Обо мнеОтзывыКонтакты
Главная
Форумы
Мои статьи
Зарисовки с натуры
Мои тренинги
Отзывы с моих тренингов
Мои стихи
Статьи других авторов
Семейная психология и психотерапия
Трансперсональное
О психотерапевтах
Учись думать сам!
Саморазвитие
Психотерапия
Психология
Пригодится!
Философия
Бизнес
Тренинги
Продажи
Переговоры
Маркетинг и реклама
НЛП и Эриксоновский гипноз
Стихи других авторов
Словари
Карта Сайта
Контакты
Мои статьи неоконченное
Ссылки
Ссылки 2
Поиск
Стихи других авторов
Система Orphus

Избранные темы
Новинки в моих статьях
Популярное в «Мои статьи»
Новые темы форума
Популярное на форуме
Голосование
Понравился ли Вам сайт?
 
Свободное дыхание Версия в формате PDF Версия для печати Отправить на e-mail
Просмотров: 8274
Рейтинг: / 0
ХудшаяЛучшая 

 Сергей Васильев   
Учебно-методическое пособие

 

Введение

От одного удара забыл всё, что знал заранее.
Для этого не нужно прилагать никаких усилий.
Случайно открылся старинный путь,
И он свободен от всякой бездеятельности.
Нигде не остаётся следов.
Всё, что я вижу и слышу, не подчиняется правилам.
Те, кто достигли просветления,
Объявляют это наивысшим действием.

Сян-ян

Во второй половине XX века многие терапевты и исследователи начали ак-тивно обращать своё внимание на значительный терапевтический и трансформи-рующий потенциал необычных (психоделических) состояний сознания, дейст-вующих как неспецифические катализаторы и усилители бессознательных про-цессов. Повышая энергетический уровень психики, они обнажают её глубинное содержание и внутреннюю динамику. Систематические исследования теоретиче-ских и практических аспектов этих состояний стали проводиться с 60-х годов. В современных лабораторных условиях подобные состояния сознания вызываются различными формами биологической обратной связи, сеансы сенсорной изоля-ции, использование визуальной или акустической перегрузки, лишением сна или его быстрой фазы, использование кинестетических средств типа "вращающейся кушетки", электронная или акустическая стимуляция мозга и тд. Однако необыч-ные состояния сознания отнюдь не открытие современной науки. Если мы обра-тимся к истории, антропологии, религии, то мы увидим, что подобные состоя-ния сознания уже не одно тысячелетие практикуются в мистериях смерти и воз-рождения, посвящениях и ритуалах перехода, действиях шаманов и других це-лителей, духовных практиках различных религиозных и мистических традиций и других подобных феноменов различных культур.

Необычные состояния созна-ния являются центральными для мистических течений традиционных религий: Суфизм (Ислам), Йога (Индуизм), Дзен (Буддизм), Христианский мистицизм, Ка-бала (Иудейский мистицизм). Там необычные состояния сознания достигались либо употреблением священных психоделических растений (этот аспект подробно исследован современной ЛСД-терапией), либо мощными немедикаментоз-ными техниками, в которых разнообразными способами сочетаются управление дыханием, пение, ритм барабанного боя, монотонные движения танца, сенсорная перегрузка, социальная и сенсорная изоляция, пост, лишение сна и тд. Исследова-ние антропологами культур последних пяти столетий (которые представляют более 50% всех мировых культур) показало, что 90% из них имели некоторые институциализированные формы необычных состояний сознания (20).


Эта работа посвящена одному из самых мощных немедикаментозных методов психоделической психотерапии - методике Свободного Дыхания. Свободное Дыхание родилось в последние 30-40 лет на основе Голотропного Дыха-ния (Grof C. 1985-88), Ребёфинга (Orr L. and Ray S. 1977) и впитало в себя их ме-тоды, неорайхианские методики, учение об архетипах Юнга (24,25) и многое другие. В процессе роста Свободное Дыхание вышло за рамки отдельной технологии и превратилось в большой раздел современной психологии, объединяющий многие методики. В виду специфики развития психологии в нашей стране (недоста-ток специальной информации и образования восполняемый личным опытом и ог-ромное количество противоречивых сведений) Свободное Дыхание в России име-ет довольно аморфный и не сформировавшийся для психотерапевтической школы вид. Далее Вам будет предложена попытка систематизации имеющейся в нашем распоряжении информации о Свободном Дыхании, поэтому некоторая информация может предстать в необычном ракурсе для отдельных психотерапевтических школ.


Выражаем огромную признательность Сергею Всехсвятскому, любезно предоставляющему свои материалы и опыт всем желающим продвигаться в себя в процессе Свободного Дыхания.


ГЛАВА 1 Проблемы Свободного Дыхания

 

1.1 Понятие Свободного Дыхания

Когда я голоден, то ем рис,
Когда хочется спать, закрываю глаза,
Глупцы смеются надо мной,
Но мудрец всё понимает.
"Песнь восхваления Пути"

 

Сразу необходимо остановиться на двух вариантах понятия Свободного Дыхания, из-за смешения которых часто возникает путаница. Во-первых, Сво-бодное Дыхание - это отдельная методика, имеющая свои правила и цели. О СД как отдельной методике мы подробно скажем в 5 разделе этой главы, а сейчас будем иметь в виду СД как раздел современной психологии. В названии этого раздела два слова: Свобода и Дыхание. Свобода - это естественность протекающих психических и внешних процессов. В отличие от традиционной психиатрии и психологии СД не пытается загнать человека в какие-то рамки, определённые обществом, а даёт возможность развиваться как уникальной индивидуальности. С другой стороны, Свобода - это возможность реагировать на меняющийся внешний мир, отражая его в себе как в зеркале, а не следуя каким-либо жёстким правилам. И ещё это возможность использовать для своего роста и развития всё, что происходит с человеком, будь то умная лекция, нелепый разговор или отдавленный в очереди палец.


Дыхание - второе объединяющее начало раздела. Все методы связаны с необычным типом дыхания. Дыхание - функция значительно более многогранная, чем только реализация газового гомеостаза организма. Вы сами можете заметить, что с изменением состояния сознания у человека всегда меняется тип дыхания (17). В этом плане представляет интерес наблюдение П.П.Блонского, который считал, что дыхание лучше характеризует поведение человека, чем любые другие системы. Он говорил даже о "мимике дыхания" (2).

Когда человек расслаблен, он дышит медленно и спокойно, когда возбуждён - часто. Легко поставить простой эксперимент: попробуйте поменять тип дыхания и посмотрите, как изменится Ва-ше состояние. Поэтому используя необычные типы дыхания, легко добиться свя-занных с ними необычных состояний сознания. Иногда уже один выход за рамки "нормального" состояния сознания позволяет вырваться из наезженной колеи проблем, комплексов и психосоматики. У Свободного Дыхания есть ещё одна об-щая для всех методик особенность - оно всегда связное. Связное дыхание - это дыхание без пауз между вдохом и выдохом. Этот тип дыхания первичен и весь животный мир дышит именно так. У человека процесс дыхания непрерывен во внутриутробном периоде и новорожденный тоже постоянно поддерживает непре-рывный тип дыхания. Такой тип дыхания периодически включается во сне при-мерно до 12-13 лет (14). С увеличением роли сознания человек всё больше теряет связность дыхания: всё больше ограничений поведения и психических процессов приводит к зажиманию человеком отреагирования и поведения, а, вместе с ними, происходит задержка дыхания. Теряя связность дыхания, человек теряет процессы саногенеза, им запускаемые (3,14,15). На важную роль связного дыхания указы-вают многие китайские и индийские источники, связывая разрыв дыхательного цикла с нарушениями циркуляции жизненной энергии и уменьшением продолжи-тельности жизни. Восстанавливая непрерывность дыхательного цикла, мы снима-ем зажимы психики и запускаем механизмы саногенеза.


Резюме: Свободное Дыхание - это комплекс методик, объединённых без-условным принятием всего происходящего; использованием необычных типов дыхания, вызывающих необычные состояния сознания; использованием связного типа дыхания (без пауз между вдохом и выдохом).


1.2 Объёмная модель сознания (3)

В песчинке целый мир найти,
И небеса в цветке лесном.
В ладони космос уместить,
И век - в мгновении одном.
Уильям Блейк


1.2.1 Слои сознания и осознание

Основополагающей теорией Свободного Дыхания является объёмная модель структуры сознания, рассматривающая психику как единое целое, состоя-щее из единых частей (слоёв сознания) с различными свойствами и характеристи-ками. Понять эффекты и механизм действия СД можно только учитывая отличия слоёв сознания и единство происходящих психических процессов, затрагивающих сразу все слои. В рамках данной теории мозг рассматривается как интерфейс меж-ду микрокосмом (внутренним миром человека) и, через тело, с макрокосмом (внешним миром). Психика не является продуктом мозга, однако её деятельность во внешнем мире определяется им. Как следствие, мы имеем три ориентации пси-хотерапии: на внутренние психические процессы; на их материализацию через действие на процессы мозга и на изменение среды, окружающей человека.


Сразу необходимо определиться в использовании термина сознание. В традиционной сейчас Фрейдовской модели психики она делится на сознание (понимаемая и управляемая часть психики) и подсознание (часть психики, не дос-тупная для понимания и управления). При этом обе части психики активны и влияют на поведение, течение психических процессов и соматику человека (об отличиях Фрейдовской модели психики и модели, используемой в СД, мы будем более подробно говорить в разделе 1.4). В модели СД сознание равно всей психи-ке и существует термин “осознание” - активно функционирующая часть психики, влияющая на поведение, протекание психических процессов и соматику человека. Осознание не имеет жёсткой привязки к разделу психики, как сознание у Фрейда, а перемещается по всем слоям психики. При этом осознание приобретает свойство того слоя сознания, где оно в данный момент находится, пользуясь языком и ин-формацией этого участка сознания. Чем дальше находится осознание от данного участка психики, тем более недоступна информация и язык данного участка. Ко-гда Вы больны, всё видится в тёмном свете, вспоминаются в основном болезни и неприятности, трудно сосредоточиться на чём-либо творческом и продуктивном. Вспомните школу или институт: пока сидишь на своём месте - всё знаешь, как только выходишь к доске - всё вылетает из головы, а ведь Вы просто сменили по-ложение тела, не заметив, что при этом изменилось положение осознания. Мы ещё рассмотрим это более подробно при разборе структуры матрицы.


Существуют определённые закономерности изменения характеристик слоёв сознания:


- чем поверхностнее (ближе к внешнему миру) слой сознания, тем боль-ше психика структуризирована. Чем глубже, тем более она однородна;
- чем поверхностнее слой, тем больше различие между разными людьми и между человеком и окружающим миром. Чем глубже, тем больше общего у ка-ждого из нас с Миром. Первым из традиционных учёных, обратившим на это вни-мание был Юнг в своём учении об архетипах (24,25);
- чем глубже слой сознания, тем более он недоступен для "нормального" человека, который, в основном пользуется первым слоем - личностью;
- чем глубже слой сознания, тем меньше мощность осознания.
Хотим обратить Ваше внимание, что подобный подход к структуре пси-хики подробнейшим образом разработан в психологическом разделе Буддизма уже много-много лет назад (4,5,6,7,11,21 и многое другое).

 

1.2.2 Первый слой сознания - Личность

Самый поверхностный слой сознания - личность . Характерные черты этого слоя сознания:
- максимальная структуризация реальности, абсолютное невосприятие жизни как единого потока;
- структурной единицей личности является матрица;
- этот слой сознания прекрасно описывается Фрейдовской моделью психики и обрабатывается методами психоанализа;
- ограничен личными биографическими переживаниями, можно сказать, что он начинается с момента рождения.

 

1.2.2.1 Свойства матрицы


Матрица - структурная единица личности. В разных школах можно встретить различные названия матриц: Дхарма в Буддизме, Системы Конденсированного Опыта (СКО) в Голотропном Дыхании, Инграмма в Дианетике (23). Процесс образования матрицы можно сравнить с формированием кристалла в перенасыщенном растворе соли. Когда с человеком происходит событие, то оно оставляет в сознании отпечаток, причём отпечатываются абсо-лютно все детали, и это событие становится центром кристаллизации. Все после-дующие события, имеющие с ним что-то общее, откладываются туда же и образуется структура, нарастающая как снежный ком - Система Конденсированного Опыта. Вся наша психика на уровне личности состоит из по-добных образований (рис 1).

 

 


 

Ребёнок чихнул, уронил чашку и получил выволочку. Если всё это про-изошло впервые, то образовалась матрица, содержащая все три компонента. Мат-рица как полноценная часть человеческого сознания обладает определёнными свойствами:


- матрица растёт. Растёт она за счёт событий, аналогичных записанным в матрице. В нашем примере матрица будет расти за счет событий, связанных с ро-нянием предмета, чиханием и выговором за это. При анализе матриц мы выявили интересную зависимость - в начале возникновения матрица впитывает только си-туации, содержащие все необходимые компоненты . При набирании матрицей оп-ределённой силы она впитывает уже ситуации, содержащие только один или два компонента, а в последующем допускаются уже вариации компонентов. На сле-дующем этапе матрица уже становится более самостоятельной и способна дли-тельно удерживать в себе осознание человека, провоцируя его на совершение по-ступков, необходимых для его подпитки. Далее она способна уже полностью подчинить себе осознание человека, как нередко происходит с пожилыми людьми или клиентами психиатрических лечебниц. Именно этим объясняется состояние аффекта, в котором человек делает не свойственные ему поступки, а выйдя из этого состояния, ничего не помнит, так как его осознание находится в другой матрице, а аффектировавшая блокирована (о блокировке матриц см. ниже);


- матрица размножается. Однако размножается она не в одном человеке, а в окружающих. Особенно благодатную почву матрицы находят в детях. Ведь новые матрицы активнее всего формируются в раннем возрасте, причём форми-руются они не по учебникам и поучениям родителей и окружающих, а по их пове-дению. Проверьте, насколько Вы строите свою семью и подбираете свою полови-ну по родительскому стереотипу. Посмотрите, насколько часто дети повторяют судьбу своих родителей. В человеке можно выделить матрицы нескольких уров-ней: приобретённые самим; подаренные родителями; приобретённые в коллекти-ве ; общественные (государственные, национальные и тд.);


- матрица имеет защиту. Активизация многих матриц была бы крайне нежелательна для организма человека, так как они несут мощный негативный пси-хо-физиолого-эмоциональный заряд, и организм заново проходит через то состоя-ние, или вызывают социально-осуждаемое поведение. Такие матрицы блокируют-ся от внешнего мира и их активация не допускается (рис 2).



РИС 2


При этом человек тратит жизненную энергию на поддержание блока:

- матрица блокирует жизненную энергию, в ней содержащуюся (см. пре-дыдущий пункт);
- матрица выделяет. Напряжение в постоянно активизируемой матрице при наличии блока (см. выше) приводит к тому, что она стравливает энергию внутрь организма, нарушая работу Центров Управления Организмом. Основные заболевания сейчас связаны с нарушением регуляции обмена веществ, вегетатив-ной регуляции организма, иммунитета;
- матрица накапливает информацию, которая при наличии блока стано-вится недоступной. Чем мощнее блок, тем сильнее забывается информация;
- матрица активизируется. Если человек сталкивается во внешнем мире с событиями, которые являются кнопками (см. Матричное досье п.2), матрица резо-нирует и активизируется, стремясь захватить осознание в плен. Если ей это удаёт-ся, то дальнейшее поведение человека целиком определяется содержимым матри-цы;
- матрица меняет восприятие мира. "Оптимист надеется, что сейчас для него самое лучшее время, а пессимист боится, что именно так и есть". Вот пример того, как матрица меняет окраску восприятия мира. Матрица действует как цензор при восприятии и выдаче информации. Если Вам не нравится Ваша работа, то Вы можете, собираясь на работу, подолгу искать ключи от кабинета, лежащие под са-мым носом. Описки, ослышки, оговорки и тд. Матрица может также подставлять в поступающую извне информацию лишние куски или заменять существующие. Самые яркие примеры проявления матриц мы можем видеть в случаях множест-венных личностей. Не замечали ли Вы на себе: на работе Вы одни, дома другие, в гостях третьи и т.д. Ещё более яркий пример - состояние аффекта.
Активизацию мощной матрицы можно заподозрить по повторяющимся в жизни ситуациям. Чем мощнее матрица, тем более жёстко предопределены дета-ли ситуации и тем сложнее что-то изменить. Чем чаще активизируется матрица, тем более лавинообразный характер приобретает процесс.
Второй признак, говорящий о присутствии мощной матрицы, - немоти-вированные реакции, начиная от простого желания, кончая состоянием аффекта. Вам знакомы пословицы: "Бес попутал", "Чёрт под руку толкнул". В матрице все-гда записана определённая цепочка событий и действий. В случае пропуска звена этой цепочки у нас возникает необходимость его совершить. В зависимости от мощности матрицы эта необходимость варьируется от слабого желания через не-обходимость до одержимости.

1.2.2.2 Структура матрицы

Каждая матрица имеет 7 основных составных частей:


- актуальное психофизиологическое состояние. Для каждой матрицы оно одно и, активизируя матрицу, мы переводим организм именно в это психофи-зиологическое состояние. Многие матрицы несут в себе негативное психофизио-логическое состояние, предотвращая возвращение которого, организм блокирует матрицу . С другой стороны, это дает прекрасную возможность управления со-стоянием психики и организма даже на уровне психосоматики. Достаточно акти-визировать соответствующую матрицу, и мы автоматически получим нужное нам состояние, в том числе болезнь или ремиссию в случае психосоматики. А если до-бавить сюда варианты произвольного формирования матриц, то возможности в данном направлении становятся практически безграничными. Именно таким обра-зом работают многие психотерапевтические методики типа аутотренинга, сугге-стивной психотерапии, многие методики НЛП:


- рисунок мышечного напряжения. По возникающему мышечному на-пряжению можно четко опознать активизированную матрицу. Снимая мышечное напряжение, мы разряжаем энергетику матрицы и устраняем психические блоки-ровки (1,22). Этот подход широко используется различными школами телесно-ориентированной психотерапии. Наиболее развит этот вопрос в работах И.Рольф, В.Райха, Ф.Перлза. Работа с мышечными блоками очень широко используется в СД, особенно в Голотропном Дыхании;
- паттерн дыхания. Изменение типа, ритма, скорости, частоты и глубины дыхания широко используется в СД для управления процессом и целенаправлен-ной работы с матрицей;


- структура мотивационно-потребностных процессов. На этой составной части построена методика матричного досье и многие психоаналитические мето-ды;


- содержание эмоционального состояния. То, что чаще всего замечает обычный человек и на чем эффективно играть для активизации процесса;


- образное пространство. Окружающая обстановка, помещение, эмоцио-нальный фон, другие люди и т.д. В процессе работы хороший результат создает воспроизведение образного пространства матрицы или хотя бы его имитация;


- ментальный компонент. Эти составные части однозначны для каждой матрицы и не перекрываются на уровне личности. Их однозначность дает нам воз-можность опознавать матрицы и, управляя их активизацией, менять состояние осознания. Если Вы имеете недостаточно опыта, то советуем пользоваться в рабо-те не одной, а сразу несколькими составными частями. Это позволит работать бо-лее точно и безошибочно.

 

1.2.2.3 Матричное досье

Мы проводим его разбор с двумя целями: чтобы более подробно позна-комиться с матрицей и для освоения Матричного досье как отдельной психотерапевтической методики.

 

0. Формулировка проблемы


Этот пункт добавлен нами сверх традиционных, на основании личного опыта. Мы убедились, что пропуск или неправильное выполнение этого пункта приводит к тому, что цепляется сразу куст матриц с единым архетипичным кор-нем и дальнейшая работа значительно затрудняется. К тому же, человеку, как пра-вило, трудно самому сформулировать свою проблему. При формулировке про-блемы Вы должны пользоваться следующими критериями:
- проблема должна касаться самого человека. В формулировке проблемы обязательно должно стоять слово "Я". Формулировка "меня не понимает жена" должна быть исправлена на "я не могу объяснить своей жене";
- проблема должна быть как можно более конкретизирована во времени, пространстве, деталях и тд. Определяется, в каких ситуациях возникает проблема, с какими конкретно людьми связана и тд.

 

I. Структура матрицы


1. Качество восприятия (триггер или попросту кнопка). При его воз-действии на человека матрица активизируется. В использованном нами примере это может быть чихание, роняние чашки или выговор. Кнопкой может быть всё, что угодно: слово, интонация, тембр голоса, мелодия, действие, помещение, внешний вид человека или предмета и тд. Кнопку мы можем опознать по тому, что она стабильно запускает матрицу. Кнопка всегда отличается преуменьшением или преувеличением качества восприятия и преувеличения его эмоциональной оценки. Если кнопкой является запах, то другие его могут не чувствовать или не замечать, а для человека он будет очень силен и эмоционально окрашен. Вы на-верно замечали, что иногда слово, для Вас абсолютно не значимое, или какой-нибудь безобидный для Вас жест, вызывает бурную реакцию у другого человека. При правильной формулировке проблемы кнопка определяется очень легко. Сложность заключается в том, что у одной матрицы кнопка может быть не одна. В нашем примере их три. В случае затруднения определение кнопок можно откор-ригировать, выполняя пункт 2. Знание кнопок - ключ к управлению человеком. Нажимая на нужные кнопки можно сыграть психологическое произведение любой сложности.


2. Ощущения и чувства. Матрица как любой психический процесс име-ет проекцию на тело. Уникальность ситуации в том, что каждая матрица имеет только одно и только ей свойственное ощущение в теле. Это как отпечатки паль-цев. Поймать это ощущение очень легко - рестимулируйте матрицу, или поставьте человека в условия, её рестимулирующие , и выясните его ощущения в теле. В дальнейшем это ощущение выполняет три функции:
- индикатор. По усилению и ослаблению этого ощущения, играя с ним в холодно-горячо, можно определить, находится ли осознание человека в данной матрице или уже вышло из нее;
- общение. Мы получаем язык общения с этой матрицей по типу да-нет ;
- кнопка. Посмотрите 1 пункт МД.


3. Выбор. Активная матрица всегда делает выбор, разделяя мир на зону ТАК так как записано в матрице, и зону НЕ ТАК. Пока человек действует в зоне ТАК , он испытывает удовлетворение от того, что всё течет так, как должно. Если он оказывается в зоне НЕ ТАК, ему плохо потому, что всё идет не так, как долж-но. Чем мощнее матрица, тем большее наказание получает человек, действуя НЕ ТАК, тем сильнее он стремится избежать зоны НЕ ТАК, и тем более глубокая трещина пролегает между миром ТАК и миром НЕ ТАК. При этом человек теряет половину мира и с возрастом эти потери усугубляются.


4. Поведение. А вот здесь возможны вариации. Обычно человек имеет несколько вариантов поведения и старается выбрать варианты, действующие в зо-не ТАК и получающие социальное одобрение. В нашем примере человек будет чихать и ронять предметы, обставляя это юмором или делая так, чтобы никто не видел. Чем более развит человек, тем больше он имеет вариантов для различных ситуаций. Чем мощнее матрица, тем меньше вариантов поведения остаётся у че-ловека.

 

II. Роль матрицы в жизни


6. Эволюционный тормоз. Обстоятельства, ситуации мир меняются, а матрицы и выбор остаются неизменными и мы становимся неконгруэнтными ми-ру. В самом безобидном случае "обжегшись на молоке, дуем на воду".


7. Потенциальный источник навыков. Современное состояние психи-ки человека позволяет обучаться только формированием матриц. Необходимо по-заботится, чтобы матриц было много, но они были мелкие и доступны для наше-го осознания. Для этого, обучаясь, ребёнок должен иметь много разнообразного опыта и действовать на границе страха и безопасности.


III. Коррекция матрицы


8. Программа обучения в зоне НЕ ТАК. Что произойдёт, если человек, действуя в зоне НЕ ТАК, начнёт получать удовольствие? Просто весь мир превра-тится в зону ТАК. Возможны два подхода: теория маленьких шагов и теория боль-шого шага. Большой шаг можно делать, когда устранены причины, вызывавшие наказание извне за действие в зоне НЕ ТАК. В противном случае Вы только уси-лите матрицу. Если внешние наказующие причины устранены, то человек просто начинает поступать так, как раньше избегал, причём делает это глобально и заме-чает, что никакого наказания за это не получает. Уже одного этого достаточно, чтобы получить удовольствие. При этом неплохо акцентировать внимание на том, что человек получает в полное распоряжение часть мира, которая для него недос-тупна. К сожалению, осуществление большого шага - редкая возможность - и обычно требует коренного изменения условий жизни человека. Маленькие шаги вероятны без глобальных изменений условий жизни и чаще всего используются в современной психотерапии. Обеспечить условия внешней безопасности для ма-ленького шага значительно проще. Маленькими шагами зона НЕ ТАК постепенно теснится и уменьшается.


9. Образ. Технология, которая требует отдельного описания и будет рас-сматриваться позже.


10. Архетипическая тема. Если матрица после проработки восстанав-ливается, то она имеет мощную подпитку с архетипального уровня (см. раздел 1.2.3.3) и необходимо работать на этом уровне.

1.2.3 Глубинные слои сознания

1.2.3.1 Электрическая активность мозга (7)

Мозг состоит более чем из 10 миллиардов клеток, и каждая из них пред-ставляет собой миниатюрную станцию, способную в возбуждённом состоянии создавать электрический потенциал. Впервые эта электрическая активность мозга была обнаружена в 1875 году, однако лишь в 1924 году Бергер (Berger) зарегист-рировал её в виде электро-энцефалограммы (ЭЭГ), что позволило выявлять изме-нения в функционировании мозга.


При низкой активности головного мозга большие группы нервных кле-ток разряжаются одновременно. Эта синхронность отображается на ЭЭГ в виде последовательности медленных волн (волн низкой частоты и большой амплиту-ды).


К наиболее известным медленным волнам относятся:
1) альфа волны, частота которых лежит в пределах от 8 до 12 Гц; они ха-рактерны для расслабленного состояния, когда человек сидит спокойно с закры-тыми глазами;
2) тета волны частотой 4-7 Гц; они появляются на первой стадии сна, а также у некоторых опытных мастеров медитации, или во время пребывания испы-туемых в изолированной камере в условиях сенсорной изоляции;
3) дельта волны 0,5-3 Гц, которые регистрируются во время глубокого сна, а также при некоторых патологических состояниях (например, при опухолях мозга) или у больного, находящегося в сознании, незадолго до смерти.


Во время активной работы мозга каждая участвующая в ней нервная клетка разряжается в соответствии со своей специфической функцией в своём соб-ственном ритме. В результате активность становится асинхронной и регистриру-ется в виде быстрых волн высокой частоты и малой амплитуды (так как противоположные отклонения потенциала, суммируясь в ЭЭГ, как бы уничтожают друг друга). Эти быстрые волны известны под названием бета волн, их частота 13-26 Гц, но амплитуда уменьшается по мере того, как усиливается мозговая деятельность.


По мнению Фишера (Fischer 1971-77г.), профессора экспериментальной психиатрии университета штата Огайо, погружение в глубинное "своё" (your self- глубинные слои психики или то, что мы называем потоком) может осуществлять-ся по двум "склонам" сознания и восприятия: с одной стороны, это склон, нахо-дящийся под контролем парасимпатической нервной системы и направленный к расслаблению, в континууме "расслабление-медитация"; а с другой стороны - склон, контролируемый симпатической нервной системой и направленный к активации нервной системы, в континууме "восприятие-галлюцинация", включающем ряд состояний от творческого вдохновения до мистического экстаза (7). В таблице представлена карта внутреннего пространства по Фишеру.


Континуум восприятие-медитация приводит к состоянию сознания со-вершенно оторванному от всякой связи с реальностью, - самадхи (<4Гц). Что ка-сается континуума восприятие-галлюцинации, доходящего до мистического экстаза, то для него характерны всё более асинхронные бета волны с уменьшением амплитуды с 35 до 7-8 (по шкале Голдстейна). Переход к потоку здесь достигается скачком назад , который называется опытом кундалини. Возвращение в обычное состояние сознания в обоих случаях может происходить либо тем же путём, либо по противоположному континууму, либо зигзагом - с переходом от одного конти-нуума к другому.



РИС 3

На рис 3 представлен график суммарной интенсивности различных ви-дов мозговых волн (спектрограмма мозга). Для удобства дальнейшей работы мы перевернём этот график и, отзеркалив его, немного модифицируем. Получается структура, напоминающая гриб (рис 4), на которой можно видеть сравнительную волновую активность различных слоёв сознания.



Слой сознания, соответствующий личности, который мы рассматривали в разделе 1.2.2, является срезом "гриба" на бета-уровне (рис 5-2). Этот уровень характеризуется полной фрагментацией и структуризацией сознания. Крайнюю степень фрагментации можно видеть в математических языках, где каждое действие или предмет обозначается однозначными символами. Интеллект и логика принадлежат именно этому уровню. Чем более развит, в западном понятии, человек, тем более широкая шляпка у его гриба. Уровень наполнен биографической информацией.

1.2.3.2 Альфа-уровень

Более глубокий слой сознания, характеризующийся неполным разделе-нием и частичной фрагментацией. Деление мира более крупное типа, чёрное-белое . Частностей, полутонов и компромиссов практически нет. Строение мат-ричное (рис 5-3), но матрицы более крупные. Наполнен биографическим содер-жимым. Интересен тем, что на границе альфа и тета уровней находится слой пе-ринатальных матриц .

1.2.3.3 Уровень архетипа

Тета уровень, который относится уже к трансперсональным и не содер-жит в себе биографической информации. Архетип - это интерфейс между свобод-ной неструктурированной реальностью (потоком), от которой он получает силь-ное эмоциональное переживание, и структурированной личностью, которая даёт ему образ. Структура напоминает матричную, только это не матрицы, а их корни, так как они не содержат биографического материала. Это качества потока в виде базисной структурной единицы личности, от архетипов матери, родины, семьи и тд., на верхних слоях, до всеобъемлющего архетипа Бога или Природы - на ниж-них. Этот уровень сознания изучал Юнг (24,25). Как мы видим на рисунке 4, это самый узкий слой сознания (игольное ушко), а ведь по нему поступает жизненная энергия от потока.

1.2.3.4 Поток

В традиционной психологии самый непонятный слой сознания, назы-ваемый "your self" (традиционный перевод - своё). На рис 5-1 видно, что это слой сознания, соединяющий нас с природой и мирозданием. Через этот слой мы получаем энергию от природы, он исполняет роль плаценты. На этом уровне всё едино, нет деления и фрагментации. Этот слой настолько не похож на обычное состояние сознания на уровне личности, что люди, его испытавшие, практически не могут подобрать слова для его описания, а йоги используют специальный термин, когда их просят его описать. Перевод этого слова на русский язык - "не то".

РИС 5-1

РИС 5-2 РИС 5-3 РИС 5-4 РИС 5-5

1.2.4 Онтогенез слоёв сознания

Более полно можно понять структуру слоёв сознания человека, если рас-смотреть, как они развиваются в процессе жизни (рис 6). Когда родители имеют ребёнка ещё в проекте, его сознание ещё не выходит из всеобщего потока (рис 6-1), он даже не часть природы - он сама природа. Когда плод зарождается, то его сознание начинает вычленяться из всеобщего потока (рис 6-2) и формируется дельта-уровень. Сознание плода не несёт никакой дифференциации, и плод ещё не различает, где он, а где не он. Именно поэтому многие события, произошедшие в период беременности вокруг нас, воспринимаются личностью как произошедшие с нами. Уровень архетипа начинает формироваться примерно с рождения. Первая фрагментация происходит тогда, когда после родов мир начинает делиться на “Я” и “НЕ Я” (рис 6-3). Примерно до двух лет осознание ребёнка в основном функ-ционирует на дельта-уровне и идёт формирование тета-уровня (рис 6-4), особенно прогрессирующее с развитием речи. До 6-8 лет осознание ребёнка функционирует на уровне архетипа. Любые сказки - самый яркий пример архетипальной структу-ризации информации. Активное действие во внешнем мире, с отдельными пред-метами, на этом этапе сопровождается формированием альфа-уровня (рис 6-5), и до 12-14 лет ребёнок в основном функционирует на альфа-уровне. После этого функционирование переходит на формирующийся бета-слой (рис 6-6). К сожале-нию, формирование альфа- и бета-слоя сопровождается утоньшением ножки гриба - уровня архетипа. Процесс развития сознания напоминает формирование капли - чем больше капля, тем тоньше у неё ножка. Примерно к 16 годам акцент осозна-ния перемещается на альфа-слой - начинает активно функционировать личность. С этим во многих странах связано совершеннолетие и сознание, ребёнка становит-ся взрослым (рис 6-7).

РИС 6

1.2.5 Метафора второго рождения

Если мы смодифицируем рисунки 6-... (рис 7) и посмотрим на предыду-щий раздел немного по-другому, то увидим, что формирование сознания полно-стью соответствует зарождению и развитию плода. Исходя из аналогии, мы можем продолжить развитие сознания человека. Задача взрослого - максимально возмож-ное формирование личности и интеллекта (аналогично созреванию плода). Этот этап признаётся современной психологией. А что дальше? По аналогии - рожде-ние, выход полностью сформированной личности в поток, объединение человека с природой и всем миром (рис 7-7). Именно это второе рождение и используется в контексте всех восточных философий и многих мистерий запада. Именно этот этап развития сейчас актуален во всём мире: единение с природой, актуализация религии, трансперсональные исследования и тд. Но второе рождение будет полно-ценным только после полного формирования и созревания "плода" - личности, иначе дваждырождённый будет недоношен. Обычно этап второго рождения сов-падает со смертью тела человека, но нередки случаи, когда это происходило при жизни. Таких людей известно много во всех культурах. На востоке их называли дваждырождёнными или просветлёнными.



РИС 7

1.2.6 Некоторые психические патологии в свете объёмной теории сознания

Недоразвитость шляпки гриба приводит к недоразвитию интеллекта и личности. Очень хорошо развитая шляпка, наряду с архетипальной узостью при-водит к "засыханию" шляпки. Жизненная энергия, поступающая из потока через узкий архетип (рис 6-7), не способна полноценно питать всю шляпку, и человек превращается либо в "ученого сухаря" (очень точное выражение), либо нормально развивается один из отделов личности, остальные атрофируются (рис 8).


При недостаточной развитости может произойти расщепление шляпки гриба на отдельные ветви - шизофрения (расщепление личности) с нарушением связи между ними. При изменении внешних условий происходит активизация раз-личных структур, захватывающих осознание. Этим объясняются такие эффекты, как множественные личности, голоса, распад личности и тд. При сочетании расщепления личности с выделением одной более мощной, чем остальные, матрицы обычно происходит её подключение напрямую к уровню архетипа, в ущерб остальным отделам личности, и происходит отождествление личности человека с архетипом (рис 8). Качества новообразования приобретаются из синтеза архетипа и матрицы, а лицо может быть любое и, как правило, оно определяется средой и культурным уровнем человека: от Наполеона до интергалактического шпиона. Причём такая структура более мощная, чем обычное состояние личности человека потому, что питается напрямую из архетипа.

1.2.7 Психотерапевтические подходы на основании объёмной тео-рии сознания

Методы психотерапии можно разделить по направлению на различные слои сознания:


- слой личности, альфа- и бета-уровни. Методики, действующие на этих слоях, действуют на уровне: получения доступа к блокированным матрицам; пере-записи структуры матриц; и объединения матриц друг с другом, интеграции лич-ности (похоже на связывание веника). Про методики первых двух типов мы уже упоминали. Третий эффект достигается при постоянном перемещении осознания из одной матрицы в другую. При этом облегчается переход (протаптывается до-рожка) из матрицы в матрицу. Осознание напоминает паучка, тянущего за собой клейкую нить и связывающего часто используемые матрицы друг с другом. При длительном нехождении дорожка зарастает, номер телефона, которым пользуемся часто, мы помним, достаточно сделать перерыв, и он забывается;


- уровень архетипа, тета-уровень. Методик, активизирующих этот уро-вень в современной психотерапии не так уж много. Расширяя этот слой сознания, мы получаем мощный приток энергии на уровень личности. О расширяющем уро-вень архетипа эффекте СД мы уже упоминали. Театр и кино - мощные активиза-торы архетипального уровня. Кино и театр архетипального уровня должны отве-чать следующим условиям : простота сценария; ограниченное число персонажей; возможно наибольшая деперсонализация персонажей; яркие образы; мощные чув-ства и эмоции; чёткое разделение и недопускание полутонов. Вы узнали? Именно от подобных телесериалов “балдеет” современный мир. Они жизненно необхо-димы, люди получают через них энергию с архетипального уровня.

Ещё один пример подобных методик - сказки (вспомните знаменитую Арину Родионовну и её влияние на поэта). К сожалению, в современном мире институт сказок практиче-ски потерян. Сказки детям сейчас практически не рассказывают, да и современные сказки больше предназначены для альфа уровня. Из взрослой литературы самым мощным архетипальным воздействием обладает стиль "фэнтэзи";


- дельта-уровень. Методики, выводящие осознание на этот уровень, практически не используются в современной психотерапии из-за недостатка зна-ний и опыта. Однако они очень хорошо изложены в Йогических, Буддийских, Су-фийских и других традициях. Переводя осознание на этот уровень, мы решаем сразу три проблемы: сознание, находясь на этом уровне, набирает силу; при час-том прохождении архетипальной узости она постепенно расширяется; при погру-жении на этот уровень осознание, как правило, несёт на себе проблему, которой озабочено в данный момент, при этом происходит интеграция всей информации и человека постигает озарение. Так как мы часто посещаем этот уровень во сне, то многие открытия именно так и были сделаны (вспомните старую пословицу "Утро вечера мудренее");


- соединение различных уровней. Таким эффектом обладает ритуал (об-ряд). Человека выводят на уровень архетипа или потока, потом он совершает стро-го определённую последовательность действий. Так происходит неоднократно. Создаётся матрица, имеющая прямой выход на эти уровни. Совершая повторно ту же последовательность действий, человек активизирует эту матрицу и автомати-чески попадает на нужный уровень сознания. При этом человек чаще всего не имеет ни малейшего понятия, что и как с ним происходит. От него требуется стро-гое и неукоснительное соблюдение последовательности действий - соблюдение ритуала. Вспомните, какой подъём и прилив энергии Вы испытывали на демонст-рации, ведь это один из примеров ритуала. При рассмотрении истории мы можем увидеть, что раньше вся жизнь была ритуализирована. К сожалению, в современ-ной жизни институт ритуала практически утрачен. На примере современного рос-сийского общества мы можем видеть, что разрушение существовавших ритуалов обошлось нам большим количеством депрессий, психастений, развалом социаль-ной структуры страны и потерей большей части жизненного потенциала нации.



5. В прошлом матрица формировалась как механизм защиты, выживания. Мы убедились, что, к сожалению часто матрицы впервые формируются просто потому, что так произошло (как в нашем примере) и в тот момент просто не было других вариантов. Однако "просто случайные" матрицы гораздо слабее и, в отличии матриц "защиты" практически не влияют на жизнь человека. Если Вы работаете с матрицей, убедитесь, что фактор, от которого человек защищался, устранён, иначе Вы получите только ухудшение ситуации.
Опубликовано на www.vakurov.ru
17.05.2008
Последнее обновление ( 17.05.2008 )
Просмотров: 8273
< Пред.   След. >
 

Чувство вины рождает чувство безответственности.

Деклан Доннелан

Просмотров: