Обо мнеОтзывыКонтакты
Главная
Форумы
Мои статьи
Зарисовки с натуры
Мои тренинги
Отзывы с моих тренингов
Мои стихи
Статьи других авторов
Семейная психология и психотерапия
Трансперсональное
О психотерапевтах
Учись думать сам!
Саморазвитие
Психотерапия
Психология
Пригодится!
Философия
Бизнес
Тренинги
Продажи
Переговоры
Маркетинг и реклама
НЛП и Эриксоновский гипноз
Стихи других авторов
Словари
Карта Сайта
Контакты
Мои статьи неоконченное
Ссылки
Ссылки 2
Поиск
Стихи других авторов
Система Orphus

Избранные темы
Новинки в моих статьях
Популярное в «Мои статьи»
Новые темы форума
Популярное на форуме
Голосование
Понравился ли Вам сайт?
 
Групповая интегративная арт-терапия детей и подростков. Часть 1. Версия в формате PDF Версия для печати Отправить на e-mail
Просмотров: 16250
Рейтинг: / 0
ХудшаяЛучшая 

 А.П.Голдина А.В.Худяков О.Ю.Смирнова С.В.Васильев   

Программа психокоррекции, развития и социальной адаптации детей и подростков из социально неблагополучных слоёв населения. Методическое пособие для психологов, психотерапевтов, социальных работников, волонтёров. Групповая интегративная арт-терапия детей и подростков.

В пособии описывается методика интегративной арт - терапии, проводимой в открытой группе, включаю-щей в себя элементы ролевой игры и гештальт терапии. Методика апробирована на подростках из социально небла-гополучных семей в условиях реабилитационного центра и может быть использована для психологической коррек-ции девиантного поведения. Подробное описание приемов делает пособие полезным не только для психотерапевтов, психологов и социальных работников, но и для специально подготовленных волонтеров.



 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Данное методическое пособие разработано в рамках программы "Психокоррекции, развития и социальной адаптации детей и подростков из социально неблагополучных слоев населения".


Метод групповой интегративной арт-терапии апробирован в условиях Центра социальной поддержки без-надзорных детей и подростков, в рамках Проекта социальной реабилитации безнадзорных детей. Проект поддержи-вает Администрация Ивановской области, Управление социальной защиты г. Иваново, организация " Круг друзей Иваново в Ганновере". Целью проекта является оказание социальной поддержки безнадзорным детям, стабилизация их жизненных условий. Целью программы является психологическая реабилитация детей и подростков из социально неблагополучных слоев населения.


Указанное пособие рассчитано на специалистов-психологов, психотерапевтов, социальных работников и волонтеров получивших соответствующую подготовку.


При проведении интегративной групповой арттерапии решались следующие задачи:


• развитие и отработка ценных социальных навыков:


- межличностного общения в социальных коллективах, семье;
- уверенного поведения;
- более адаптивных форм поведения в конфликтных ситуациях;
- принятия решений;


• разрядка психомоторного напряжения и отреагирование чувств;
• коррекция переживаний;
• осваивание новых ролей и проявление латентных качеств личности;
• выработка мотиваций к активной, продуктивной деятельности (учебной и т.д.);
• обучение навыкам саморегуляции;
• повышение самооценки, укрепление личной иден¬тичности;
• оказание взаимной поддержки членами груп¬пы и решение общих проблем;
• профилактика аддиктивного поведения
• привлечение семьи к изменению ребенка и коррекция детско – родительских отношений.

 

 

Для работы формировались группы детей и подростков близкого возраста по 10-12 человек. Использова-лись варианты работы в виде открытой студийной группы и тематически-ориентированной группы.

 


Студийная открытая группа.


Слово «открытая» в назва¬нии этой группы означает, что она не имеет постоянного со¬става. На любом эта-пе к группе могут присоединяться новые участники. "Студийной" эта группа называется потому, что условия ее ра-боты чем- то напоминают художественную студию.


Перед началом работы ведущий (арт-терапевт) объясняет общие цели и характер предполагаемой деятель-ности, а также правила по¬ведения в студии. Так, например, он может сказать, что посе¬щение студии не означает соз-дания "высокохудожественных" произведений и что каждый участник может, используя лю¬бые материалы по сво-ему выбору, нарисовать или создать из них все, что захочет. Участников просят не мешать друг другу разговорами и комментариями в ходе работы. В то же время они могут общаться друг с другом в специально отведенном месте ( это могут быть несколько кресел или стол в стороне от рабочих столов).


После этого участников приглашают к работе, хотя дале¬ко не все сразу включаются в нее. В этом случае ведущий может выяснить причину бездеятельности того или иного участника и помочь ему сделать первые шаги, демонстрируя разные материалы и их возможности. В то же время не сле¬дует слишком настойчиво побуждать уча-стников к изобра¬зительной деятельности. Студийная группа предполагает использование не директивного подхода, предоставляющего максимум свободы каждому участнику и уважение его инди¬видуальных особенностей. Следует учитывать, что для неко¬торых участников может представлять интерес даже простое пребывание в атмосфере арт- студии и молчаливое «соучастие» в работе других.


Каждый работает в своем темпе. Одни участники могут за одну сессию создать несколько работ, исполь-зуя разные мате¬риалы. Другие посвящают выполнению одной работы порой несколько сессий. Несмотря на то, что вербальный контакт ме¬жду участниками группы в процессе их работы минимален, и группа является открытой, в каждой группе через некоторое время формируется своя собственная «культура» — ее непо¬вторимая атмосфера, связанная с динамикой работы, невер¬бальной экспрессией участников, их воздействием друг на дру¬га через свои художественные работы, а также их общением в перерывах, звучанием музыки, нередко используемой в ка¬честве «фона» для работы, и другими факторами.


Студийная группа предполагает некоторую обратную связь, главным образом, за счет возможного экспо-нирования работ в помещении студии и их краткого обсуждения, индиви¬дуального контакта между отдельными участниками и между ними и ведущим.
Открытые студийные группы проводятся от одного до не¬скольких раз в неделю. Продолжительность сес-сий варьирует в среднем от 1,5 до 2,5 часов. Продолжительность работы в открытой студийной группе определяется разными факторами: интересом участников, сро¬ком пребывания в центре и т. д.

 

 

Тематически-ориентированная группа.


Тематически-ори¬ентированная группа, как правило, предполагает большую степень структурированности по сравнению со студийной группой. Это достигается за счет использования тех или иных тем, затрагивающих об¬щие интересы или проблемы участников группы. В большин¬стве случаев тематически-ориентированные группы являются полуоткрытыми. Некоторые участники могут покидать груп¬пу на определенном этапе. К ней в любой мо-мент могут также присоединяться новые участники. Тематически-ориентированную группу отличает то, что она придает значение как социальным факторам, влияющим на работу ее участников, так и действию внутренних исце-ляю¬щих факторов, связанных с неосознаваемыми психическими процессами и креативностью (творчеством).


Как правило, темати¬чески-ориентированные группы работают непродолжительное время, ориентируясь на аспекты опыта ее участ¬ников и решение конкретных задач. Нередко они организуются даже как группы однократ-ных встреч, на которых прорабатываются те или иные проблемы участников. Иногда они представляют собой "группы выходного дня", работающие в течение одного или двух дней по многу часов.
В большинстве случаев, темати¬чески-ориентированные группы имеют определенную перио¬дичность сес-сий - от одной в две недели до нескольких раз в не¬делю и продолжительность - в среднем 1,5-2,5 часа.

 

 

ПОКАЗАНИЯ К ПРИМЕНЕНИЮ МЕТОДА.


Показанием к групповой арт- терапевтической работе являются все виды девиантного поведения.

 

 

ПРОТИВОПОКАЗАНИЯ.


К числу противопоказаний относятся психические расстройства психотического уровня, слабоумие, по-вышенная агрессивность и другие состояния требующие активного психиатрического (медикаментозного) вмеша-тельства.

 


МАТЕРИАЛЬНО- ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ.


Помещение:


Чем больше помещение соответствует кабинету для арт –терапевтической работы, тем лучше, т.е. светлое, просторное, мебель свободно передвигается, на стенах стенды для рисунков. Участник при желании может не уби-рать свой рисунок в папку, а повесить на стенд. При желании участников проводятся выставки их рисунков.


Материалы:


На занятиях требуется стандартный набор материалов – бумага для рисования, цветная бумага, тетради (которые на время перерыва между занятиями хранятся у ведущего), набор фломастеров, гуашевые краски (обяза-тельно белая гуашь), кисти, ножницы, клей, скотч, магнитофон и аудиокассеты. Если на занятии потребуются до-полнительные материалы, то мы будем давать это в начале описания занятия.


Музыкальное сопровождение:


На протяжении всех занятий, начиная с приветствия, звучит мелодичная музыка. Подбор музыкального сопровождения ведущий осуществляет произвольно, ориентируясь на тему занятий, настроение и состав группы (нельзя брать музыку, где звучит русский текст – он будет отвлекать, лучше использовать оркестровые произведения или западных авторов).


ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ИСПОЛЬЗУЕМЫХ МЕТОДОВ.


В работе использовались преимущественно невербальные методы, так как невербальная и изобразительная экспрессия для детей и подростков более естественна.


АРТ – терапия.


Рисунок - это средство связи между людьми. Исследователи, занимающиеся изотерапией, соглашаются в том, что способности к рисованию или специальная подготовка не нужны для использования художественного твор-чества в качестве терапевтического средства. Для АРТ - терапии важен сам процесс и те особенности, которые ко-нечный продукт творчества помогает обнаружить в психической жизни.


Цель арт-терапии - проработка переживаний человека, которые препятствуют его нормальному самочув-ствию и его общению с окружающими. В первую очередь - это переживания, возникающие в результате беспокойст-ва, страха, обиды, неуверенности в себе, скованности, нерешительности в общении, неумения постоять за себя, не-способности контролировать свои чувства. Игровое пространство, изобразительный материал и образ являются для участников средством психической проекции. Проекция разрушительных и саморазрушительных тенденций и чувств на изобразительный материал и образ позволяет " дистанцироваться" от них и достичь определенной степени контроля над ними. Кроме того, эти тенденции и чувства могут стать предметом анализа и осознания.


Занятия АРТ - терапией предоставляют возможность для выражения агрессивных чувств в социально приемлемой манере. Сам процесс рисования помогает снять напряжение (графическое отреагирование), что особен-но важно для тех, кто не может выразить свои конфликты и осознать их из-за бедности своего аффективного словаря.


Рисование, живопись являются безопасными способами разрядки напряжения. Графическое изображение страха приводит к снижению напряжения от ожидания его реализации.


Арт-терапия позволяет находить и использовать внутренние резервы, для того, чтобы справляться с возни-кающими страхами, а затем анализировать их и вырабатывать иные, более конструктивные способы поведения.


Игровая терапия.


Игра – это модель нашего поведения в жизни. В реальности, создаваемой на занятии, можно в комфорт-ных и безопасных условиях диагностировать отклоняющееся и неадаптивное поведение, выработать и тренировать желаемые и адекватные навыки поведения.


Игро-терапия способствует самораскрытию личности, проявлению спонтанности, инициативы, искренно-сти, «поиску своего отношения к обычному». Кроме того, игра – это общий контекст, позволяющий создать психо-терапевтическую среду и включить детей и подростков в различные мероприятия, имеющие психотерапевтическое значение.


Основной задачей применявшегося метода было повышение социальной адаптации участников, улучше-ние их коммуникативных навыков, снижение тревоги и агрессии за счет проработки и отреагирования личностных переживаний, формирование навыков сотрудничества, критического отношения к девиантной направленности сво-его поведения и развитие социально-приемлемых ценностных ориентаций.

 

 

АЛГОРИТМ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ.


1. Приветствие. Обсуждение дом. задания.
2. Разминка.
3. Различное сочетание групповых и арт-терапевтических упражнений, работа с психологической тетра-дью.
4. Рисунок и его обсуждение
5. Прощание.

 

 

КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ЭЛЕМЕНТОВ И АТРИБУТОВ ЗАНЯТИЯ.

 

Вводная беседа


В ней ведущий сообщает о правилах поведения в группе, её целях, требованиях к участникам. Вводную беседу проводят на первом занятии. Наиболее часто встречающиеся правила работы в группе:


- не опаздывать;
- быть искренним;
- не выносить обсуждаемое в группе за ее пределы;
- выполнять задания ведущего, если участник отказывается от упражнения должен обосновать почему;
- правило "стоп": если кто-то не хочет обсуждать касающуюся лично его проблему;
- брать ответственность на себя за всё происходящее с тобой в группе; невынесение обсуждаемых про-блем за пределы группы;
- каждому участнику говорить от себя, от своего имени;
- не критиковать и признавать право каждого на высказывание своего мнения;
- общение со всеми участниками и ведущим на "ты".
- иметь право получать поддержку, помощь со стороны группы;
- иметь право высказывать свое мнение по любому вопросу;
- стремиться слушать говорящего, стараясь не перебивать;
- сообщать о своих трудностях, мешающих участию в работе группы "от" и "до" (необходимость про-пустить занятие, уйти или прийти раньше назначенного часа), причем каждый участник имеет право делать это за-ранее. В этом случае вопрос о дальнейшем его участии может решать группа и ведущий;
- не говорить о присутствующих в третьем лице;


Кроме правил на группе обсуждается согласие участников выполнять их или нет, их чувства и пережива-ния по этому поводу. В конспективном виде правила можно вывесить на ватмане и записать в психологическую тет-радь. При хорошей работе в группе, контакте с ребятами, их заинтересованности, правила распространяют они сами, объясняют их новичкам, контролируют их выполнение.


Ведущий на первой встрече должен предупредить, что помимо познавательной цели на занятиях присут-ствует и психотерапевтический эффект. Поэтому в процессе работы возможно ухудшение эмоционального состоя-ния участников. Это естественно и нормально: любая болезнь лечится через обострение, подобные процессы проис-ходят и с нашими застарелыми проблемами и негативными состояниями. Необязательно, что подобное произойдёт с каждым, но если это есть, перед вами выбор: прекратить посещение группы и оставить всё как есть или преодолеть эту трудность и помочь себе найти источник радости, воли и совершенства, который есть в каждом из нас.


Знакомство


Представляет собой центральную процедуру первого занятия любого тренинга. Знакомство проводится даже в том случае, если тренинг идет в уже знакомом коллективе.


Материалы: таблички с булавками или нитками, фломастеры.


Существуют различные варианты проведения этой процедуры:


1. Каждому участнику по очереди предлагается сообщить группе свое имя, либо то имя, которым он хочет называться здесь; либо то имя, которым он назывался в детстве; либо имя, которое ему больше всего нравится; - все по кругу называют свои имена. Каждый прежде чем назвать свое имя, называет все имена предыдущих участников;


2. Более сложный вариант, при котором каждый участник называет свое имя, одну свою положительную и одну свою отрицательную черту (либо просто пару слов о себе), но перед тем как рассказать о себе, повторяет все, что сказал о себе его сосед.

После этого участники берут таблички и пишут на них своё имя. Если вы решили взять другое имя, то представляясь, скажите и настоящее, и расскажите, почему вы решили его сменить. Через одно, два занятия мы запомним, как зовут друг друга и таблички не понадобятся. Эти варианты знакомств позволяют обратить внимание на то, как мы слушаем друг друга, а также на разрыв наших представлений о человеке и его о самом себе.

 

 

Приветствие


Цель – настроить группу на работу и взаимодействие.


Каждое занятие начинается с ритуалов:


- участники группы прикрепляют к одежде таблички со своими именами, встают в круг, берутся за руки и закрывают глаза. Инструкции ведущего: "Почувствуйте себя, свое тело, свое состояние, настроения, чувства, эмо-ции. Придите в эту комнату полностью и постарайтесь почувствовать своего соседа справа. Его состояние, на-строение, чувства и эмоции. Почувствуйте, что у Вас общего с этим человеком и чем Вы от него отличаетесь. А теперь поздоровайтесь с этим человеком, Вашим соседом. Для этого у Вас есть рука. Передайте ему свой привет, свое настроение, свое отношение к нему. А теперь перенесите свое внимание на соседа слева и постарайтесь по-чувствовать его состояние, его настроение, его желания. Почувствуйте, что у Вас общего с этим человеком и чем Вы от него отличаетесь. И передайте ему свой привет, поприветствуйте его, передайте ему свое настроение, эмоции, отношение. А теперь вернитесь к себе и передайте привет себе, поприветствуйте себя, скажите себе «Здравствуй» и увидьте Цвет своего настроения ".
- ведущий спрашивает каждого, какого цвета у него настроение в начале и конце занятия. Участники за-поминают, а потом заносят цвет настроения в тетрадь.
- находящиеся в группе должны поздороваться друг с другом без слов: глазами, руками, одним пальцем, локтем, плечом, лбом, носом, ушами ...

 

Разминка


Каждое занятие хорошо начинать с небольшой игры-разминки. В данном руководстве в описании кон-кретных занятий приведены некоторые из них. По своему усмотрению вы можете их заменить или дополнить.

 

Рисунок


Является одним из центральных моментов занятия. Перед началом рисунка ведущий дает тему для него, предлагает сконцентрироваться на ней и записать свои представления в тетрадь. Время 3 минуты. Затем участники делятся своими представлениями .После этого ведущий предлагает выполнить рисунок.


После завершения каждого рисунка он демонстриру¬ется в кругу, рисунок может быть прокомментирован его хозяином. Участники круга могут задавать вопросы и просить пояснить определённые моменты. Работы, темой которых являются негативные переживания, с помощью ведущего должны быть пере¬формированы в позитив, или, если пожелает хозяин, уничтожены (самим рисовав¬шим). Переформирование должно быть произведено сразу на занятии (например, если возникло желание что-то дорисовать, переделать и т.д.).


Если в ходе занятия рассматриваются два качества – доверие и недоверие, уверенность и неуверенность – они могут быть нарисованы на двух половинах одного листа и следующим этапом будет поиск и рисование мости-ков от одного качества к другому. После этого хорошо обсудить способы перехода в группе и записать в тетради.


В конце занятия участники на обороте рисунка отмечают свою фамилию, название рисунка и складывают в папки (тему проставляет ведущий во время анализа проведенного занятия). По желанию участники могут разрисо-вать и папку, где будут храниться их работы.
Набор тем занятий и рисунков для работы может модифицироваться ведущим по его усмотрению, в зави-симости от состава группы, её настроения, и от того, на что ведущий считает необходимым обратить внимание.

 

ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ТЕМ ДЛЯ РИСУНКОВ

.


1. Познание себя и окружающего мира
1.1 Что есть Я
1.2 Мое имя
1.3 Мир вокруг меня
1.4 Моя учеба
1.5 Моя семья
1.6 Я хороший
1.7 Автопортрет
1.8 Что мне снится страшное
1.9 Что было со мной самое плохое
1.10 Я сейчас, я в будущем


2. ЭМОЦИИ.
2.1 Радость и печаль
2.2 Добро и зло
2.3 Дружба и одиночество
2.4 Сила и слабость
2.5 Спокойствие и беспокойство
2.6 Смелость и трусость
2.7 Тишина и крик
2.8 Счастье и несчастье
2.9 Веселье и грусть
2.10 Прошлое, настоящее и будущее


3. ОБЩЕНИЕ.
3.1 Пробуждение и развитие желаемых качеств
3.2 Друзья
3.3 Родители
3.4 Одиночество и внимание


4. ВООБРАЖЕНИЕ.
4.1 Несуществующее животное
4.2 Нарисуй музыку
4.3 Движение и покой и т.д.

 

 

Не обязательно проработать каждую из предложенных тем на занятии, не нужно торопиться. Если вы ви-дите, что люди работают с удовольствием, какие-то темы можно дать в виде домашнего задания.

 

 

Индивидуальные папки


Работы, как правило, хранятся в индивидуальных папках. Тем самым защищается право каждого участни-ка на свой внут¬ренний мир и формируется (при участии и других факторов) безопасное психотерапевтическое про-странство.


Черный ящик


Рисунки, которые не нравятся их авторам, как правило подвергаются переформулированию, изменению (и здесь обязательно на каждом занятии должна быть белая гуашь). Если участник не хочет или не может изменить рисунок и хранить его у себя в папке, он может быть уничтожен или храниться в черном ящике. Зачастую к рисункам ребята возвращаются и могут их менять. Ведущему надо быть очень внимательным и тактичным, когда решается вопрос судьбы рисунка. Есть ситуации, когда его нужно сохранить для дальнейшей работы.
На этапе зрелой и устойчивой группы можно устроить занятие посвященное черному ящику, когда доста-ются и рассматриваются старые работы.


Упражнения


На каждом занятии проводятся групповые упражнения, подробнее описание которых приводится ниже. Результаты должны коротко разбираться ведущим, выделяя основные характерные моменты в поведении каждого из участников (любая игра - это модель нашего поведения в реальной жизни).


Каждое занятие имеет свою тему и чтобы обеспечить преемственность встреч, мы предлагаем ряд упраж-нений, которые выполняются на каждом занятии. Эти упражнения имеют множество вариантов и ведущий по сво-ему усмотрению может выбирать наиболее соответствующий вариант теме занятия.


Упр. Цвет моего настроения в начале и конце занятия и Ответы на вопросы (см. психологическую тетрадь).


Как прошел мой вчерашний день (как прошел сегодня день) выполняется в парах, как правило молча. Автор различными способами показывает как прошел его предыдущий день, а его партнер переводит рассказ в тет-радь автора, потом они меняются и обсуждают правильно ли сделан перевод, трудно ли было показывать, почему и многое другое. Способы показа бывают разными: телесно - показать всем телом, только ногами, руками от локтей до кончиков пальцев, кистями рук, одним пальцем, спиной, лицом, телом партнера (используя как динамическую скульптуру);письменно – любыми на выбор буквами алфавита, одной буквой, линией, точкой.


. Радость узнавания ( участники узнают друг друга по рукам, волосам, носам, ушам, лицами, голосам, спинам и т.д.).


Дневник линий (линии с характером, жизнь линий, разговор линий, семья линий). Линии бывают разны-ми и Вы ими можете исследовать разные черты характера – внимательная линия, линия дружбы, линия чувства, ли-ния семьи, агрессивная линия и многие другие на Ваше усмотрение и желание группы.

 

Прощание


Каждое занятие заканчивается ритуалом:


- участники группы становятся в круг взявшись за руки, по команде ведущего они закрывают глаза и ощущают свое состояние (инструкции ведущего могут быть следующими: "Почувствуйте себя, своё тело, обрати-те внимание, есть ли в нём участки напряжения; что вы ощущаете эмоционально - комфортно вам или нет, нра-вится ли находится в этом круге, почувствуйте себя его частью, меняется ли при этом ваше состояние, т.д.").


После занятия участники убирают помещение, где они работали – это тоже является входит в ритуал окончания занятия.


Группа сама (с помощью ведущего) может выработать или модифицировать предлагаемые ритуалы.

 

 

Психологическая тетрадь


Особый акцент делается на необходимости ведения записей. Самосовершенствование - длительный про-цесс, поэтому большую помощь в нем может оказать психологическая тетрадь.


Психологическая рабочая тетрадь служит для описания внутреннего мира и происходящих в нем измене-ний. Что касается внешних событий, то следует регистрировать только те из них, которые тесно связаны с нашими мыслями, чувствами и наблюдениями. Однако в центре внимания должны находиться растущее осознание своего "Я", новый смысл, ценности и взаимосвязи, которые мы открываем.
Ведение подобной рабочей тетради преследует несколько целей. Наиболее важная из них - помочь дости-жению более четкой формулировки мыслей, ощущений и наблюдений. Записывая что-то, мы стремимся проявить себя как можно шире, пытаемся выйти за пределы обычного мышления и банального изложения. Ведя записи, стал-киваемся с необходимостью делать выбор из большого числа точек зрения, что в значительной степени исключает возможность высказывания взаимоисключающих мнений без осознания этого факта. При наличии какой-то пробле-мы или путаницы мы получаем возможность более четко определить обусловливающие их факторы и, таким обра-зом, сделать первый шаг на пути их разрешения.


Психологическая тетрадь позволяет выразить и отреагировать наиболее безопасным способом любые мощные и разрушительные эмоции, кипящие внутри нас. Если мы научимся "выпускать пары" на бумаге, то сможем ослаблять напряжение и понимать его истоки. Ведение записей - полезное упражнение, развивающее способность концентрации внимания и волю. В тетради можно делать любые зарисовки или прибегать к помощи других нагляд-ных средств выражения.


Цвет моего настроения.

В начале и в конце занятия участники записывают и зарисовывают цвет своего настроения в виде квадратика заполненного цветом в начале и конце записей.


Ответы на вопросы.

Кроме того, ведущий может в зависимости от хода и содержания занятия давать ре-бятам задание письменно отвечать на вопросы:


- Что вам понравилось на занятии?
- Что не понравилось на занятии?
- Что хотите нового?
- Что получили нового?


В течение занятий ребята учатся свободно излагать свои мысли, желания, переживания на бумаге и со временем не нуждаются в вопросах, а пишут, что им необходимо в тетрадь. А позднее просто говорят и предлагают то, что им нужно.


Конверты.

В тетрадь также можно вклеить конверты:
Конверт для подарков.
Конверт для писем.
Конверт для хорошего.
Конверт для плохого.


Делание конвертов, подарков, дарение их, написание писем друг другу и себе – все это является содержа-нием занятия и хорошо стимулирует творческую активность ребят.


Рекомендуется ведущему завести такую же психологическую тетрадь, вклеить конверт для подарков, вес-ти записи. Участники группы могут сами заносить свои впечатления и переживания в его тетрадь.

 

 

Домашнее задание


Как правило одно из упражнений на занятии дается как домашнее задание, которое необходимо выполнить с кем-то из членов семьи. Таким образом мы можем, хоть и косвенно, привлекать семьи ребят, пробуждать их инте-рес к тому, что с ними происходит в центре. Еще один позитивный элемент, когда ребенок приходит к родителям и предлагает им сделать упражнение с ним или друг с другом, он выступает инициатором чего-либо, и это уже само по себе необычно, в то же время является компетентным в том, что предлагает. Родители начинают ждать следующих занятий, когда их ребенок придет к ним опять с каким-то необычным упражнением. И зачастую это является первы-ми шагами их совместной и равной конструктивной деятельности.


В дальнейшем, когда идет обсуждение домашнего задания (а это происходит в начале каждого занятия), мы можем диагностировать имеющиеся детско-родительские отношения и выработать стратегию их коррекции. По-мощь ребят друг другу на этом этапе неоценима.

 

 

Примечание для ведущего.


В структуру занятия включены упражнения соответствующие его тематике. Выполнение всех упражне-ний в одном занятии необязательно, да и нереально. Вы можете выбрать наиболее подходящие для Вашей группы и этапа ее развития или объединить несколько занятий под одной темой.

 

Продолжение: "Групповая интегративная арт-терапия детей и подростков. Часть вторая"


Опубликовано на www.vakurov.ru
08.10.2008
Последнее обновление ( 24.10.2008 )
Просмотров: 16249
< Пред.   След. >
 

Следствием страха бывает ненависть; следствием любви бывает страх.

Драгомиров М.И. "Офицерская памятка".

Просмотров: