Обо мнеОтзывыКонтакты
Система Orphus

Избранные темы
Новинки в моих статьях
Популярное в «Мои статьи»
Новые темы форума
Популярное на форуме
Голосование
Понравился ли Вам сайт?
 
Психология раба Версия в формате PDF Версия для печати Отправить на e-mail
Просмотров: 21304
Рейтинг: / 1
ХудшаяЛучшая 

 Александр Вакуров   

"Мы не рабы. Рабы нЕмы"

Старинная молитва сейчас узнаете кого.

 

Кто не смотрел старые советские фильмы, в которых первоклашки, читая букварь хором повторяли: «Мы не рабы, рабы не мы!» (с ударением на "мы")?

 

Я долгое время воспринимал эти фразы, как нечто разумеющееся, пока, в годы перестройки не прочёл в одной из газет нечто, приведшее меня, тогдашнего, в полный восторг. Неведомый мне уже сейчас автор писал, что на самом деле первоначально фраза звучала так: «Мы не рабы, рабы немы!» Идея достаточно толкова: рабы немы, а свободные люди имеют голос. В пору перестройки эта мысль пришлась мне очень даже по вкусу, и я с радостью "пользовался" этой мыслью в своей голове, и при собственных личных выборах в том числе, например, молчать или нет.

Прошло много лет, прежде чем я начал пересматривать своё отношение к этим двум фразам. Сейчас вы поймёте, почему.

 

 



 

 

Однажды уважаемая известная фирма пригласила меня провести для своих продавцов тренинг.

 

История с продавцами. Часть первая, вводная.

Случай был достаточно уникален, количество участников тренинга превышало тридцать человек. Обычно я не беру такие большие группы, но задачи были настолько сложны, что я уже не мог удержаться, и с предвкушением сложной и необычной работы согласился. Я знал эту фирму, и знал, каковы её продавцы. Обычно они ходили по залам магазинов с унылыми физиономиями, в технологиях работы персонала просматривался беспорядок, а в управлении персоналом – форменный бардак. Поэтому, когда руководство попросило меня провести тренинг, результатами которого должны были быть изменения в поведении продавцов (но я не должен был «трогать» управление и организацию производства), я воспринял этот заказ, как вызов моему профессионализму. Такие заказы НЕЛЬЗЯ принимать, но я всё-таки, его принял, ибо уже соскучился по настоящим «подвигам». Уже давно у меня не было сложных и «невыполнимых» с первого взгляда заказов, рутина начинала засасывать, все заказы, что делали руководители фирм, были заранее известны, вернее, в переговорах с руководителями я приводил заказы в нужную форму, «всё по правилам», разделяя ответственность между мною и руководством компании, в результате чего я делал свою работу, а руководители делали свою. Обычно мы разделяем всю проблему на вопросы управления, на вопросы организации производства и технологий работы персонала, и на собственно навыки персонала.

 

Погодите, сейчас начнётся сама история с продавцами. Ещё пара важных уточнений.

 

Итак, на тренинге более тридцати человек. Основная масса – продавцы из разных магазинов сети (по три-четыре человека из каждого магазина), два руководителя из центрального офиса и ещё один ТОП из самой «верхушки» управленческой пирамиды этой компании. Директоров магазинов не было, такое странное решение приняло высшее руководство, а те руководители, которые пожелали присутствовать, в принципе, с персоналом магазинов по своим должностным обязанностям не общались (по крайней мере, это не входило в круг их обязанностей), их дело было управление директорами магазинов. Это важные дополнения, сейчас узнаете, почему.

 

История с продавцами. Часть вторая. «В начале был Хаос».

Начинаю я тренинг, и вдруг встречаюсь с достаточно агрессивным отношением продавцов … к руководителям из центрального офиса. Я понимаю, если бы на тренинге присутствовали их непосредственные руководители, и если бы агрессия была к директорам магазинов. Нет, эти две уважаемых дамы вообще не особенно и виделись с продавцами. Я был немного сбит с толку, ибо обычно на подобных тренингах агрессия группы направляется в первую очередь на ведущего, как на наиболее «безопасный» для агрессии объект. Профессиональные тренеры знают этот феномен «фазы групповой агрессии», и каждый по своему решает этот вопрос. Фаза групповой агрессии всегда присутствует, если тренинг не только обучает, но ещё и решает некие проблемы на предприятии. Коллективное бессознательное обладает некоей инерцией, и при внедрении принципиально новых стандартов, технологий, методик, подходов и отношения (отношений), фаза сопротивления часто выражается именно в агрессии, и именно по отношению к «источнику и проводнику» этих изменений – тренеру.

 

В данном случае по отношению ко мне была достаточная лояльность, но то, что творили участники по отношению к руководителям высшего управленческого звена вызывало у меня вопросы. И уж когда на совершенно невинные слова ТОПа послышались обвинения и гневные выкрики, я понял, что тему нужно прояснять. Попытки выяснить, в чём дело, и в чём причина ТАКОГО возмущения коллектива, просто напросто провалились. На все мои вопросы продавцы молчали как партизаны, потупив свои взоры. То, что они старались не встречаться со мною взглядом, меня обнадёживало, ведь это означало, что контакт полностью не потерян, и у них есть доверие ко мне. Я решил, что всё дело в некоем контексте, который мне неизвестен, и что я попросту обязан выяснить, в чём дело. Учитывая ещё и тот факт, что появлялась сложность в проведении тренинга. Продавцы были с одной стороны возбуждены и воинственны, а с другой стороны, всё больше моих слов и заданий ими пропускалось, потому что они были увлечены идеей «борьбы за справедливость». Я пытался выяснить, что же «не так» происходит в их магазинах, но они ещё больше замыкались. Атмосфера накалялась, программа тренинга «плыла», и я встал в тупик.

 

Обычно я радуюсь ситуациям, когда я оказываюсь в тупике, это признак того, что я столкнулся с ситуацией, в которой всё, что я умел раньше не работает, и что мне придётся выйти за пределы прежней компетентности. Так обычно человек и развивается – встречаясь с ситуациями, в которых все его знания и навыки не срабатывают, и ему приходится выходить на новые уровни своего развития.

 

 

История с продавцами. Часть третья. «Пророк».

На перерыве ко мне подошёл продавец – простой парень, проявлявший на тренинге самую большую активность, и по отношению ко мне, встречая почти любую мою фразу «в штыки», и уж тем более к руководителям, присутствующим в группе.

 

«Александр Михайлович, - обратился он ко мне, - Вы думаете, почему мы не отвечаем на Ваши вопросы? Почему мы молчим? Потому что здесь Вам никто ничего не скажет. Потому что стоит нам сказать что-нибудь, что не понравится руководству – им стоит только мизинцем шевельнуть, и уже завтра человек будет уволен!»

 

Мне было странно это слышать, ибо пять минут назад я собственными глазами видел искажённые ненавистью к «поработителям и сатрапам» лица продавцов, и их возмущённые вопли.

 

«Лучше бы руководителей на тренинге не было, - продолжал парень, - мы бы тогда раскрылись, и Вы бы всё узнали!»

 

Хорошо, решил я. Так и сделаем.

Забегая вперёд, сообщу, что я прекрасно знал, что будет дальше, но мне было необходимо сделать так, как я сделал. Я знал почти поминутно, что потом будет, и знал, что буду делать я.

 

История с продавцами. Часть четвёртая. «Изгнание из рая».

 

Когда тренинг после перерыва продолжил свою работу, я обратился к руководителям и сообщил им о своём решении попросить их покинуть тренинг на тридцать минут. Руководители, естественно, расстроились.
Во первых, им был интересен тренинг, они уже вошли в него, и им не хотелось терять хоть какую-то его часть.
Во вторых, ситуация выглядела таковой, что их удаляют. То есть, за что-то. Ситуация выглядела таковой, что мгновенно группа разделилась на «белых» - тех, кому я доверяю, и «чёрных», кто лишён доверия как остальной части группы, так и моего доверия. Они становились изгнанниками и отверженными. Учитывая, что творилось до перерыва, они фактически помечались «злонамеренными» и «плохими», в то время, как в зале должны были остаться «обиженные ими», их жертвы, которые сейчас начнут жаловаться мне на «произвол» и бог ещё знает что. Руководители выглядели растерянными и обиженными, они даже попытались выяснить, в чём дело, и даже обращались к продавцам, но те «хранили гордое и обиженное молчание», поэтому руководителям пришлось всё-таки, покинуть зал.

 

История с продавцами. Часть пятая. «Апокалипсис».


Ровно три минуты я терпел шквал жалоб на бесчинства руководства.

Ровно три минуты зал бушевал, собравшись вокруг меня в кружок (у меня было некое чувство дежа-вю, как будто я участвую в съёмках фильма про партийные ячейки до революции, или про собрания ранних христиан в древнем Риме).

Ровно три минуты ребята наслаждались разгулом «правды», которая витала над группой.

 

Через три минуты всё кончилось.

Ребята! – обратился я к ним. Хотите я вам скажу, кто вы?

Группа, польщённая тем, «что я для них сделал», дружно закивала, хотя у самых смышлёных появилась в глазах растерянность. Тридцать человек, кто настороженно, а кто с надеждой внимали.

 

Вы холопы!

Вот что я им сказал. И не давая опомниться, группа пребывала в шоке, я продолжал.

 

 

У вас холопская философия. Философия крепостных крестьян.

 

 

Потом поворачиваюсь к тому парню, который был на передовых рубежах революционного движения (правда, какого-то странного и «изподтишкательного»), и громко, указывая на него пальцем: «А этот – вообще раб!»

 

Парень вздрогнул. Вздрогнула добрая половина группы. Это было грубо. Но это сработало. И то, что это сработало, подтверждало им мои слова.

 

Кто бунтует? Ребята, бунтуют рабы. Бунтуют несвободные в своих выборах и действиях люди.
Кто жалуется? Жалуются крепостные – на «плохого барина» доброму царю.
Кто протестует? Подростки. Люди с подростковым менталитетом и несформированной личностью.
Кто совершал революции? Большая их часть – это люди с рабской философией, которые не могут не бунтовать.

 

Хочу объяснить свой посыл про революционеров. Я убеждён, что люди, участвующие в революциях делятся на три группы:
1. «Бунтари». Люди с рабской философией, с подростковым отношением к свободе, ответственности, собственным выборам и своей роли в своей судьбе. Их большинство.
2. Те, кто «делал своё дело». Это люди из «верхушки» революционного движения, люди, которые относились к революции лишь как к средству, как к инструменту получения власти, ресурсов, или средству проверки/продвижения своих идей. Это «дельцы» и «экспериментаторы». Сюда же отнесём и «мечтателей», хотя я в них не очень-то верю. Банальные мечтатели не обладают организационными талантами.
3. «Примазавшиеся» - это люди, которые просто использовали ситуации, чтобы на волне беспорядков решить свои личные мелкие дела.


Я продолжал, а группа жадно ловила каждое моё слово.

 

Что делает взрослый человек? Он принимает решения. Он делает свой ответственный выбор.
Что делает деловой человек? Кричит о несправедливости? Возмущается? Спорит? (Тут я начал описывать действия, чувства, реакции и выборы участников группы)

Нет. Он СООБЩАЕТ. Он Информирует. Он собирает информацию. Он обсуждает. Он делает предложения. Он исследует. Он исследует варианты и альтернативы. Он принимает решения и делает свои выборы. Он никого не винит за то, что с ним происходит. Он выбирает себе место и людей, с которыми ему стоит иметь дело. И если то место, где он находится, где он работает, и те люди, с которыми он работает, не удовлетворяют его – он делает свой выбор, достойно ли то место и те люди того, чтобы иметь счастье видеть его.

 

Он старается, чтобы люди были счастливы тем, что он рядом. Он заботится об этом. Он выбирает благоприятное для себя окружение и создаёт его.

 

Для него нет места возмущениям и протестам. Он понимает, что возмущаться и протестовать – это в первую очередь – потакать своим личностным, скажем жёстче – психопатическим чертам характера. Но никак не деланию своего дела.

 

Деловой подход – это сбор информации. Проверка. Поиск и создание альтернатив. Выбор. Сообщение о своём выборе. Вовлечение партнёров по взаимодействию в поиск вариантов.

 

Руководитель и подчиненный – это две свободных личности, которые приняли решение соблюдать данный контракт отношений и выполнять каждый свои функции в рамках данных отношений. И если данные отношения не соответствуют интересам или представлениям любого из этих двоих о желаемых для него отношениях, каждый из них волен принять ответственное решение разорвать данные отношения.

 

 

 

Стояла гробовая тишина.

 

Группа медленно приходила в себя.

 

Им было что обмозговать.

 

Ну, что, я зря сказал вам это?

Нет! - замотали головами ребята.

Хотите научиться вести переговоры и быть взрослыми людьми?


Да! - их готовность обучаться просто потрясла меня.

 

История с продавцами. Часть шестая. "Время собирать камни".

Когда руководители вернулись, пришёл их черёд приходить в шок. Группу словно подменили. Ребята работали так, как не работали у меня даже группы, состоящие из руководителей высокого ранга. Они пахали. Они жадно впитывали каждое слово и каждое событие на тренинге.

Тренинг закончился просто великолепно. Тридцать продавцов шли в свои магазины как проводники новой философии - философии свободных и взрослых людей.

 

Десять минут моей пламенной речи. И (возможно) несколько судеб развернётся совершенно иначе.

 


 

 

Продолжение следует.

 


 

Обсуждение статьи на форуме, а также статья Бердяева о рабстве и свободе

 


 

© Александр Вакуров, Иваново, 2008

 



Понравилась статья?

 

Поделитесь ссылкой с друзьями! 


 

 

Опубликовано на www.vakurov.ru
19.05.2008
Последнее обновление ( 19.03.2017 )
Просмотров: 21303
< Пред.   След. >
С этим материалом чаще всего читают:
 

Во всяком практическом деле ошибки не только возможны, но и неминуемы; исследовать причины их - есть единственный залог на то, чтобы они впредь не повторялись.

Драгомиров М.И. "Офицерская памятка".

Просмотров: