Обо мнеОтзывыКонтакты
Главная
Форумы
Мои статьи
Зарисовки с натуры
Мои тренинги
Отзывы с моих тренингов
Мои стихи
Статьи других авторов
Семейная психология и психотерапия
Трансперсональное
О психотерапевтах
Учись думать сам!
Саморазвитие
Психотерапия
Психология
Пригодится!
Философия
Бизнес
Тренинги
Продажи
Переговоры
Маркетинг и реклама
НЛП и Эриксоновский гипноз
Стихи других авторов
Словари
Карта Сайта
Контакты
Мои статьи неоконченное
Ссылки
Ссылки 2
Поиск
Стихи других авторов
Система Orphus

Избранные темы
Новинки в моих статьях
Популярное в «Мои статьи»
Новые темы форума
Популярное на форуме
Голосование
Понравился ли Вам сайт?
 
Введение в психологию оптимума. Часть вторая. Версия в формате PDF Версия для печати Отправить на e-mail
Просмотров: 8291
Рейтинг: / 0
ХудшаяЛучшая 

 Шелкопляс Е.В.   

"ЧЕЛОВЕК" МИНУС "ДУША" РАВНО "ОРГАНИЗМ"? НЕТ!

Таким образом, мы описали сущность и основные проявления первой группы потребностей человека, биологическую мотивацию его поведения. Потребности первой группы обычно достаточно отчетливо осознаются человеком, ибо в ходе эволюции для их удовлетворения сформировались специальные анализаторы. Человек отчетливо различает, что является причиной его беспокойства в данный момент - страх смерти, голод, жажда, сексуальное влечение, стремление к физическому самопознанию. Этого нельзя сказать о второй группе потребностей человека. Его высшие, социальные и духовные мотивы поступков сплошь и рядом кажутся и ему самому, и окружающим неясными, туманными...

 


Продолжение части первой

 

Приступая к анализу потребностей второй группы, высших потребностей человека, мотивов его социального и духовного поведения, следует, по-видимому, признать, что мы с Вами, уважаемый читатель, беремся за дело сугубо непростое. Сколько веков насчитывает человеческая цивилизация, столько времени и мудрые люди из народа, и те, кто посвятил свою жизнь познанию, - жрецы, философы, богословы, а затем представители гуманитарных наук, в том числе и психологи, ищут ответ на этот вопрос. Однако "вечные" вопросы - это не только проблема, которую нельзя до конца решить, это еще и задача, которую, несмотря на отсутствие окончательного ответа, представители рода человеческого, поколение за поколением обязаны упорно решать, понимая, что Истина - бесконечна, как Бог, как Вселенная! Да и человечество не спешит закончить свою Историю... Ведь завершение программы, предначертанной Природой или Богом роду человеческому, означает окончание жизни человека как вида. Но человечество и не медлит, ибо побуждают его к познанию самого себя могучие, частично не осознаваемые им силы, заставляющие набирать все большую скорость развития. Реализуется колоссальная экспансивность, свойственная человеку, стремление сделать невозможное, достичь максимума счастья и удовлетворенности, сделать шаг за ускользающий горизонт.


Психологическая наука четко определяет четыре реальные ведущие социальные потребности человека. Однако группа социальных потребностей, в отличие от биологических, не опирается на специализированные анализаторы, а следовательно, не фиксируется сознанием так отчетливо, как голод, жажда, влюбленность, стремление к безопасности. Понятно, что это обстоятельство создает определенные проблемы в изучении социально-психологических потребностей человека. Об этом мы скажем чуть позже.
Схематическое отображение двух групп базовых потребностей человека выглядит очень просто:

 

 

 

 

Биологические потребности:


1 Дифференциации

2 Идентификации и интеграции


3 Экспансии

4 Познания

 

Социальные потребности:

1 Дифференциации


2 Идентификации и интеграции

3 Экспансии


4 Познания

 

 

 

Потребности биологические и социальные, не имея различий в названии, принципиально различаются в своих проявлениях, ибо первая группа отражает основные закономерности биологической адаптации, а вторая - социальной. Для достижения в познании полной гармонии человеку, строго говоря, мало понимать только законы существования природы, самого себя и общества... Да, нам необходимо быть в гармонии с природой, с самим собой и с окружающими. Но выполнившие эту задачу чувствуют необходимость достичь большего - гармонии с той силой, той сущностью, что выходит за рамки человеческого бытия, его опыта, с тем, что выше Человека. Трансцендентальные законы кто-то стремится называть "законами ноосферы", кто-то - "промыслом Господним"... Считать ли Бога "Сверхличностью", "Сверхсознанием", а всех представителей рода человеческого от Адама и до скончания веков Его "предсознанием"?.. Вопросы такого рода чрезвычайно интересны, но ставить их легче, чем отвечать на них...


Во всяком случае, с позиции "психологии оптимума" к духовному уровню организации следует относить то, что лежит за пределами личности и даже поколения. Духовность отражает не сиюминутную эгоистическую выгоду отдельного человека или социальной группы, а то, что составляет непреходящую ценность для человечества во всей его минувшей и предстоящей истории.


В духовном поиске, который может быть назван третьей группой потребностей человека, также могут быть условно выделены ступени дифференциации, идентификации, экспансии и познания.


Первая ступень (потребность) означает осознание человеком себя не только неотъемлемой частью собственной семьи, производственного коллектива, населения страны и современного ему мира, но и абсолютно важной, необходимой личностью, частицей рода, нации, государства и человечества как в той истории, которая существовала до его рождения, так и в той истории, которая будет развиваться после его ухода из жизни, на которую он окажет свое неповторимое влияние. Осознание первой потребности в третьей группе мотивов поведения ощущается как стремление человека понять смысл и взаимосвязь прошлого, будущего и настоящего через историю, философию и религию. Поэт назвал такое состояние "духовной жаждой"...


На второй ступени духовного роста человек осуществляет идентификацию своих взглядов с теми или иными существовавшими до момента его духовного взросления религиозными, философскими и социальными концепциями.


На третьей ступени человек пропагандирует наиболее близкие ему взгляды, обеспечивая их максимальную экспансию. Он выполняет роль проповедника близких ему взглядов.


И, наконец, на четвертой ступени духовного роста он способен сказать новое слово в теологии, философии и социологии или сделать внутренне непротиворечивыми свои собственные взгляды в рамках третьей группы потребностей.


Однако далеко не каждому человеку в его жизни доведется задуматься об этих проблемах.


Сознательно отказываясь от полноценного перехода в обсуждаемой теме к чистой философии и метафизике, ибо это - почти безграничная тема, мы предлагаем определить социальные и духовные потребности человека как "социально-психологические" и сосредоточиться на том, что вполне доступно логическому анализу и проверке повседневным опытом.

 

 

КАЖДЫЙ КРИЧИТ: "АЗ ЕСМЬ!.."

Первой среди социальных и духовных потребностей человека является потребность дифференциации от окружающей его среды.


Она означает стремление быть индивидуальностью, непохожим на других, единственным в своем роде человеком. Название потребности, как видите, то же, что и у первой биологической потребности человека, но поскольку среда адаптации другая - окружающие нас люди, общество, то и проявления этого мотива поведения человека - совершенно иные. Быть живым в биологическом смысле слова означает отличаться по ряду важнейших параметров от окружающей нас биосферы. Существовать, быть субъектом социальной жизни, активно в ней участвовать - означает, прежде всего, быть не похожим на других людей, быть индивидуальностью, единственным в своем роде человеком. Посмотрите вокруг себя на работе, на совещании, в дружеской компании или просто на улице.

Вы легко заметите, что одинаково одетых, одинаково причесанных, одинаково говорящих и ведущих себя людей очень немного. Исключение составляют люди, одетые в форму, - армия, милиция и т.д. Их свобода поведения ограничена заранее обговоренными правилами, это организации, где индивидуальность человека как бы стерта, смазана, переведена на задний план. Действительно, разве легко заметить индивидуальность того или иного человека во время движения воинской колонны на параде?


Мы не только достаточно разные от природы, мы еще и стремимся быть непохожими на других людей. Это проявляется прежде всего в одежде и внешнем облике. Каждый человек стремится в чем-то отличаться от других и в частной жизни, и в бизнесе, и в политической деятельности. Существует, правда, исключение из общего правила. Это - близнецы, которые часто, особенно в детстве, стремятся максимально походить друг на друга, однако и они, подрастая, обычно начинают искать в себе что-то неповторимое, индивидуальное, да и жизнь обычно ставит перед ними со временем такие задачи, где одинаковые решения для близнецов - невозможны. Пример того - выбор супруга.


Стать абсолютно похожим на всех - для человека равносильно социальной смерти. Нам важно быть непохожими, ведь если мы неотличимы от других, нас, попросту, не заметят! Мы идем - на нас никто не смотрит... Мы приходим куда-то - до нас никому нет дела... Первая социальная потребность человека состоит в том, чтобы его замечали.


Прежде всего, каждому из нас важно, чтобы его "замечали" дома. Все мы ждем искреннего и позитивного интереса к своей персоне, но ведь бывает порой и иначе. Вот достаточно обычный пример: муж принес домой зарплату; он горд тем, что его труды имеют достойное денежное выражение, но слышит от супруги: "Положи деньги на место и займись чем-нибудь"... В другой семье: жена ждет любимого мужа с работы, у нее идеальный порядок, приготовлен вкусный ужин, но супруг воспринимает все это как должное, по существу, "не замечает" ни жены, ни ее трудов... Бывает, что человека "не замечают" на работе - принцип взаимоотношений в некоторых коллективах таков: работу сделал - можешь идти, деньги получишь... Никого не интересует, какими душевными затратами обеспечены результаты выполненной работы, а значит, не интересен и сам человек... Некто решил заглянуть к приятелям, отвести душу, а им - "ни жарко, ни холодно" от его присутствия... Плохо, если нас не заметили в том или ином значимом эпизоде жизни, но если это повторяется регулярно и длится достаточно долго - жизнь становится воистину невыносимой!


В подростковом возрасте человеку свойственно переживать бурный рост значимости социальных потребностей. Хорошо известно, что подростки стремятся любой ценой отличаться и от тех, кем они были еще вчера (т.е. от детей), и от тех, кем они будут завтра (от взрослых), ибо таковыми их всерьез еще никто не считает. Отсюда странная одежда, странные прически, необычная манера поведения, являющиеся элементами молодежной и подростковой моды, стиля жизни, именуемого сегодня субкультурой тинейджеров.

Шокирующие окружающих поведение и имидж подростков - не аномалия, а лишь свойственный (и наиболее доступный) этому возрасту, незрелый способ обратить на себя внимание, вступить в непосредственный контакт с более широкой, чем родительская семья, сферой социального общения.


У большинства людей вместе с достижением социальной зрелости, наряду с формированием чувства собственного достоинства взрослого человека, в поведении появляются такие социальные качества, которые позволяют всерьез привлечь к себе внимание, заслужить устойчивое уважение окружающих людей - членов семьи, товарищей по работе, а быть может, и всего общества.


Естественно стремление женщин не только демонстрировать положительные деловые и человеческие качества, но и стараться привлекать внимание окружающих к своей внешности. А как обстоит дело у мужчин? Психология утверждает, что и мужчине важно быть замеченным. Правда, речь идет обычно не о достоинствах его внешности, а о стремлении достичь признания своих деловых качеств, в первую очередь, со стороны коллег и сослуживцев. Каждому из нас нужно быть замеченным, ибо это первая социальная потребность человека, совершенно естественный мотив поведения.


А существуют ли мотивы поведения, которые выходят за рамки нормы? Да, и не только при психических расстройствах. За пределами гармоничной нормы (в отличие от условно нормального, не болезненного, но не слишком благородного образа действий), к примеру, находится то поведение, при котором некоторым социальным потребностям человек уделяет гипертрофированное внимание; обычно это потребности первой группы, эксплуатация которых позволяет легче достичь переживания чувства удовлетворения и удовольствия. Чаще гедонистическое поведение (ориентированное на максимум удовольствий) реализуется за счет подавления (ущемления) ничуть не менее важных потребностей второй группы - как правило, тех мотивов, удовлетворение которых освоено человеком недостаточно, или тех, что кажутся ему трудно достижимыми. О личностях с крайним заострением той или иной социальной потребности (дисгармоничных или акцентуированных личностях) мы будем говорить во второй лекции.

 

 

ТОЛЬКО СРЕДИ ЛЮДЕЙ Я - ЧЕЛОВЕК!

 

Мы уже говорили, что вторая потребность в группе социально-психологических мотивов поведения человека - потребность идентификации и интеграции.


Название второй базовой потребности в группах биологических и социальных мотивов одинаково, но их проявления в поведении человека различны. В этом не трудно заметить действие основного принципа организации материи - закона развития по спирали. С одной стороны, наблюдается повторение свойств предыдущего уровня, с другой - своеобразие качеств, присущих следующему уровню, витку спирали.


Указанная потребность проявляется в стремлении объединяться с другими людьми в сообщества (семья, дружеская компания, производственный коллектив, социальный слой или класс, государство, человечество) для достижения максимальной степени удовлетворенности жизнью на основе взаимодополнения возможностей неповторимых личностей, со свойственными им достоинствами, способностями и талантами.


В отличие от особенностей биологической адаптации, вторая социальная потребность проявляется стремлением личности к обмену с социальной средой, но не веществом и энергией, а полезностями. Человеку свойственно производить много полезностей не только для себя, но и для окружающих. Этому способствует социальное разделение труда, заставляющее каждого быть специалистом в той или иной области общественного производства. Реализация потребности идентификации и интеграции, обмена полезностями позволяет нам иметь практически все, что производится обществом. Для этого каждому достаточно производить в большом количестве то, что он умеет делать хорошо, то, в чем он являемся специалистом: или строить жилье, или вырабатывать продукты питания, или выпускать станки и ширпотреб, или шить одежду, или лечить, или учить, или торговать, или защищать граждан страны, или писать картины, или музицировать - в общем, делать то, что может приносить пользу людям. Если бы мы попытались все делать для себя сами, то быстро бы убедились, что нам по силам построить себе землянку, пахать землю сохой, обороняться дубиной... Да и стать человеком можно только в человеческом обществе. Описанные наукой случаи воспитания детей животными показывают, что, если реальные, а не сказочные "маугли" попадают в общество людей позже двух - трех летнего возраста, - человеческую психику сформировать у них уже не удается.


Отдельный человек, сам по себе, очень слаб; объединившись с другими - он становится всемогущим! Вот почему для решения больших и сложных задач мы, обычно, объединяемся с другими людьми. Кроме всего прочего, закон социальной идентификации и интеграции, вытекающий из второй потребности, означает отказ от ненужной, с точки зрения глубокого психологического анализа, свободы. Как это ни странно с первого взгляда, свободы, о которой так много говорят циничные политики, - не существует! Более того, психологическая наука утверждает, что человеку свобода и не нужна! Борьба за свободу человечества, сколько бы политики об этом ни твердили, есть самый настоящий обман, иллюзия здравого смысла.


Когда-то великая французская революция провозгласила в дополнение к христианским лозунгам братства и равенства людей идею свободы каждого члена общества. Лидеры французской революции, несомненно, преследовали благородные цели, но на деле не получилось ничего. Когда стало ясно, что одними призывами к реализации высоких целей общество не изменишь, тогда революционеры попытались силой загнать сограждан в "счастливое будущее". Нетрудно себе представить, велика ли радость принудительного братства, - с братьями и сестрами мы, сплошь и рядом, конфликтуем или имеем холодные отношения, а уж со всем человечеством, со всеми гражданами, несмотря на тысячелетнее воспитание церковью, представить себе отношения Братской Любви - очень сложно... Что касается принципа Равенства - современному человеку это даже теоретически невозможно себе представить. Ведь равенство - это одинаковость, а люди - не одинаковы! С определенной натяжкой, развивая библейское утверждение о том, что все люди равны перед Богом, можно сказать о разумности и реальности осуществления принципа равенства граждан перед законом, но в жизни очень часто закон на стороне тех, кто стоит выше других на ступеньках социальной лестницы. Что же касается Всевышнего Судьи, то он уже несколько тысяч лет не демонстрировал простым смертным результатов своего неподкупного и справедливого суда.


Известное каждому слово "идея", в высоком понимании, является родственным таким понятиям, как идеология и идеализм.

Историческая наука давно доказала, что человечество не может развиваться иначе, как постигая истину на уроках собственных ошибок. Поэтому попытки в короткие исторические сроки добиться реализации самых высоких идей в общественной практике, т.е. социальная наивность политиков и общества (идеализм) - часто очень дорого стоят... И все-таки психологическая наука дает основание для оптимизма в исследовании проблемы индивидуальной свободы.


Попробуем ответить себе на вопрос, что же такое свобода? В чем ее психологическая сущность? Если мы согласимся с тем, что на глобальные вопросы (а это, несомненно, вопрос глобальный) исчерпывающего ответа быть не может, тогда мы будем вправе утверждать, что реальной свободы нет и не может быть без состояния независимости человека от других людей в принятии им решений и в поведении. Это одно из главных условий. То есть состояние свободы представляет собой, во многом, независимость человека от окружающих. По существу, крайняя степень независимости человека - его ненужность. Тот, кто никому не нужен, тот максимально свободен; зачастую и ему никто не нужен... Таких людей немного - это разного рода отшельники, схимники, бобыли, чудаки; кроме того (несколько в меньшей степени), это отдельные группы людей, составляющие особую субкультуру, как, например, те, кто называл себя хиппи, члены некоторых сект и т.д.


В ситуации независимости индивида от окружающих (и от общества) есть свои преимущества - можно не выполнять общепринятых требований, не признавать "формальностей", снять с себя ответственность за семью и близких, не признавать обязательными для себя ничьи решения - ни политиков, ни производственных начальников, ни семейного совета... Можно не платить налоги, бросить работу, не отдавать долги, отправиться странствовать, наконец, уйти в лес и там жить... Но будет ли при этом человек защищен (свободен) от нападения диких зверей или подобных себе существ, свободен от голода, от болезней, от холода и т.п.?


Основательно все обдумав, нетрудно прийти к выводу, что полная свобода наступает для человека тогда, когда он... умирает! Вот тогда уж, действительно, ему ничего не нужно. И никаких потребностей, и никаких проблем... Но к этому как раз человек и не стремится! Мы уже имели возможность убедиться в том, что потребность сохранения своей жизни есть первейший мотив нашего поведения, все остальные потребности человека проистекают отсюда.


Знание законов психологии позволяет понять, что взамен недоступной и ненужной свободы человеку природой (или Богом, если угодно) даны три вида несвободы: "несвобода неприемлемая", "несвобода приемлемая" и "несвобода сладкая". Примерами неприемлемой несвободы могут быть и вынужденное общение в своем доме с пьяницей-соседом, и с уличным хулиганом, и с неприятными для нас сослуживцами на работе. Мы несвободны от результатов всеобщих выборов депутатов и президента (ведь если выбор неудачен - приходится ждать следующих выборов...).


Выше перечисленное не означает, что мы должны мириться с неприемлемой несвободой всю жизнь, ибо в самом определении подчеркивается неприемлемость подобных отношений с близкими или дальними людьми, влияющими на нашу жизнь. Однако во многих случаях такое неудовлетворительное состояние отношений, если приложить достаточные усилия, может быть трансформировано в состояние "приемлемой несвободы".


Примером приемлемой несвободы является хороший сосед, который может попросить денег в долг, но непременно их вернет в оговоренный срок. Мы же, в свою очередь, можем обратиться к нему, например, попросить у него ненадолго какой-нибудь слесарный инструмент для неотложного домашнего ремонта или отвезти на его автомобиле заболевшего родственника в больницу и т.д. Планирование текущих дел, утренняя зарядка, выполнение гигиенических правил, разумный режим питания, следование нормам морали - также пример приемлемой несвободы. Приемлем разумный начальник, который хотя и требует от подчиненных выполнения немалого круга производственных обязанностей, но заботится о том, чтобы у сотрудников было благоустроенное жилье, достойная зарплата, доступная квалифицированная медицинская помощь, возможность повышения профессионального уровня и реализации творческого потенциала. Несомненно, что хороший президент, издающий строгие указы, не позволяющие чиновникам и иноземцам разворовывать страну, обеспечивающий контроль уплаты налогов каждым гражданином и предприятием в соответствии со справедливыми законами, безусловно, ограничивает свободу граждан и организаций, но это - также вариант приемлемой несвободы, потому как в результате выигрывает большинство граждан страны.


Но есть еще один вариант отношений людей, который определятся, как состояние "сладкой" несвободы. Иллюстрацией такого рода отношений являются дружба и любовь. Представьте себе, что неприятный вам человек просит вас в чем-то помочь. В таких случаях мы обычно отказываем или выполняем просьбу крайне неохотно. Другое дело, если с подобной просьбой обратился друг - многие, не просто без всякой корысти, но даже с радостью, могут выручить своего друга в сложной ситуации.


Воспитанный человек обычно демонстрирует доброжелательность и внимание практически всем окружающим, что создает впечатление его доброго расположения ко всем людям. Порой это называют "любезностью", но такое поведение все же не выходит за пределы определенных границ вежливости. От вежливого человека можно ожидать доброжелательности и любезности, но странно было бы требовать от него любви ко всем и каждому. Только тем, кого любим, мы отдаем все, что у нас есть, с радостью и удовлетворением. Трудно ли со всей щедростью души откликнуться на призыв любимого человека поцеловать его, просьбу своего маленького ребенка пожалеть, защитить его, поиграть с ним...


Мы не можем быть независимы от своих друзей и от любимых, то есть, у нас нет выбора - общаться с ними или не общаться. Нетрудно понять, что общение и с другом, и с любимым человеком - это и есть "сладкая несвобода". Мы не свободны от них; мы вынуждены о них думать, мы вынуждены порой страдать от этого, но мы ждем и стремимся к общению с ними... Как в дружбе, так и в любви, радости и страдания, порожденные глубокой близостью с другим человеком - всего лишь две стороны одной медали - "сладкой" несвободы.


Потребность человека в идентификации с другими людьми - это не выбор между состоянием свободы и несвободы, а поиск выхода из состояния неприемлемой несвободы в состояние свободы приемлемой или максимально приемлемой, желаемой, той самой несвободы, которую мы назвали "сладкой". Понятно, что мы стремимся планировать свое поведение таким образом, чтобы иметь как можно меньше состояний неприемлемой несвободы. Условием достижения этого варианта отношений с окружающими является умение находить в ограниченном наборе вариантов несвободы те формы поведения, которые позволяют добиться баланса интересов с людьми, взаимодействующими с нами повседневно. Прежде всего, это члены семьи, друзья, сотрудники. Здесь реализуется важное психологическое правило: "Чтобы мне было хорошо с окружающими, им должно быть хорошо со мной".


Давно было замечено, что в идентификации с "близким кругом" людей особенно талантливы женщины. Нетрудно припомнить, как глубоко переживают женщины боль близкого человека, как искренне радуются успеху тех, кого считают своими. Их базовая идентификация строится на принципе "Мое - не мое", безусловный приоритет отдается тем людям, предметам, явлениям, которые относятся к категории "мое": для женщины не так важно, каковы реальные таланты ребенка, как важно, что это ее ребенок... Базовая идентификация мужчин испытывает значительно большее влияние принципа "справедливо - несправедливо". Поэтому в семьях женщины чаще защищают детей, совершивших проступок (оценивают проступок сердцем), мужчины - судят строже (оценивают рассудком). Сферой преимущественно мужских интересов и ответственности является идентификация с "дальним кругом" людей - интересами производственного коллектива, жителей населенного пункта, региона, страны, интересы народа и человечества. Нетрудно заметить, что мужские и женские психологические качества и в этой области дополняют друг друга.


Существует еще одна заметная область проявления потребности человека в идентификации. Это стремление к отождествлению не только с теми, кто рядом, но и с теми, кто далеко от нас (в смысле расстояния, времени, реальности существования). Оно проявляется в отождествлении себя с тем или иным человеком или группой людей (иногда небольшой, а иногда многомиллионной) в религиозных взглядах, идеологии, искусстве, политике, спорте и т.д. "Наши" и "не наши", хорошие и плохие, вызывающие сочувствие или гнев... Мы стремимся быть похожими на тех, с кем идентифицируем себя, кого считаем хорошими, правильными, умными, дальновидными. По существу, в основе такого вполне обычного стремления лежит сходство интересов, потребностей, духовная тождественность - будь то выбор музыкальной группы или спортивного клуба, положительных и отрицательных героев в произведениях искусства. Человеку приходится иногда делать и более сложный выбор - например, определяться в принадлежности к той или иной религиозной конфессии (к тому же внутри конфессий существуют различные направления; ведь и православные, и католики, и протестанты - все это христиане). Не просто бывает сделать выбор в пользу той или иной партии в условиях многопартийности. Даже выбор национальности может стать предметом трудных размышлений для молодого человека, получающего паспорт, если его предки и родители не позаботились о "чистоте крови". Строго говоря, дело здесь не в паспорте, а в национальной идентификации.


Произнося слово "наши", мы подразумеваем людей, по каким-то существенным признакам похожих на нас. При этом сознательно или несознательно учитывается, что если "нашим" будет хорошо, то и "мне будет хорошо", если им будет плохо - то "и мне, скорей всего, тоже будет плохо". Плохо моей семье - и мне не сладко. Не устраивают условия работы большинство из тех, кто трудится рядом со мной, - эта неудовлетворенность наверняка скажется и на мне. Плохо моим согражданам - можно не сомневаться, что и мне будет скверно...

Кроме того, каждый из нас идентифицирует себя с проблемами и успехами людей, живущих в том или ином городе, области, государстве, с теми людьми, которых именуют "прогрессивным человечеством".


Нам свойственно идентифицировать себя не только с реальными людьми, но и с персонажами, порожденными человеческой фантазией - например, с героями книг или фильмов. Известно, что женщины любят смотреть "красивые" фильмы - о бедных, но добродетельных девушках, вознаграждаемых провидением счастливой любовью, достатком, разрешением всех проблем за проявленное ими ангельское благородство духа и терпение... Вспомним множество сюжетов на тему сказки о Золушке, встретившей после ряда испытаний своего принца. Известно и то, что мужчины, особенно юные, любят читать книги, смотреть спектакли и фильмы о битвах, могучих и бесстрашных героях, завоевывающих в сражениях с почти неодолимыми соперниками славу, любовь прекрасной дамы, всеобщее уважение. Все это - варианты легенды всех времен и народов о богатыре, одолевающем в одиночку (или при поддержке двух-трех друзей) любого врага, любое зло.


Кроме того, почти все без исключения любят сказки на тему "богатые тоже плачут", - не важно, что это: книга, спектакль, фильм, цирковое представление или народное предание. Этот, третий вариант развития сюжета, всюду и во все времена повествовал о том, что силы зла побеждаются и наказываются не только благородными и смелыми людьми, но и самой судьбой, т.е. высшими силами, неподвластными воле человека.


Нетрудно заметить также, что каков бы ни был сюжет - мы всегда симпатизируем т.е. переживаем "позитивную идентификацию", а другим - желаем разоблачения их коварных планов и достойного возмездия, т.е. переживаем "негативную" идентификацию. Так абстрактные понятия "добро" и "зло" постепенно наполняются образным содержанием, подсказывают человеку выбор действия в проблемной ситуации.


Отрицательным персонажам искусство не случайно уделяет ничуть не меньше внимания, чем героям и добродетельным людям. Это могут быть и заурядные хулиганы, и незаурядные лидеры преступного мира, ими могут быть предатели, обманщики ханжи, лентяи. Это могут быть мистические облики зла: колдуны, оборотни и тому подобные малосимпатичные субъекты и в крайних случаях - олицетворение высшего зла - Сатана (Люцифер, Мефистофель, Дьявол). С этими неприятными, страшными или страшно неприятными образами большинству людей свойственна негативная или отрицательная идентификация.


Однако состояние отрицательной идентификации имеет место и в тех случаях, когда наблюдаемый нами человек или персонаж вовсе не страшен, а в чем-то, быть может, даже симпатичен. Хорошим примером тому служат люди, исполняющие роль клоуна на сцене или в жизни. Приходилось ли вам задумываться, почему людям так нравятся клоуны? Развивая эту мысль, зададимся вопросом. Чем хороша ситуация, когда рядом с нами работают те, кого окружающие считают "не очень умными людьми" (в повседневном обиходе мы пользуемся грубоватым, но всем понятным словом "дураки")? С точки зрения психологии ответ прост - потому, что они, несомненно, в чем-то важном хуже нас... А, следовательно, мы лучше их... Ведь так приятно быть в чем-то лучше других людей... У клоуна загибаются носки у ботинок, у клоуна нос красный, он глупости говорит. А у меня много проблем, но зато ботинки не загибаются и нос не красный... А что касается глупостей - это не столь очевидно и не бесспорно... Если он плохой или глупый, с моей точки зрения, значит я хороший, поскольку чувствую свою непохожесть на этого человека. Если в коллективе есть дурак, все остальные, по-видимому, умные... Не случайно классик сказал: " Без дураков было бы скучно жить". Те, кто чем-то хуже нас, уступают в чем-то нам, снимают очень много наших собственных психологических проблем, особенно тогда, когда соглашаются на роль слабого, послушного, опекаемого, ведомого. Об этом мы будем подробнее говорить во второй и третьей лекциях.


Потребность идентификации объединяет людей в семью - в одиночку невозможно завести ребенка. Эта же потребность объединяет людей в производственные коллективы: невозможно одному единственному специалисту выпускать сложную продукцию.

Единственному в школе учителю - невозможно учить детей всем наукам сразу; единственному в больнице врачу - квалифицированно лечить от всех болезней.


И. Кант отмечал, что взаимодействие есть форма общности. С позиций психологии оптимума - длительное или постоянное взаимодействие между множеством объектов неизбежно порождает общность или единство. Отмечая неизбежность объединения людей посредством идентификации их интересов в семью, производственный коллектив, союз граждан, - мы неизбежно придем к выводу, что человек никогда не сможет жить по принципу свободы и справедливости, если все люди, составляющие вместе с ним единый социальный организм, не создадут систему, называемую обществом, и не передадут часть своих прав для управления делами общества специальному органу - государству. В этом проявляется диалектика социальных потребностей человека. Дифференцируясь, приобретая социальную неповторимость, человек становится способным дополнять других, быть для них незаменимым. На смену одиночеству (чистая дифференциация) приходит общность (идентификация). Это сложное и противоречивое явление.


Наблюдаемый в последнее время распад многих государств - процесс весьма болезненный, но вполне естественный. Переход общества от одного этапа развития к другому представляет собой своеобразный недуг - болезнь роста. Нечто подобное можно наблюдать у подростков - их переход от детства к взрослости зачастую сопровождается болезнями, свойственными только этому возрасту. В состоянии "болезни" общество, как и человек, вначале что-то утрачивает, слабеет, но если не погибает, то приобретает новую силу и возможности, своеобразный иммунитет к прежним опасностям. Тогда на смену распаду обществ и государств приходит их объединение в союзы и новые государства, которые способны дать гражданам больше возможностей, чем карликовые, полуфеодальные, кичащиеся своей псевдонезависимостью, тратящие гигантские суммы общественных средств на поддержание бутафорской символики государственности (флаг, гимн, армия, таможня, посольства, президентский дворец и самолет и пр., и пр., и пр.), хотя масштаб такого государства зачастую не превышает размеров уезда или области.


В отношении вышесказанного, требование реализации принципа оптимума, гармоничного сочетания диалектически противоположных начал индивидуальной и общественной жизни означает отказ от такого понимания самобытности любого из народов, которое сводится к необходимости его изоляции в мононациональном государстве.


Гиперболизированная эксплуатация потребности дифференциации того или иного народа от жизненно необходимых ему (в отличие от пустого суверенитета) соседей способна породить такие нелепости, которые современные публицисты, живописующие "парад суверенитетов" времен распада СССР, образно назвали "процессом повсеместного введения районных денег" и "выборами ста князей на пять волостей". Демократическое общество может состоять только из образованных и ответственных граждан, но таковым известна история феодализма и свойственных ему "прелестей бессильного самовластия" мелких князей. Если мы забыли уроки мировой истории, стоит ли удивляться тому, что в последнее десятилетие 20-го века в России складывалось не демократическое, а олигархическое общество?

 

 

ВЕСЬ МИР - ТЕАТР. ВСЕ ЛЮДИ В НЕМ - АКТЕРЫ

Рассмотрев достаточно подробно первую и вторую социально-психологические потребности человека, мы можем теперь сосредоточить внимание на анализе третьей базовой потребности человека в сфере социальной адаптации. Она именуется потребностью экспансии, или социального самовыражения. Третья базовая потребность не возникает из ничего, на пустом месте; она вытекает из предыдущей - потребности идентификации (которая, в свою очередь, вырастает из первой - потребности дифференциации) и без реализации предшествующих мотивов практически нереализуема. Так, виток за витком, по спирали происходит возвышение потребностей, мотивов поведения человека от низших - к высшим.


Если в первой группе потребность биологической экспансии означает необходимость сыграть свою главную биологическую роль - роль продолжателя рода и тем самым сохранить себя для будущего в потомстве, "выразить себя" в любви к своему роду, к своим потомкам, то во второй группе эта потребность означает стремление человека сыграть свою основную социальную роль, оставив для будущего построенные дома, посаженные деревья, созданные произведения искусства, научные теории, книги и т.п. Не случайно сказано, что жизнь человека считается состоявшейся, если он посадил дерево, построил дом, воспитал ребенка. Социальная экспансия человека позволяет ему максимально выразить себя в любви к обществу, ко всему роду человеческому.


Как бы долго ни жил человек, как бы ни было многочисленно его потомство, гораздо лучше сохраняется в веках память о тех личностях, которые в максимальной степени реализовали не биологическую, а ведущую социальную роль - мыслителей, основателей мировых религий, государственных деятелей и полководцев, героев, совершивших подвиги ради своего народа, крупных политиков. Хотя и реже, но остаются в памяти поколений и народов некоторые злодеи; не случайно выражение "слава Герострата" стало собирательным в отношении тех людей, кто готов записать свое имя в истории любой ценой - и если не в качестве героя, то хотя бы в качестве злодея.
Конфуций, Будда и Магомет, Сократ, Платон и Аристотель, - для просвещенных жителей Европы, Азии и Америки, а для тех, кто считает родиной Россию, - Александр Невский, Петр I и Владимир Ульянов - остаются в памяти людей своими делами. Мы мало знаем и мало интересуемся их потомками, зато их дела помним до сих пор. Вы, уважаемый читатель, несомненно, можете продлить этот список, включив в него тех выдающихся людей, которые особенно близки вашему сердцу. Что касается "Герострата ХХ века" - вряд ли кто может сравниться с фюрером третьего Рейха - Адольфом Гитлером...


Но вернемся от великих мыслителей, политиков и злодеев к людям скромным, к тем, кого в жизни несравненно больше, к тем, кто вокруг нас, - к нашим знакомым, родственникам и близким, которые, однако, интересуют нас ничуть не меньше, чем "великие мира сего". Нам с вами, как и каждому нормальному человеку, важно, чтобы наши дела тоже были замечены и, по возможности, сохранились бы в памяти людей, хотя бы в памяти наших внуков и правнуков. Добиться этого можно, лишь совершая добрые дела, за которые можно ждать благодарности и уважения. Признание дается долгим и упорным трудом. Не каждый захочет потратить все силы на достижение признания такой ценой. Сегодня многие считают, что "в дамки" - можно пройти быстро, и не столько упорным и честным трудом, сколько хитростью и беспринципностью. Наиболее подходящими сферами для достижения быстрой славы и признания в нынешней России считают бизнес и политику. При этом искателям быстрой славы приходится "продавать душу дьяволу" - забыть об ограничениях морали, лгать, предавать друзей, приносить интерес общественный в жертву личному, быть готовым оправдать любое преступление иезуитской формулой - "цель оправдывает средства". Именно поэтому в политике, сплошь и рядом, можно видеть людей, которые стремятся любой ценой пробиться на авансцену, готовых на все, даже на убийство своих оппонентов и соперников, лишь бы попробовать себя в качестве исполнителя роли "Вершителя Судеб", "Исторической Личности". Тщетно! История доказала, что при таких моральных качествах можно попасть в Историю лишь в качестве очередного, ничтожного Герострата.


Порядочный человек понимает, что дурная слава - хуже безвестности. Если прогрессивное человечество даже и не знает обо мне ничего, а друзья, знакомые и родственники считают меня порядочным человеком, это уже означает, что жизнь удалась, что свои социальные роли я играю вполне достойно. Но не означает ли выражение "играть роль" какое-то проявление притворства или лицемерия? Отнюдь! Человеку свойственно играть различные социальные роли постоянно - каждый день и каждый час...


Известны слова Вильяма Шекспира:


"Весь мир - театр.
В нем женщины, мужчины - все актеры.
У них свои есть выходы, уходы,
И каждый не одну играет роль."


Оноре де Бальзак свои сочинения объединил общим названием - "Человеческая комедия". Великий классик русской литературы, "солнце нашей поэзии" А.С. Пушкин внес свою лепту в понимание мотивов поведения человека, в оценку "роли", "ролевого поведения"... Устами своего героя, он провозгласил: "Что наша жизнь? Игра!.." А "Фаталист" М.Ю. Лермонтова? А "Игрок" Ф.М. Достоевского? Разве недостаточно авторитетных примеров?


Да, это так. Мы действительно всегда играем те или иные роли. Даже сейчас, когда вы читаете эти строки, и вы, и я невольно играем роли: вы - роль читателя, я - роль автора, и в этом нет ничего предосудительного... Кроме того, ролей у каждого человека немало, актуальной становится то одна, то другая из них. Быть может, завтра я буду читать Вашу книгу или газетную статью, и тогда уже я буду играть роль читателя.


Всем нам свойственно играть роли мужчин и женщин, начальников и подчиненных, мужей и жен, отцов и матерей, друзей и соперников, членов разных политических партий, роли бизнесменов, политиков, фермеров, педагогов, инженеров, врачей... Но кроме того, есть такие обычные для всех роли, как роль покупателя, пассажира, человека в толпе, и не вполне обычные - роль "рубахи-парня", роль "роковой женщины" и пр., и пр., и пр. Перечислять другие примеры распространенных ролей вряд ли необходимо.


Важно учитывать, что достигнутые роли определяют наш ролевой статус и отражают наше социальное положение. Ролевой статус - это то, кем мы уже стали в обществе, на работе, в своей семье, среди друзей и знакомых. Те роли, на которые мы пока лишь претендуем, но еще не достигли их реализации, - отражают наш уровень притязаний. Чем больше разница между статусом и уровнем притязаний отдельного человека (пусть никогда не высказанным, известным лишь ему самому), тем человек активнее. Но активный человек, т.е. индивидуум с высоким уровнем притязаний, далеко не всегда то же самое, что человек, достойный высокой социальной роли. В жизни встречаются случаи как совпадения стремления человека к социальному лидерству и интересов общества, которое по достоинству оценивает талант и лидерские качества этого человека, так и ситуации, в которых претендент на роль общественного, производственного, политического лидера не находит у окружающих поддержки своих устремлений. Самых неуемных, из таких претендентов, окружающие обычно останавливают, указывая им на завышенный уровень притязаний, а в некоторых случаях даже просят врачей избавить от мании величия претендентов на роли Мессии, Наполеона, Эйнштейна.


Окружающие человека люди (социум) могут ограничивать амбиции и способного человека, в тех случаях, когда он действует эгоистично. Если же под влиянием такого воздействия он уточняет тактику и выбирает новый стиль поведения, способствующий реализации как его собственных интересов, так и интересов окружающих, тогда можно смело прогнозировать наличие серьезных предпосылок его успешной карьеры, будь то бизнес, политика или частная жизнь.


Современная политическая ситуация позволяет назвать немало имен людей, мелькнувших и быстро исчезнувших с политического небосклона России: Г. Бурбулис, М. Полторанин, П. Грачев, В. Шумейко и многие-многие другие. Причина их короткой славы в том, что они действовали методом интриги, в основе которой всегда лежит эгоизм, а это предельно непрочный фундамент для политической карьеры в современном просвещенном обществе. Впрочем, дело не в именах. Каждая политическая эпоха имеет своих героев и своих интриганов. Немало и сегодня находится честолюбцев, рассчитывающих тонкой хитростью или грубым обманом (а он - лишь вульгарная разновидность хитрости) пробраться на самый верх социальной пирамиды. Однако не только психолог, но и каждый приличный человек с достаточным жизненным опытом знает: всяк, кто врет, всяк, кто пытается интриговать, в конце концов проиграет. Хотя и сегодня политика - дело не очень чистое, но все-таки политические долгожители - это люди порядочные. Всякий непорядочный человек, пробравшийся наверх, в итоге "получает по заслугам" от судьбы, общества и своего столь же непорядочного окружения.


Итак, мы не вольны отказаться от исполнения социальных ролей. Выбор состоит лишь в том, каково будет качество исполнения принятых нами на себя социальных ролей - блестящее, приличное, серенькое или отвратительное. В жизни, как и в театре, человека, блестяще исполнившего роль гражданина, соратника в важном деле, супруга, специалиста, творца, художника и т.п. ждут слава, награды, восхищение. Если же ведущие жизненные роли нам никак не удаются, то весьма вероятно, что причина неудачи заключается в ошибке выбора. Значит, мы неверно оценили свои профессиональные возможности, не нашли своего единственного, предназначенного судьбой спутника жизни, ничего не поняли в общественной жизни. Чаще, конечно, ошибка не касается сразу всех важных сфер ролевого поведения; наиболее значим выбор супруга и профессии. Но вполне возможен и другой вариант - выбор сделан верный, но роль недостаточно освоена, не у кого было обучиться ее виртуозному исполнению.


Обычно человек не в одиночку ищет и репетирует свои жизненные роли. Ему в этом помогают родители, родственники, педагоги, друзья, общество. Кому-то повезет с талантливым режиссером, воспитателем, который позволит точно определить жизненное амплуа и отрепетировать основы ролевого поведения в семье, на работе и в обществе еще до того момента, когда человек должен принять всю ответственность во всех этих сферах общения на себя. Остальным же не следует отчаиваться - учиться никогда не поздно. Учиться нужно и манерам, и ораторскому искусству, поиску своего стиля одежды и поведения, но главное - пониманию себя и людей. Все это элементы психологического знания и сценического искусства.


Психологи не случайно при описании ролевого поведения используют так много, казалось бы, сугубо театральных терминов. Так при оценке качества ролевого поведения того или иного человека часто используется анализ таких компонентов его поведения как "авансцена" и "кулисы". "Авансцена" - это результирующее поведение, то, что наблюдают зрители, а "кулисы" - поведение, которое подготовило наблюдаемое на авансцене. Об усилиях, затраченных на подготовку, знают немногие, быть может, только сам исполнитель роли. "Кулисы" роли отражают то количество времени, сил, страданий, вдохновения, поисков, которые были потрачены при создании и шлифовке наблюдаемого окружающими образа.


Подводя итог анализа важных сторон ролевого поведения человека, следует сказать, что наша задача состоит не только в достойном исполнении собственных ролей, но и в том, чтобы дать достойный отпор тем, кто исполняет роли обманщиков и злодеев не на сцене театра, а в повседневной жизни. Взрослому психологически грамотному человеку трудно найти оправдание своей повседневной готовности быть жертвой разнообразных злодеев и пакостников как в частной жизни, так и в общественной.


Почему так много граждан в обществе готовы бесконечно терпеть эксплуатацию честных людей бездарными политиканами и наглыми "предпринимателями", обычными "бытовыми" наглецами и обманщиками? Почему мы так легко теряем верных друзей? Почему в ходе приватизации, при разделе общей собственности, " люди добрые", то есть большая часть честных граждан, не задумываясь, от этой собственности отказалась в пользу меньшей части (причем как раз той, которая не обременена совестью и не считает делом своей жизни служение обществу)? Почему, сплошь и рядом, мы не видим основного смысла собственной жизни, подменяем его развлечениями, деньгами, карьерой? Если мы не знаем ответов на эти вопросы, оценка качества нашей жизни, исполнения главных ролей в игре, именуемой "человеческой комедией", - и наша собственная и окружающих - будет явно неудовлетворительной. Здесь, как и в театре, за плохое исполнение роли нас могут освистать. А, быть может, и того хуже - встать и уйти... Для человека, ищущего свое место в жизни, как и для актера, нет страшнее ситуации, чем перестать быть интересным для окружающих, для зрителей, оценивающих нашу жизненную игру.


Глубокое освоение основных социальных ролей является важным признаком зрелости человека, успешности окончания им выпускных классов в школе жизни. У кого-то будут еще и университеты, кто-то станет таким исполнителем социальных ролей, которому захотят подражать новые поколения. Но сыграть выбранные роли блестяще - хотелось бы каждому из нас! Пусть на первый взгляд это самые рядовые роли: матери, отца, друга, порядочного человека, достойного гражданина. Наградой достигшим этой цели бывают, обычно, не аплодисменты и цветы, а любовь и уважение ближних, порой - признание всего общества, ощущение счастливо прожитой жизни.


Тема ролевого поведения человека весьма обширна, и те, кого эта проблема будет особенно интересовать, смогут обратиться к трудам как психологов, так и театральных деятелей, среди которых одним из самых авторитетным является К.С. Станиславский. Среди современных психологов один из самых признанных специалистов в психологии ролевого поведения считается Эрик Берн. Рекомендую вам найти и прочитать его книгу "Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры".

 

 

ХОЧУ ЗНАТЬ ВСЕ! (Или - ПОЗНАЙ НЕ ТОЛЬКО СЕБЯ).

Иерархию мотивов социального поведения и духовных стремлений человека венчает и завершает потребность познания. В отличие от аналогичной по названию потребности первой группы, она отражает естественное стремление индивида к пониманию уже не биологической, а социальной и личностной (психической, душевной) организации. Кроме того, нам важно понимать, по каким законам функционирует "среда обитания" - и нашей собственной души, и души любого другого человека. На этой потребности базируется естественный интерес людей к законам устройства и развития социума, общества. Понимание законов взаимодействия внутреннего (психического) и внешнего (социального) миров предоставляет постигшему их человеку великолепные возможности гармоничного личностного развития, участия в формировании гармоничного общества.


Что же конкретно может дать человеку психология как наука? Что могут дать другие отрасли научного "человековедения" - экономика, социология, политология, философия, этика и т.п.? Ответ прост - прежде всего возможности. У человека, освоившего указанные науки, появляется реальная возможность достаточно точно прогнозировать развитие сложной ситуации, заранее обдумать оптимальные варианты реагирования на предстоящие значимые события, как скорые, так и на относительно отдаленные. Действительно, если бы мы не знали, какие времена года следуют за зимой, то как смогли бы приготовиться к посевной, уходу за полями, уборке урожая? Откуда у человека, никогда не видевшего большой воды (реки или озера) возьмутся практические навыки для того, чтобы преодолеть подобные реальные препятствия - вплавь или на лодке?


Попробуйте представить себе такую ситуацию: человек пытается быстро бежать с завязанными глазами. Ясно, что этот эксперимент закончится травмой. Вопрос заключаются лишь в том, какую травму и когда получит бегун. Даже самый неискушенный человек догадывается, что незнание законов окружающей нас биологической среды и потребностей собственного организма - опасно для жизни! Значение социальных потребностей человека, в отличие от биологических, для обыденного сознания заметно гораздо меньше. Но внимательный анализ показывает, что непонимание законов социальной среды и мотивов социального поведения отдельных людей ничуть не менее опасно.


Знания, накопленные в период учебы, и повседневный жизненный опыт полезны, в основном, для удовлетворения потребностей первой группы... А как обстоит дело со знаниями, полезными в удовлетворении духовных потребностей? Казалось бы, подсказки нам должны давать образцы социальной и духовной культуры общества, книги великих писателей. Однако, классики литературы, являясь несомненно глубокими психологами, не могут дать достаточно полного свода психологических законов для повседневного руководства. Деятели культуры, порой, способны достигать глубокого постижения отдельных законов жизни души человека и общества, но чаще предмет их исследования - нестандартные проблемы и жизненные ситуации. Искусство - попросту не претендует на создание системы научных знаний. Литература, искусство и психологическая наука не заменяют друг друга, а дополняют процесс познания людьми различных сторон и нюансов социальной и духовной жизни.


Жизнь нам постоянно демонстрирует, что человек, не обладающий достаточно глубоким пониманием себя и окружающих, - не способен точно прогнозировать не только поведение других людей, но, зачастую, и свое собственное. Это приводит к трагическим несовпадениям того, что мы ждем от окружающих (и от членов семьи, и от друзей, и от политиков), и того, что они нам преподносят. Подобная ситуация "социальной слепоты" также неизбежно закончится травмой, но не физической, а душевной... Всякий опытный человек знает, что тяжелая душевная травма может заставить человека думать о самоубийстве или привести к тому, что организм, утративший постоянную поддержку духовной сферы индивида, быстро "сгорит" от вспыхнувшей старой или неожиданно появившейся новой болезни.


Приведу стандартный пример "социальной слепоты". Обдумывая свои повседневные проблемы, мы часто бываем уверены, что "некто" в нашем окружении к нам равнодушен, но в один прекрасный день, неожиданно выясняется, что, на самом деле, человек лишь тщательно скрывал свою влюбленность... Или напротив - мы ждем от того или иного из наших знакомых скорого признания в любви, мы уже готовы открыть навстречу объятия, но оказывается, что нас, в действительности (о ужас!) презирают и даже ненавидят!.. На нашу попытку проявить нежность к предмету симпатии, при подобном искреннем непонимании ситуации, легко получить в ответ пощечину.

Такое развитие событий означает, что проявленную психологическую неграмотность, наивность человека его партнер по общению принял (также ошибочно) за наглость. Попасть в подобное положение - значит пережить серьезную травму. Ясно, что здесь больше пострадает не лицо (бесспорно, не последняя по значению часть тела), а самолюбие - весьма важная часть нашей души. Известно, что быть преданным близкими людьми - тоже значит пережить травму. Это еще одна иллюстрация непонимания пострадавшим человеком и себя, и окружающих. Никакое предательство не могло бы состояться, если бы человек всегда имел точные представления о мотивах поведения окружающих, об истинном, а не декларируемом (это ведь не всегда совпадает) отношении к нему тех, кто находится рядом.


Провал в бизнесе также часто демонстрирует ту же психологическую неготовность к эффективному общению с людьми, но уже в деловых контактах, неумение самостоятельно вести экономическую деятельность, непонимание психологии деловых партнеров и незнание законов экономической психологии.


К проявлениям психологической некомпетентности во многих случаях нужно относить и провалы в политике. Для политика - это признак непонимания глубинных мотивов поведения людей как общественных групп и слоев, представляющих собой элементы большой социальной системы, так и отдельных людей - политических лидеров, влияющих на электорат в целом, и на каждого рядового гражданина, обладающего избирательным правом.


Безусловно, удовлетворить потребность познания до конца невозможно, ибо это равносильно познанию всех законов Вселенной, пониманию конечного замысла Господа. Однако штудирование психологии, социологии, экономики, философии, наряду с накоплением жизненного опыта, - может дать очень много человеку, стремящемуся к максимальному удовлетворению четвертой социальной потребности.


Вот почему понимать себя и окружающих чрезвычайно полезно и выгодно во всех смыслах; вот почему знание социальных наук необходимо каждому культурному человеку. Знать, правильно понимать себя - очень важно, но недостаточно. А потому призыв - "Познай себя!" следует дополнить призывом - "Познай и других тоже!"

 

 

 

Продолжение: Введение в психологию оптимума. Часть третья.

Опубликовано на www.vakurov.ru
23.10.2008
Последнее обновление ( 23.10.2008 )
Просмотров: 8290
< Пред.   След. >
 

Существует только один путь к счастью - перестать беспокоиться о вещах, которые не подвластны нашей воле.

(Эпиктет)

Просмотров: