Обо мнеОтзывыКонтакты
Система Orphus

Избранные темы
Новинки в моих статьях
Популярное в «Мои статьи»
Новые темы форума
Популярное на форуме
Голосование
Понравился ли Вам сайт?
 
Экология обучения, развития и изменений Версия в формате PDF Версия для печати Отправить на e-mail
Просмотров: 10303
Рейтинг: / 0
ХудшаяЛучшая 

 Александр Вакуров   

Обучаясь, изменяясь и развиваясь человек проходит через ряд стадий и кризисов, и обязательно совершает универсальные ошибки и попадает в ряд типичных ловушек.

В статье указаны критерии экологичности Вашего личностного роста и развития.

 

Примечание:

Материал статьи представлен "в конспективном" стиле, все вопросы можно прояснить для себя на форуме.

 

В нашей культуре существует неявное убеждение о том, что изменения должны происходить с болью и мучениями, типа «все хорошее рождается в муках».

 

На уровне головы большинство людей понимает, что это убеждение ложно, но в каждом своём случае человек забывает об этом, и начинает загонять себя в тупики и ловушки перфекционима, самоедства, требований от себя идеальности .

 

Во время обучения мы что-то пересматриваем, что-то открываем для себя, о чем-то делаем выводы.


Существует достаточно простой критерий экологичности обучения и изменений.


 

Если вывод приводит Вас к депрессии, снижает Вашу самооценку, лишает сил или возможностей, ограничивает Вас, - значит, либо вывод не верен, либо Вы прямо сейчас делаете внутри себя с этим выводом что-то не экологичное!

 

 

 


Будьте аккуратны при обращении со своей внутренней реальностью!


Помните правило ЭКОЛОГИИ: «Любые изменения не должны лишать Вас того, что Вы уже имели или умели!»


 

Внутренняя реальность и насилие несовместимы!

 


 

Как узнать, экологичны ли Вы в обращении со своей внутренней реальностью?

 


 

Если информация, потребляемая Вами при обучении, либо Ваш собственный вывод:

  • Сохраняет, либо поднимает Вашу самооценку,
  • Повышает качество Вашего пребывания в данном месте или в этом мире,
  • Увеличивает Вашу эффективность и безопасность,
  • Увеличивает количество и свободу Ваших выборов,
  • Облегчает принятие решений,
  • Не разрушает систему Ваших ценностей,
  • Улучшает, а не осложняет, не разрушает Ваши отношения,

то скорее всего, Вы экологичны, и данный Ваш вывод о себе или о мире «верен».

 


Ваши выводы и приобретения должны:

  • расширять, а не сужать круг Ваших возможностей в этом мире и в конкретных ситуациях (отношениях);
  • расширять Ваши понимания, обогащать, а не примитивизировать, не упрощать их;
  • освобождать, а не ограничивать Вас в мышлении, поведении или чувствах;
  • указывать на выход, а не ставить в тупик!


Со своей системой ценностей и своей системой представлений (Моделью Мира) необходимо обращаться очень аккуратно и бережно. Со своим ценностями (тем, что для Вас важно и ценно) и со своими убеждениями (тем, во что вы верите и в чем убеждены) нельзя «расправляться» и разрушать их.


Допустима лишь мягкая и осторожная их модификация, коррекция с тщательной и скрупулезной проверкой их оснований на реалистичность и соответствие Вашей личности и Вашей жизни (это что-то из разряда «Моё – не моё»).

 

Доверяйте своим системам опознавания! Совершенствуйте их!

Не доверяйте людям, которые «хотят Вам помочь», но вызывают у Вас во время общения с ними чувство вины, желание закрыться, или ощущение Вашей неправильности!


И особо охраняйте ценные для Вас отношения!


 

Любого, или почти любого, кто начинает идти по пути личностных изменений подстерегает одна интересная ловушка.


Одна из основных проблем человека – это «удаленность» от собственного Я.


Человек не знает своих желаний и потребностей, ценностей, целей и миссии. Он не заботится о себе по-настоящему, не чувствует за собой права отстаивать свои интересы.


И тут наступает долгожданный личностный рост. Человек узнает что-то важное о себе и в себе. Начинает разрешать себе жить так, как он хочет. Разрешать себе то, чего запрещал долгие годы. Учится говорить «ДА» только тогда, когда действительно хочет. Учится говорить «НЕТ» даже самым близким людям.

К стати, одна из «детских болезней личностного роста»: человек с удовольствием учится говорить «ДА» себе и «НЕТ» другим в тех ситуациях, в которых не позволял раньше себе этого.
Но учиться точно так же говорить себе «НЕТ», и другим «ДА», в ситуациях, в которых ему действительно стоит этому научиться, он не хочет даже начать пробовать!
Такое впечатление, что личностный рост – это рождение наглой свиньи, которая открыла, что теперь все «МОЖНО!» И теперь учится говорить себе только «Да», а другим только «Нет»: «Я столько натерпелся от этого мира, теперь пусть он терпит меня, такого продвинутого и свободного». «Ага! Нарушали мои границы?! Вздрогните! Я иду защищать их, и уж от Ваших ничего не останется!»
Утрированно, конечно, но – похоже на многое, из того, что я наблюдал.
Помните, что есть «НЕТ» и нам самим, и есть «ДА» окружающим. Только надо найти, где точки приложения этих «ДА» и «НЕТ».
Гармоничная личность делает свободно все четыре вещи, каждый раз понимая, что, почему и зачем она это делает!
Попутно обозначим еще полезные умения:
Уметь принимать от других «НЕТ».
Уметь замечать, когда другие говорят тебе «ДА».
Уметь замечать, когда галлюцинируешь чужое «НЕТ», в то время, когда тебе говорят «ДА».
Уметь снижать значимость чужого «ДА» для твоего развития и для твоих действий.

 


Это очень важный процесс индивидуации, или сепарации. Но не все умеют проходить его экологично не только для своего окружения, но и для себя лично. И наступает, так называемая «подростковая стадия». Стадия протестных реакций, которые, как правило, не опознаются таковыми, либо, все-таки, признаются протестными, но не опознаются их носителем, как неполезные.


Подростковые реакции «приходят на помощь» тогда, когда человеку не хватает ресурсов. Он уже понимает необходимость неких действий, либо изменений в своих действиях и отношениях. Но он еще не может сделать это легко и конгруэнтно. И тогда он начинает «бунтовать». И летят такие щепки!


Осторожно с подростковыми протестными реакциями! Они способны разрушать Ваши значимые отношения! И заставлять Вас принимать непоправимые решения!


А зачем такие отношения, в которых я не могу быть самим собой? - скажете вы. Может быть и так. Вы ведь знаете, не все идеальны. Вернее, все не идеальны. И Ваши близкие тоже чего-то не могут. И могут не опознать Ваши подростковые реакции за «детскую болезнь личностного роста», и решить, что вы «совсем испортились». Или они могут решить, что Вы не принимаете их такими, какие они есть. Так можно потерять или обесценить для себя близкого человека.


Не путайте свое поведение и реакции с собственной Личностью. Ваши реакции и поведение – это еще не Вы! Их можно менять, не ломая собственного Я, а наоборот, укрепляя его и приближаясь к нему!


Слово «Нет!» можно сказать миллионом способов: и обидев человека, и оттолкнув его, и напугав его, и оскорбив его, и поддержав его, и утешив его, и успокоив его, и наполнив его уважением и пониманием, и осветив его любовью!


Я наблюдал даже, как в порыве «подросткового шовинизма продвинутых», люди неэкологично для себя, своей жизни и своих близких, принимали такие жизненно важные решения, как: жить или не жить с данным человеком, кем быть, или какими быть.

Решения не должны приниматься из протеста!
И ещё:

Протест не может быть основой здоровых отношений!
Постарайтесь узнавать у себя протестные реакции. Обозначьте их для себя, как неполезные в контексте всей Вашей жизни. И поскорей взрослейте!

© Александр Вакуров, Иваново, 2006


Статья переопубликована на сайтах:

www.sunhome.ru Эзотерический мегапортал "Дом солнца"

www.regont.ru Ежндневная информация для всей семьи

www.metest.ru Психология онлайн тесты

www.seminarix.ru Семинарикс

medicus.frosya.ru

tags.kiev.ua


 

 

 

Опубликовано на www.vakurov.ru
29.07.2008
Последнее обновление ( 18.01.2009 )
Просмотров: 10302
< Пред.   След. >
 

"Чувства людей гораздо интереснее их мыслей"

Оскар Уайльд

Просмотров: