Обо мнеОтзывыКонтакты
Главная
Форумы
Мои статьи
Зарисовки с натуры
Мои тренинги
Отзывы с моих тренингов
Мои стихи
Статьи других авторов
Семейная психология и психотерапия
Трансперсональное
О психотерапевтах
Учись думать сам!
Саморазвитие
Психотерапия
Психология
Пригодится!
Философия
Бизнес
Тренинги
Продажи
Переговоры
Маркетинг и реклама
НЛП и Эриксоновский гипноз
Стихи других авторов
Словари
Карта Сайта
Контакты
Мои статьи неоконченное
Ссылки
Ссылки 2
Поиск
Стихи других авторов
Система Orphus

Избранные темы
Новинки в моих статьях
Популярное в «Мои статьи»
Новые темы форума
Популярное на форуме
Голосование
Понравился ли Вам сайт?
 
Ритуальное и профанное поведение в русском культурном пространстве Версия в формате PDF Версия для печати Отправить на e-mail
Просмотров: 6132
Рейтинг: / 0
ХудшаяЛучшая 

 Бабаева А.В.   
Устойчивые нравственно-религиозные ориентиры в самосознании народа проявились в поведении русского человека. Поведение стало внешним знаком, отражающим глубинные нравственные ценности русской культуры. Принятие православия способствовало выработке новых правил жизнедеятельности человека. Религиозная система ценностей формировала дискурс-наставлений, который должен был влиять на общий план жизнедеятельности человека. Было создано большое количество произведений, в которых устанавливались каноны, следование которым должно было приблизить человека к идеалу. В наставлениях, поучениях, законах утверждались представления об общности судьбы и жизни народа, рождался идеал соборности. Русский человек был погружен в окружающий мир общины, которая способствовала кодированию его жизнедеятельности. С другой стороны, он — один на один с Богом. Главным показателем стремления к православному идеалу стало знание «своего места» в иерархическом делении общества, принятие установленных кодов. Нормы поведения регулировались посредством утверждения понятий «праведное — греховное». Греховное воспринималось как отход от Бога, что порождено тварной природой человека. «Грех есть то, что мешает возможности обновления и, следовательно, объяснения, то есть разумности». Борьба со своей тварной телесностью — борьба с греховной сущностью. Вся жизнь человека — это борьба греховности и праведности Но отклонения от праведного поведения в определенные моменты признавались необходимыми. Это было связано с бинарным восприятием окружающего пространства, где всегда существовали «греховные» и «святые» места. В процессе повседневной жизни человек попеременно оказывался, то в «чистых», то в «нечистых» местах ( церковь, дом, баня, лес, болото, дорога, перекресток — все они имели определенный знаковый характер). Человек, который правильно меняет свое поведение в зависимости от местонахождения, воспринимался истинным верующим.

 

Христианская мораль утверждала представление, что путь к праведности начинается с осознания своих грехов, которые должны быть пережиты. Раскаявшийся грешник воспринимался народно-православным мировоззрением как достигший величия и поклонения человек.

 

Для каждого определенного греха всегда существовали прощение и искупление. Русское покаяние состоит в добровольном принятии чувства греховности. Исповедь — это возможность вкусить ощущение будущего воскрешения. Исповедь возвращает в мир человека, посредством его преображения. Она представляет случай душевного очищения, выход за рамки реального мира и погружение, даже растворение в сакральном пространстве.

 

Праведное поведение оценивалось не только с точки зрения соответствия канонам, а больше с позиций представлений о абсолютном добре или зле, правде и справедливости. Только в русском культурном пространстве сложилась грань, которая разделила правду, истину и справедливость. Для русского человека найти правду — осознать, как надо жить, чтобы всем было хорошо. Только тогда исчезнут человеческие ошибки, нищие станут богатыми, не будет зла в мире. Правда, в представлениях русских людей связана с Душой, отражает ее чувства, а не рациональную мысль. Разумом правду невозможно понять. Она не всегда доступна человеку, т.к. она высока и связана с Богом («божья правда»).

 

Истина отражает справедливость, верность, действительность. У каждого человека она своя, в зависимости от его веры, его местоположении в окружающем культурном пространстве («злу человеку истина крива есть»).

 

Только сердце и душа воспринимались сосредоточием высшей жизни человека, только они могут определить границы между правдой, истиной и злом.

 

Вся мирская жизнь, в большинстве ее проявлений, воспринималась как греховная, человек обязан был противопоставить ей свой «подвиг» терпения, добра и прощения. Вера и праведный труд занимали центральное место в системе древнерусских ценностей. Физический труд воспринимался как один из способов достижения внутренней свободы.

 

Монастырские правила, дисциплина, покаяние способствовали формированию культурного пространства. Основываясь на представлениях о «святости» своей земли русские люди противопоставляли себя чужеземцам. Иерархия православного мира включала в себя святых, правителя, «мир». Человек чувствовал себя частью православного мира.

 

Вместе с жесткой религиозной регламентацией поведения, смирением и послушанием, в истории русской культуры можно встретить ярко выраженный протест против существующих норм. Бинарность русского мировоззрения находило свое выражение в двойственности поведения. Русский человек с большой легкостью духа преодолевал всякую нормированность жизни. «Россия — страна бытовой свободы, неведомой передовым народам Запада, закрепощенным мещанскими нормами. Русский человек с большой легкостью духа преодолевает всякую буржуазность, уходит от всякой нормированной жизни». Привычка к подчинению старшим, подавлению индивидуального начала, растворимость личности в социокультурной группе с одной стороны и нерациональность траты своей энергии, с другой, легко приводила к асоциальным формам поведения (разбой, грабеж). Кроме этого, допетровская Русь знала бинарное противопоставление ритуального и вне ритуального пространства и поведения (жилой дом — церковь, красный угол — черный угол, парадные и жилые комнаты в доме боярина и т.д.). Поведение человека в русской культуре — вечный синтез сакрального и профанного. В процессе социализации индивид получал четкие представление о нормах и правилах поведения в различных местах и ситуациях. Всю свою сознательную жизни он стремился к соблюдению, полученных знаний. Со временем внешний контроль, осуществляемый со стороны старших за правильностью поведения переходил во внутреннюю потребность.


 
Источник: anthropology.ru Бабаева А.В., Ритуальное и профанное поведение в русском культурном пространстве



Опубликовано на www.vakurov.ru
27.12.2008
Просмотров: 6131
< Пред.   След. >
 

Разговорный язык простого народа (не читающего иностранных книг и, слава Богу, не выражающего, как мы, своих мыслей на французском языке) достоин также глубочайших исследований. Альфиери изучал итальянский язык на флорентийском базаре: не худо нам иногда прислушиваться к московским просвирням. Они говорят удивительно чистым и правильным языком.

А. С. Пушкин

Просмотров: