Обо мнеОтзывыКонтакты
Главная
Форумы
Мои статьи
Зарисовки с натуры
Мои тренинги
Отзывы с моих тренингов
Мои стихи
Статьи других авторов
Семейная психология и психотерапия
Трансперсональное
О психотерапевтах
Учись думать сам!
Саморазвитие
Психотерапия
Психология
Пригодится!
Философия
Бизнес
Тренинги
Продажи
Переговоры
Маркетинг и реклама
НЛП и Эриксоновский гипноз
Стихи других авторов
Словари
Карта Сайта
Контакты
Мои статьи неоконченное
Ссылки
Ссылки 2
Поиск
Стихи других авторов
Система Orphus

Избранные темы
Новинки в моих статьях
Популярное в «Мои статьи»
Новые темы форума
Популярное на форуме
Голосование
Понравился ли Вам сайт?
 
5 психологических экспериментов, говорящих о том, что человечество обречено Версия в формате PDF Версия для печати Отправить на e-mail
Просмотров: 9189
Рейтинг: / 0
ХудшаяЛучшая 

 Wебосипед.ру   
Рекомендую ознакомиться.

 

5. Эксперимент Эша (1953)

 

5-1.jpg

 

Соломон Эш провел серию экспериментов, описывающих силу конформизма, с целью вогнать в депрессию любого, кто прочитает результаты.

Испытуемым сообщили, что им предстоит пройти несколько простых проверок зрения, совместно с группой людей. Затем участникам показывали картинки и каждому задавали простые вопросы с очевидными ответами. Уловка была в том, что все участники кроме одного испытуемого были подставными. Их задачей было по сигналу одновременно дать один и тот же неправильный ответ на вопрос. Эксперимент должен был показать, пойдет ли одиночка против толпы, даже если толпа совершенно точно неправа.

Вопросы были из разряда «Длина какой из линий справа равна длине линии слева».

 

5-2.jpg

 

Как видите, чтобы дать правильный ответ особых интеллектуальных способностей не требовалось. Однако целых 32 процента испытуемых давали неправильный ответ, если все остальные в комнате выбирали один неверный.

А теперь представьте себе во что превратятся эти 32 процента, если ответ вопрос будет не столь очевиден? Большинство людей начинает смеяться над несмешной шуткой, если вокруг все смеются. Или начинают сомневаться в своей точке зрения, если все вокруг думают иначе. «Отлично, я стану бунтарем и нон-конформистом» - скажете вы. И каким будет следующий шаг? Выяснить как ведут себя другие нон-конформисты и вести себя точно так же.

 

 

4. Эксперимент «Добрый самаритянин» (1973).

 

4-1.jpg

 

Если кто-то не знает, библейская история о добром самаритянине рассказывает о том, как прохожий самаритянин остановился помочь раненому человеку, тогда как остальные просто шли мимо. Психологи Джон Дарли и Си Дэниел Батсон решили проверить, оказывает ли религия какое-то влияние на потребность помочь ближнему в нужде.

Участниками эксперимента стали несколько учащихся семинарии. Группу разделили на две части, одну из них попросили сделать доклад о добром самаритянине, а вторую - доклад о возможностях трудоустройства в семинарии. Доклад нужно было сделать в другом здании, чтобы добраться туда учащимся пришлось пройти через аллею. На обочине лежал мужчина, явно нуждающийся в помощи. Чтобы добавить эксперименту остроты, разным участникам было дано разное время на выполнение задания, так что одни торопились, проходя через аллею, а другие -нет.

В результате студенты, готовившие доклад о добром самаритянине останавливались, чтобы помочь не чаще, чем те, кто готовил доклад о работе. Единственный фактор, который оказывал влияние  - это время. Те, кто торопился меньше, останавливались чаще. Только 10 процентов тех, кто испытывал недостаток времени, пытались оказать помощь пострадавшему, даже если они должны были сделать доклад о том, как важно помогать.

И если вы думаете, что эксперимент имеет отношение только к небольшой группе лицемерных семинаристов, то вспомните случай, когда более десятка машин аккуратно объехало пострадавшую женщину, лежащую на дороге, вместо того, чтобы остановиться и помочь.

 

4-2.jpg

 

3. Бездействующий очевидец (1968)

 

3-1.jpg

 

В 1964 году после убийства женщины газеты написали, что 38 человек были очевидцами преступления, но ничего не сделали, чтобы ее защитить. Джон Дарли и Биб Латейн решили выяснить, повлияло ли то, что очевидцев было много, на то, что никто не двинулся с места.

Два психолога предложили группе людей поучаствовать в обсуждении. Но поскольку обсуждение должно затрагивать глубоко личные вопросы, каждый из них будет сидеть в отдельной комнате, снабженной переговорным устройством. Во время обсуждения один из участников должен был сымитировать сердечный приступ, издавая соответствующие звуки.

 

3-2.jpg

 

Части испытуемых сказали, что в беседе участвует только два человека. Другой части - что людей много. 85 процентов из первой группы оказались настолько смелыми, что пошли искать помощь после того, как услышали страшные звуки от собеседника. 15 процентов посчитали, что кто-то другой должен этим заняться. Во второй группе за помощью пошли только 31 процент.

Очевидно, что когда вы один на один с проблемой, вы чувствуете стопроцентную ответственность за то, что произойдет. Однако, если вы с девятью другими людьми, вы чувствуете 10 процентов ответственности. Проблема в том, что и остальные девять ответственны на те же 10 процентов.

Это проливает свет на предыдущий пример. Может быть каждый из проехавших мимо водителей остановился бы, если бы дело бело не на оживленном шоссе, а на пустынной проселочной дороге. Или наоборот, они скорее всего бросили бы ее, если бы знали, что никто не видит. Или вопрос только в том, насколько правдоподобное объяснение мы для себя найдем, чтобы ничего не делать. «Кто-нибудь другой обязательно остановится и поможет», «Кто-нибудь другой остановит глобальное потепление», «Эта акула когда-нибудь наестся и перестанет есть того беднягу».

 

2. Стэнфордский тюремный эксперимент (1971)

 

2-1.jpg

 

Психолог Флилип Зимбардо решил выяснить, каким образом неволя влияет на заключенных и охранников в тюрьмах. Сказано-сделано, в подвале корпусе отделения психологии была сооружена поддельная тюрьма. Волонтеров набирали через объявление в газете и допускали только после полной проверки состояния здоровья. Все они были студентами колледжа мужского пола. Их поделили на две группы по 12 человек - «заключенные» и «надзиратели». Зимбардо решил, что тоже хочет принять участие, и назначил себя начальником тюрьмы. Эксперимент должен был продлиться две недели.

Потребовался всего один день, чтобы все участники эксперимента начали вести себя как полоумные. На второй день заключенные подняли бунт и забаррикадировались в камерах, обзывая надзирателей. Надзиратели в долгу не остались и применили против заключенных пожарные брандспойты.

Дальше-хуже. Надзиратели стали заставлять заключенных спать голыми на бетонном полу, ограничивали пользование ванной, заставляли делать унизительные вещи и чистить туалеты голыми руками.

 

2-2.jpg

 

Невероятно, но когда заключенным сказали, что у них есть возможность досрочного освобождения, а затем в освобождении отказали - никто из них не отказался от участия в эксперименте. Тот факт, что никто из них не обязан проходить через все это остался для них незамеченным, пока они сидели на полу в собственных экскрементах с мешками на голове.

Всего через шесть дней Зимбардо пришлось прекратить эксперимент.

Так что в следующий раз, когда кто-то будет жаловаться на милицейский беспредел помните, что вы на месте милиционеров вели бы себя, скорее всего, точно так же. Только страх наказания сдерживает нас от насилия над себе подобными. Дайте человеку неограниченную власть вкупе с отсутствием контроля со стороны «начальства» и насилие польется широкой рекой.

 

1. Эксперимент Милграма (1961)

 

1-1.jpg

 

Психолог Стэнли Милграм из Университета Йеля решил исследовать желание человека подчиняться приказам «авторитета». Для этого он решил провести эксперимент, в котором испытуемому отводилась роль «учителя», который должен был провести «проверку памяти» человека, находящегося в другой комнате за стеклом. Каждый раз, когда «ученик» давал неправильный ответ, «учитель» должен был нажать на кнопку, и «ученик» получал удар током. В комнате с «учителем» также находился человек в лабораторном халате, который должен следить за тем, что «учитель» нажимает кнопку. Первый удар имел напряжение 45 вольт, и с каждым неправильным ответом становился все сильнее. Естественно, по-настоящему током никого не били, «ученик» был актером, и симулировал крики боли. Однако, «учитель» об этом само собой не знал.

Многие из «учителей» начинали чувствовать себя неудобно после нескольких разрядов, и спрашивали у человека в лабораторном халате, не стоит ли прекратить эксперимент. Однако он требовал продолжить. Большинство продолжали нажимать кнопку, увеличивая и увеличивая разряд. Через некоторое время «ученик» начинал барабанить в стекло, умоляя прекратить и жалуясь на сердце. Еще через какое-то время он падал и не подавал больше признаков жизни. Как вы думаете, сколько человек продолжили наживать кнопку после этого? Пять, десять процентов?

66 процентов испытуемых продолжили бить «ученика» током после того, как он уже упал без сознания или вовсе умер, добираясь до максимального значения в 450 вольт. Повторный эксперимент показал аналогичные результаты - большинство продолжает убивать человека, пока авторитет в лабораторном халате говорит, что все в порядке. Большинство не выказывало никаких подозрений до того, как напряжение достигло 300 вольт. Никто из них не попросил остановить эксперимент до достижения этого значения, несмотря на то, что смертельным может оказаться и напряжение в 100 вольт.

Вы конечно можете думать, что вы - сильная свободно мыслящая личность, но скорее всего вы не скажете ни слова против воли Большого Человека, так как побоитесь, что он в два счета сломает вашу. А ведь в эксперименте был человек в белом халате, представьте если он будет в униформе или со значком.

Чарльз Шеридан и Ричард Кинг немного развили эксперимент. Только вместо человека предполагалось мучить щенка и ток был настоящий.

 

1-2.jpg

 

80 процентов испытуемых дошли до максимального порога напряжения. Когда в следующий раз выйдете на улицу - задумайтесь. Восемь из десяти людей вокруг вас убьют током маленького щенка, если им скажет сделать это человек в белом халате.

Источник: cracked.com

 


Взято с: Wебосипед.ру

 

Добавление из ЖЖ:

 

Когда Стенли Милграм (Stanley Milgram) опубликовал результаты своего эксперимента по изучению повиновения в 1963 г., научное сообщество было потрясено. Ученые с трудом верили, что людьми можно было так легко манипулировать, и они пытались найти ошибки, которые мог допустить Милграм. Чарльз Шеридан и Ричард Кинг высказали предположение, что, возможно, испытуемые просто играли по правилам эксперимента, потому что понимали, что крики жертвы не были настоящими. Чтобы проверить свое предположение, они решили повторить эксперимент, но внесли в него одно существенное изменение. Вместо актера они решили использовать настоящую жертву, которая получала бы настоящие электрические разряды. Очевидно, что использовать для этой цели человека было нельзя, поэтому они выбрали самое адекватную замену — милого пушистого щенка.

Шеридан и Кинг сказали испытуемым — студентам-добровольцам с последнего курса отделения психологии, что щенка учат различать мерцающий и непрерывный свет. Он должен был отходить либо вправо, либо влево, в зависимости от света. Если животное вставало не в том месте, то испытуемые должны были нажимать на кнопку, посылающую электрический разряд. Как и в эксперименте Милграма, с каждым неправильным ответом напряжение тока увеличивалось на 15 вольт. Но в отличие от того же эксперимента, щенка действительно било током.

По мере увеличения напряжения щенок сначала лаял, затем прыгал, и, наконец, начинал выть от боли. Добровольцы приходили в ужас. Они переминались с ноги на ногу, учащено дышали, и пытались жестами показать щенку куда нужно вставать. Многие открыто плакали. Тем не менее, большинство — двадцать из двадцати шести — продолжали жать на кнопку, пока напряжение не увеличивалось до максимума.

Любопытно также то, что шесть студентов отказались от участия в эксперименте, и все они были мужчинами. Все тринадцать женщин, принимавших участие, подчинялись условиям эксперимента до самого конца.


Опубликовано на www.vakurov.ru
12.09.2008
Просмотров: 9188
< Пред.   След. >
 
Mendacem memorem esse oportet  [ мэндацэм мэморэм эссе опортет ]  У лжеца должна быть хорошая память.
Просмотров: