Большинство людей считает, что цели нужны для того, чтобы их достигать. Для них даже глупо думать иначе.
Для большинства цель - это пункт назначения.
И чащё всего они не знают, что дальше. Вот достигнута будет цель, а что дальше?
Многие не ставят перед собой другой вопрос - какова цель данной цели?
Разговор о целях длинный и очень непростой, учитывая обсеменённость темы американизированными новомАсковскиим наворотами (так и вижу вздрюченного младого бодрого и "пазитивно мыслящего" менеджоре, лихорадочно "ставящего цели"), лишающими тему целей смысла, превращающими цель в место слива всех мечт.
Назначение данного материала простое. Объяснить, в чём функции целей, для чего они нужны, для чего они чаще всего нужны, в каком качестве они могут здорово пригодиться, по большому счёту, для чего они вообще существуют - эти самые пресловутые цели.
Осторожно. Не падайте.
Цели существуют не для того чтобы их достигать
Цели - это разметочные вешки. Это ориентиры. Например, такие как в моей любимой фразе:
"Это не пункт назначения, это путеводная звезда".
Да, есть вещи, которым незачем быть достигнутыми, или их невозможно достичь, но которые мотивируют нас, мы равняемся на них, понимая, что и каким должно быть.
Но главная функция целей даже не в этом.
Цели нам нужны для того, чтобы знать, определять, движемся мы или нет
По расстоянию до цели мы определяем, меняется что-либо, или нет, движемся ли мы в ту сторону, что нам нужно, и даже - движемся ли мы вообще.
Как сказал один из умных менеджеров - "Всегда нужна дельта". Всегда нужна разница и разность между тем что было и что есть. Дельта - как признак того, что есть изменения. Нет изменений, нет разницы, нет дельты - нет развития.
Цели нужны нам для измерения собственного развития
Чтобы мы банально могли заметить, а) движемся или нет, б) с какой скоростью движемся и в) в каком направлении. А так же - сколько осталось, каково ускорение, какое отклонение от курса, и так далее.
Тот, кто в делах и бизнесе понимает это - великолепно умеет планировать, управлять будущим и обеспечивать себе удовлетворение своих потребностей и желаний.
Я рекомендую бизнесменам начать относиться к целям как к вешкам, помечающим вам скорость и качество вашего развития и движения вперёд. Цели - это ориентиры на системе координат, позволяющие определять очень многие параметры, а так же прогнозировать события - на основании информации о прошлом и настоящем.
И напоследок:
Цели нужно не "ставить", а - выявлять, определять, выделять, выбирать.
Из бесконечного количества точек нужно выбрать одну или несколько. Раз цели - это ориентиры в системах координат, то цель ставится не просто так, "потому что хочется", а - выбирается в качестве удобного ориентира, вешки, которые помогают ориентироваться в пространстве событий (прошлых, настоящих и будущих), а так же значений и смыслов нашей жизни и деятельности.
В пространстве событий и смыслов есть бесконечное количество точек, которые можно выбирать в качестве целевых и в качестве ориентиров. Мы в любом случае должны двигаться.
Вопрос, двигаться куда?
Это одна из самых сложных задач в бизнесе и управлении - какие цели ставить, какие точки или будущие события выбрать в качестве целей - для всего предприятия, всего отдела или конкретных подчинённых. И чаще всего цели ставятся "от балды", потому что хочется, либо - потому что так учили, так сказали, так делают другие, и так далее. На самом деле цели - это инструмент, а не место, куда мы обязательно должны придти.
А раз это инструмент, то выбирать цели нужно крайне тщательно. И нужно иметь инструменты выбора целей.
Действительно, а как выбирать цели? Вот об этом - в дальнейших публикациях. Ищите и ждите. |