, что есть ряд простых навыков, которые помогут руководителю быть более ориентированным в процессах, происходящих внутри компании. -
Что важно уметь или делать руководителю в контакте со своим подчинённым? -
Что оградит руководителя от собственных ошибок в управленческой и организационной работе? -
Что поможет руководителю быть проницательным и внимательным хозяином в том подразделении, организации, за которые он отвечает? Попробуем определить основные действия руководителя (по крайней мере, те, что я считаю основными). Итак, это: 1. Интересоваться мнением человека: «Что ты об этом думаешь?» 2. Интересоваться его отношением, т.е., тем, как он относится к чему-либо: -
к Вашим словам, -
к Вашей идее, -
к Вашему желанию, -
к своей работе, -
к себе, -
к заданию, -
к клиентам, -
к коллегам, -
к своим подчинённым. Интересоваться – это: 1. Активно выяснять: помнить об этом, постоянно держать это в поле своего внимания (зрения), следить за признаками, изучать эти признаки у каждого конкретного подчинённого. 2. Принимать во внимание, то есть: после выяснения не игнорировать, и – реагировать и действовать: Прояснять: -
основания (откуда взялось данное мнение или отношение подчинённого): -
Вашу собственную роль в формировании у подчинённого такого мнения или отношения, -
что можно изменить, что можно сделать, что зависит от Вас, а что не зависит. Руководитель: "Иван, вот ты говоришь, что сомневаешься, каковы основания у тебя для этого сомнения?" Варианты ответов подчинённых могут быть самыми разными. "Не знаю" - подчинённый либо не может в данный момент определить истоки своего отношения, либо боится их сообщать своему руководителю, либо попросту не заинтересован прямо сейчас выяснять для себя данный вопрос. И тут руководителю придётся мобилизовать весь свой коммуникативный и управленческий потенциал для того, чтобы всё-таки, добиться от подчинённого конкретности и яности. Примером необычного, но хорошо работающего приёма извлечения скрытой информации является простое русское: "А всё-таки?" Руководитель: "Что ты об этом думаешь?" Подчинённый: "Не знаю, Вам виднее..." Руководитель: "А всё-таки?" Подчинённый: "Мы уже несколько раз брались за эту тему, и она каждый раз медленно затухала!" Руководитель: "Так ты беспокоишься за то, что мы можем непродуктивно сработать?" Подчинённый: "Конечно." Руководитель: "Как ты считаешь, что необходимо для того, чтобы избежать повторений наших прошлых ошибок?" Если же подчинённый всё-таки, "сдал" Вам информацию, то тут важно не упустить момент прояснить её ещё более качественно. Многие руководители, видя только одну сторону проблемы (вопроса), начинают сразу критиковать и оспаривать мнение подчинёного, которое сами же и выудили из него, поэтому многие подчинённые, отчаявшись, что их мнение услышат, скрывают свои мнения от своих руководителей. Чтобы уменьшить информационный вакуум вокруг себя, руководителю необходимо активно выяснять все детали и нюансы. Выходов из этого прояснения может быть несколько: -
Либо руоводитель обнаружит новую для себя информацию о ситуации и положении дел -
Либо руководитель узнает о неизвестных доселе ограничениях либо лакунах информированности подчинённого -
Либо руководитель откроет закрытую доселе, но важную информацию о личности подчинённого -
Либо в ходе такого обсуждения подчинённый получит важную для него информацию -
Либо подчинённый обнаружит, в чём была его ошибка при формировании мнения и отношения -
Либо руководитель и подчинённый вскроют новую тему, которая способна принципиально изменить ход дел в обсуждаемом участке работы. Вопросы для прояснения: Вас должно интересовать, как конкретно это мнение или отношение повлияет на будущее: → Будущие решения подчинённого (в разных ситуациях!) Проверить и прояснить для себя: → На его будущие действия, на качество его будущих действий. → На его фокус внимания (что будет входить в фокус его внимания, а что не будет), на что он будет обращать внимание, а что будет пропускать, игнорировать и не замечать, что он будет считать (и считает) важным, а что – неважным. -
"На что ты теперь обратишь своё внимание?", -
"Изменится ли что-нибудь в том, на что ты обращал внимание ранее?", -
"Есть ли что-то, на что ты теперь будешь обращать внимание иначе, не как раньше?" → На его мотивацию, на мотивацию его коллег и подчинённых. -
"У него больше желания работать, или меньше?" -
"Что он скажет в курилке своему приятелю в ответ на вопрос, зачем его вызывали?" -
У него достаточно мотивации, чтобы продвигать этот проект? А для того, чтобы задержаться на работе ради него? -
"Что он скажет, придя домой о сегодняшнем дне?" → На эффективность человека, на то, как он будет что-то делать или не делать, на степень его активности в выполнении, или стремлении к чему-то. Так же важны у подчинённого его: -
Опасения: «Твои опасения в связи с этим?» -
Его представления: как он представляет что-либо: «Каковы твои представления об этом?», «Как ты представляешь всё это?» -
Его идеи: «Идеи есть?» -
Его предложения: «Что ты предлагаешь в связи с этим?» Всё это необходимо в первую очередь не корректировать – а прояснять для себя!!! Как только Вам станет яснее про то, что (и почему) творится внутри другого человека (подчинённого), в Вашу картину происходящего добавятся важные элементы, которые позволят Вам контролировать не только будущие события, не только действия подчинённого и результаты этих действий, но и КАЧЕСТВО как процессов, так и результатов.
И чем более Вы осведомлены СЕЙЧАС в том, что происходит внутри другого, тем качественнее Вы можете контролировать будущее, связанное с действиями и решениями человека, от которого это будущее зависит. Вплоть до совпадения ваших желаний и конкретного будущего «один в один». Игнорирование указанных здесь факторов влечёт неконтролируемость Вами будущих процессов и их результатов. В статье мы не коснулись других важных моментов, и постараемся в следующих публикациях восстановить упущенную важную информацию. Например, сбор информации о ресурсах, о сферах ответственности, о границах сфер ответственности, о политике компании, о корпоративных технологиях, об ограничениях, о состоянии компетентности, о должностных инструкциях, о факторе справедливости, об Изначальном Контракте, и ещё многом другом. P.S. Время прошло, и на сайте уже появились материалы, качественно дополняющие данный текст. По ссылке список полезных материалов, качественно продолжающих интереснейшую и волнующую тему управления и организации производства. Александр Вакуров © Иваново, 2008 При перепечатке ясно видимая ссылка на сайт http://vakurov.ru в начале текста обязательна. =============== Понравилась статья? Поделитесь ссылкой с друзьями и коллегами! ===============
|