В материале чётко обозначены критерии профессионализма в сфере оказания услуг. Вы точно не знаете этих критериев. Пари? Итак: Главный критерий профессионализма - это знание границ собственной компетентности.
Главный критерий профессионализма - это знание границ собственной компетентности.
Профи это не обязательно тот, кто справится с любой проблемой.
Профи - это тот, кто знает, где кончается его компетентность.
И профи никогда не возьмётся (без серьёзного повода) за дело, находящееся за пределами его компетентности. Фактически это и есть причина и способ быть непобедимым - браться только за те дела, в которых стопроцентно компетентен.
И если профи берётся за дело в котором он не компетентен на все сто процентов - то он обязательно предупреждает об этом.
Что может заставить профи взяться за дело, находящееся за пределами его компетентности:
1. Развитие. Когда профи бросает вызов себе и собственным границам .
2. Когда вопрос стоит не об ответственности или профессионализме профи, а о спасении чего-то и кого-то.
В любом случае профи не будет решать вопросы собственного развития или рисковать - за счёт клиента и без его ведома. Как минимум он проинформирует клиента о степени собственной компетентности/некомпетентности в конкретном вопросе, уровнях риска и предполагаемых прогнозах.
Все действия за границами своей компетентности - только с ведома клиента и только с его согласия.
Должны быть достаточно веские основания для действий такого рода.
И стоит заметить, что ни "информированность клиента, ни его согласие или даже настойчивость не являются для профессионала оправданием в случае безответственного решения выйти за границы собственной компетентности. В любом случае при неудаче отвечает профессионал.
И естественно, оправданием не может быть "незнание" своих границ.
Итак, кодекс профи:
- Профи знает границы своей компетентности, своего мастерства, надёжности и предсказуемости результата.
- Только профи отвечает за решение начинать или не начинать ту или иную процедуру или последовательность действий.
- Профи никогда не переложит на клиента ответственность за неудачу. Настоящий профи умеет диагностировать клиента и его ситуацию ещё до момента, когда он скажет: "Хорошо, я берусь". Взялся - неси ответственность за своё решение. До конца отстаивай интересы клиента.
- Не берись за работу, результаты которой не можешь надёжно гарантировать. В любом случае знай, что конкретно ты можешь надёжно гарантировать и обещать клиенту (за что ты сможешь взять на себя обязательства и ответить по ним в случае их невыполнения). Клиент не обязан знать критерии и признаки надёжности результата, это ты должен знать это и уметь позиционировать (объяснить) клиенту до уровня, на котором он может компетентно обсуждать с тобой критерии и признаки достижения заранее оговорённого результата.
- В идеале мы снабжаем клиента категориями (понятиями), критериями (оценки и принятия решения) и признаками, которых ему будет достаточно, либо для того, чтобы с минимальным уровнем ответственности и компетентности принять решение о начале подобных рискованных действий, либо для отслеживания качества или последствий результата этих действий.
О том, как профи работает на совещании
© Александр Вакуров
Иваново, 2008 |