Обо мнеОтзывыКонтакты
Главная
Форумы
Мои статьи
Зарисовки с натуры
Мои тренинги
Отзывы с моих тренингов
Мои стихи
Статьи других авторов
Семейная психология и психотерапия
Трансперсональное
О психотерапевтах
Учись думать сам!
Саморазвитие
Психотерапия
Психология
Пригодится!
Философия
Бизнес
Тренинги
Продажи
Переговоры
Маркетинг и реклама
НЛП и Эриксоновский гипноз
Стихи других авторов
Словари
Карта Сайта
Контакты
Мои статьи неоконченное
Ссылки
Ссылки 2
Поиск
Стихи других авторов
Система Orphus

Избранные темы
Новинки в моих статьях
Популярное в «Мои статьи»
Новые темы форума
Популярное на форуме
Голосование
Понравился ли Вам сайт?
 
«Зона перехода» или коммуникативный тупик Версия в формате PDF Версия для печати Отправить на e-mail
Просмотров: 6257
Рейтинг: / 0
ХудшаяЛучшая 

 Литвинский В. М.   
Если человек — действительно существо, утратившее или грозящее утратить равновесие, то среди ортопедических подпорок, помогающих его восстановить или сохранить, важнейшее место принадлежит ритуалу. Видимо не случайно современная культура самозабвенно захлебывающаяся среди возможностей самого необязательного рода, иллюзий, среди которых идеология, быть может, одна из невиннейших, само слово ритуал отнесло к наиболее маргинальным, вытесненным из пространства ее жизни туда, где оно как-то сцепилось со словом «услуги».

 

Эта неслучайность глубоко симптоматична для западной культуры, для которой смерть лучшее воплощение универсальности, неизбежности судьбы, перед лицом которой человек не знает как себя вести.

 

Но разве не такова же природа всякого ритуала, призванного поддержать человека в ситуациях неопределенности, перехода от одного состояния к другому, к тому, которое включает трансформацию личности. Поэтому первобытное общество отличается явно выраженным ритуализмом, обрядами перехода, посвящения, инициаций, в которых человек рождается заново, или в новом качестве. Дух этого ритуализма сохранился лишь в праздники, вырывающие из рутины обыденности, воссоздающие переживание мифологического времени, превращающими нас в соучастников процесса становления, обновляющих дух и душу. Но не потому, что человек современной культуры не нуждается в психологической поддержке.

 

Угасание ритуала как обряда инициации и посвящения не отменило фундаментальных антропологических констант человеческого существования: перехода от детства с его внутрисемейной идентификацией, к подростковому возрасту, где объекты идентификации рассредоточены во вне-семейном пространстве, превращения подростка в мужчину, а девочки в женщину, семейно-брачных отношений, основанных не столько на отношениях родства, сколько на чувстве любви, эротическом желании.

 

Современная культура нуждается в ином ритуализме, столь же праздничном, сколь и эффективном, но уже перед лицом у же иных ситуаций. В поддержке нуждаются не столько люди, вступающие в брак и нашедшие опору в первом всеобъемлющем и потому самодостаточном чувстве, сколько люди, расстающиеся друг с другом по многим причинам, но остающиеся отцами и матерями своим покинутым детям. Культура, находящая достоинство в поддержке традиций, не может остаться совершенно глухой к новым ситуациям, перед неопределенностью которых человек замирает в недоумении.


Источник: Литвинский В. М. «Зона перехода» или коммуникативный тупик anthropology.ru


 

Опубликовано на www.vakurov.ru
05.01.2009
Просмотров: 6256
< Пред.   След. >
 
Управлять одним человеком иной раз труднее, чем целым народом. 
 
Люк де Клапье Вовенарг

Просмотров: