Обо мнеОтзывыКонтакты
Система Orphus

Избранные темы
Новинки в моих статьях
Популярное в «Мои статьи»
Новые темы форума
Популярное на форуме
Голосование
Понравился ли Вам сайт?
 
Словари

М

Мамардашвили Мераб

Мераб Мамардашвили Философ 20 века, автор работ по теории познания и истории философии. О чём он писал:
Самое большое наше желание - чувствовать себя живыми. А жизнь - это усилие во времени, прежде всего - усилие понимания.
Не понятые нами события, чувства, мысли превращаются в "симулякры", чужеродным, мёртвым грузом откладываются в сознании, начинают вести там какое-то призрачное существование, обуславливая восприятие мира. Не извлекая смысл из пережитого, мы обрекаем себя на состояние "зомби", человекоподобных существ, зависимых от иррациональных, непостижимых для них сил, в лучшем случае - на "... состояние дебильных переростков, которые так и остались в детском возрасте..." ("Сознание и цивилизация").
Значит, нужна интенсивная работа по избавлению от ментальных "уродцев" - недоразвитых мыслей, искажающих восприятие реальности. А для этого требуется техническое умение грамотно мыслить, чего трудно достичь путём заучивания чужих концепций и систем. Философский акт может происходить лишь в точке "метафизического нулевого состояния", где всё равноправно и равнослучайно и ещё требует расшифровки.
"Воспроизведение акта жизни в следующий момент времени предполагает труд или работу извлечения порядка. В том числе извлечения смыслов, законов, сущностей, извлечения того, что со мной происходит" ("Психологическая топология пути").
Он умер в аэропорту Внуково в Москве, возврашаясь на родину после трёхмесячной поездки с лекциями по США. Был ноябрь 90-го. В октябре Звиада Гамсахурдиа избрали на пост Председателя Верховного Совета Грузии, и он принялся расправляться со своими врагами. Друзья предупреждали его: в Грузии опасно. Но разве можно было его остановить, когда он ехал домой? До Грузии он не доехал. Среди попутчиков нашлись звиадисты, которые стали вопить: "Враг Гамсахурдиа - враг Грузии", размахивать кулаками, отталкивать его от трапа самолёта. Он молчал. Потом развернулся и пошёл через лётное поле.Потом упал - сердце не выдержало, третий инфаркт.

 




Менегетти Антонио

Антонио Менегетти и его онтопсихология

Антонио Менегетти (род. в 1936 г.) – это современный, очень модный сейчас мыслитель. С философской точки зрения его учение достаточно хорошо вписывается в рамки неофрейдизма (Юнг, Адлер, Франкфуртская школа).

1. Кто он такой?
На его долю выпали бомбардировки Второй Мировой войны, суровое воспитание, полученное в Ватикане, преподавательская деятельность в университете, сан священника.
В его произведениях чувствуется большой жизненный опыт незаурядного и умного человека. Он знаком со множеством мировоззрений и научных направлений. Его способность откликаться на важнейшие проблемы современности и получать исчерпывающий философский ответ на них – вот что делает его работы одновременно и увлекательными и влиятельными.

В 1970 году основал Ассоциацию онтопсихологии, Президентом которой является в настоящее время. Антонио Менегетти – автор более 50 научных работ. Он открыл путь избавления от некоторых психосоматических расстройств, признанных медициной неизлечимыми. Им были выдвинуты новые предпосылки понимания роли медицины и способа лечения болезней.
Антонио Менегетти является основателем Школы ОнтоАрта, почетным членом сената Международной Академии Современного Искусства.
Профессор Менегетти является доктором философии, теологии, социологии и психологии. За открытие «семантического поля» он получил звание почетного доктора физики Гонорис Кауза Нью-Йоркского Университета.
Антонио Менегетти является Почетным членом Международной Академии Культуры в Бразилии, вице-президентом Международной Академии Информатизации при ООН, президентом Итальянской Академии Информатизации.
В 1998 году от Правительства Российской Федерации он получил звание Гранд Доктора психологических наук, философии и доктора медицинских наук.

2. Почему о нем можно говорить как о философе?
Менегетти как-то сказал: «Я уже почти готов отказаться от психотерапевтической практики, чтобы научить людей основной энергии жизни – разуму».
Антонио Менегетти выдвинул целый ряд масштабных концептов, что дает основания считать его философствующим мыслителем.

3. Учение об Ин-се (in se)
Согласно Менегетти, человек должен жить согласно своей природе (своему естеству). В этом – его задача и призвание. Ничего другого нет, и выдумывать ничего не требуется: исходи из своего же собственного естества – вот и всё, что требуется.
По форме подобное учение развивал некогда Аристотель. Но под природой он понимал, в основном, законы естествознания.
Менегетти делает акцент на духовной стороне: наиболее естественным в человеке он считает некую невидимую его сущность, скрытую, как правило, и от самого ее носителя и от окружающих. Эта сущность, самая внутренняя, in se, есть константа "Н" (humano – человеческое) и закладывается уже при рождении как потенциал. Этот внутренний проект всегда изначально положителен и уникален для каждой личности. Этот проект и надо реализовать: «метафизическая ностальгия по бытию зовет за пределы земного мира, хотя и в этом мире стремится к воплощению».

Но реализовать его непросто. Такой парадокс имеет место из-за сильного монитора отклонения. Этот непрошеный внутренний гость скрыт в глубинах бессознательного и жестко обуславливает наше поведение своим набором стереотипов. Таким образом, вся наша жизнь, по Менегетти, есть борьба с косностью за следование in se, то есть своему естеству.
Аристотель тоже в свое время учил о том, что самореализация есть высшая задача человека и одновременно высшее его счастье. Говорил он и о сложностях на этом непростом пути. У Менегетти тут добавляются все наработки психоаналитической школы.


Откуда берется само in se, вечно ли оно у Менегетти или умирает вместе с человеческим телом, я, честно говоря, пока не понял. Важно то, что, в отличие от большинства фрейдистов, Менегетти делает сильный акцент на позитивной задаче: изучение подсознания у него самоцелью не является, оно лишь служит задаче внесения разума в жизнь.
Антонио Менегетти постоянно акцентирует внимание читателя на том, что единственным автором своей жизни является сам ее носитель. Здесь итальянский мыслитель снова следует за Аристотелем, который учил о том, что всякий поступок есть "твой сын", наподобие того, как всякий ребенок есть "поступок отца". Аристотель был первым мыслителем в древнегреческой культуре, который открыто заявил о том, что никакого фатума над человеком нет, твоим "фатумом" может стать только твоя лень, глупость, трусость и т. д., поэтому для того, чтобы этого не случилось, их надо тщательно преодолевать.
Менегетти подробно останавливается на неправильности переваливания вины за свои несчастья на окружающих. Но в то время как экзистенциалисты делали акцент на безысходной виновности (по Сартру, даже если бы существовал Бог, Он всё равно не мог бы помочь бедному капралу, отдавшему безответственный приказ) – Менегетти вопросы вины почти не интересуют. Он нацелен на конструктивный выход из положения несчастного, в которое ввергает человека монитор отклонения.
Любая попытка переваливания вины, с этой точки зрения, ведет к инфантилизации и дальнейшему удалению от in se. Болезнь загоняется тем самым всё глубже.
Ранее подобные мысли высказывал современный греческий богослов Христос Яннарас, который в крайне персоналистическом духе открыто заявил, что вся человеческая (и материальная и духовная) природа является лишь психосоматической функцией его личности (на рус. яз. книга называлась «Вера Церкви», гл. "Человек", §"Язык Церкви").
Таким образом, "онтопсихология" Менегетти – это современное направление мысли, которое дает возможность пересмотреть свои привычные взгляды на жизнь, способы поведения и оценки фактов. Онтопсихология также позволяет понять суть того, что она называет «негативной психологией», обусловленную воздействием «монитора отклонения». Цель онтотерапевтической практики – дать возможность осознать, что мы отклоняемся от нашего «природного начала» и идём по пути «комплексов и стереотипов», что влечёт за собой ошибки, а они в свою очередь тоску, неврозы и кризисы.
Следуя своему природному проекту, человек добивается успеха и самореализации. Отвергая его, оказывается обречённым на страдание, болезнь, неудовлетворённость.

4. Учение о семантическом поле
Занимаясь психоаналитическими исследованиями, Антонио Менегетти, в конце концов, пришел к выводу, что психоанализ также бессилен перед «тайнами подсознания», ибо у него нет объективного критерия для принятия эффективных решений в клинической практике.
Реальный критерий, позволяющий онтопсихологии «раскрывать причины явлений» и добиваться действенных результатов, это семантическое поле – один из самых важных её инструментов исследования. Именно в семантическом поле происходит энергетическое взаимодействие индивидуумов, здесь можно наблюдать психическую динамику как эмоционального, так и логического характера. Менегетти пишет: «... восприятие семантического поля позволяет человеку знать о любом действии, видимом или невидимом, которое имеет к нему отношение в окружающей его среде. Это поле – своего рода радар, данный человеку природой».
«Семантическое поле – это передача (трансмиссия) информации, осуществляющаяся посредством отношений подобия, или идентичности: получателем семантического поля может стать каждый, кто комплементарно к этому предрасположен, поскольку обладает схожей тематикой». Важнейшим моментом теории этого поля является открытие Менегетти значимости образов, что собственно и нашло выражение в слове семантический (смысловой). «Онтопсихология открыла процесс передачи образов: энергия формализуется в образах». «Образ является тем символом, который энергия использует внутри самой себя для осуществления различных перемещений или каких бы то ни было изменений».
Таким образом, наряду с энергетическим аспектом, школа Менегетти признала и аспект смысловой. С точки зрения философской это выгодно отличает его учение от целого ряда современных философско-психологических школ, зацикленных на "энергетике" и совершенно не замечающих другой, смысловой аспект бытия. Уделив значительное внимание понятию образа, Менегетти вышел на классическую линию философии, еще больше сближающую его с Аристотелем (который понятие образа, эйдоса унаследовал от своего учителя Платона). В деталях же трактовка понятия "образа" в учении Менегетти по сути не отличается от имеющегося в феноменологии Гуссерля. Разница лишь в том, что Менегетти сам переоткрыл его, идя со стороны чистой психологии. Так что в целом у Менегетти получилось довольно сбалансированное направление в философии. Правда, на собственно философском уровне Менегетти удержаться не удается: он то и дело соскальзывает в психологические пласты, близкие гештальтпсихологии (которая и есть собственно "психология образов"). Впрочем, отсутствие "философской стерильности" самого сеньора Антонио, по-видимому мало заботит, поскольку он сосредоточен на эффективности приложений своей теории.
Открытие семантического поля пропагандируется онтопсихологической школой как преимущество в методологии психоанализа перед любой другой школой психологии в мире. Считается, что с помощью смыслового поля онтопсихология имеет безграничную возможность проникать в глубины человеческой психики. Благодаря существованию семантического поля онтопсихология может определить действительное состояние человеческой психики, помогает понять язык «внутреннего разума», реализовать «внутренний проект» in se, который заложен в каждого из нас изначально.
Она помогает понять, что успешной реализации внутреннего проекта мешает скопление комплексов и стереотипов, отклоняющих индивидуума от действительного решения проблемы, ситуации.


5. Социальный анализ
Антонио Менегетти взволнован положением дел в мире. Среди проблем, которые он изучает, в первую очередь, можно назвать следующие:
1) Проблемы человеческого организма как болезненного образования. Люди изломаны, они мечтают о вождях, осуществляющих их маниакальные желания, и эти мечты вызывают к жизни таких патологических людей как Гитлер и Сталин.
2) Проблема дезинформации в современном мире.
3) Проблема роста наркомании. «Наркоманами не становятся от того, что начинают курить "травку"; субъект одурманен наркотиком уже раньше, в своей психике, в своем мозгу и, как следствие, вынужден реализовать эту потребность и в форме фармацевтического препарата. Таким образом, наркотики сами по себе являются следствием, а не причиной».
4) Проблема обратной дискриминации по отношению к людям третьего мира. «С точки зрения обездоленных так называемого третьего мира ... наркотики являются средством господства, с помощью которого можно получать деньги от белого человека; и, кроме того, этот листочек убивает капиталиста... . Из этого следует, что маленький человек третьего мира не заинтересован в том, чтобы наркотики исчезли. На первом плане, следовательно, стоят не денежные интересы и не какой-то специфический тип мафии, а психическая интенциональность возмездия. Раса стремится к возмездию, чтобы установить свою власть с помощью средства, для него безвредного, и в то же время смертоносного для господствующей расы». «Народы третьего мира наделены чувством гордого презрения по отношению к белому капиталисту, их хозяину и работодателю и ничуть не считают себя бедными, зависимыми или живущими за счет милостыни, – совсем наоборот! Они считают себя выше и полагают справедливым пользоваться средствами белого человека, являющегося, в конечном счете, иностранным агрессором и воплощением зла. ... В прошлом случалось, что некоторые цивилизации неожиданно исчезали, не оставляя никаких следов разрушения: в реальности самые великие силы общества исчезали по причине самопоглощения изнутри. Если белая раса исчезнет, то это произойдет не благодаря атомной бомбе, а вследствие одной из уловок не эволюционировавшего бессознательного. Можно неожиданно рухнуть вследствие скрытого психического безумия, семена которого прорастают годами, а затем неожиданно вызывают тотальное исчезновение». В то время как Шпенглер в начале XX века провозгласил "Закат Европы" в одноименном произведении, Антонио Менегетти борется за то, чтобы Европа не теряла разум – свое главное оружие.
5) Проблема семьи, которая всё больше становится «инкубатором социальной преступности и эротической дисфункции».
Обо всем этом Антонио Менегетти говорит на страницах работы «Система и личность», написанной в духе Франкфуртской школы. Следует при этом отметить постоянное стремление Менегетти к конструктивности. Чаще всего выводы, к которым он приходит, довольно неожиданны. Насколько я сумел понять мысль Менегетти, будущее – за такими странами как Бразилия и Россия.

 

Источник: http://hilosophy.ru/hilshtmls/Deconstruct/Meneghetti/Meneghetti.html




Минделл Арнольд

Арнольд Минделл — основатель процессуально-ориентированной психологии. Автор 19 книг, переведенных на 20 языков, в том числе: Сновидящее тело (1982); Работа со сновидящим телом (1984); Кома: ключ к пробуждению (1988); Самостоятельная работа над собой (1989) Вскачь задом наперед (1992); Лидер как мастер единоборств (1992); Тело шамана (1996); Сидя в огне (1997); Квантовый ум (1999); Сновидение в бодрствовании (2001); Ученик создателя сновидений (2002); Сила безмолвия (2003); Житейская психология: осознавание пути согласно учениям дона Хуана, Ричарда Феймана и Лао Цзы (2007)
ЭМИ МИНДЕЛЛ — соосновательница процессуального подхода. Развивает процессуально-ориентированную психологию в областях работы с комой, этики и танца. Автор книг: Духовное искусство психотерапии: метанавыки (1995); Вскачь задом наперед (1992, в соавторстве с Арнольдом Минделлом); Кома: исцеляющее путешествие (1999); Альтернатива терапии (2002).
Процессуально-ориентированная психология началась более 25 лет назад с открытия Арнольдом Минделлом связей процессов, которые вызывают ночные сновидения с телесными симптомами, с трудностями во взаимоотношениях, с аддиктивным поведением, экстремальными состояниями сознания и социальными напряжением. Эти, сноподобные постоянно протекающие процессы, если исследователь подходит к ним открыто и уважительно, могут привести к продвижениям и новым взглядам на жизненно важные аспекты человеческого развития. Процессуальный подход развивается Арнольдом Минделлом, а также Эми Минделл и другими его последователями в США, Швейцарии, Австралии и ряде других стран. Процессуальная психология имеет корни в юнгианской психологии, философии даоизма и в современной физике. Практика процессуальной работы основывается на предположении, что решение проблемы может быть найдено в изменении себя или, другими словами, что внутри сегодняшней проблемы лежит решение для завтрашнего дня. Последние продвижения углубляют связи между квантовой физикой, процессуально-ориентированными практиками осознания и новыми концепциями сущностной реальности и сновидческого процесса, который протекает 24 часа в сутки.

Источник

 

 


 

Семинары Арни и Эми Минделл

 


 



Морено Якоб Леви

 

Материал о Якобе Морено любезно предоставлен Леонидом Огородновым (автором текста о Якобе Морено в Википедии)

 


Якоб Леви Морено (18 мая 1889, Бухарест — 14 мая 1974) — психиатр, психолог и социолог. Основатель психодрамы, социометрии и групповой психотерапии.

Морено, известный склонностью к мифотворчеству, в своей "Автобиографии" так описывал историю своего рождения:

Я родился в бурную ночь на корабле, плывущем по Черному морю от Босфора к румынскому порту Константе. Это произошло на рассвете Субботы, роды закончились как раз перед началом молитвы...Никто не знает, какой это был корабль: греческий, турецкий, румынский или испанский. С этой неопределенности берет начало неопределенность моей жизни и моего гражданства...Я родился гражданином вселенной, как моряк, скитающийся из страны в страну по разным морям.

Большинство последователей Морено предпочитают именно эту версию его рождения. Однако, если строго следовать фактам, то нужно признать, что Морено родился 18 мая 1889 года в г. Бухарест (Румыния) в семье сефардов (испанских евреев). Отец Морено, Морено Ниссим Леви, был купцом. Много лет спустя Якоб Морено Леви возьмет имя отца в качестве фамилии, и станет известен миру под именем Якоба Морено ("Морено" означает "Учитель"). Морено был старшим из шести братьев и сестер.

Как и рождение Морено, его детство окутано легендами, из которых примечательна одна, имеющая непосредственное отношение к психодраме. Однажды Якоб вместе с соседскими детьми забрались в подвал дома. Якоб предложил играть в Бога: "Я буду Богом, а вы - моими ангелами". Дети согласились, и общими усилиями соорудили из столов и стульев "небо". Якоб сидел на вершине этой пирамиды, а дети бегали вокруг него, махали руками и пели, изображая ангелов. Один из них спросил Якоба, почему он не летает. Мальчик попытался лететь, упал и сломал себе руку. Морено считал этот случай первым опытом психодрамы, и часто определял свой метод как "психотерапию павших богов".

В 1895 году семья переезжает в Вену (Австрия). После того, как родители в 1905 году переезжают в Берлин, 14-ти летний Якоб Леви остается в Вене, и больше никогда не живет вместе с родителями. Примерно в это время Морено переживает некий мистически опыт, во многом определивший его судьбу. Морено описывает, как он стоит пекред статуей Христа в небольшом немецком городке, и чувствует, что должен принять решение:

Стоя перед статуей,я начал понимать, что мне предстоит принять решение, которое определит всю мою дальнейшую судьбу. Я думаю, все люди в юности принимают подобное решение. И тогда наступил мой момент.Передо мной стоял вопрос, что я должен выбрать как мое: всю вселенную или мою семью, род, из которого я произошел? И я выбрал вселенную - не потому, что моя семья была хуже других семей, но потому, что я хотел жить для чего-то большего, для того мира, к которому принадлежал каждый член моей семьи и куда я желал бы их вернуть. Мое решение означало, что все люди - это мои братья и сестры, что все матери и отцы - это мои матери и отцы, что все дети, кем бы ни были их родители, - это мои дети, а все женщины - мои жены, что все имущество этого мира - мое имущество, и, напротив, все что есть у меня, принадлежит всему миру.

Следствием этого озарения стало стойкое убеждение Морено, что "истинная психотерапия может быть только психотерапией всего человечества". Это высказывание Морено часто воспринимают броскую фразу. В действительности же это - фундамент философии, методологии, теории и практики групповой психотерапии и социометрии.


В 1909 году Морено поступает в Венский университет, где изучает философию и медицину. На первых курсах Мореноьготовил себя к карьере общепрактикующего врача, его обращение к психиатрии относится примерно к 1913-14 году. Со студенческими годами связана еще одна легенда, касающаяся встречи Морено и Фрейда. После одной из лекций Фрейда студенты столпились вокруг мэтра, и Фрейд спросил Морено, чем он занимается. Ответ был таким:

"Доктор Фрейд, - ответил я, - я начал там, где вы закончили. Вы работаете с людьми в искусственной обстановке вашего кабинета, я встречаю их на улицах и у них дома, в их естественном окружении. Вы анализируете их сновидения и мечты, я пытаюсь сделать их смелыми, чтобы они могли мечтать снова. Я учу людей играть Бога"...Фрейд посмотрел на меня озадаченно и улыбнулся...

В ответе молодого Морено можно увидеть зачатки философии Встречи, лежащей в основе психодрамы. Односторонней полемикой с теорией Фрейда пропитано большинство работ Морено.

Психодрама как метод психотерапии формировалась долгие годы. Ее формированию в немалой степени способствовал растущий интерес Морено к театру. В студенческие годы Морено проводит несколько "стихийных психодрам", он организует детскую театральную группу, спонтанно разыгрывавшую импровизации в венском парке.

Важным эпизодом в развитии групповой психотерапии стала работа Морено с венскими проститутками (1913 год). Совместно с врачом В.Грюеном и журналистом К.Кальбертом он создал группы по 8-10 девушек в каждой, которые встречались 2-3 раза в неделю для обсуждения проблем, возникающих в их жизни. Вот выводы, которые сделал Морено в результате этой работы:

Уже тогда меня поразили четыре аспекта групповой психотерапии, позже они стали основами групповой психотерапии любого рода: 1) автономия группы; 2)у группы есть своя структура,и стоит о ней узнать как можно больше;) групповой диагноз является предварительным условием групповой психотерапии; 3) проблема коллективности; проститутки представляли собой какой-то общий социальный порядок со своими паттернами поведения, ролями и т.д, что окрашивало любую ситуацию, независимо от отдельных участников группы и конкретной группы в целом; 4)проблема автономности и безымянности...В групповой терапии существует тенденция к безымянности ее членов, границы между отдельными Эго ослабляются, важность приобретает сама группа как единое целое.

В 1915-16 годах Морено работает в Миттендорфе, в австрийском лагере для беженцев. Он приходит к выводу, что, если при распределении людей по баракам учитывать их национальность, вероисповедание, политические взгляды и проч., то можно сделать их жизнь более счастливой. Он даже пишет соответствующее письмо министру внутренних дел, в котором называет свой подход социометрией.

Параллельно с теоретическими взглядами Морено оформляются и его философские взгляды. В 1914-15 годах тремя книжками издается сборник "Приглашение к встрече", в общих чертах отражающий философию Морено.

В 1917 получил диплом врача и закончил, таким образом, свое образование в Венском Университете. С 1918 года начинает выходить журнал "Daimon", редактором, а затем и совладельцем которого стал Морено. В журнале публиковались самые известные люди Европы. Сам Морено в 1920 году опубликовал в этом журнале свою работу "Слова Отца", являющуюся, по мнению биографов Морено, итогом его развития, манифестом его ранней философии встречи и философии творчества.

В 1921 году Морено начинает систематически использовать психодраму, еще не называя так свой метод и не считая себя психотерапевтом. Первый опыт связан, по-видимому, со случаем мужчины, решившего покончить с жизнью. Морено со своей подругой, Марианной Лорницо, предотвратил самоубийство, разыграв фантазии пациента. Но окончательное оформление психодрамы как метода психотерапии связывают со "случаем Барбары" (1922 год). К Морено обратился Георг, муж молодой актрисы по имени Барбара, игравшей в театре невинных девушек и прекрасных женщин. По его словам, дома, наедине с ним, она становилась настоящей фурией: грязно ругалась и бросалась на него с кулаками. Морено предложил Барбаре на публике, в экспериментальном театре, сымпровизировать роль проститутки, разговаривающей со своим сутенером. Барбара ругалась как матрос, потом убегала от разъяренного сутенера, пока не была им "убита". Публика была шокирована, но Барбара чувствовала себя счастливой. После этого она стала играть роли проституток, преданных жен, озлобленных любовниц. Постепенно менялось ее поведение и в быту: скандалы теперь если и происходили, то были кратковременными и не были столь страстными, как раньше. Через некоторое время они начали играть на сцене вместе с Георгом, сначала отыгрывая то, что происходило у них дома, а затем проигрывая воспоминания детства, фантазии и планы на будущее.

Через некоторое время мы с Барбарой и Георгом сидели втроем в театре. Они снова открыли самих себя и друг друга или, точнее, они открыли себя и друг друга впервые. Я анализировал ход их психодрамы, сессию за сессией, и объяснял им, как произошло их исцеление.

В этой работе присутствуют наиболее значимые элементы психодрамы: сцена, зрители; директор, протагонист, вспомогательные Я ; самопрезентация, обмен ролями; инсайт-в-действии.

В том же, 1921 году, в венском Театре Комедии, состоялась первая социодрама. Это произошло 1-го апреля, в День Дураков. Морено попытался вовлечь зрителей в разыгрывание сцены о политической ситуации в Австрии. Представление с треском провалилось, но этот день празднуется всеми психодраматистами мира как день рождения психодрамы. Морено же сделал из этого опыта вывод о необходимости разогрева зрителей, которых он хотел вовлечь в действие.

В 1924 году выходит книга Морено, названная автором "Театр спонтанности". В ней Морено выделяет 4 типа театра: театр конфликта (аксиодрама), непосредственный театр (театр импровизации), раскрывающий творческие способности с помощью воображения; терапевтический театр, в котором люди играют самих себя; театр творения, основанный на самоактуализации каждого человека.

Разнообразие интересов Морено подчеркивает тот факт, что в это же время он, совместно с братом своей возлюбленной, работает над проектом звукозаписывающего устройства. Это устройство явилось прообразом магнитофона. Патент на это устройство был получен в Австрии и позже продан в Штатах.

В 1925 году, под давлением обстоятельств, перед Морено встает вопрос об эмиграции из Австрии. Морено рассматривал два варианта: США, где к тому времени уже жил его брат, и Советский Союз. К счастью для всего человечества, Морено выбрал первый вариант.

Первые пять лет в Америке не ознаменовались заметными свершениями Морено, он обустраивается в новой для него стране. Заключив в 1928 году фиктивный брак с Бетрис Бичер, получает американское гражданство.

1931 год - очень насыщенный год в жизни Морено. 5 апреля в театре "Гильдия" состоялось официальное открытие "Театра импровизации".

В это же время ему поручают провести исследование в тюрьме Синг-Синг. Использовав в качестве основного метода социометрию, Морено на заседании Американской психиатрической ассоциации представляет результаты исследования и предложения по классификации заключенных, с помощью которой в тюрьме можно было бы создать более здоровое сообщество. На этом заседании впервые в истории психиатрии Морено употребляет термин "групповая психотерапия".

После доклада Морено приглашен провести исследование в Нью-Йоркской государственной школе для девушек, располагающейся в городе Хадсон. В 1932 году Морено приступает к работе. Хадсоновский (его иногда ошибочно называют "гудзоновским")проект Морено длился два года и позволил реализовать основные идеи Морено: в Хадсоне использовалась социометрия, психодрама, социодрама и групповая психотерапия.

В 1934 Морено публикует фундаментальную монографию "Кто выживет?", ставшую "Библией" социометрии. К сожалению, эта книга не переведена на русский язык. Английский текст доступен в Интернете по адресу: http://www.asgpp.org/docs/WSS/wss%20index/wss%20index.html

Морено был не только творцом, но и популяризатором своих идей. Еще в 1931 году он основывает журнал "Impromptu", посвященный спонтанному театру, однако вышло всего 2 номера журнала. С 1937 года Морено начинает издавать журнал "Социометрия: журнал межличностных отношений", в котором публиковались такие известные ученые, как Маргарет Мид и Гордон Олпорт.

В 1936 году в г.Биконе Морено открывает собственный психиатрическую лечебницу "Бикон-Хилл", которая становится одновременно лабораторией и учебным центром. Здесь собирались друзья и единомышленники, отсюда психодрама начала распространяться по всему миру.

В 1941 году в государственном учреждении - госпитале "Сент-Элизабет" официально открывается психодраматический театр и появляется официальная должность специалиста по психодраме. Со временем психодраматическая сцена становится частью психиатрического отделения любого госпиталя или психологического факультета. Так, в 1949 году, усилиями Генри Мюррея, театр психодрамы появляется при Гарвардском Университете. В 1942 году Морено организовывает в Нью-Йорке Институт социометрии и Театр психодрамы, В том же году Морено вместе со своей будущей женой Зеркой основывает Общество психодрамы и групповой психотерапии, которое издает журнал "Социатрия", а с 1947 года - "Социатрия, журнал групповой и межгрупповой терапии" (ныне - "Журнал групповой психотерапии, психодрамы и социометрии"). Кроме того, с 1943 года Общество проводит ежегодные конференции и разрабатывает стандарты обучения психодраме. Формальное обучение проводилось на базе психодраматических институтов.

В 1946 году Морено выпускает книгу "Психодрама. Том 1". Эта книга переведена на русский язык, она опубликована в издательстве "Эксмо" в 2001 году.

С 1950 года Морено начинает путешествовать по всему миру. Он посещает Францию, Великобританию, Германию, Австрию, СССР, Испанию,Италию; также Морено посылает своих учеников в качестве преподавателей психодрамы. В течение 10 лет психодрама выходит на мировой уровень, и в 1957 году Морено становится первым президентом Международного совета по групповой психотерапии, а затем - Международной ассоциации групповой психотерапии. В 1961 году Морено создает Всемирную академию психодрамы и групповой психотерапии. Первый международный конгресс по психодраме состоялся в Париже в 1964 году.

В 1959 году Морено приезжает в СССР, где посещает Институт психологии и Академию Медицинских наук в Москве, и Институт имени Бехтерева и Институт имени Павлова в Ленинграде. К этому времени его книга "Социометрия: экспериментальный метод и наука об обществе" была переведена на русский язык. (В 2001 г. эта книга заново переведена и переиздана издательством "Академический проект"). Однако посещение Советского Союза в то время не послужило толчком к развитию психодрамы в нашей стране.

Последним монументальным трудом Морено стала его автобиография, над которой он начал работать в 1971 году.

В 1974 году Морено перенес серию инсультов. Поняв, что он не сможет вернуться к творчеству, Морено отказался от приема пищи и пил только воду. 14 мая 1974 года Якоб Леви Морено умер. Эпитафия на его могиле, придуманная самим Морено, гласит: "Здесь лежит человек, который принес в психотерапию шутку и смех".

Библиография (издания на русском языке)

Книги Я. Л. Морено

  • Морено, Дж. Театр спонтанности / Пер. с англ., авт. вступ. ст. Б. И. Хасан. — Красноярск : Фонд ментального здоровья, 1993.
  • Морено, Я. Л. Социометрия: Экспериментальный метод и наука об обществе / Пер. с англ. А. Боковикова. — М. : Академический Проект, 2001.
  • Морено, Я. Л. Психодрама / Пер. с англ. Г. Пимочкиной, Е. Рачковой. - М. : Апрель Пресс : ЭКСМО-Пресс, 2001.

Литература о Я. Л. Морено

  • Гриншпун, И. Б. Идеи Джекоба Леви Морено в контексте развития западноевропейской и североамериканской психологии XX столетия : Дис. … канд. психол. наук : 19.00.01. — М.: Московский педагогический государственный университет, 2002.
  • Марино, Р. Ф. История Доктора : Д. Л. Морено — создатель психодрамы, социометрии и групповой психотерапии / Пер. с англ. М. И. Завалова. - М. : Класс, 2001.

Литература по психодраме

  • Айхингер А., Холл В. Психодрама в детской групповой терапии. Пер. с нем. - М.: Генезис, 2003. - 256 с.
  • Айхингер А., Холл В. Детская психодрама в индивидуальной и семейной психотерапии в детском саду и школе: Пер. с нем. - М.: Генезис, 2005. - 336 с.
  • Барц Э. Игра в глубокое: Введение в юнгианскую психодраму / Пер. с нем.- М.: Класс, 1997.- 144 с.
  • Блатнер Г. А. Психодрама, ролевая игра, методы действия: в 2-х ч.- Пермь, 1993.- Ч. 1.- 88 с.; Ч. 2.- 107 с.
  • Келлерман П. Ф. Психодрама крупным планом: Анализ терапевтических механизмов / Пер. с англ. - М.: Класс, 1998. - 240 с.
  • Киппер Д. Клинические ролевые игры и психодрама: Пер. с англ. - М.: Класс, 1993. - 222 с.
  • "Играть по-русски". Психодрама в России: истории, смыслы, символы / Сост. Е. В. Лопухина, Е. Л. Михайлова. - М.: Класс, 2003. - 320 с.
  • Лейтц Г. Психодрама: теория и практика. Классическая психодрама Я. Л. Морено: Пер с нем. - М.: Прогресс; Универс, 1994. - 352 с. (2-е издание: М.: "Когито-Центр", 2007. - 380 с.)
  • Михайлова Е. Л. "Я у себя одна", или Веретено Василисы. - М.: Класс, 2003. - 320 с.
  • Монодрама: Исцеляющая встреча. От психодрамы к индивидуальной терапии // Под ред. Б. Эрлахер-Фаркас, К. Йорда. - К.: Ника-Центр, Эльга, 2004. - 292 с.
  • Психодрама: вдохновение и техника / Под ред. П. Холмса, М. Карп. Пер. с англ. - М.: Класс, 1997. - 288 с.
  • Холмс П. Внутренний мир снаружи. Теория объектных отношений и психодрама / Пер. с англ. - М.: Класс, 1999. - 288 с.
  • Шутценбергер А. А. Психодрама / Пер. с франц. - М.: Психотерапия, 2007. - 448 с.




 

Omnia praeclara rara sunt  [ омниа прэкляра рара сунт ]

Все прекрасное редко.