Обо мнеОтзывыКонтакты
Главная
Форумы
Мои статьи
Зарисовки с натуры
Мои тренинги
Отзывы с моих тренингов
Мои стихи
Статьи других авторов
Семейная психология и психотерапия
Трансперсональное
О психотерапевтах
Учись думать сам!
Саморазвитие
Психотерапия
Психология
Пригодится!
Философия
Бизнес
Тренинги
Продажи
Переговоры
Маркетинг и реклама
НЛП и Эриксоновский гипноз
Стихи других авторов
Словари
Карта Сайта
Контакты
Мои статьи неоконченное
Ссылки
Ссылки 2
Поиск
Стихи других авторов
Система Orphus

Избранные темы
Новинки в моих статьях
Популярное в «Мои статьи»
Новые темы форума
Популярное на форуме
Голосование
Понравился ли Вам сайт?
 
Введение в психологию оптимума. Часть третья. Версия в формате PDF Версия для печати Отправить на e-mail
Просмотров: 8104
Рейтинг: / 0
ХудшаяЛучшая 

 Шелкопляс Е.В.   

ДВИЖЕНИЕ К ЦЕЛИ НАПОМИНАЕТ БЕГ С ПРЕПЯТСТВИЯМИ

Закончив описание системы биологических и социальных потребностей человека, мы с вами, уважаемый читатель, имеем теперь полное право рассмотреть те последствия, к которым приводит блокада потребностей. В психологической науке состояние, обозначающее блокаду потребностей, определяют понятием "фрустрация" (от латинского frustration - препятствие). Этот психологический термин сегодня должен быть в лексиконе каждого культурного человека. Фрустрация представляет собой своеобразную плотину, преграду на пути энергии, обеспечивающей реализацию той или иной потребности. Понятно, что если бы речь шла о речной плотине, то вода (энергия движения вод) так или иначе преодолела бы это препятствие - сверху ли, сбоку ли, снизу ли, просто разрушила бы плотину или, вращая турбины, установленные для превращения энергии воды в электрическую энергию, в соответствии с запланированным человеком режимом, выполняя полезную работу.

 

 

 

Продолжение части второй


Как показали психологические исследования, фрустрация, как препятствие для удовлетворения потребностей человека, преодолевается всегда. Но энергия, которая предусмотрена природой для реализации потребностей, может быть направлена как на созидательную деятельность человека, которая именуется в психологии "конструктивными вариантами преодоления фрустрации", так и на разрушительные или бесплодные варианты поведения - "неконструктивные варианты преодоления фрустрации". Справедливости ради следует сказать, что есть и третий путь - это так называемые "муки творчества". Известно, что многие признанные шедевры искусства рождались вследствие тяжких духовных страданий... Если страдает одаренный человек, если энергия, скажем, неразделенной любви, не имеет иного выхода, кроме творчества, то человечество становится богаче новыми прекрасными творениями искусства или науки, совершаются подвиги, надолго остающиеся в памяти поколений. Не секрет и то, что человеку, у которого не осталось сколь-нибудь серьезных проблем, очень непросто создать значительное произведение искусства. По-видимому, пламя душевных страданий способно выжечь примеси мелких забот и желаний, высокое напряжение душевных сил позволяет выплавить в чистейшем виде мысли и чувства гения, которые, в очередной раз, пополнят сокровищницу человеческой цивилизации.


Говоря о конструктивных вариантах преодоления фрустрации, следует отметить, что к ним относятся те формы поведения, которые позволяют человеку испытывать состояние благополучия, а порой и счастья, создают условия для личностного роста (развитие интеллекта, духовности, повышение уровня гармонии социального функционирования человека).

 

Конструктивных вариантов преодоления фрустрации немного - их выделяют всего три.

Первый вариант конструктивного преодоления препятствий в реализации потребностей человека - достижение сходу. Человек хочет повысить свое благосостояние, добросовестно и много работает и, как следствие, создает для себя и своей семьи комфортные материальные условия. Или другая проблемная ситуация: человек хочет есть... Он открывает холодильник, достает необходимые продукты и перекусывает или идет в столовую, ресторан... Если ему хочется спать - ложится и засыпает. Все это просто, если на пути реализации отчетливо осознаваемых потребностей нет серьезных препятствий.

Поэтому такие ситуации особого интереса для нас не представляют.


Если ситуация сложнее описанных выше, нами могут быть использованы два других, более сложных, варианта преодоления фрустрации.


Один из них - переключение цели действия с недоступного ресурса на доступный для удовлетворения потребности.


Другой сложный вариант конструктивного преодоления фрустрации есть достижение с отступлением за счет дополнительной подготовки к решению сложной задачи.


Рассмотрим несколько иллюстраций к сказанному. Предположим, что мы хотим построить кирпичный дом, но кирпича нет. Поскольку нам доступны деревянные конструкции, мы можем в этой проблемной ситуации принять решение о строительстве деревянного дома и позаботиться о дополнительных мерах противопожарной безопасности. Кроме того, ничто не помешает нам в последующем облицевать свой дом кирпичом или построить кирпичный дом, при условии, что не возникнут какие-то новые проблемы, требующие поиска дополнительных вариантов преодоления фрустрации. Ситуация попроще: захотелось поесть, открываем свой холодильник и видим, что мясных деликатесов, о которых думалось, там нет. Зато мы обнаружили в этой семейной кладовой рыбу, сыр, творог, яйца, масло... Здесь нетрудно отметить, по крайней мере, два обстоятельства: во-первых, холодильник заполняется не тем человеком, который его исследует, а другими членами семьи; во-вторых - у него есть перспектива вкусно поесть даже и без мясных продуктов. Он просто переключается в удовлетворении пищевой потребности с одних продуктов на другие.


Бывает так, что нам нравится один человек, но он совершенно недоступен (любит другого, вообще не знает о нашем существовании, как это бывает в юности, когда влюбляются в киноактеров, выдающихся людей и т.п.).


Но рано или поздно в нашей жизни появляется другой человек, который становится нам дорогим и близким... Если мы способны таким образом переключаться с недоступного (быть может, просто фантастического, идеального образа - "принца" или "принцессы") на реальное, значит - мы достигли достаточной духовной зрелости и способны преодолевать сложные препятствия конструктивно.
В жизни, столкнувшись с преградами, которые оказались для нас непреодолимыми, порой стоит следовать тому принципу, который гениально и весело выразил "великий комбинатор" Остап Бендер. Затратив колоссальные усилия на то, чтобы стать миллионером и в одночасье утратив все, он не впал в прострацию, а произнес: " Ну, не получилось стать миллионером, пойду в домоуправы. Тоже неплохая работа!" В этой шутливой фразе заключена великая истина: Не столь важно, кем быть, сколь важно, каким быть.

Действительно, работа домоуправа - интересная, творческая работа, если делать ее толково. Так же, как, впрочем, и работа садовника, фермера, слесаря, врача, педагога, политика, ученого.


Опытные, умные люди хорошо понимают, что деньги, также как и власть, - не цель, а средство! Почему же многие бизнесмены и политики - люди обычно неглупые, этого понимать не хотят? Почему масса людей в обществе не осознает, что суть экономики - вовсе не деньги, не рентабельность производства, не сбалансированность государственного бюджета? Все перечисленное очень важно, но, тем не менее, не является главным содержанием той области общественной жизни, которая именуется экономикой. Ответ на поставленные вопросы достаточно прост: обыденный "здравый смысл" и глубокое понимание сложных явлений, как мы уже отмечали, - далеко не одно и то же! Если смотреть в корень, то социальная суть экономики состоит в обеспечении властями таких производственных отношений между членами общества, которые создают максимум материальных предпосылок для счастья большинства людей, живущих в государстве. Но как бы ни была надежна основа, фундамент какого-то сооружения - это еще не само сооружение.


Гармония всей совокупности отношений между людьми в обществе, дающая ощущение Свободы, Справедливости и Счастья, для большинства граждан невозможна без успешного функционирования экономики, но к ее процветанию не сводится. Экономика подчинена обществу, людям. Если экономика страны организована так, что гражданин превращается всего лишь в рабочую силу, лишь в компонент производственного процесса, приносится в жертву экономике, то следует констатировать: страной управляют не политики, думающие об общем благе, а лицемеры, использующие население как обычный природный ресурс для достижения собственных (недальновидных), а не общественных целей.


Как известно, экономика обеспечивает, прежде всего, производство материальных ценностей. Различные материальные ресурсы, необходимые для удовлетворения потребностей первой группы, легко могут оцениваться деньгами. Но, кроме того, нужны еще и духовные ценности, удовлетворяющие потребности второй группы. А их за деньги, чаще всего, не купишь... Да и в первой группе потребностей удовлетворение далеко не всегда гарантируется финансовой состоятельностью человека. В жизни материальные и духовные ценности не разделяются так просто и четко, как в схеме, с которой вы познакомились ранее; всякая схема позволяет лучше понять сущность, но закономерно упускает из виду многие существенные детали, их можно рассматривать на следующих этапах анализа, после выяснения сути.


Когда мы видим человека, обладающего деньгами, властью, известностью, но несчастливого, мы можем с достаточной уверенностью утверждать, что в его представлениях о психологии людей, законах общества и собственной духовной организации есть существенный пробел, ошибки. Они мешают достичь того высокого уровня духовной гармонии с окружающими людьми, с самим собой, с прошлым и будущим, с природой, а для верующих с Господом Богом, - который именуется счастьем. В зависимости от склада характера и обстоятельств жизни, одни люди ищут птицу счастья в путешествиях и максимально широких контактах с окружающим миром. Другие - пытаются найти верный путь в религии и философских трактатах. Третьи - вовсе отказываются от поисков большого счастья: "лучше синица в руках, чем журавль в небе". Они строят свое маленькое, повседневное счастье, главным образом, для своей семьи, а иногда пытаются построить его только для себя, любимого. Не предлагая для людей разного склада одного-единственного пути к истине и счастью, можно все-таки порекомендовать в этом трудном поиске использовать психологические знания.


Строго говоря, возможность достичь счастья есть у каждого, хотя люди, несомненно, имеют право понимать его в чем-то по-разному.
Стандартными помехами, обычно вполне устранимыми, являются человеческая робость, леность и наивность. Для тех, кто не стыдится, не прячет своего незнания, а стремится узнать, для тех, кто не ленив и не труслив, непреодолимых препятствий на пути к своему и общему счастью - нет!


Психологический анализ, психологическая подготовка к преодолению сложных жизненных препятствий - один из главных моментов в реализации третьего варианта конструктивного подхода в преодолении фрустрации.


То препятствие, которое нельзя взять лобовой атакой, можно взять осадой - "не мытьем, так катаньем"... В такой ситуации бывает полезно на время отступить, хорошенько обдумать существующее положение, выявить свои слабые места, ставшие причиной неудачи, основательно подготовиться и, наконец, достичь поставленной цели! Пусть не с первой, а со второй или третьей попытки поступить в институт, защитить докторскую диссертацию, стать академиком, актрисой, писателем, счастливой женой и матерью в дружной семье, министром, директором, бригадиром... Главное - стать в конце концов счастливым человеком!

 

МЫ СПОСОБНЫ ПРЕВРАТИТЬ ПРЕПЯТСТВИЯ В ЛОВУШКИ

 

Обсудив конструктивные варианты преодоления фрустрации потребностей, мы, уважаемый читатель, можем рассмотреть теперь варианты неконструктивного поведения при достижении значимых целей.


Психологическая наука выделяет восемь основных вариантов неконструктивного преодоления состояния фрустрации.
Первый из них - умышленное искажение информации или, попросту, обман. Обычному человеку, не претендующему на святость, представляется совершенно невозможным обойтись в жизни без лжи. Правда, приличные люди запрещают себе грубую или постоянную ложь, по крайней мере, испытывают угрызение совести, когда совершают обман. Но всякие мелочи... Например, лесть, беспринципность при обсуждении сложного и болезненного вопроса, годовые отчеты подчиненных начальству (где скромная реальность лакируется и подрумянивается, приближаясь к немыслимым высотам идеала), да мало ли что... Прежде считалось, что детей нужно учить честности. В современном бизнесе, напротив, считается особой удалью, что называется, "кинуть" делового партнера. Много ли вы знаете нынче людей, которые среди главных своих достоинств отмечают честность? Вопрос - явно риторический.
В третьей лекции этого цикла вы найдете раздел, посвященный психологии "примитивных" групп. Таким группам свойственно считать обман вполне естественным, если он совершается, например, вышестоящим участником группы по отношению к нижестоящему (в психологической науке типичным примером примитивных групп считается криминальное сообщество). Не удивительно, что для человека с криминальным менталитетом обман - мощное и "естественное" средство воздействия на окружающих. Однако сегодня приходится констатировать тот факт, что психология примитивных групп, аморальность, готовность обманывать всех и вся без малейшего угрызения совести стали массовым явлением в российском обществе. Удивительно, что этим не обеспокоено государство, а многие представители культуры готовы даже романтизировать подобные низкие моральные стандарты.


То, что ложь является серьезным грехом, известно каждому верующему. Умный и зрелый человек, пусть и неверующий, отчетливо понимает пагубность лжи, даже никем не разоблаченной. Иллюстрацией негативных последствий обмана может быть положение "завравшегося" человека. Этот наивный субъект искренне полагал, что несколько исказить информацию небольшой грех, позволяющий ему убрать некоторые препятствия со своего пути, создать у окружающих благоприятное первоначальное представление о себе. Ему казалось еще немного и все пойдет как по маслу. Что же происходит на самом деле? Припомните сюжет гоголевского "Ревизора"! Ну кто же, из разумных людей, захочет оказаться в положении Хлестакова? Лживость чаще бывает свойственна людям попросту неумным. Иногда бурная фантазия ребенка или человека, не достигшего социальной зрелости, может казаться окружающим лживостью, но за ней обычно не стоит корыстный расчет: честолюбие юноши может в дальнейшем найти благородные формы реализации.


Хорошо известно, что кроме обмана окружающих есть еще и самообман, который во многих случаях составляет основу так называемой "психологической защиты" личности и, зачастую, не осознается. Мы ясно представляем себе лишь то, что происходит на "верхнем этаже" нашей психики - в сознании, а то, что происходит на других "этажах" и в "подвале" - понять бывает очень сложно. Эту проблему одним из первых попытался рассмотреть с позиций психологической науки выдающийся австрийский психиатр Зигмунд Фрейд. Мы будем вести об этом речь позже.


Безусловно, быть абсолютно честным человеком - предельно сложно, а порой и попросту опасно. Полная честность для земного, обыкновенного человека - идеал, к которому он стремится. Но ведь и все иное, что человек пытается создать совершенным, - стихи, музыка, архитектура, научная теория, воспитание своих детей и т.п. - ориентируется на идеальную, а не на посредственную модель. Полное совершенство невозможно, но к нему можно и нужно стремиться! Обман, как искажение информационного поля, есть произвол личности по отношению к Истине. Создавая обманом "королевство кривых зеркал", мы сами теряем ориентировку в окружающем и рискуем если не погибнуть, то набить немало шишек. Чем больше обман, тем больше грех человека перед Богом, вина - перед ноосферой. Человечество пока только учится честности. По большому счету, быть честным - выгодно, ибо обманувший - невольно дает окружающим моральное "право" наказывать его, ответить тем же. В результате опасность для него не уменьшается, а только возрастает. Быть честным - трудно. Для тех, кто только еще учится быть честным, психологическая наука предлагает достаточно простой прием, называемый "фигурой умолчания": не можешь сказать правду - хотя бы промолчи.


В повседневной жизни хитрость, которая, по существу, тоже относится к понятию искаженной (в том числе своей неполнотой) информации, - считается или небольшим грехом, или даже достоинством. Не случайно говорят: "Хитрость - второй ум". Однако хитрость не просто второй, но и второсортный ум. Она допустима и уместна только в специальных сферах общения людей, где партнер является соперником (а в крайних случаях - врагом, тогда говорят о "военной хитрости"). В этом случае общение будет именоваться "соревнованием", "игрой"; и правила предусматривают использование хитрости (например, в шахматах, во многих индивидуальных и коллективных видах спорта), но запрещают использовать такой прием, как "хитрость", в реальной жизни, за пределами соревнований, ибо хитрость - лишь завуалированный обман, нежелательный, а по существу и недопустимый в отношениях друзей, членов семьи, порядочных людей. Хитрость, которая служит достижению эгоистического интереса в ущерб окружающим, в конце концов, раскрывается, и хитрец получает негативную оценку тех людей, мнением которых он дорожит. Вот почему в народе существуют поговорки: "На всякого мудреца - довольно простоты...", "Шила в мешке не утаишь..." и т.п.; среди афоризмов К.Пруткова известен и такой: "Хитрость - есть оружие слабого и ум слепого"…


Заключая раздел, посвященный анализу поведения человека, основанного на умышленном искажении информации, как неконструктивной формы преодоления состояния фрустрации, отметим - психологическая наука позволяет сделать общий вывод: самая большая хитрость состоит в том, чтобы быть бесхитростным.


Второй вариант неконструктивного преодоления фрустрации - агрессия. Сегодня подчеркнутая агрессивность поведения той социальной группы людей, о которой мы уже говорили, тех, кто называют себя "крутыми", агрессивность, понимаемая как один из признаков социальной успешности, как особая напористость, неуступчивость, непреклонность, готовность идти на предельное обострение конфронтации с окружающими в бизнесе, политике, а также и в личной жизни, стремление брать, брать, брать... все, что представляет собой какую-то материальную ценность, не обращая внимания на поверженных, на тех, кто не хочет хватать, - стала одной из важных черт "современного образа жизни", особенно у молодежи, у тех, кто идентифицирует себя с "новыми русскими".


Действительно, такие установки представляют собой новые черты общественной морали. Следует напомнить, что и в дореволюционном и в советском обществе моральные нормы блокировали открытые проявления эгоизма, ибо это противоречило как идеологии православия, так и идеологии социализма. Совершенно очевидно, что двадцатое столетие в России завершается под знаком воинствующего индивидуализма. Вероятнее всего, такое искажение общественной морали есть своеобразная реакция на длительное подавление у граждан нашей страны их многих важных качеств, составляющих суть так называемого "позитивного индивидуализма", то есть неповторимость, индивидуальность личности. Среди них - готовность принять на себя ответственность за свои решения и поступки, и способность обоснованно отстаивать свое мнение, не совпадающее с точкой зрения большинства, и творческий подход в преодолении стоящих проблем, и признание права других людей на нестандартность взглядов.


Постоянная агрессивность, грубый и прямолинейный эгоизм по существу являются важными отличиями "индивидуализма" от "индивидуальности". Вот почему во все времена и в любом обществе агрессия, как основной способ достижения цели, преодоления препятствий, или, в терминах психологии, "реагирования на фрустрацию" - считалась неблагородным стилем поведения, противоречащим основным канонам религиозных и моральных норм. Агрессия - всего лишь неконструктивный вариант преодоления фрустрации и в политике, и в бизнесе, и в частной жизни. Но, как чаще всего бывает, и из этого правила существуют исключения. В критических ситуациях сила может быть уместной, если речь идет о защите Отечества, интересов коллектива, собственной семьи, своей чести и достоинства. Если эти ценности подверглись опасности в результате неспровоцированной агрессии со стороны других стран, коллективов или отдельных людей, тогда Мораль и Закон дают нам право на адекватный отпор, защиту, самооборону.


Попробуем теперь ответить на вопрос о том, почему агрессия, чаще всего, неконструктивна в ситуации блокады той или иной потребности? Представьте себе, что кому-то из Ваших знакомых плохо - "крокодил не ловится, не растет кокос"... Мало ли, какие неприятности могут быть у каждого из нас в определенные моменты жизни. В такой ситуации выражение лица у многих становится "мрачнее тучи", на душе копится обида на весь окружающий мир, хочется найти кого-нибудь виноватого во всех бедах (желательно неопасного - жену, сына-оболтуса, преданную домашнюю собаку...). Вообразите теперь, что искомый объект найден, есть громоотвод, готовый принять извергаемые громы и молнии. И вот перенапряженный человек, быть может, ваш знакомый, кого-то стукнул по лбу, по спине или..., в целом не так важно "место приложения", как важно на ком-нибудь сорвать злость.


Часто такому агрессору становится легче на душе, но... не надолго. Легко представить дальнейшее развитие ситуации. Даже если сам агрессор тут же не получит аналогичного ответа, то он вполне может быть привлечен к ответственности или утратит доверие окружающих, по-доброму относящихся к нему, - они затаят обиду. Большинство воспитанных людей понимают, что такое поведение никуда не годится. Ясно, что физическая агрессия как способ решения проблем - это частый вариант поведения детей и некоторых, упрощенно понимающих жизнь, взрослых людей.


Каждому из Вас нетрудно представить себе и вербальный вариант агрессии. Если кто-то, для снятия собственного эмоционального напряжения, причинил боль другому - оскорбил или унизил словами, - обидчику, возможно, будет полегче, но не надолго... Весьма вероятно, что в ответ он услышит слова: " сам не очень умный..." или, так же как в случае с физической агрессией, будет привлечен к юридической ответственности.


Кроме явных вариантов агрессии, в психологии выделяются варианты скрытой агрессии: ирония и интрига.
Ирония - это утонченный вариант агрессии. Иронизируя, легко задеть самолюбие оппонента, но трудно предъявить претензии юридического характера к тому, кто использует оружие иронии. Этот способ агрессии очень часто используется в политике. К примеру, корреспондент газеты "Комсомольская правда", бывший пресс-секретарь Б. Ельцина - Павел Вощанов на страницах своей газеты называл Е. Гайдара то "Ипполитом Матвеичем Гайдаром", то " Егором Тимуровичем Воробьяниновым". Понятно, что тем самым он сравнивает "отца российских либеральных реформ" с "гигантом мысли, отцом русской демократии", т.е. с персонажем романа Ильфа и Петрова "12 стульев" Кисой Воробьяниновым... Появление на российском телевидении популярной и чрезвычайно ироничной передачи "Куклы" - поначалу вызвало бурную реакцию властей предержащих. Заинтересованными лицами на авторов программы был направлен гнев генеральной прокуратуры страны. Но очень скоро им пришлось убедиться, что ирония авторов передачи, как форма агрессии, юридически ненаказуема; кроме того, стало понятно, что тот, кто принимает иронию в свой адрес, оказывается в ситуации, когда говорят, что "на воре шапка горит".


Но как бы ни было сильно оружие иронии, использовать его постоянно - не резон, иначе в глазах окружающих ироничный человек начинает напоминать до зубов вооруженного и вспыльчивого субъекта, от которого в любую минуту можно ждать нападения. Тот, кто излишне часто пользуется иронией, приобретает репутацию саркастического человека, теряет друзей, портит отношения с окружающими и, в конце концов, наживает врагов. Иное дело самоирония. Человек, который не ищет причину своих неудач в кознях окружающих, а понимает, что он попросту недостаточно подготовился к конструктивному преодолению фрустрации, тот, кто смотрит в будущее с оптимизмом, будет, скорее всего, подшучивать над самим собой. Это очень выгодный вариант поведения: недоброжелатели лишаются возможности иронизировать над нашими проблемами - мы все уже высмеяли сами; друзья и знакомые - будут восхищаться силой нашего духа и оптимизмом! Не зря сказано: "И пусть коварен успех, он ожидает лишь тех, кто может первым посмеяться над собой!.."


Еще одним вариантом агрессивного реагирования на фрустрацию, наиболее замаскированным, но от этого не менее проигрышным, является поведение, определяемое понятием интрига. Интригующий человек говорит, глядя в глаза тому, кого он в душе недолюбливает, только хорошее, - тем самым он усыпляет его бдительность и готовит тайные ловушки. За глаза - он может говорить о своем оппоненте что-то плохое, но может этого и не делать в целях глубокой конспирации. Однако в любом случае он, учитывая особенности характера своей будущей жертвы, стремится привести его к краю пропасти, затем - слегка толкнуть в спину, или попросту, с рассчитанным заранее опозданием, предупредить об уже неминуемой опасности. Но и литературой, и психологией, и жизнью доказано: всякий интриган в конце концов собирает урожай того, что он посеял. Поэтому и политик, и бизнесмен, который пытается сделать свою карьеру на обмане, на интриге, на агрессии - проигрывает закономерно.


История помнит немало великих мастеров интриги. Среди них - блестящий мистификатор Калиостро, сердцеед и дипломат Казанова, развратный "святой старец" Распутин. Наверняка останутся в памяти потомков и "финансовые гении" нашего времени: биржевой спекулянт Сорос, "строители гигантских финансовых пирамид" - Мавроди, Гайдар, Чубайс. В историю дипломатии войдет стратег холодной мировой войны - Бжезинский, да мало ли кто еще может претендовать на место в этом своеобразном списке.
И все же масштабам и устойчивости результатов своих интриг мало кто может сравниться с диктаторами разных времен и народов - от египетских фараонов и азиатских тиранов до Ивана Грозного, Наполеона Бонапарта, Муссолини, Франко, Гитлера, Сталина, Ким Ир Сена, Чаушеску, Пол-Пота... Никакие финансовые короли не способны конкурировать с ними, ибо абсолютная власть и абсолютное богатство - понятия очень близкие. Тирану, властителю подвластны все люди, а следовательно, подвластны все богатства страны, по существу, и люди, и богатства принадлежат ему. Можно ли представить больший результат успешной политической интриги, полной победы над соперниками?


Но историки, описывая судьбы абсолютных властителей, одновременно всегда вынуждены констатировать и их неизбежные проигрыши. Главный проигрыш диктаторов - одиночество. Со временем любой диктатор приходит к необходимости уничтожения людей, находящихся в самом близком окружении - они "слишком много знают". На смену им приходят другие, третьи, но почти все они кончают свой путь одинаково... Так начинается одиночество человека, обретшего абсолютную власть... Известно, что румынский лидер Чаушеску постоянно мыл руки спиртом - он боялся, что его отравит кто-нибудь из близкого окружения. Иосиф Сталин, как утверждают историки, умер в одиночестве - говорят, что без вызова никто к нему заходить не решался... Силы, в конце концов, оставили властителя крупнейшей державы на Земле, при появлении которого на дипломатических встречах, непроизвольно, вставали руководители самых могущественных стран мира.


Роман нобелевского лауреата Габриеля Гарсиа Маркеса "Осень патриарха" ярко иллюстрирует важные условия достижения абсолютной власти - жестокость и одиночество властолюбца. Диктатор, герой романа, устраивает для своих приближенных банкет, где главным блюдом является... его бывший друг, ставший помехой, - его подают в парадном мундире... зажаренным, с перышками зеленого лука в уголках рта...


Конечно, жестокость - качество явно присущее не только латиноамериканским правителям. Каждый, кто учился в российской школе, помнит строки Пушкина: "Но человека человек послал к анчару властным взглядом. И тот послушно в путь потек и к утру возвратился с ядом... Принес - и ослабел, и лег под сводом шалаша на лыки. И умер бедный раб у ног непобедимого владыки..." Многие российские государи запечатлены в истории не только своими заслугами перед отечеством, но и жестокостью по отношению к подданным; примеры тому - уже упоминавшиеся Иван Грозный, Петр Первый, Иосиф Сталин.


Известно, что патологический страх перед обычным общением с окружающими, похожий на страх диктаторов, испытывают многие сверхбогатые люди. Здесь примерами являются известный американский нефтепромышленник Поль Гетти, поп-звезда Майкл Джексон и ряд других широко известных деятелей искусства и бизнеса.


Вот почему говорят, что у людей, достигших вершин богатства и власти, в жизни нет ничего, кроме денег и одиночества.


Отец индийского принца Сиддхартхи Гаутамы, будущего основателя буддизма - одной из крупнейших мировых религий, по-видимому, тоже боялся негативных контактов с окружающим миром. Те, кто читал жизнеописание Будды, помнят, что в юности его отец долгое время строжайшим образом скрывал от юного принца существование в мире страдания, болезней, смерти, бедности, других печальных и уродливых сторон бытия. Во дворце была искусственно создана обстановка, которую можно представить себе в райском саду. Принца окружали только красивые, молодые и здоровые люди. Им было запрещено открывать юноше правду о реальной жизни, о свойственном этой жизни страдании.


Когда обман раскрылся - правда настолько потрясла Гаутаму, что он принял твердое решение навсегда покинуть дворец, общество и семью, стать странствующим монахом. Наблюдения, отрешенность от обычных житейских радостей и печалей, самопознание - привели его, в результате, к созданию новой философской и религиозной системы, ставшей одной из мировых религий. В отличие от предыдущих примеров, где описывались люди, стремящиеся к богатству и власти, но невольно обретавшие одиночество и душевные муки, принц, имевший изначально богатство и власть, сознательно от них отказался, расценив их как ложные ценности. В уединении он достиг душевной гармонии с самим собой, людьми и бесконечностью.


Известно, что счастливого человека гораздо проще найти не среди богатых, а среди добрых людей. Об этом говорят и сказки, и религиозные притчи, то же самое утверждает и психологическая наука. Ведь главной ценностью жизни, с точки зрения и религии, и психологии, и народной мудрости является любовь!


Было бы большим упрощением и даже вульгаризацией понимать под этим только любовную страсть, взаимное физическое влечение мужчины и женщины. Высшая любовь - не основана на влечении тел. Человеческая душевная близость - вот главная ценность, которую за деньги не купишь. То чувство духовного просветления, счастья, любви к окружающему миру, которое испытывает личность, достигшая способности выйти за рамки простого человеческого эгоизма, и есть Любовь, как проявление Божественного Начала в земном человеке. Любовь к детям и родителям, искренние дружеские чувства, патриотизм, творчество, целью которого является общественное благо, а в крайних случаях, самопожертвование ради других людей, ради ценностей, лежащих за пределами собственного "Я", - все это варианты высокой Любви. Преодоление человеком эгоистического начала ради любви к ближнему часто заслуживает того, чтобы именоваться Подвигом. Такой возвышенной Любви посвящены и поэтические строки, и религиозные гимны. Но доступна она не всем. Впрочем, понятная всем любовь мужчины и женщины, которой посвящена не только возвышенная поэзия, но и множество популярных песенок, романов, спектаклей, фильмов и др. произведений массовой культуры, тоже доступна не всем... Умение любить дается человеку не сразу. Оно требует воспитания и труда. Тем, кто достигает такой способности, вознаграждением является переживание моментов настоящего счастья.


Следует отметить, что не только моральные нормы современной культуры, не только взгляды психологической науки, но и позиция нравственного религиозного человека не призывают нас ни к полному аскетизму, ни к отказу от всех материальных благ. Психологический оптимум, т.е. баланс между высокой моралью и отсутствием ощущения физического дискомфорта, вполне достижим при том уровне материальной обеспеченности, который именуется достатком. Для разных людей "достаток" не совсем одно и то же. Он не выражается конкретными цифрами денежных доходов, но подразумевает отсутствие у конкретного человека мучительных забот и неразрешимых проблем в поисках хлеба насущного, крова над головой, приличной одежды, других материальных атрибутов цивилизации, которые позволяют ему заниматься избранным видом общественно полезного труда и творчества.


Третьим вариантом неконструктивного преодоления фрустрации считается ориентация поведения на специфические ценности, именуемые хобби. Здесь энергия одной, недоступной для удовлетворения потребности переключается на другую - доступную. Казалось бы, ничего страшного; однако в этом случае доступная потребность является второстепенной по значению в системе личностных ценностей в сравнении с заблокированной потребностью.


Представьте себе ситуацию: собравшиеся вместе "филателист", "аквариумист", "нумизмат" и "просто счастливый человек" затеяли дискуссию. Филателист сообщает собеседникам: " Братцы! У меня есть такие марки... Закачаешься!" - Ему возражает аквариумист: "Подумаешь, марки! Это всего лишь раскрашенные бумажки! Вот мои рыбки - это действительно чудо! Они не только красивы, они - живые!" Нумизмата удивляет такая система ценностей: "Не понимаю, почему нужно коллекционировать марки или мелких рыбешек?! Уж если что-то собирать или копить - так деньги! И не только старинные, но и современные... А на них можно купить все, что душа пожелает!"


У четвертого собеседника, как выясняется, нет коллекции, которой он мог бы похвастаться перед другими. Он задает коллекционерам наивные вопросы.


- "Друзья! У вас, наверное, не только отличные коллекции, но и работа интересная?"
- "Где ты видел сегодня хорошую работу? Главное - побыстрее убежать с работы и заняться, наконец, своей коллекцией."
- "А как дела в семье?"
- "А что в семье! Жене только деньги давай. Дети - сами по себе. Семья - это долг, а радость состоит в том, чтобы делать не то, что должен, а то, что хочу..."
- "А друзья?"
- "Ты что, не слышал поговорку: "собака - друг человека"? То-то... На собаку, по крайней мере, можно положиться. Где же в наше время, в эпоху дикого индивидуализма, можно найти верных друзей? А не верные - кому они нужны?! Другое дело - партнеры по обмену! Друзья - это сказка..."
- "Нет, братцы, не могу я с вами согласиться, не могу вам завидовать, могу лишь посочувствовать" - говорит четвертый ("просто счастливый человек") - "Вы правы в том, что найти интересную работу и хороший коллектив, создать счастливую и дружную семью, обрести верных друзей - дело непростое. Но вы абсолютно не правы, если считаете, что это удел избранных или дело случая. Мне, к примеру, удалось добиться семейного счастья, интересной работы и уважения сотрудников, найти замечательных друзей. Правда, это стоило многих усилий. Мне думается, вы слишком увлеклись приправами к жизни... Жизнь без увлечений напоминает стол без приправ - соли, горчицы, перца. Однако жизнь, сведенная к увлечениям, чем-то напоминает обед, составленный из одних приправ - в нем нет главного..."


Кто из спорщиков прав? Можно ли назвать коллекционером истинных ценностей только четвертого участника этой дискуссии?

Попробуйте рассудить сами. В принципе, коллекционировать можно все, что угодно, - и предметы, и живые существа, и идеи...
А нет ли у Вас знакомых, которые коллекционируют людей - поклонников, поклонниц, обманутых ими простофиль, придуманных кумиров и т.д.? Точка зрения автора этой книги заключается в том, что, если главным в жизни человека является некая "Коллекция", - это не настоящая жизнь, а лишь иллюзия наполненной жизни. Коль нет у человека счастья в главных сферах жизни - в семье, в отношениях с друзьями и сотрудниками, то он человек не вполне счастливый или не счастливый абсолютно.


Четвертый стандартный вариант неконструктивного преодоления фрустрации - самообезболивание. Поскольку речь идет о потребностях социальных, а не биологических, как Вы понимаете, подразумевается преодоление боли души, а не тела.
Человеку, хорошо знающему российскую действительность, нетрудно объяснить, почему как в многочисленных анекдотах, так и в реальной жизни пьющие люди непременно задают своим собеседникам вопрос: " Ты меня уважаешь?!" Он ведь явно не случаен! Почему эта фраза так популярна? Попробуем представить себе, что упомянутый вопрос один человек задает другому, но при этом между ними на столе нет бутылки водки. Весьма вероятно, что от трезвого собеседника он услышит совсем не то, что хотелось бы. Вместо обычного в подвыпившей компании: "Я тебя уважаю! Ведь я же тебя понимаю. И меня не ценит, по-настоящему, жена! И меня не устраивают сотрудники! И власти ни к черту не годятся! И весь мир создан Богом неудачно - в нем нет справедливости!" А наиболее образованные из пьющих напомнят старый постулат: "Истина - в вине!" В трезвом же разговоре вполне можно услышать иной ответ: "Извини, у меня много своих дел, ничем не могу помочь в решении твоих личных проблем". А иногда можно получить и более жесткую реакцию: "А за что, собственно, можно тебя уважать? Ведь ты ничего не умеешь толком делать..." Или: " У тебя прекрасные руки, но в людях ты совершенно не разбираешься. Тебе нужен поводырь, наставник, а ведь ты взрослый человек! Немудрено, что жизнь тебя бьет. Но выход не в том, чтобы заглушить боль водкой, а в том, чтобы научиться понимать жизнь!"


Конечно, далеко не каждый стремится восстановить самоуважение таким упрощенным способом, как постоянное общение с собутыльниками. Стороннику трезвого образа жизни, тем не менее, тоже важно ощущать уважение окружающих к себе; любому человеку это необходимо буквально каждый день. Многие умеют достигать состояния самоуважения так, как это свойственно взрослому человеку, т.е. конструктивно. Но тот, кто получает подтверждение в "совершеннейшем к нему почтении и уважении" лишь в застолье с приятелями, - приходя домой, такого уважения к своей персоне обычно уже не наблюдает. Появление на службе в состоянии похмелья - тоже не повод для уважения.


К сожалению, задумываясь над проблемой - как завтра добиться уважения окружающих, немалое число людей приходит к выводу, что самый простой и дешевый выход - это предложить знакомым, а порой и незнакомым людям распить бутылку... Пьянство - лишь один из вариантов инфантильного, то есть невзрослого способа реагирования на существующие проблемы. Паспортный и психологический возраст человека - далеко не одно и то же.


Иногда представители психологической науки берутся оценивать психологический возраст не только отдельных людей, но и целых народов, обществ, государств. Судя по масштабам российского пьянства, в психологическом плане мы - явно не слишком зрелая нация. Конечно, у молодости есть свои достоинства, но если вовремя не наступает взросление, то наивность жизненной позиции, понятная и простительная в юности, выглядит инфантильностью, неспособностью усваивать уроки жизни, а значит, в определенном смысле, несамостоятельностью целого народа.


При той распространенности в обществе регулярного употребления алкоголя как стандартного средства преодоления фрустраций (неконструктивного, как мы уже определили) нетрудно понять, почему торговля спиртным приносит такие доходы. Известно, что торговля транквилизаторами (успокаивающими лекарственными средствами) - тоже развитая и высокодоходная отрасль бизнеса, не говоря уж о доходах от сбыта наркотиков. Врачи и психологи давно констатируют высокий уровень психологического напряжения (а значит, душевных страданий и боли) у людей современного общества. Алкоголь, транквилизаторы, наркотики объединяет общее свойство - способность на время уменьшать душевную боль. Их употребление во многих случаях не следствие распущенности того или иного человека, а стремление любой ценой (порой даже ценой здоровья или жизни) унять нестерпимую душевную боль, с которой сама жизнь теряет смысл. За определенным пределом человек уже не может жить с душевной болью, его осознанным или неосознанным выбором становится приближение собственной смерти. Психологический выигрыш состоит в том, что смерть избавляет от всякой боли и сама приходит относительно безболезненно. Жизнь, состоящая из одного страдания, - психологически бессмысленна. Вот почему психологически бессмысленны наши стандартные увещевания пьющих, утверждения, что пить, принимать постоянно транквилизаторы, употреблять наркотические вещества - вредно. Делать это вредно тем людям, у которых нет серьезных проблем, а также тем, кто видит конструктивные способы преодоления своих проблем. Применение наркотиков для снятия болей при поздних стадиях онкологических заболеваний, для снятия болевого шока при тяжелой травме - и оправдано, и необходимо. Считать, что физическая боль во всех случаях тяжелее боли душевной, - наивно! Это знают специалисты, это знают те, кто перенес тяжелые душевные потрясения. Каждый пьющий "с горя" хотя бы интуитивно понимает, что пить полезно, ибо это, по крайней мере, на время снимает боль. Он надеется - может быть, отсрочка будет достаточна, чтобы найти, кроме пьянства, другой выход из сложившейся ситуации...


А теперь, уважаемый читатель, позвольте предложить Вам парадоксальный вопрос - ведь парадоксальная постановка вопросов зачастую позволяет увидеть проблему под новым, неожиданным углом зрения и найти нестандартное ее решение. Вот этот вопрос: какое лекарственное средство лучше принимать человеку, испытывающему боль от вылезшего в ботинке гвоздя?.. Найдя ответ, будет уже нетрудно понять, что заноза в сердце, в душе человека не лечится обезболиванием, будь то вино, лекарство, наркотик, гипноз, что-либо еще в этом роде. Необходимо искать способ осторожного и полного удаления источника боли; воздействовать на причину, а не на следствие. В большинстве случаев это означает оказание психологической или психотерапевтической помощи страдающему человеку, переключение его поведения на конструктивные варианты преодоления фрустрации. Психолог или врач способен помочь страдающему человеку в поиске своего места в жизни, своей роли, своего счастья.


В противоположность партнерскому, психологическому подходу - прежде широко использовался метод принудительного лечения, основанный не на осознании путей выхода из несчастливой жизни в счастливую, а на страхе пациента использовать прежние методы самообезболивания, например, пьянство. Больному давали внутрь или подшивали под кожу лекарство и говорили: "Теперь, если выпьешь, - помрешь..." Становился ли после этого человек счастливым? Ведь фрустрация оставалась, а доступных радостей становилось меньше... В некоторых случаях запрет, основанный на страхе немедленной смерти, позволяет человеку постепенно переключиться на другие радости и удовольствия, как бы вспомнить их, но если этого не происходит, то жизнь внешне становится правильной, однако - удивительно неяркой, серой, лишенной больших радостей и личностного смысла. Как и при других заболеваниях, значительно лучший эффект достигается при условии начала лекарственного лечения и психотерапии на ранних стадиях формирования алкоголизма или наркомании, когда личность еще не разрушена, когда обратный путь к здоровому образу жизни еще не слишком долог. Замечено также, что для людей с высоким уровнем интеллекта психологические методы лечения важнее принудительных.
Пятый вариант неконструктивного преодоления фрустрации - представлен широко распространенными пограничными психическими расстройствами, которые именуются в медицине неврозами.


Известно, что если учитывать не только самые выраженные, тяжелые формы неврозов, требующие госпитализации и специализированной помощи, но и так называемые умеренно выраженные, а также легкие и кратковременные формы неврозов, когда помощь оказывается без отрыва от работы, а иногда заболевание даже остается нераспознанным врачами, то более 90 % всех людей в течение жизни хотя бы раз находились в положении, которое именуется "невротическим состоянием", или "невротической реакцией".
Специалисты обычно выделяют четыре основных типа невротических проявлений. Первый из них - неврастения, или раздражительная слабость. По существу, это болезнь, возникающая в результате не подкрепленного реальными возможностями стремления человека принять на себя избыточное количество разнообразных и трудносовместимых ролей. Представьте себе мужчину, стремящегося быть суперуспешным во всех значимых областях жизни: он и политик, и бизнесмен, и душа общества, и дамский угодник, и образцовый семьянин, и спортсмен, и ценитель искусств, и коллекционер, а еще немного писатель, ученый, садовод, философ, педагог... Легко ли качественно исполнить такое количество разнообразных ролей? Конечно, нет! Впрочем, подобные проблемы существуют и у тех людей, которые не претендуют на исключительные достижения в карьере и жизни. Мужчины и женщины, взрослые и дети, когда они пытаются разделить имеющиеся у них силы, время и другие ресурсы на избыточное количество ролей - рискуют получить нервный срыв в форме неврастении.


Стремление преуспевать сразу во всем - неизбежно приводит к распылению сил, утомлению, торопливости, определенной поверхностности в реализации важнейших жизненных планов; в результате человек обычно переходит от состояния, которое определяется словом "быть", к состоянию, определяемому словом "казаться"... Со временем неизбежно падает самооценка, что, в свою очередь, приводит к эмоциональному напряжению и раздражительности на фоне утомления. Вот почему неврастения определяется как состояние раздражительной слабости.


В таком состоянии человек не успевает выполнить многие запланированные им важные дела, раздражается, пеняет окружающим по поводу и без повода, говорит себе сам: "Да что же это я раздражаюсь без конца?! Нет, это не жизнь, а сплошная суета, какие-то прыжки белки в колесе!.." При этом он изменить ничего не может, во всяком случае, до тех пор, пока не будет сброшена с плеч тяжкая обуза некоторых второстепенных ролей.


Второй тип невротических нарушений (кстати, чаще наблюдаемый специалистами у людей интеллигентных профессий) именуется неврозом навязчивых состояний. Суть данного невротического расстройства заключается в необоснованно повышенной тревожности, которая быстро превращается в разнообразные навязчивые страхи. Их основной смысл составляет проблема: "Как бы чего не случилось!.." Выходя из подъезда своего дома, такой человек спохватывается: "Кажется, опять не запер дверь квартиры!.." Колеблется - идти по делам или возвращаться и проверять дверь? Наконец, решает: лучше, все-таки, лишний раз проверить, хотя, скорее всего, его переживания - лишь признак нервного переутомления. Проверив, как и в предыдущие дни, входную дверь, он снова отправляется по делам... Но!.. "Кажется, я забыл выключить свет!" Снова возвращаться домой? Или попытаться проигнорировать свои явно необоснованные навязчивые страхи? "Необоснованные-то они, необоснованные... Но ведь это мои сомнения, а не чужие! Чужие игнорировать нетрудно... Придется все-таки возвращаться..." Когда установлено, что не только дверь заперта, но и свет выключен тоже, можно смело двигаться по делам! Но через некоторое время, находясь уже на изрядном расстоянии от дома, бедняга может вспомнить, что он, "кажется, оставил включенным утюг... " Такая мысль способна прийти ему в голову не только на работе, но и, к примеру, в поезде, который мчит его в командировку или в отпуск...


Достаточно типичны для невроза навязчивых состояний необоснованные, но чрезвычайно упорные (навязчивые) переживания по поводу собственного здоровья у физически вполне здоровых людей, которые специалисты называют ипохондрией:


"Что-то у меня кольнуло, да и не первый уже раз... Наверное, это просто так, пустяк... Не стоит обращать внимания. А может это серьезно?! Пожалуй, это действительно серьезно!.. Нет, все-таки это не сердце болит (желудок, печень, легкие, почки...), а просто у меня крыша едет!.. Надо непременно, завтра же, сходить к врачу! ". Идет к врачу и после проведенного квалифицированного обследования получает заверения, что с его организмом - все в порядке. Человеку, которого мы назвали ипохондриком, после этого становится легче, ему кажется, что он вполне успокоился. Но через некоторое время навязчивые мысли о каком-то не распознанном медициной заболевании (это может быть мысль о злокачественной опухоли, СПИДе, инфаркте, о целом букете смертельных заболеваний, а может быть о какой-то "новой, еще неизученной наукой" болезни) опять, не спрашивая согласия страдающего человека, овладевают его сознанием. Могут возникнуть подозрения в том, что врач поверхностно провел осмотр или в целях экономии отказался от дорогостоящих, но необходимых больному исследований; возможно, появится мысль сходить на прием к более опытному или титулованному врачу, сделать (пусть и за свой счет, и самые дорогие) современные исследования.


Такая тревожность порой доходит до крайности. Бесконечные поиски непонятной болезни могут утомить не только окружающих, но и самого человека, страдающего невротическим расстройством. Однако остановить процесс бесконечных проверок и перепроверок состояния здоровья без помощи специалиста - психолога или психотерапевта - бывает очень сложно. Зачастую больные неврозом навязчивых состояний придумывают целую систему борьбы со своими навязчивостями, своеобразные ритуалы - например, стараются не наступать при ходьбе на трещины на асфальте, надевать или, напротив, не надевать какие-то предметы одежды, произносить или не произносить определенные слова, и прочее, и прочее, и прочее... Но ритуалы скоро перестают защищать, порой даже если этот ритуал - посещение церкви... В результате прежние навязчивые стереотипы могут превратиться в новые, дополняющие и без того утомительную систему прежних навязчивых мыслей, переживаний и чувств.


Частым вариантом переживаний при неврозе навязчивых состояний является так называемая "умственная жвачка". В таких случаях содержанием тревожных переживаний является то, что изменить уже невозможно, - совершенные поступки, допущенные ошибки и т.п. - например, переживание вчерашнего неуспеха на совещании, в деловой беседе, сделке, публичном выступлении. То, что произошло, уже прошло! Нужно думать о завтрашнем дне! Вчерашняя ошибка - не только повод для отрицательных эмоций, но и реальная предпосылка для самосовершенствования. Осознав, что именно было причиной ошибки, в дальнейшем можно исключить из своего поведения то, что закономерно приводит к неудаче в подобных ситуациях.


Не случайно сказано, что на ошибках мы учимся! Бисмарку приписывают слова: "Умные люди учатся на чужих ошибках". Хорошо сказано! Но, как и всякая красивая фраза, она содержит преувеличение. Не совершив определенного количества собственных ошибок, невозможно стать опытным и мудрым человеком. Невротическое состояние мешает человеку осознавать естественность, неизбежность и даже необходимость самому совершать, время от времени, ошибки. Конечно, нужно стремиться не совершать грубых ошибок и обходиться минимально неизбежным их числом. Однако при невротических состояниях, когда человеку, по разным причинам, вполне решаемые проблемы кажутся неразрешимыми, мучительно переживаются не только серьезные ошибки, но и мелкие оплошности... Все это мешает делать разумные выводы о законах успеха, вытекающих из анализа своих и чужих ошибок. В основе такого состояния лежат нарушения самооценки, ее неоправданная заниженность.


Навязчивые страхи достаточно часто, особенно у детей с тревожно-мнительным типом характера, сопровождаются еще и навязчивыми движениями - нервными тиками, разного рода почесываниями, сосанием пальцев или волос, обкусыванием ногтей и т.п. В детстве невроз навязчивых состояний может проявляться и в виде ночных страхов, заиканий, отказе от общения со сверстниками на почве неадекватно заниженной (как и у взрослых людей с подобным типом характера) самооценки.


В медицине и психологической науке установленным фактом считается правило, утверждающее, что клинические варианты невротических проявлений в гораздо большей степени зависят от психической конституции человека, чем от характера существующих у него проблем. Примером тому может служить третья разновидность невротических состояний, которые, как давно было замечено, свойственна преимущественно красивым людям, то есть прежде всего прекрасному полу, женщинам...


Утверждение, что мужчине позволено быть интересным, но не должно быть красивым, - лишь наполовину шутка, большинство взрослых женщин это точно знает. Сама природа с глубоким смыслом распорядилась устроить жизнь так, что человечество оказалось разделенным на два пола: прекрасный и сильный! В результате те люди, которые постигли глубинную мудрость природы, прекрасно понимают - мужчине для успеха у женщин вполне достаточно быть умным, благородным, сильным, добрым, способным обеспечивать своей семье разумный достаток, а красоты - хватит женской! Вот почему и мудрые люди, и грамотные психологи достаточно легко могут предсказать немалый успех у девушек человеку молодому, стремящемуся демонстрировать внешнюю красоту, украшать себя, подобно тому, как это делают его сверстницы, но верный проигрыш ему же - в пору социальной зрелости (исключение, пожалуй, составляют мужчины, выбравшие искусство в качестве основной сферы своей деятельности). После 30 лет всякий мужчина, не обладающий никакими признаками яркой красоты, имеет все основания рассчитывать на самую горячую и верную любовь женщины, если он мужественен в глубоком смысле этого слова. Более того, после вступления в социальную зрелость иметь репутацию "красивого мужчины" и не более того - парадокс, признак социальной незрелости, опасность не реализовать мужской вариант судьбы. По сути дела - это опасность "проигрыша" жизни.


К сожалению, существующая у нас система воспитания и образования недостаточно эффективно обучает мальчиков и девочек, юношей и девушек социальным проявлениям мужественности и женственности тому, что называется "основами благородного поведения" в быту и в обществе; в результате люди, не нашедшие достойной формы самовыражения, многие годы испытывают серьезные страдания, потому что при ошибках воспитания, нарушениях так называемой социально-половой идентификации, из мальчиков вырастают слабые, "женственные" мужчины. Такой муж - скорее "опекаемый ребенок" при своей спутнице, жене, хотя роль мужчины в семье подразумевает наличие ума, силы, доброты, способности быть защитником. Воспитать из него лидера семьи удается далеко не всегда, да не все к этому и стремятся...


Известно, что бывают и "мужественные" женщины: политики, спортсменки, преуспевающие в бизнесе дамы. При всем уважении к ним, не многие мужчины мечтают иметь такую "сильную" жену.


Сделав обширное, но необходимое отступление от темы "невроз красивых людей", мы можем, наконец, сообщить, что это заболевание именуется истерическим неврозом.


Его проявления так же узнаваемы, как и симптомы первых двух вариантов невротических расстройств, нам достаточно часто приходится слышать (естественно, в основном от женщин), что их беспокоит ощущение "комка в горле", онемения в руках, чувство какого-то непонятного сдавливания в различных частях тела, скручивания, жжения, холода и прочее.


Иногда врачам при истерическом неврозе приходится наблюдать такие яркие вегетативные расстройства (нарушения функций вегетативной нервной системы, возникающие под влиянием эмоциональных нагрузок), как затруднение дыхания, ощущение непроходимости пищевода, признаки неусвояемости пищи (в том числе "нервная рвота"), внезапно и без видимой причины возникающие слепота, глухота, нарушения походки, состояние, напоминающее паралич, и даже появление самых настоящих кровавых слез... Все эти яркие симптомы невротического состояния появляются при полном отсутствии органических изменений со стороны соответствующих систем организма! В литературе неоднократно описывались случаи, когда у людей с "художественным" (его же называют "истероидным") типом характера и ярко выраженной религиозной направленностью фантазий развивались язвы на ладонях и стопах, причем именно там, где, по библейским преданиям, палачи пригвоздили Иисуса к кресту.


Не случайно еще в прошлом веке опытные врачи говорили: "Истерия - это великая притворщица!" Действительно, истерический невроз чрезвычайно часто напоминает самые разнообразные терапевтические, хирургические, гинекологические, инфекционные и другие заболевания. Да, истерия действительно великая притворщица, но было бы совершенно неправильно упрекать больных истерическим неврозом в притворстве. Все симптомы заболевания, так же как и при других видах неврозов, возникают непроизвольно, независимо от воли человека; правда, большинство людей с этим типом характера, в большей или меньшей степени, обладают актерским талантом. Известно и то, что всякая женщина в душе - актриса... Женщины от природы наделены высокой способностью к внушению и самовнушению. Процессы вхождения в образ героини на сцене театра и в образ больной в семье - очень похожи по своим психофизиологическим механизмам. Вспомните фразу, которую произносил К.С. Станиславский, когда актер играл свою роль недостаточно убедительно, недостаточно входил в образ! Он произносил всего лишь два слова: "Не верю!" Если человек поверил, что он болен тем или иным серьезным заболеванием, тогда все остальное происходит автоматически, на подсознательном уровне. Очень часто бывает непросто различить истинное соматическое заболевание и чрезвычайно напоминающее его, по симптоматике, невротическое состояние.


Исцеляющее воздействие гипнотизеров, экстрасенсов, колдунов обычно направлено именно на эту невротическую, имитирующую соматическое заболевание, патологию. Им совсем не требуется быть профессорами от медицины, им даже не обязательно быть медицинскими работниками - это не принципиально. Главное, чтобы больной - поверил! Но поверил теперь уже не в то, что он болен, а в то, что его целитель чудесным образом избавляет его от болезни. Происходит вхождение в новый образ - образ исцеленного человека, но делается это не самостоятельно, а с помощью другого человека.


Очень важно, чтобы сам целитель не испытывал неуверенности, ее легко улавливает пациент. Целитель для больного, в таких случаях, - маг, волшебник, Бог. Сам Иисус подчеркивал, что исцелятся только те, кто истинно (искренне) в него веруют... В театре, как и в церкви, неуместно слишком много рассуждать... Важно поверить!


Анатолий Кашпировский, Алан Чумак, Джуна, - наиболее известные в народе целители-кудесники, - несомненно, маги от медицины. Они великолепно помогают тем, кто склонен верить не в себя, а в другого человека. Но граф Калиостро, Григорий Распутин, американский иллюзионист Девид Копперфилд, российский иллюзионист Игорь Кио - тоже маги и знатоки психологии. Основное отличие цирковых иллюзионистов от гипнотизеров состоит лишь в том, что первые объясняют творимые ими чудеса ловкостью рук, вторые - своим изначальным превосходством над другими людьми. На самом деле, то и другое - работа, технологии, доступные почти любому способному и обученному человеку. Правда, магия - это работа, где ремесло доведено до степени мастерства, а отдельные технологии - до степени совершенства и виртуозности.


В начале ХХ столетия великий психолог и врач Зигмунд Фрейд первым среди медицинских авторитетов того времени обнаружил, что гипноз, особенно у людей, склонных к самостоятельности мышления, логическому анализу, дает лишь кратковременный и быстро истощающийся эффект. Позже стало понятно, что снятие симптомов болезни в гипнозе устраняет только некоторые ее проявления, но не сам невроз. Во многих случаях гипноз действует лишь как своеобразное анестезирующее средство, снимающее душевную боль. Но если причина боли - фрустрация - не выявлена и не устранена, то действие гипноза будет мало отличаться от действия алкоголя, от действия транквилизаторов. Будет наблюдаться только временный эффект. Вот почему сегодня неврозы лечатся не столько гипнозом (это лишь дополнительный метод), сколько квалифицированным анализом фрустрации и тренингом новых, адаптивных форм поведения.


Если от тесной обуви ноет нога, если мучительно болит зуб, пораженный кариесом, если страдает от неудовлетворенности качеством жизни душа человека, то лучше не "заговаривать" боль страдающего органа, а сменить обувь, обратиться к стоматологу, вместе с психотерапевтом найти конструктивный выход из фрустрирующей ситуации.


Для того, чтобы избавить человека от невроза, во всех случаях, необходимо найти источник фрустрации, осознать его и конструктивно преодолеть реальные препятствия на пути к цели, но никак не уходить от трудно решаемой проблемы, не пытаться спрятать ее в чуланы подсознания, подобно тому, как плохая хозяйка прячет грязное белье в чулан, "с глаз долой"... Проблемы, как и грязное белье, не стоит накапливать. Когда их немного, справиться - нетрудно. Когда нестиранного белья или проблем - ворох, легко впасть в панику...
Бесполезно, подобно ребенку, прятаться от проблем, "закрывая" на них глаза... Подобную ситуацию хорошо иллюстрирует притча о наивном воробье (ведь бывают воробьи и опытные, которых "на мякине не проведешь"). В солнечный летний день наш воробей, сидя на заборе, размышлял о том, что жизнь прекрасна... И вдруг он видит крадущегося к нему кота! "Какой ужасный, страшный зверь! Неужели мне суждено стать его добычей?!" От страха бедняга закрывает глаза. И... кот исчезает! Воробей открывает глаза - и снова видит кота. Закрывает - нет кота. Повторив эксперимент несколько раз, пернатый приходит к удивительному выводу: "Все зависит от меня, если я хочу - есть кот, захочу, закрою глаза и - кота не будет!" Юный воробей окончательно поверил в то, что можно избавиться от злодея именно таким образом, закрыл глаза и... Да! Вы правы, уважаемый читатель, закрывать глаза на реально существующие проблемы - исключительно вредно для здоровья и процветания! Чтобы не быть смятым жизненными обстоятельствами, нужно позволить себе открыть глаза на собственные затруднения. Спокойно во всем разобраться. При необходимости посоветоваться с теми, кто обладает знаниями и опытом в интересующей области. Немного найдется задач, которые будет трудно решить, когда выполнены перечисленные условия. Преодоление препятствий из тяжкой обузы превратится для Вас в увлекательную разновидность спорта, интересное приключение. Желаю Вам в этом успеха!


Следующим, шестым, в ряду неконструктивных способов преодоления фрустрации, с учетом нарастающей тяжести и опасности последствий для жизни человека, является вариант так называемых психосоматических расстройств.


Эти заболевания проявляются соматическими (телесными) нарушениями, но их первопричина - в душевном состоянии человека. К данной категории болезней относятся многие широко распространенные виды соматической патологии: язвенная болезнь, гипертония, бронхиальная астма, стенокардия, нарушения мозгового кровообращения, диабет, заболевания щитовидной и других желез внутренней секреции, полиартрит, остеохондроз, кожные болезни (псориаз, экзема, нейродермит), гинекологические заболевания (эндометриоз, миомы, эрозии и др.), многие виды опухолей. Лечение психосоматических заболеваний требует участия психотерапевта, наряду с ведущим врачом соответствующей специализации.


В тех случаях, когда фрустрация той или иной потребности воспринимается человеком, как предельно тяжелая психическая нагрузка, может реализовываться еще один, предпоследний в ряду, вариант неконструктивного реагирования человека на неудовлетворенность качеством собственной адаптации. Этот вариант описывается в медицине как реактивный психоз.


Попросту говоря, если психическая травма воспринимается человеком как запредельная, он может "сойти с ума" - это и есть реактивный психоз (психическое расстройство как реакция на душевную травму). При всей аномальности состояния психики, вызванного чрезмерной нагрузкой, оно является своеобразной защитой от дальнейшей травматизации. На пути информации, причиняющей боль, встает непреодолимое препятствие в виде измененного болезнью сознания, окружающее перестает восприниматься вовсе или искажается до неузнаваемости. Вспомните безумство Офелии, неспособной принять рассудком жестокие правила придворной жизни в Датском королевстве!


Примеры нетрудно припомнить и в случаях из повседневной жизни. Потеря маленького ребенка от болезни или несчастного случая... Гибель сына во время его службы в армии... Судебная ошибка, приведшая человека в тюрьму... Стихийное бедствие... К счастью, подобные реактивные психические расстройства бывают не так уж часто и обычно благополучно излечиваются.


Последним, буквально крайним вариантом неконструктивного реагирования человека на фрустрацию, является суицидное поведение (обдумывание и совершение поступков, способных привести к самоубийству). Во всех этих случаях осознанно или подсознательно человек приходит к выводу, что "мучительный конец жизни все же легче, чем бесконечное мучение!.." Беда становится почти неотвратимой, если не окажется рядом грамотного специалиста, способного словом и лекарственными средствами изменить настроение человека, проявляющего суицидные тенденции.


Порой даже благополучный человек, предвидя завтрашние страдания, задумывается о смерти как о трудном, но радикальном средстве устранения всех проблем. Но если страдающий человек видит выход из создавшегося положения или хотя бы верит в такую возможность - он может выдержать почти все! История, как и повседневная жизнь, доказывают нам это постоянно.


Завершая анализ типичных проблем в реализации отдельных базовых потребностей человека, следует отметить, что в психологии используется своеобразный интегральный (обобщающий) показатель степени удовлетворения всей совокупностьи основных потребностей индивида - персональный уровень самоактуализации.


В повседневности люди, обладающие богатым жизненным опытом, обычно, называют состояние удовлетворенности важнейших потребностей человека благополучием. О таких говорят: "Его жизнь удалась!" Те же, кто обладает психологической интуицией или достиг возраста мудрости, не хуже профессионального психолога понимают, что не только благополучие, но и счастье - есть состояние удовлетворенности. Но счастье, в отличие от благополучия, не может быть постоянным состоянием души - оно преходяще, порой мимолетно.


Переживание счастья возникает, как заметили психологи, обычно при быстром нарастании степени удовлетворенности. Вы, наверное, замечали, что оно особенно остро ощущается в тот момент, когда мечта человека, неожиданно для него, становится реальностью. Так бывает, если человек слышит долгожданные признания в любви, получает избавление от серьезной болезни, совершает трудное открытие в науке и т.п.


Для того, чтобы снова испытать состояние счастья (если не путать "счастье" и "удовольствие"), нам, в большинстве случаев, необходимо ставить все новые и все более сложные цели, преодолевать препятствия, чтобы затем иметь естественную возможность гордиться результатом своего труда, а затем вновь устремляться вперед за "синей птицей счастья". Впрочем, счастливому человеку свойственно не только ставить перед собой и решать все более и более сложные задачи, но и не отказывать себе в простых радостях. О них часто забывают многие люди, в том числе и те, кто считаются баловнями судьбы, счастливчиками. Счастье не только в подвигах, свершениях, упорном труде, "буре и натиске", но и в моментах умиротворения, которые переживает каждый человек, когда, отрешившись от повседневной суеты, он смотрит в бездонное синее небо, сливается с людской толпой в праздничном шествии, или, напротив, завершив важные общественные дела, вечером, в уютной комнате, вслух читает книжку детям или тихо поет песню под гитару с друзьями.
Жизнь без счастья для большинства людей не представляет собой настоящей ценности. А достижение счастья почти всегда требует от человека борьбы. Если вы решили стать счастливым человеком, не забывайте: "Лишь только тот достоин жизни и свободы, кто каждый день за них идет на бой!"


В противоположность успехам личности, способной найти разумные и приемлемые для окружающих способы удовлетворения своих базовых потребностей, - не умеющий этого именуется окружающими "неудачником", и сам воспринимает себя неблагополучным человеком. В психологических терминах это и есть нарушение самоактуализации. Далее речь может идти только о выборе способов преодоления фрустрации: конструктивных или неконструктивных.


В психологической науке существует особый раздел, именуемый "психологией боли". Казалось бы, боль - это однозначно плохо. Оказывается, это не совсем так: не будь боли физической и душевной, мы не имели бы сигналов о приближении к опасной черте, за которой следует грубая дезадаптация или гибель. Боль - это сигнал, означающий требование изменить поведение и задуматься о коррекции адаптации. Иногда это коррекция тактики, а иногда и всей стратегии жизни. Неисправленные ошибки жизненной стратегии способны порождать тяжелейшие страдания человека, причины которых он зачастую даже не осознает. Они могут привести к серьезным заболеваниям или преждевременному уходу из жизни и его самого, и его потомков.


Еще один важный для каждого культурного человека раздел психологии - "психология голода". С одной стороны, избегать голода человеку так же естественно, как избегать боли... Но, с другой стороны, не искусный кулинар, а именно голод, как было давно замечено, - есть лучший повар!.. Ведь пресыщенного едой человека не удивишь никакими гастрономическими изысками, а для основательно проголодавшегося даже самое скромное блюдо - "райское наслаждение". Это правило относится абсолютно ко всем базовым потребностям человека. Оно зафиксировано в английской поговорке: "Благородный человек должен вставать из-за стола слегка голодным". Благородный человек, другими словами "аристократ духа" - должен уметь вовремя останавливаться во всех удовольствиях - будь то развлечение, увлекательная работа, любовь, приятный отдых, вкусная пища, изысканное вино, даже творчество... Потребности - двигатель поведения человека. Их реализация - источник удовольствия и счастья. Но горе тому, кто, пытаясь обмануть законы природы, нещадно настегивает свои потребности! Гипертрофированное внимание к удовлетворению той или иной из своих потребностей, бесконечная их эксплуатация неизбежно ведет к печальным последствиям: возникает чувство отвращения, пресыщенность, потеря интереса к одной из сторон жизни (например, утрата полового влечения), извращенная направленность потребностей (например, гомосексуальное влечение, влечение к нестандартным сексуальным объектам), или развивается состояние ненасытности, когда никакое количество удовольствий не дает полного удовлетворения (пример тому - обжорство, при котором состояние полноценной сытости попросту не возникает; вес тела выходит за всякие разумные пределы, развиваются тяжелые соматические заболевания). В сфере удовлетворения любой из базовых потребностей может, по существу, возникнуть наркотическая зависимость, напоминающая зависимость пьющего человека от алкоголя, наркомана - от наркотика. Вот почему так важно ценить не пресыщенность, а легкий голод - источник настоящего и не угасающего удовольствия!


Мы с Вами, уважаемый читатель, закономерно и совершенно неизбежно пришли к важному выводу. Вот он: для того, чтобы быть здоровым, каждому очень важно быть счастливым! А это, в свою очередь, означает необходимость реализовать себя (самоактуализироваться) в основных ролях и базовых потребностях. Конкретные сценарии жизни могут быть разными: служение искусству, науке, Богу, защита страны, бизнес, политика, воспитание детей, медицина, производство, все, что угодно... Можно обрести счастье в борьбе за общее благо, снискав всеобщее уважение и славу. Можно достичь счастья, не сделав никакой карьеры, будучи простым (но, обязательно, честным) человеком. Для любого жизненного сценария есть общее правило: стремление к счастью - естественное человеческое качество, при этом условиями достижения счастья является не только готовность к поступку (быть может, даже подвигу), но и знание путей, ведущих к счастью.


Очень часто, многим из нас не хватает не столько первого, сколько второго качества. Абсолютное большинство людей стремится к счастью. Но находят его не все... И вовсе не потому, что недостойны его, а потому, что не видят реальных путей! Попросту - не знают, что поиск счастья, в своей основе, есть поиск путей удовлетворения обычных, но чрезвычайно важных потребностей человека. Стремиться удовлетворять их - вполне естественно, нормально! Но для этого их нужно знать. В знании - сила! Незнающий - тратит силы попусту, мечется, не видя реальной точки приложения своих усилий; знающий - достигает успеха, потому что не борется с естественными законами природы и общества, а соединяет свои цели с их целями, подобно тому как опытный пловец достигает берега, используя попутную силу мощного водного потока, а не пытается плыть наугад или только наперекор течению.


Порой предстоящие испытания в достижении благополучия и счастья кажутся нам столь масштабными, что мы попросту пугаемся трудностей, заранее и совершенно необоснованно считая, что дополнительные знания лишь подтвердят недостижимость поставленной цели. Наверное, Вам приходилось слышать просторечивую фразу: "Не знаешь - не бредишь..." Это выражение представляет собой одно из проявлений психологической защиты - стремление не замечать никаких признаков существующей проблемы, не думать о ней. От чего может защитить такой психологический прием? Специалисты знают, что не только от страхов, но и от благополучия и от счастья... Почему специалисты? Потому, что это неочевидно, не совпадает с обыденным здравым смыслом.


Когда мы не знаем надежного пути к достижению поставленных целей, нам, прежде всего, важно не прятаться от предстоящих трудностей, а открыть их для себя, что значит сделать их предсказуемыми, понятными и, следовательно, неопасными. Все можно обдумать и подготовиться, а затем и преодолеть!


Для ребенка простительно бояться бабы Яги или Кащея. Пытаясь спрятаться от них ночью под одеялом, он боится еще больше. Повзрослев, рано или поздно, человек открывает тот шкаф, в котором, по его подозрениям, и сидела баба Яга... И обнаруживает, что там нет ничего страшного! Наивные страхи детства уходят.


Но сколько наивных страхов у взрослых! Для взрослого человека преодолеть свои страхи, прежде всего, означает - понять себя, окружающих и общество, в котором ему выпало жить, а затем найти верный путь к достижению важных целей. Этот путь для каждого человека индивидуален. Проблему индивидуальности человека, проблему индивидуальных психологических различий мы обсудим во второй лекции этой книги.


Завершая наше исследование первопричин поведения человека, автор хочет искренне пожелать каждому читателю высокой степени самоактуализации! Желаю Вам удовлетворенности во всех главных сферах жизни - семье, дружбе, работе, в общественной жизни страны!



СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ В ПСИХОЛОГИЮ ОПТИМУМА 1


К ЧИТАТЕЛЮ 1


ЛЕКЦИЯ N1 ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ МОТИВАЦИОННОЙ СФЕРЫ ЧЕЛОВЕКА (ТАЙНЫЕ ПРИЧИНЫ НАШЕГО ПОВЕДЕНИЯ) 2


ЗДРАВЫЙ СМЫСЛ? НЕ ТОЛЬКО! 2


ЗАПРЕЩАЮТ ТОТ ПЛОД НАУКИ, ЧТО ОСОБЕННО СЛАДОК 3


В ПРИРОДЕ И ОБЩЕСТВЕ: ЭТО ТАК ЕСТЕСТВЕННО - ВЫДЕЛЯТЬСЯ... 6


ОДИН В ПОЛЕ НЕ ВОИН 7


ХОРОШЕГО ЧЕЛОВЕКА ДОЛЖНО БЫТЬ МНОГО! 7


НАСТОЯЩАЯ СИЛА - В ЗНАНИИ 11

"ЧЕЛОВЕК" МИНУС "ДУША" РАВНО "ОРГАНИЗМ"? НЕТ! 12


КАЖДЫЙ КРИЧИТ: "АЗ ЕСМЬ!.." 13


ТОЛЬКО СРЕДИ ЛЮДЕЙ Я - ЧЕЛОВЕК! 14


ВЕСЬ МИР - ТЕАТР. ВСЕ ЛЮДИ В НЕМ - АКТЕРЫ 18


ХОЧУ ЗНАТЬ ВСЕ! (Или - ПОЗНАЙ НЕ ТОЛЬКО СЕБЯ). 20


ДВИЖЕНИЕ К ЦЕЛИ НАПОМИНАЕТ БЕГ С ПРЕПЯТСТВИЯМИ 21


МЫ СПОСОБНЫ ПРЕВРАТИТЬ ПРЕПЯТСТВИЯ В ЛОВУШКИ 23

 


Часть первая


Опубликовано на www.vakurov.ru
23.10.2008
Последнее обновление ( 23.10.2008 )
Просмотров: 8103
< Пред.   След. >
 

Прежде всего, не следует ожидать, что нас поймут, если мы не выражаем своих желаний ясно и исчерпывающе. С супругом — более, чем с кем-либо ещё, — нужно говорить ясно.

Валерио Альбисетти

Просмотров: