Обо мнеОтзывыКонтакты
Главная
Форумы
Мои статьи
Зарисовки с натуры
Мои тренинги
Отзывы с моих тренингов
Мои стихи
Статьи других авторов
Семейная психология и психотерапия
Трансперсональное
О психотерапевтах
Учись думать сам!
Саморазвитие
Психотерапия
Психология
Пригодится!
Философия
Бизнес
Тренинги
Продажи
Переговоры
Маркетинг и реклама
НЛП и Эриксоновский гипноз
Стихи других авторов
Словари
Карта Сайта
Контакты
Мои статьи неоконченное
Ссылки
Ссылки 2
Поиск
Стихи других авторов
Система Orphus

Избранные темы
Новинки в моих статьях
Популярное в «Мои статьи»
Новые темы форума
Популярное на форуме
Голосование
Понравился ли Вам сайт?
 
Введение в психологию оптимума. Часть первая. Версия в формате PDF Версия для печати Отправить на e-mail
Просмотров: 7107
Рейтинг: / 0
ХудшаяЛучшая 

 Шелкопляс Е.В.   

Полагаю, что большинство моих читателей - люди незаурядной эрудиции, способные критически оценить любую свежую идею, взгляд, теорию и самостоятельно определить, заслуживает ли эта новая информация того, чтобы сразу быть включенной в арсенал надежных способов анализа окружающего мира, или же оставленной на время в латентном состоянии, до проверки её реальными событиями, или же быть отвергнутой. А посему считаю излишними дальнейшие объяснения своей "дерзости" в разработке нового теоретического подхода излишними. Тем, кто готов отдать знакомству с "психологией оптимума" (оптимализмом) часть своего времени, предлагается, ни много - ни мало, принципиально новый подход к классификации базовых потребностей и конституциональных особенностей человека, а также единые принципы психологического анализа, в совокупности представляющие собой своеобразный стержень общей логики, на который, подобно кольцам детской пирамиды, легко могут быть нанизаны концепции современной психологической науки, внешне порой весьма противоречивые. Тем самым появляется возможность соединить их в общую, единую систему психологического знания. Думаю, что новые системы классификации и принципы психологического анализа - универсальны; позволяют значительно глубже понять и поведение отдельного человека, и поведение малых групп, и психологические законы развития самых больших человеческих общностей. Так ли это, - судить Вам.



Шелкопляс Е.В.

ВВЕДЕНИЕ В ПСИХОЛОГИЮ ОПТИМУМА

 

(Цикл популярных лекций)

Лекция 1.


(разработана – 1982г; впервые опубликована 2003г)

К ЧИТАТЕЛЮ

Уважаемый читатель! Время от времени Вы, наверное, так же, как и я, объявив передышку в нескончаемом сражении с разнообразными обстоятельствами, мешающими созданию благоприятных условий жизни и работы и для себя, и для членов своей семьи, убедившись в том, что друзьям оказана необходимая и посильная помощь, а оппоненты и соперники пока не планируют коварных выпадов, отчетливо понимаете, что завтра - предстоят и новые трудности, и новые достижения, а быть может, и подвиги... В такой момент, наверное, приходит мысль: для чего всё это? В чём смысл бесконечной битвы, которую мы зовем жизнью?
Не сомневаюсь, Вы заметили: поставленный вопрос - из разряда вечных. Исчерпывающего ответа на него нет и быть не может. Но, в таком случае, что же собственно предлагается читателю?


Внутренним побуждением автора этой работы было стремление познакомить заинтересованную аудиторию со своим взглядом на проблему смысла жизни человека, взглядом исследователя, занимающегося изучением биологических, психологических и социальных аспектов индивидуальности. Вашему вниманию предлагается концепция врача и психолога, находящегося в том возрасте, когда знают жизнь уже не только по книгам. "Психология оптимума" затрагивает широкий круг проблем - от медицины и педагогики до политологии и философии. В ее основе - четвертьвековой опыт работы с людьми, имеющими отношение к самым разнообразным сферам социальной деятельности.


"Психология оптимума" дает значительные дополнительные возможности при решении сложных психологических проблем. Практика показала, что базовые принципы этого подхода могут быть сформулированы в виде трех шутливых постулатов: первый из них - "О необходимости извлечения корня проблемы", второй - "Правило винегрета" и третий постулат - "Запрет ответа: "Не знаю" в проблемной ситуации".


Первый постулат - "о необходимости извлечения корня проблемы" подразумевает схожесть проблемы с сорняком - попытки избавиться от которого на огороде, с помощью обрывания листочков, т.е. внешних, наружных проявлений, - ни к чему не приведут. Для решения проблемы необходимо найти и извлечь из питающей проблему почвы ее корень, первопричину. Зачастую искать следует не в сознании человека, решающего сложные проблемы своих взаимоотношений с окружающими, а она на уровне бессознательного. Вот почему К. Прутков изрек: "Зри в корень!"


Постулат второй - предостерегает от догматического анализа, попытки всю проблему свести к единственной причине. Даже самая серьезная и важная причина проблем, чаще всего, лишь главная, - но не единственная. Кто не знает, что любой рецепт винегрета предусматривает наличие, в этой овощной смеси, свеклы? Свекла, по сути, главный компонент винегрета. Но сделать винегрет из одной свеклы - пустая затея! Для того, чтобы наши отношения с людьми были и добрыми и стабильными - мало найти гармонию взаимодействия с ними лишь в одной сфере. Жизнь требует многогранной гармонии.


Постулат третий. Он подчеркивает то обстоятельство, что за выражением "не знаю" - кроется не столько стремление узнать - в чем суть и дополнительные факторы проблемы, сколько попытка снять с себя ответственность за ее решение. Обычно это действительно не простая задача. Но кто может быть заинтересован в решении наших проблем больше чем мы?! Выход состоит в том, чтобы искать ответ у опытных и добрых друзей, в книгах, у специалистов. Если же не поможет и это - тогда придется сделать открытие самому. Ведь все удивительные открытия на свете сделаны людьми, дело здесь не только в незаурядных способностях. В познании очень важно бесстрашие. "Кто весел - тот смеется, кто хочет - тот добьется; тот, кто ищет - тот всегда найдет!"



ЛЕКЦИЯ N1

ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ МОТИВАЦИОННОЙ СФЕРЫ ЧЕЛОВЕКА

(Тайные причины нашего поведения)

ЗДРАВЫЙ СМЫСЛ? НЕ ТОЛЬКО!

Если не претендовать на полноту научного толкования проблемы, то на вопрос об основном смысле жизни вряд ли можно ответить короче, чем это звучит в словах: смысл жизни состоит в её воспроизводстве.
Данный постулат трудно оспаривать; иное дело - другое известное утверждение: смысл жизни состоит в приспособлении индивида к условиям среды. Само понятие "приспособление" может восприниматься совершенно по-разному. Многое будет зависеть от того, какой подход мы изберем - займем позицию этического анализа или позицию представителя биологической науки. Человека, не умеющего отстаивать свои естественные права и интересы, склонного пассивно принимать условия, диктуемые социальной средой, приспосабливаться к любым, в том числе унижающим его достоинство, обстоятельствам жизни строгий моралист может назвать бесхребетным.


Зато биологу и в голову не придёт делать этическую проблему из поведения, обеспечивающего приспособление того или иного вида живых существ, а также их отдельных представителей к условиям окружающей среды. Впрочем, в психологии, являющейся мостом между биологической и гуманитарными отраслями наук, процесс приспособления, к условиям окружающей среды (в широком смысле слова) именуется "адаптацией", что в переводе с латыни означает то же самое - "приспособление". Жизнь просто невозможна без приспособления к условиям биологической или социальной среды. Другое дело, активно это приспособление или пассивно, насколько оно эффективно и прогрессивно. Жизнь невозможна без выживания, но только к выживанию - не сводится.


Этика и психология, в отличие от биологии, при анализе процессов адаптапции оперируют ещё и моральными категориями. Поэтому специалисты в области социальных наук скажут, что "приспособленчество", т.е. приравнивание во всех случаях господствующего мнения окружающих к истине в последней инстанции, - тоже вариант адаптации, но не слишком "благородный", не очень надежный и, по существу, не эффективный. Подлинная социальность предполагает проверку, корректировку и пересмотр однажды найденных общественных стандартов, по мере накопления человеком знаний, опыта и мудрости. А вот понятие "эффективной адаптации" универсально и для биологических, и для социальных наук. Однако в биологии эта эффективность оценивается, преимущественно, в показателях материальной экспансии особи или вида (продолжительность жизни и численность потомства), а в социальных науках - акцент справедливо делается еще и на таких, не характерных для естественных наук понятиях, как достоинство, признание, уважение, служение обществу, гуманизм, гармоничность отношений с обществом и природой, самореализация и т.п.


Анализируя проблему главных ценностей жизни, весьма важно не только определить адаптацию как постоянную и основную цель жизнедеятельности любого живого существа, но и понять конкретный механизм поведения, обеспечивающего адаптацию. Достаточно задуматься над вопросом, многое ли мы планируем в своей "адаптации" осознанно, чтобы понять - в основном этот процесс не контролируется сознанием, в нем много интуитивного, бессознательного, инстинктивного.


Таким образом, чтобы найти первичный источник поступков людей, или, пользуясь терминами психологической науки, мотивов поведения (от латинского movere - приводить в движение, толкать), необходимо понять, каковы причины наших собственных поступков и мотивы поступков других "значимых" людей, а также осознать влияние тех психологических факторов, которые определяют поведение больших масс людей, социальные процессы, происходящие в обществе.


А теперь, уважаемый читатель, автор хотел бы предложить Вам, всерьез и надолго, отказаться от подхода к решению сложных вопросов "с позиции здравого смысла..." Почему? Дело в том, что не сегодня и не вчера замечено, что здравый смысл - надежный помощник в решении многих проблем, но лишь до тех пор, пока мы не перешагнули порога родного дома. За этим пределом он начинает нас без конца подводить. Пытаясь опираться в повседневной жизни на здравый смысл, мы замечаем, что он недостаточен для решения многих серьезных проблем. Стараясь объясниться с кем-либо, зачастую мы сталкиваемся с непониманием; предлагая сотрудничество - встречаем отпор, иногда весьма решительный и агрессивный... Обычно при таком обороте событий человек испытывает удивление: ведь я же искренне хотел сделать как можно лучше для всех?!..


Итак, попытка опираться в анализе взаимоотношений людей только на здравый смысл, очень часто представляет собой путь в тупик. Неправда ли, уважаемый читатель, Вы пока воспринимаете это утверждение скептически? Если так, то для автора - это хороший результат, потому что вызвать недоверие к тому или иному парадоксальному утверждению - означает возможность сконцентрировать внимание собеседника на важной мысли, высказанной в рамках дискуссии. Попробуйте сами использовать этот метод. Такой психологический прием обычно вынуждает нашего партнера обдумать самостоятельно предложенный ему тезис и самостоятельно прийти к точному выводу. Для любого думающего человека собственный вывод не только гораздо надежнее мысли, высказанной каким-либо авторитетом, но и событие, лестное для самолюбия! "Эврика! Я сам нашел ответ! Сам понял!". В психологии это называется организовать инсайд, а в жизни означает - научить человека самому искать ответы на сложные вопросы.


Практика показывает, что во многих случаях здравый смысл - не более чем поверхностное восприятие происходящего, ибо сущность и явление далеко не всегда совпадают. Именно здравый смысл подсказывает нам, что:


- Солнце вращается вокруг Земли;
- небо имеет форму купола;
- Земля плоская;
- параллельные линии пересекаются, стоит их продолжить достаточно далеко...


Каждый видел, как на горизонте пересекаются, сходятся в одну точку железнодорожные пути, здания на самой широкой улице, шеренги деревьев на длинной аллее. Наши обыденные, вполне "нормальные" впечатления часто представляют собой не только поверхностное, но и иллюзорное восприятие (отражение) действительности. Пример тому - оптические и другие физические иллюзии, хорошо известные каждому школьнику. Но мы, естественно, будем говорить об иллюзиях психологических, поскольку именно они и составляют предмет нашего исследования. В этой области могут быть еще более разительные несовпадения непосредственного восприятия человеком происходящего вокруг него и сущности происходящего, выявленной с помощью психологического анализа. Эти несовпадения именуются "психологическими иллюзиями здравого смысла".


В чем же состоит секрет успеха тех людей, которые умеют общаться? Чем здесь может быть полезна психологическая наука? Ведь сплошь и рядом ни большой жизненный опыт, ни высокое образование не являются гарантией установления взаимопонимания с близкими людьми, друзьями, сотрудниками, тем более с деловыми партнерами, оппонентами, многими другими людьми, с которыми каждого из нас сталкивают жизненные обстоятельства. Что нужно делать, чтобы люди всегда понимали нас, поддерживали, а некоторые, - преданно и нежно любили?


Как не ошибиться в выборе супруга, найти верных друзей, точно определить, какая работа станет призванием на всю жизнь? Как предсказать эволюцию поведения того или иного политика в будущем? Как сделать так, чтобы политики, которых мы выбираем, потом не превращались ни в тиранов, ни в посмешище? Ведь ждать очередных выборов долго и трудно, а они, эти самые политики, весьма серьезно влияют на качество нашей жизни. Как добиться успеха в бизнесе? Все это - не только теоретические проблемы, это важнейшие вопросы нашей жизни. Ответить на них с позиции здравого смысла очень сложно, в ряде случаев - невозможно...
Иллюстрируя тезис о распространенности психологических иллюзий, предлагаю Вам ответить на совсем простой вопрос: что, на Ваш взгляд, в первую очередь, определяет поведение человека? Практика показывает, что обычно в голову приходит такая мысль: поведение человека определяется его настроением, свойствами характера, ситуацией, воспитанием и тому подобными факторами... Но это вовсе не так!


Вы не согласны? Давайте проанализируем ситуацию. Действительно, поведение зависит от многих причин, в том числе - свойств характера, возраста, настроения, воспитания, самочувствия человека. Зависит... но не в первую очередь! Смысловой акцент вопроса падает на слова - "в первую очередь", который умышленно не был выделен автором. Здесь использовался психологический прием - невольная ошибка, после ее обнаружения, позволяет нам твердо запомнить самостоятельно найденную истину.


Чтобы показать, чем именно первоочередно определяется поведение человека, приведу только один, но достаточно наглядный пример. Попробуйте заключить с кем-нибудь из своих знакомых пари, что Вы способны точно предсказать его поведение. Поместите в бумажный конверт записку со своим прогнозом, а затем приступайте к психологическому исследованию. Для этого сделайте так, чтобы Ваш партнер по эксперименту не смог свободно дышать - например, закройте ему нежно, но плотно, рот и нос ладонью... Для такого опыта, конечно, лучше выбрать не только любознательного, но и самого спокойного из ваших приятелей или родственников... В подобном случае Вы, в течение уже ближайших пяти минут, несомненно, блестяще продемонстрируете способность предсказывать поведение бедняги, которому "перекрыли кислород". При чем здесь конверт? Ни при чем!.. Он лишь подчеркивает контраст серьезности приготовлений и очевидности результатов эксперимента.


Представили такую картину? Однако, проводить эксперимент, подобный вышеописанному, в реальности вряд ли придет в голову взрослому человеку. Даже тому, кто не считает себя знатоком психологии, ясно: человек не может не дышать так долго. Все люди независимо от возраста, пола, характера, воспитания будут стремиться дышать... Почему? Потому, что это является (я думаю, вы сейчас подыскиваете нужное слово, определение; может быть, вы его уже нашли сами...) потребностью! Именно потребности являются первопричинами нашего поведения.


Как Вы поняли, уважаемый читатель, автор не предлагает Вам вовсе отказаться от здравого смысла. Суть сказанного ранее состоит в том, чтобы при исследовании сложного явления не останавливаться на очевидном. Научная истина чаще всего не очевидна. Е. находят ученые и исследователи. Они, безусловно, - здравомыслящие люди, однако в своих выводах опираются не только на собственный опыт, но и на опыт всего человечества, глубоко осмысливая и постепенно расширяя его. Таким образом, наука, производящая новые полезные знания для людей, - есть здравый смысл не отдельного человека, а всего человечества! Это утверждение справедливо и для психологической науки.

ЗАПРЕЩАЮТ ТОТ ПЛОД НАУКИ, ЧТО ОСОБЕННО СЛАДОК

Следует отметить, что в психологии - науке способной объяснить, предсказать и дать серьезные дополнительные возможности для управления поведением, - исходными мотивами действий любого человека давно признаны потребности. Существует немало определений этого понятия. Однако, раскрывая его содержание, по нашему мнению, чрезвычайно важно указать на то обстоятельство, которое не учитывается в большинстве известных определений, а именно тот факт, что любая потребность - есть устойчивый стереотип, стандарт одной из сторон адаптации человека. Не будет большим преувеличением сказать, что потребности - это абсолютные законы нашего поведения продиктованные человеку Богом, Природой и Обществом. Мы не имеем выбора, мы обязаны следовать потребностям. Их реализация - приносит удовлетворение и радость, их игнорирование - страдание и боль. При этом врожденные потребности представляют собой генетический стандарт (стереотип), а приобретенные - онтогенетический (сложившийся под влиянием определенных обстоятельств жизни) стандартный способ адаптации индивида к условиям среды.


Для чего же мы взялись вновь доказывать уже известное в мировой науке? Ответ прост. Нам, россиянам, людям весьма образованным в точных науках, психологическая наука была практически недоступна с конца 30-х годов ХХ века. На долгие годы развитие психологической науки было прервано специальным постановлением ЦК ВКП(б), принятым в 1936 году, которое именовалось так: "О педологических извращениях в системе Наркомпроса". В то время "педология" и "психотехника" представляли собой отрасли школьной психологии, которые позволяли объективно изучать индивидуальные различия детей, оценивать их способности и навыки с помощью различных психологических тестов. Казалось бы, ничего плохого в этом не было, но результаты психологических исследований часто, хоть и не всегда, приходили в противоречие с существовавшей как в средней, так и в высшей школе жесткой идеологической установкой, требовавшей необходимости предоставления преимуществ в образовании для выходцев из пролетарских слоев населения. В те годы, по существу, психология в нашей стране была запрещена.


С тех пор многие привыкли к насаждавшейся официальной точке зрения и стали считать очень искренне, что люди почти одинаковы, что незаменимых людей попросту не бывает... Ошибочность такого суждения легко замечает тот, кто терял любимого человека, терял что-то важное в общении с друзьями, родственниками или сотрудниками. Есть люди труднозаменимые, а есть незаменимые вовсе.
Еще один идеологический постулат того времени гласил, что коллектив есть общность людей, где отдельный человек, в сущности, теряет свои индивидуальные цели, замыслы, устремления и, в результате, его интересы целиком сливаются с интересами других людей. Выходило, что ему самому больше уже ничего не нужно... Нет, это не совсем так; можно сказать, что чаще всего это - совсем не так!

Такое духовное слияние с другими человек может испытывать лишь в какие-то моменты жизни (следует признать, что отношения духовного родства нередко порождают переживания высокого психологического комфорта или даже счастья); однако значительно чаще мы находимся в ситуации несовпадения интересов даже с близкими людьми, а значит, и более или менее серьезного конфликта, возникающего из такого несовпадения. Навязать людям постоянное единство целей путем воспитания "нового человека социалистического общества" оказалось задачей явно нереальной, попросту утопической. Конфликт, как проявление противоречия, диалектики природы, - не проявление дурного воспитания отдельных людей, не следствие вздорности характера человека как биологического вида, а важнейший инструмент и индивидуальной, и видовой адаптации людей. В дальнейшем, уважаемый читатель, мы специально затронем вопрос о том, какие конфликты в психологии считаются "конструктивными", то есть способствующими повышению качества жизни и отдельного человека, и окружающих его людей, а какие - "пустыми".


По существу, начальная тема нашего исследования - это проблема первичных причин, мотивов индивидуальной программы поведения человека, поиск тайных пружин поступков любого живущего на земле, - будь он царь (президент) или изгой общества, крестьянин из глухой деревни или представитель столичного бомонда, герой или преступник, старик или юноша, мужчина или женщина.


Если попытаться максимально просто определить смысл психологической науки, то можно сказать, что, в общем, это - "душеведение", позволяющее знать (ведать) основные законы душевной, а также духовной жизни человека и человечества. Перевод греческих корней, составляющих название этой науки: "психо" - душа, "логос" - учение, показывает, что смысл греческого и русского слов, определяющих ее предмет изучения, совпадает практически полностью.


В отличие от социологии, которую интересует среднестатистический "человек массы" (усредненный рабочий, фермер, политик, предприниматель, ребенок, домохозяйка и т.п.), психология занимается отдельным, конкретным, "неповторимым" человеком. Именно его неповторимость и составляет главный интерес для психолога. Правда, индивидуальность человека изучается не только сама по себе, но и в контексте взаимоотношений данного человека с окружающей его социальной средой. К социальной среде, составляющей второй план исследования, относят и большие социальные группы - макросоциум, и малые (семья, сотрудники, друзья), определяемые как микросоциальное окружение человека.


Итак, потребности человека. Те читатели, кто постарше, легко припомнят, что в их школьные годы учителя, если и говорили про потребности, то разве что в связи с изучением материалов очередного пленума КПСС или самой Программы партии. Слова о необходимости удовлетворения "возрастающих потребностей советских людей" в ходе развития экономической и социальной сферы общества звучали практически во всех этапных партийных документах того времени. Но что представляют собой "потребности простого советского человека", не разъяснялось. Подразумевалось, что углубляться в проблему потребностей - незачем. Фигура умолчания должна была внушать людям отсутствие самой проблемы, смысла в изучении структуры основных потребностей человека.


Прошло время. Вы поступили в техникум, училище, вуз, окончили их. Но и там про потребности вы услышали немного, даже те, кто учился в педагогическом вузе, где психологию худо-бедно преподавали. Правда, в советское время в наших педагогических институтах студенты изучали довольно специфическую науку - своеобразную "советскую психологию"... Строго говоря - это примерно то же, что и "советская биология", т.е. схоластика чистой воды. Возможно, Вам приходилось слышать о "народном академике" Трофиме Лысенко? Да, о том самом, кто с позиций "советской биологической науки" клеймил "буржуазную лженауку - генетику" и утверждал, например, что существует принципиальная возможность выведения изо ржи - пшеницы, при условии идеологически верного подхода...


Миф лопнул быстро, биология - явно не идеологическая наука. Между тем, базовые, первичные уровни психической организации человека также лежат за пределами идеологического анализа. Гражданин социалистического и капиталистического общества - действительно далеко не одно и то же, но только на социальном уровне. Первичные же потребности человека - детерминированы его биологической природой, от общественного устройства страны зависит только форма их удовлетворения.


Запрещали психологию в нашей стране не случайно. Человек, не понимающий себя и окружающих, т.е. не знающий психологических методов анализа, объясняет поведение людей лишь с позиций "здравого смысла"; такой индивид - гораздо более доступен разнообразным методам управления и даже манипулирования со стороны расчетливо-эгоистичных или просто нечестных людей .
Возвратимся, однако, к теме потребностей человека. Попробуйте ответить на достаточно простой, с первого взгляда, вопрос: сколько же у человека потребностей? Для тех, кто прежде об этом никогда не задумывался, вопрос может оказаться вовсе не таким уж легким. Кому-то, быть может, захочется сказать, что потребностей много, кто-то решит, что их мало... Как ни странно, правы будут и те, и другие. Почему? Потому, что вопрос был сформулирован так, что разные люди будут понимать его по-разному и говорить будут о разных его аспектах.


Представим себе, что нас попросили изобразить какое-то дерево. Можно попытаться нарисовать это дерево во всех деталях, до мельчайших листочков, но можно изобразить только ствол и крупные ветви. Аналогичным образом можно сказать, что частных, производных потребностей у человека много, но базовые, основные потребности могут быть сведены к простой схеме. В тех случаях, когда речь идет о большом количестве каких-либо предметов или явлений, нам естественным образом требуется классификация. Иначе с множеством не связанных прямо событий, людей, объектов работать просто невозможно; необходимо их объединение в группы, в определенную систему за счет выделения существенных и системообразующих признаков.


Так, например, все многообразие сортов тканей, деталей различных машин, видов растений и животных, любое другое множество, представляющее интерес для человека - уже классифицированы и систематизированы. Порой это очень простая и четкая система (как периодическая система химических элементов Д. Менделеева), иногда - сложная, запутанная и туманная классификация. Всякий раз, когда Вы сталкиваетесь с "туманной" классификацией, Вы можете смело утверждать, что ее автору пока не удалось найти главных закономерностей, что он запутался в частностях.


Как бы ни были многообразны конкретные потребности человека, они проистекают всего из двух групп первичных, базовых потребностей. Это первичные потребности биологического характера (первая группа) и первичные социальные потребности (вторая группа). В повседневном обиходе потребности первой группы часто именуют потребностями тела, материальными, физическими или физиологическими. Вторую группу неспециалисты часто (и не без оснований) именуют духовными, или потребностями души. Но для специалистов - это социальные потребности. Механизмы социальной адаптации человека реализуются через удовлетворение второй группы базовых потребностей.


Главный ствол потребностей человека состоит из стремления постоянно воспроизводить жизнь. Реализуя эту цель, человек должен, с одной стороны, приспосабливаться к условиям окружающей его биологической и физической среды, что обеспечивается реализацией первой группы базовых потребностей, с другой - адаптироваться к условиям среды социальной (люди, общество, человечество в его историческом развитии). Таким образом, адаптационные механизмы поведения человека делятся на две большие ветви - биологические и социальные потребности.


Прежде чем перечислить все базовые потребности человека, а их по четыре в двух группах, попробуем выяснить - что есть начало? Поставьте перед собой вопрос: что означает "появиться из небытия", возникнуть, родиться? После некоторых размышлений, скорее всего, Вы придете к выводу о том, что это означает выделиться из чего-то предшествующего, окружающего, из среды. Это утверждение справедливо для рождения новой звезды в просторах космоса, для возникновения принципиально нового класса машин (компьютерная техника), нового биологического вида (выделение из приматов человека), появления, что называется, на пустом месте, нового здания или даже целого города... Рождение человека - тоже означает отделение организма ребенка от организма матери, с которым ранее он составлял единое целое.

 

В ПРИРОДЕ И ОБЩЕСТВЕ: ЭТО ТАК ЕСТЕСТВЕННО - ВЫДЕЛЯТЬСЯ...

Итак, выделиться, дифференцироваться от окружающей среды - принципиальное условие для начала существования любого предмета, явления, живого организма. Следовательно, это и есть самая первая потребность всего живого, в том числе и человека. Способность отличаться от окружающей среды - условие не только рождения, но и продолжения жизни. Таким образом, потребность дифференциации - открывает перечень базовых, первичных биологических потребностей.


Отчего же мы не ощущаем эту первейшую из потребностей как некое неуемное стремление организма отличаться по физическим параметрам от окружающей среды? Мы, попросту, этого не замечаем! Почему? Ответ станет ясен, если подчеркнуть то обстоятельство, что человек, потерявший способность отличаться от окружающей среды, - есть человек умирающий. Все, что перестает отличаться от окружающего, перестает существовать для наблюдателя. По существу потребность дифференциации не что иное, как потребность самосохранения. Что происходит с человеком, который умер? Он теряет способность отличаться от окружающей среды; выравнивается с ней сначала по температуре, потом по химическому, затем, спустя много времени, и по физическому составу. Почему для нас важно выйти на мороз одетым? Потому, что в такой ситуации сравняться со средой по температуре - значит замерзнуть. Оказаться в пустыне, не имея защиты для тела, - означает погибнуть от зноя. Вряд ли кому-то придет в голову мысль выйти в космос или в глубины моря без скафандра - это равнозначно решению взорваться в вакууме или умереть от асфиксии (удушья) под водой.


Быть может, вам кажется, что не так уж и важно, как называть первую базовую биологическую потребность человека - дифференциации или самосохранения? Не могу согласиться. Различия этих терминов проистекают из философского различия понятий "сущность" и "явление". Способность организма к дифференциации от окружающей материальной среды - есть сущность, не очевидное, не лежащее на поверхности качество; стремление к самосохранению - явление легко осознаваемое, но не отражающее в достаточной степени важное свойство живых существ.


В повседневности реализованная потребность дифференциации воспринимается человеком как ощущение безопасности для его жизни на обозримое время. Ведь только при условии, что моей жизни ничто не угрожает в ближайшие минуты, часы, дни, недели, я могу заниматься какими-либо делами. Если это не так, обычный человек все бросает в соответствии с поговоркой: " не до жиру, быть бы живу... " и бежит к врачу.


На приеме врач, увидев такого пациента, задает ему вопрос:
- Что Вас беспокоит, любезнейший?
- Дорогой доктор, меня беспокоит и то, и другое, и третье... Мне вообще очень плохо...
- Как вы полагаете, в чем причина Вашего недомогания?
- Мне трудно сказать. Я целиком полагаюсь на Вас! Сам я думаю о самых серьезных заболеваниях... Подозреваю, что у меня нечто очень опасное: что это - инфаркт, или рак, или СПИД, или все вместе взятое, я не знаю, но думаю, что это нечто тяжелое, ужасное, катастрофическое... По-видимому, болезнь вскоре приведет меня к полному краху!.. Помогите!


Естественно, что обычный врач в такой ситуации проводит тщательное обследование и, завершив его, заявляет пациенту:
- Хочу Вас успокоить и порадовать! Все анализы в полном порядке! По-видимому, Вы - симулянт...
- Доктор, - умоляет пациент, - мне не нужно ни больничного листа, никаких других поблажек! Я прошу о помощи!.. Сделайте хоть что-нибудь! Я буду молиться на Вас, если лечение поможет мне чувствовать себя хорошо!..
- Но все анализы в порядке...
- Но мне плохо, доктор! Если мои анализы в порядке, то в чем причина такого ужасного самочувствия? Быть может, приборы плохие? Или Вы что-то не поняли, не доучили в своей медицинской науке? Или Вам мешают еще какие-нибудь обстоятельства?
- Уверяю, все приборы в порядке. Вы обошли всех специалистов. Вас смотрели профессора! Самые современные методы исследования показывают благополучие Вашего организма...


Кто же прав в этой странной дискуссии?


Как Вы уже поняли, специалист беседовал не с симулянтом. В абсолютном большинстве подобных случаев, причем часто наблюдаемых на приеме у врачей различных специальностей, - речь идет не о притворстве. То, о чем говорит пациент, - есть симптомы, истинные, не придуманные проявления боли его души. Тогда почему же этого не видит врач? Только потому, что он считает себя последовательным материалистом. В институте в курсах анатомии, физиологии и всех остальных высоких медицинских наук его преподаватели подчеркивали: наука имеет дело только с реальными предметами и явлениями, а потому можно изучать тело человека, а вот душа - нечто эфемерное, то, чем не будет заниматься серьезный ученый, разве что пошлет... в церковь, там специалисты по этому тонкому предмету имеются. Как говорили шутники социалистической эпохи: у советского человека души нет! Но и это не так...


Как показала жизнь, в ту пору многие были куда душевнее и духовнее, чем сейчас. А если говорить серьезно, то душа есть у каждого человека, даже у самого закоренелого материалиста. Человеку верующему понятно, что душа дана ему Богом. Тут все ясно. А что же, в таком случае, представляет собой душа материалиста? Отвечая на вопрос, материалист от психологии скажет, что его душа, так же как и душа любого атеиста, есть сложная и многогранная совокупность человеческих отношений. Прежде всего - это совокупность наших отношений с теми людьми, которые рядом (семья, друзья, ближайшие сотрудники); во-вторых, - с теми, кто чуть дальше (производственный коллектив, соседи, жители населенного пункта, области, страны), и, в-третьих - это вообще все люди, все человечество - и те, которые живут сейчас, и те, что жили прежде, и даже те, кто будет жить после нас...


Вообще-то, проблема души - очень тонкий философский предмет... Ясно одно - если у человека в норме все анализы, характеризующие состояние физической сферы, но его что-то беспокоит в состоянии здоровья, - значит, речь идет о каком-то страдании души, иногда - о временном и незначительном, порой же - длительном и тяжелом... Восстановление гармонии отношений данного человека с окружающими и с самим собой - и есть смысл процесса психотерапии, что в переводе означает лечение души.


Главным инструментом в работе специалиста с человеком, испытывающим душевную боль, зачастую оказываются не лекарства, а слово, - глубокое, способное выявить неочевидные первопричины страдания, найти неочевидные способы их преодоления.

Психотерапия - это всегда общение двух равных в достоинстве людей - врача и пациента.


Итак, одну из четырех базовых потребностей первой группы мы уже назвали. Это потребность дифференциации, обеспечивающая самосохранение человека.

 

ОДИН В ПОЛЕ НЕ ВОИН

Второй, диалектически противоположной первой, базовой биологической потребностью человека является потребность идентификации и интеграции со средой. Она развивает систему мотивации поведения, обеспечивая следующую ступеньку, этап адаптации. Ее актуализация обычно сигнализирует об успешном достижении предыдущей цели - удовлетворения первой потребности. Вторая биологическая потребность реализуется в процессе обмена веществом и энергией организма со средой адаптации. Мы потребляем из окружающей нас среды как вещество, так и энергию, выделяя затем шлаки жизнедеятельности в окружающую среду, где они включаются в самые разнообразные цепи обмена веществ в живой и неживой природе. Не задумываясь о необходимости идентификации и интеграции со средой, мы, тем не менее, делаем все необходимое для этого потому, что существуют потребности, производные от второго базового биологического мотива: голод, жажда, стремление к температурному комфорту, периодическая необходимость в физиологических отправлениях и т.д.


Человек вспоминает о еде не потому, что он где-то читал или кто-то из авторитетных врачей ему порекомендовал есть регулярно, мол, это - полезно для здоровья. Все проще и надежнее! Есть голод, который "не тетка". Есть жажда, которая "мучает". Есть хорошо известные потребности организма, исполнение которых можно отложить лишь на весьма ограниченное время... Но пока жизни человека угрожает реальная или мнимая опасность, об удовлетворении второй базовой биологической потребности всерьез думать не приходится. Теперь, уже с достаточным основанием, мы можем утверждать, что если у человека нет причин опасаться за свою жизнь в ближайшее время, т.е. удовлетворена первая базовая потребность, то на первый план выходит, становится наиболее актуальной, вторая базовая биологическая потребность - потребность идентификации и интеграции со средой.


Противоположность и единство первой и второй базовых потребностей хорошо иллюстрирует проявление законов диалектики. Потребности не только едины, но и, естественным образом, противоположны друг другу. Максимально дополнять что-либо, т.е. делать полным, может нечто иное, ибо аналогичное - лишь повторяет нечто имеющееся. Как известно, противоположности являются примером максимально возможного дополнения одного качества - другим. Электрон и протон, мужчина и женщина, ночь и день, Добро и Зло - при исчезновении одной из перечисленных противоположностей теряет смысл и вторая!..


Всему сущему для того, чтобы жить, - прежде всего, необходимо выделиться, появиться, дифференцироваться от какого-либо уже существующего качества, от первичной, порождающей новую сущность среды.


Далее, для того, чтобы продолжать жить, существовать - человеческому организму, как и всякой сущности, необходимо установить постоянные отношения, взаимодействие с окружающей его средой по установленным правилам - законам природы. При этом всегда происходит обмен продуктами функционирования большой (внешней) и малой (организм или другая сущность) систем.

 

ХОРОШЕГО ЧЕЛОВЕКА ДОЛЖНО БЫТЬ МНОГО!

После того, как реализация первых двух базовых биологических потребностей обеспечила человеку выживание и продолжение индивидуальной жизни, то есть индивидуальную биологическую стабильность, указанный субъект вполне может задуматься над вопросом: "А что же дальше?"... Современная психология отвечает на этот вопрос вполне конкретно - дальше речь идет об актуализации третьей базовой биологической потребности.


С позиций психологии оптимума третьей базовой биологической потребностью человека является потребность экспансии.

Экспансия, в отличие от выживания, достижения биологической стабильности, является стремлением человека к своему максимальному распространению в среде обитания, т.е. в пространстве и времени, в сущности - это стремление к максимальному "биологическому самовыражению". Это стремление ощущается им как гарантия от исчезновения из жизни в течение не только ближайшего, но и неопределенно долгого времени. Если говорить прямо - это стремление к бессмертию...


До определенного возраста здоровый человек воспринимает окончание своей жизни, смерть как нечто неопределенно далекое, а следовательно, абстрактное и неактуальное событие. Припомните! Еще в детстве, каждый из нас задумывается о проблеме конечности индивидуальной жизни и не хочет с этим мириться. Как и большинство других людей, Вы, по-видимому, в ту пору рассчитывали на прогресс медицины, которая "вот-вот найдет лекарство от всех болезней", что позволит решить проблему бессмертия и для членов вашей семьи, и для всех добрых людей, и, самое главное, для Вас лично.


Надежда на медицину со временем закономерно сменялась надеждой найти чудесное "средство Макрополуса", т.е. эликсир бессмертия, надеждой на то, что с вами не произойдет такого ужасного события, поскольку Вы не похожи на других людей (а это не подлежит сомнению)... Однако сильного и зрелого человека примиряют с ограниченностью времени жизни на Земле не эти детские фантазии, являющиеся типичными вариантами психологической защиты. и не надежды на загробную жизнь, свойственные верующим. Повзрослевший человек открывает для себя простую истину - бессмертие уже существует! Конечно, это не абсолютное бессмертие, а относительное, но оно вполне приемлемо для большинства людей.


Тот, кто имеет детей, внуков, правнуков, то есть потомков, по существу, человек бессмертный. Каждый из нас вслед за поэтом имеет право воскликнуть: " Нет, весь я не умру!.." Это право существует у каждого, своевременно позаботившегося о продлении рода.
Сходство детей с родителями - банальная истина. Можно припомнить случаи из жизни или литературные описания поразительного сходства некоторых людей с дальними предками и родственниками. По существу, продолжение рода есть функция, которую выполняют не отдельные люди, а именно род, ближние и дальние родственники человека. Поэтому люди, сознательно или в силу непреодолимого стечения обстоятельств не оставившие после себя потомков, вполне могут рассчитывать на возможность почти неизбежного появления на свет, через некоторое время, своего двойника или человека, чрезвычайно похожего на того, кто не рассчитывал на продолжение рода.


По-видимому, не случайно одним из главных постулатов восточных религиозно-философских учений является утверждение о неизбежности "реинкарнаций" - множественности земных воплощений души. Христианская философия не предусматривает для человека такой роскоши, как возможность исправления ошибок личной судьбы в жизни своих потомков. Быть может, поэтому представители христианской и постхристианской культуры, в большинстве своем, максималисты. Ведь "жизнь дается человеку только один раз, и нужно прожить ее так..." На Востоке - спешить некуда! Приближаться к совершенству можно только избегая суеты. Впереди - Вечность!


Как бы ни были увлекательны рассуждения о вечности для одних людей, и ни скучны для других, реализация третьей базовой биологической потребности - потребности экспансии, - происходит не столько вследствие сознательного стремления к продолжению рода человеческого, сколько вследствие действия могучего полового инстинкта. Мы уже говорили, что первая потребность реализуется через инстинкт самосохранения, вторая - через пищевой инстинкт. В основе реализации третьей потребности лежит биологическая любовь, влечение противоположных полов, в соединении которых рождается новая жизнь. Если бы это было не так, если бы основную роль в продолжении рода играла сознательность людей, то детей имели бы только "самые сознательные члены профсоюза", остальные - попросту "сачковали" бы...


Уговаривать кого-либо влюбиться приходится редко; значительно чаще возникает проблема с тем, чтобы юноша, девушка, ребенок или пожилой человек отказались от своей "несвоевременной" любви. Не случайно сказано: "Мы справляемся со своими страстями не потому, что мы сильны, а потому, что они слабы..." Вместе с тем, не будь любовной страсти, - не было бы не только страданий, неразделенной или запрещенной любви, но не было бы и большей части произведений мирового искусства...
В том, что кажется окружающим ошибкой влюбленного человека, его несвоевременной или порочной страстью, выбором недостойного объекта любви, - на деле, зачастую, проявляется действие неодолимой, влекущей человека силы природы. Такие поступки могут быть продиктованы не ограниченными возможностями сознания человека, ориентированными на сегодняшние банальности и нормы, а стихией подсознательных сил, которым ведомы вечные, а не сиюминутные смыслы. Однако сказанное нисколько не относится к обычной распущенности. Страсть нетрудно отличить от распущенности, ибо первую сопровождает эмоциональный подъем и зачастую страдание; вторую - скука и однообразие.


Попробуем теперь ответить еще на один вопрос. Как зависит от возраста отношение человека к проблеме собственной смерти? Пожалуй, поразмыслив, нетрудно прийти к выводу, что для молодого человека смерть особенно неприемлема. А человек, проживший долгую, яркую жизнь, имеющий многочисленное потомство, этакий столетний "аксакал" (были когда-то и на Руси в семьях свои патриархи, сейчас традиция уважения стариков, к сожалению, изрядно повыветрилась), не воспринимает как катастрофу предстоящий вскоре переход в мир иной. Его поведение обычно вовсе не сводится к стремлению спасти свою жизнь. Каждым своим поступком он как бы говорит: "Жизнь прожита, и я ею насыщен".


Наверное, вы замечали, что иногда молодые и здоровые люди без каких-либо серьезных причин опасаются за свою жизнь? Казалось бы, для этого у них нет повода. Однако психологический анализ показывает, что причины, причем серьезные, для такого рода переживаний есть. Ответ на этот вопрос, как ни странно, можно найти не в учебниках для медицинских факультетов, а в таком известном произведении искусства, как фильм Эльдара Рязанова "Ирония судьбы, или С легким паром!". Собственно суть ответа содержится в песенке, в которой герой фильма рассуждает: "Если у вас нет собаки - ее не отравит сосед; и с другом не будет драки - если у вас друга нет. Если у вас нету тети, то вам ее не потерять; а если вы не живете - то вам и не умирать!.." Не потому, что вы бессмертны, а потому, что человек в подобной ситуации - не живет! По существу, вместо того, чтобы жить, т.е. удовлетворять свои потребности, чувствовать себя то глубоко несчастным, то на вершине счастья, как и подобает любому смертному, тревожный человек (этакий "премудрый пескарь"), опасающийся совершать поступки, а значит, время от времени, и ошибки, - не живет! Он ждет смерти... А это, безусловно - серьезный повод для страха.


Практически всегда врачи не находят у такого пациента реальных проблем в его биологическом здоровье. В таких случаях обычно приходится констатировать, что человек, попросту, живет не "на полную катушку"... Подобно ребенку, он только ждет начала жизни. Но если для ребенка это естественно, то для взрослого человека - уже нет. А выход достаточно прост - узнать себя и людей, и немедленно начать жить. Пытаться прожить безошибочную жизнь совершенно нереально. Задача состоит не в этом! Важно не повторять своих ошибок. Учиться, по возможности, на чужих ... И не совершать, если вы не герой и не авантюрист, того, что всем обычным людям кажется безрассудным...


Давно, с библейских времен, замечено: тот, кто живет ярко и содержательно, после 33-х лет уже не боится смерти. Конечно, это правило касается, главным образом, мужчин. Указанный возраст - на рубеже молодости и зрелости - не случаен: это "возраст Христа". К этому времени человек уже успевает совершить главное дело, главный подвиг своей жизни (но далеко не все возможные в его индивидуальной судьбе дела). Обычно он уже имеет детей и еще не стремится к смерти. Но уже е. и не боится... Если же человек не достиг такого состояния души, значит, чего-то он в своей жизни не нашел. Но он может это найти! Нужно только осознавать свою цель и двигаться к е. достижению без робости и лени.


Говорить о важности достижения человеком счастья в любви - значит доказывать очевидное. Но - очевидна серьезность проблемы поиска путей к семейному счастью для очень многих людей, благополучных в остальных отношениях. Решение этой проблемы волнует не только граждан нашей страны, но и жителей большинства цивилизованных стран.


Социологические исследования, проводившиеся в ряде государств с традициями христианской культуры, показали, что примерно треть женщин и четвертая часть мужского населения этих стран - не удовлетворены своей личной жизнью. В странах, входящих в сферу влияния других мировых религий, эти показатели существенно меньше. Специалисты считают, что это не случайно, ибо христианские страны представляют собой общества с аскетической бытовой и половой моралью. Христианство, в отличие от других мировых религий (ислама или буддизма, например) - аскетическое учение, поэтому говорить, учить, рассказывать о любви, о ее законах и ее технике здесь просто не принято. Для христиан любовь - дело грешное. Думать о любви, учить любви - не принято. Не случайно у нас бытует формула, определяющая основные требования к будущему супругу: "Лишь бы человек был хороший". Но достаточность одного этого условия для будущего семейного счастья - явная иллюзия.


Представьте себе такую чудесную, хотя и не совсем правдоподобную ситуацию, когда каждому сотруднику вашего предприятия выдали совершенно бесплатно обувь всемирно известной фирмы, однако... без права продажи и обмена, с единственным категорическим условием - носить ее. Подвох заключается в том, что всем выдадут один и тот же, средний, размер: 42-й - 43-й для мужчин, для женщин - 37-й или 38-й. Как вы понимаете, счастливы будут далеко не все!


Приведенная нелепость - наглядная иллюстрация неправомерности среднестатистического подхода к вопросу о необходимых условиях удовлетворения потребностей человека. Мы явно не одинаковы. В поисках своего индивидуального пути, своего личного счастья многие из нас не умеют четко видеть существенные различия людей и учитывать их. Зачастую результатом такой непросвещенности бывает страдание, боль от несбывшихся надежд, несравнимая с неудобствами, которые способна причинить обувь чужого размера.


В странах с иной бытовой и религиозной моралью - в семейной жизни многое обстоит иначе. Юноши и девушки, их родители знают, что к браку нужно готовиться. Эта подготовка начинается с детства. Для нас представляется естественным учить ребенка говорить, читать, писать, держать карандаш, шнуровать ботинки. Зато говорить со своим ребенком о технологии поиска полной гармонии с супругом - многим из нас кажется делом неприличным, почти святотатством. Подрастающее дитя к браку не готовится. Во всяком случае, в России заключение брачного союза очень напоминает лотерею. Статистика показывает, что в нашей стране более половины браков распадается вскоре после их заключения, а те, что сохранились, далеко не всегда относятся к разряду счастливых. В этих, не очень счастливых семьях, люди до сих пор уповают на то же, на что надеялись еще наши прадеды: "Стерпится - слюбится... Бог терпел и нам велел". Так обстоит дело у нас.


А вот для жителей многих стран Востока не будет казаться слишком незначительным мотивом развода молодоженов ситуация, где супруг обвиняет свою избранницу в том, что она не была обучена искусству спать в красивой позе. Подразумевается, что эта женщина, не наученная даже такой малости, - абсолютно не готова к браку...


Странно? А разве не странно то, что еще полтора десятка лет назад женщина, добившаяся признания на производстве (ставшая руководителем или, скажем, ударницей коммунистического труда), в массовом сознании воспринималась как женщина, достойная и преуспевающая во всех отношениях? Фильмы, книги, просто житейские истории того времени убедительно показывали, что это далеко не всегда достаточные условия для семейного счастья. Также и сегодня, наивно рассчитывать на гармонию семейных отношений, если она основывается лишь на материальном достатке.


Очень не простое дело - достичь гармонии, согласия и "вечной" любви в семье. Сложно это еще и потому, что у нас в стране нет сложившихся традиций выбора спутника жизни не только по внешности и социальному статусу, но и по характеру, мировоззрению, индивидуальным особенностям физиологии. В результате два безусловно хороших человека, вступая в брак, могут столкнуться с массой самых различных проблем.


В реальной жизни семейный союз двух достойных людей зачастую, выглядит как череда бесконечных и даже не имеющих ясного повода конфликтов, мучительных, но безрезультатных попыток добиться взаимопонимания. Иногда семейная жизнь людей, не достигших гармонии во взаимоотношениях, оборачивается настоящими трагедиями.


Несчастливая семья может стать на время спокойнее с появлением ребенка. В некоторых случаях дитя объединяет родителей настолько, что факторы, препятствовавшие гармонии их отношений, успешно преодолеваются. Но, к сожалению, так бывает не всегда; конфликты возобновляются или даже усугубляются. Преодоление дисгармонии брака попытками завести второго, третьего ребенка сплошь и рядом кончается поражением. Дети появляются - увеличивается ответственность, но любви, которая способна наполнить души супругов счастьем, так и нет...


Что же мешает достичь семейного счастья мужчине и женщине, искренне к нему стремящихся? Кроме всего прочего еще и то, что науку семейной гармонии не преподают ни в школе, ни в вузе. Взрослые, образованные люди не знают ни того, что в любви, как и в других индивидуальных качествах, все мы достаточно разные, ни того, в чем же, собственно, заключаются эти различия. И юные, и взрослые люди зачастую не знают, что все эти различия (порой весьма значительные) - всего лишь варианты нормы. Поэтому любая попытка установить для "нормальных", но при этом очень разных людей общие жесткие стандарты семейного поведения или "научно обоснованные" сексуальные нормы - есть не что иное, как чистой воды спекуляция или безграмотность.


Как не может быть единого стандарта на "нормальный" размер обуви, вес, рост, так не может быть и универсальных сексуальных стандартов. Зато реально существуют показатели "индивидуальной нормы" и "нормы пары". Сексуальная "норма пары", так же как норма психологических отношений в семье, определяется не инструкциями и нормативами, а простым принципом: то, что устраивает пару и не мешает окружающим, - в принципе нормально. В этом случае отношения супругов уже больше никого не касаются. Различия семейного поведения, в самых разных аспектах, могут быть очень велики, и при этом полностью соответствовать понятию индивидуальной, семейной и общественной нормы.


Обычно люди с детства хорошо знают основные границы вариаций индивидуальных свойств и социального поведения человека. Но эти знания не распространяются на область семейных отношений. Об этом не рассказывают ни в школе, ни в институте (даже медицинском). Таких знаний просто нет в наших традициях и культуре. Нужную им информацию, порой с трудом, люди обычно находят, но уже во взрослой жизни. Если знания о законах семейной гармонии приходят не в юности, а значительно позже, то они могут оказаться запоздалыми. Ответственность за уже созданную семью, а также экономические и социальные ограничения - часто мешают что-либо изменить... В случае распада семьи закономерно возникает целый ряд вопросов. Где взять квартиру? Как найти другого человека, с которым я буду счастлив? Где гарантия, что это счастье состоится? Как поддерживать отношения с детьми от предыдущего брака?..


Однако ни европейская, ни американская наука (она ведь тоже имеет европейские культурные корни), пока не могут точно сказать, что такое совместимость людей в браке. Правда, достаточно давно существует эмпирический путь - проверка опытом. Прежде всего, это институт помолвки. Жених и невеста объявляли знакомым и родственникам о намерении вступить в брак. Какое-то время они проверяли свою психологическую и социальную совместимость и только после этого становились мужем и женой.


В последние годы во многих экономически развитых странах стал формироваться институт "пробного брака". Окружающим сообщается, что брак не юридический, а как бы проверочный, и брачный контракт еще не подписан. Предполагается, что детей у этой пары пока не будет. Мужчина и женщина живут вместе и на протяжении определенного времени выясняют, подходят они друг другу или нет.
Если гармоничность и устойчивость отношений этих людей становится очевидной, они заключают брачный контракт. Часто "пробный брак" существенно ограничивает круг проблем новой семьи, дает больше уверенности в прочности семейных уз. И уж если нас не подготовили в детстве к будущей семейной жизни, то необходимо разобраться в себе и в том человеке, который нам кажется выбранным навсегда. Поздно? Отнюдь! Правило - "лучше поздно, чем никогда!" - подходит и для такой ситуации. Не сделать этого - значит смириться с тем, что с высокой степенью вероятности, семейная жизнь окажется слишком сложной.


По-видимому, многие читатели уже заметили, что удовлетворенность третьей базовой биологической потребности человека (потребности биологической экспансии) не равнозначна гармонии половой жизни. Ведь аппетит дан не столько для того, чтобы наслаждаться вкусом пищи, сколько для стимулирования ее поиска и достижения главной цели - поддержания обмена веществ за счет усвоения организмом белков, жиров, углеводов, жидкостей. Наслаждение, которое дает человеку любовная игра, - не цель, а мощный стимул, способствующий сохранению своего рода в детях. В последние годы развитие науки позволило сделать возможным появление ребенка на свет не только без любви, но и без интимной близости его биологических родителей. Однако такой способ продолжения рода человеческого не только противоестественен, но и недостаточно надежен. Все важнейшие компоненты поведения человека подкрепляются удовольствием; если такого подкрепления нет - соответствующий элемент поведения становится нестабильным.
Рассмотрим следующую ситуацию - зрелый человек обладает тем, что называется "радостями любви", но не имеет детей. С точки зрения психологии это означает, что удовлетворена не сама базовая потребность, а только непосредственный стимул, вознаграждаемый удовольствием (мотив поведения), который может привести к ее удовлетворению. В сущности, происходит самообман - человек пытается разделить удовольствие, которым он вознаграждается за выполнение законов природы, и труды, которые возникают при строгом следовании этим законам. Ведь сама базовая потребность так и остается неудовлетворенной. Не зря сказано: "любишь кататься - люби и саночки возить"... И жизнь, и наука показывают одно: попытка свести счастье человека к максимуму удовольствий, не связанных с соразмерным трудом, - тупик в адаптации! Самые яркие проявления такой адаптационной ошибки - разнообразные наркомании. К этой теме мы вернемся немного позже. Счастье человека может быть только трудным, другие его варианты - лишь иллюзии и суррогаты счастья.


А теперь иной пример - дети в семье есть, но родители считают, что их недостаточно много ("всего один", а может быть "всего пять"...). Даже в этом случае третья базовая биологическая потребность удовлетворена не полностью, ибо достаточное для семьи число детей определяется не инструкциями, а внутренней позицией конкретной супружеской пары.


Не случайно во многих странах Востока традиции, кроме всего прочего, требуют для признания социальной зрелости женщины наличия у нее не менее семи сыновей. Можно, конечно, выразить недоумение по поводу дискриминации девочек, которые не берутся в расчет, но это уже другой вопрос. В любом случае - уважение вызывает большая семья, ибо это очень надежная гарантия продолжения рода! Во многих богатых странах мира, как известно, многодетные семьи - редкость.


Наряду с культурными традициями, на число детей в семье серьезнейшим образом влияют экономические факторы, прежде всего - уровень жизни населения. Давно замечено, что в бедных странах с избыточным населением правительственные программы по ограничению рождаемости часто не дают заметного результата. Противоположная ситуация - в богатых странах с высоким уровнем жизни граждан. В этих государствах чаще наблюдается тенденция к уменьшению численности, к "деградации" так называемой "титульной", т.е. основной нации (снижение способности и мужчин, и женщин к деторождению, увеличение числа детей с различными отклонениями в состоянии здоровья); обычно параллельно с этим происходит быстрый рост числа граждан-эмигрантов.


Даже если семья живет в достаточно благоприятных условиях и в благополучном государстве, - один ребенок, двое детей в семье - это, все же, достаточно высокий риск прекращения участия рода в развитии популяции. Практически всегда существует опасность серьезных заболеваний, чрезвычайных обстоятельств, угрожающих жизни ребенка - транспортные происшествия, неосторожные игры, насильственные действия преступников, опасности, связанные со службой в армии (даже в мирное время); невозможно также исключить влияние на судьбу рода экологических катастроф, природных стихий и многих других факторов.


В тех случаях, когда социально-экономические или другие обстоятельства препятствуют стремлению родителей иметь большую семью, зачастую можно наблюдать "суррогатное" удовлетворение третьей базовой биологической потребности. Домашние животные - кошки, собаки, а также канарейки и экзотические рептилии, вошедшие в моду в последнее время, цветы, деревья и кустарники... - вообще любые растения, то есть в принципе все живое, что требует ухода, внимания, любви, в какой-то степени способно заменить семью (особенно женщине) главный, естественный объект заботы и нежности - детей. Компенсировать эту неудовлетворенность могут и чужие дети, а также свои или чужие старики, просто обездоленные люди. Такая форма компенсаторного поведения часто проявляется благотворительностью. Это тоже выход, и неплохой выход, но все-таки собственные дети - наиболее приемлемый вариант реализации третьей базовой биологической потребности для большинства людей.


Казалось бы, личная жизнь отдельного человека должна мало интересовать общество, на то она и личная, чтобы самостоятельно решать все проблемы, возникающие в этой сфере нашей деятельности. Однако если у человека личная жизнь не устроена, то и работник, и общественник он плохой, и даже как гражданин он функционирует не идеально. Наверняка, вы видели людей, которые полностью отдаются общественной деятельности. Казалось бы, что здесь плохого? Но с точки зрения психологии это означает, что у такого человека личной жизни немного или ее нет вовсе.


К сожалению, людей с неустроенной личной жизнью в обществе немало: социологические исследования показывают, что их не менее 30 процентов взрослого населения. Следовательно, это проблема не только личная, но и социальная. В отличие от права на труд, образование, социальную защиту и т.п., общество, пока, не способно гарантировать человеку право на счастливую личную жизнь, Во "Всеобщей декларации прав человека" ничего не сказано о праве на счастье в любви... Тем не менее, большей части несчастливых - помочь можно! Хотя обществом пока и не созданы эффективные структуры, содействующие достижению гармонии в личной жизни, но уже сегодня эту функцию частично выполняют семейные консультанты, психологи, врачи (психотерапевты, сексологи, гинекологи, андрологи и др.). Тем, кто еще ищет пути решения "трудных вопросов", важно знать, что такие специалисты уже существуют и что решение проблем личной жизни не следует откладывать в долгий ящик.

НАСТОЯЩАЯ СИЛА - В ЗНАНИИ

Прежде чем перейти к описанию четвертой базовой биологической потребности человека, уважаемый читатель, предлагаем Вам следующее философское резюме:


Порядок, иерархия базовых потребностей первой группы отражает этапы реализации сценария жизни, биологического существования человека.


Реализовав свою первую потребность - потребность дифференциации от окружающей его "материнской" биологической и физической среды, выделившись из "первичной однородности", человек должен установить гармоничные отношения, т.е. интегрироваться со средой обитания.


Реализация второй потребности достигается в процессе идентификации со средой. Процесс идентификации означает включение родившейся новой биологической системы в кругооборот веществ, энергии, информации. Законы этого обмена едины и для человека, и для породившей его в процессе эволюции биосферы. Более того, такое взаимодействие природы и человека, связанных пуповиной единых для них законов биосферы, означает не только заинтересованность человека в стабильности биосферы (экология стабильности), но и "заинтересованность" Природы в Человеке (экология развития), обеспечение экспансии биосферы в "неживой" природе, ибо человек - одно из самых перспективных творений биосферы, ее надежда, ее любимое дитя! Гармония взаимодействия человека и материальной среды - экологическая культура - важнейшее условие поддержания стабильности обеих взаимодействующих систем.


Реализовав тактическую задачу выживания в ближайшее время, человек должен затем решить и стратегическую задачу - проблему бесконечного продолжения своей жизни, то есть достичь удовлетворенности третьей биологической потребности - потребности экспансии.


По-видимому, вы заметили, что потребности не только следуют друг за другом, но и вытекают из предшествующих, вырастают, подобно новому побегу из предыдущих ветвей. Третья потребность может быть реализована, прежде всего, благодаря идентификации и интеграции человека с важнейшей для него частью (подсистемой) биологической среды - человеческой популяцией. Это происходит путем обмена генетической информацией, т.е. частью информационного богатства популяции, которой обладают будущие родители. Энергия для осуществления важнейшего непрерывного процесса репродукции (воспроизводства), увеличения объема и организованности информационного потенциала популяции черпается из такого мощного источника, каким является биологическое влечение полов. А для того, чтобы этот источник преждевременно не иссяк, необходимо нормальное физиологическое состояние организма и нормальный обмен веществ.


Четвертой, завершающей базовой потребностью в группе биологических мотивов поведения является потребность познания. Ее смысл состоит в стремлении человека к познанию как собственной биологической организации, так и принципов организации биологической среды, к условиям которой должен постоянно адаптироваться его организм. Человек хочет лучше понимать смысл импульсов, которые воспринимаются им как на сознательном, так и на подсознательном уровнях, отчетливо представлять, как устроена окружающая среда, которая поставляет ему радости телесные, но она же может, при непонимании ее законов, порождать и боль, а иногда - даже угрожать жизни данного человека.


Под влиянием четвертой базовой биологической потребности ребенок мечтает наесться досыта мороженого, конфет, фруктов и многого другого, что кажется ему необычайно вкусным, но все эти лакомства по странной "прихоти" взрослых почему-то ограничиваются в количестве... Помните у Чуковского стихи, отражающие детскую мечту об огромном количестве шоколада: "А сколько прислать? Да пудов эдак пять или шесть. Больше ему не съесть - он у меня еще маленький!" Вот почему ребенок мечтает стать, когда подрастет, продавцом сладостей.


С возрастом формируется новый круг мечтаний, связанных с четвертой потребностью. Многие мальчики в школьные годы мечтают об атлетической фигуре; чтобы нарастить мышцы, они не только тратят массу времени на тренировки ("накачиваются"), но и во многих случаях готовы пойти на рискованные эксперименты, связанные с приемом анаболических гормонов. У девочек - своя мечта.

Маленькой кокетке хочется поскорее заполучить мамины наряды, косметику, сделать особую прическу - все то, что означает взрослость: высокие каблуки, яркая губная помада, декольтированное вечернее платье, да и Бог знает, что еще... Главное - "чтобы все упали от удивления и восторга!". Родители, обнаружившие свою дочурку в таком виде и в таком наряде, действительно готовы упасть в обморок. Впрочем, все это чаще всего не выходит за рамки наивных и милых детских шалостей.


Достигая юношеского возраста, человек осознает еще одно проявление четвертой потребности - стремление познать свою сексуальную индивидуальность. Затем придет время осознавать и изучать свои растущие до возраста зрелости возможности; вторая половина жизни заставит оценивать постепенное снижение возможностей организма.


Особенно остро четвертая базовая биологическая потребность осознается в момент начала того или иного заболевания. Собственный организм становится как бы незнакомым, непредсказуемым - меняются реакции на привычные факторы внешней среды (пища, физические нагрузки, атмосферные факторы). Вновь приходится отвечать на давно, казалось бы, решенные вопросы. Можно или нельзя делать что-то привычное? Полезно это или вредно? Приятно это будет или неприятно?

 

Продолжение: Часть вторая.

 


Опубликовано на www.vakurov.ru
22.10.2008
Последнее обновление ( 24.10.2008 )
Просмотров: 7106
< Пред.   След. >
 

Психоз гораздо глубже укоренен и связан с элементами человеческой личности и существования, чем невроз, и мы поистине бедны, если всего лишь нормальны.

Дональд Винникотт

Просмотров: