![]() |
Новинки в «Моих статьях» Иерархические системы в которые мы впаяны Мои чувства как МОЯ ценность Шесть этапов формирования моей картины мира |
Свежие зарисовки О пределах психотерапии Роль стыда в твоей жизни Пусть будет много песен разных! |
Новинки в «Статьях других авторов» Гештальт-терапия как практическая философия Критерии выбора быть человеком Великолепие внутри нас |
Здравствуйте, гость ( Вход | Регистрация )
![]() ![]() |
![]() |
Александр Вакуров |
![]()
Сообщение
#1
|
![]() Хозяин форума Группа: Главные администраторы Сообщений: 26 548 Регистрация: 7.9.2006 Из: Иваново Пользователь №: 1 ![]() |
Тексты по психосоматике
|
Александр Вакуров |
![]()
Сообщение
#2
|
![]() Хозяин форума Группа: Главные администраторы Сообщений: 26 548 Регистрация: 7.9.2006 Из: Иваново Пользователь №: 1 ![]() |
Болезнь как путь
June 23rd, 20:08 Цитата Под катом выдержки из книги врача-психотерапевта Рудигера Дальке и психолога Торвальда Детлефсена "Болезнь как путь", а также ссылка на эл. вариант книги. Все болезни имеют глубокий смысл: они передают ценнейшие послания психики. Авторы в доступной форме излагают то, о чем свидетельствуют инфекционные заболевания, головные боли, несчастные случаи, сердечные приступы и желудочные колики, а также рак и СПИД. Осознавая картину собственной болезни можно найти прямой путь к самому себе. Дальке и Детлефсеном был сформулирован новый подход к симптоматике заболеваний и предложено рассматривать отдельные заболевания не как отдельные болезни, а как взаимосвязанные с внутренним психологическим состоянием человека. Сознание - это информация, которая отражается в теле и становится видимой. Когда мы заболеваем, болезнь проявляется в виде неких симптомов, на языке которых тело пытается разговаривать с нашим сознанием. Задача человека- активизировать "внутреннего врача" и попытаться понять, о чем хотят рассказать ему симптомы. А говорят они практически всегда об одном и том же: ты болеешь, потому что сознание не может, да и не хочет признать наличие внутреннего конфликта или какой-то болезненной проблемы. Болезнь в этом случае не рассматривается как наказание. Наоборот, она дает ключ к пониманию потребностей души, воплощенной в физическом теле. Ведь именно то, что выпало из целостности нашего сознания и ушло в "тень", заставляет наше тело болеть. Симптомы болезни являются сигналом о нарушении целостности души и тела. Поэтому они требуют осознания и нейтрализации. Подавлять их, как принято в традиционной медицине, или пытаться игнорировать - значит, закрыть себе путь к исцелению, то есть цельности и целостности. В книге приведены многочисленные примеры подробного анализа конкретных заболеваний, объясняются причины их возникновений и пути лечения, то есть устранения причин их наличия. Чтобы понять, что такое рак, опять-таки необходимо научиться думать по принципу аналогий. Нужно понять тот факт, что любое явление, выделяемое и определяемое нами целое (единство среди единств) является, с одной стороны, частью другого, большего целого; а с другой стороны – состоит из множества более мелких целых единиц. Например, лес (выделяемое человеком целое) является частью большего целого (ландшафта_ и состоит из деревьев (целое более низкого уровня) То же самое относится и к самому дереву. Оно является частью леса и состоит из ствола, корней и кроны. Получается, что ствол так относится к дереву, как само дерево относится к лесу или лес к ландшафту. Человек является частью человечества. В то же время он состоит из органов, которые, в свою очередь, являются частью человека и состоят из клеток, представляющих собой части органов. Человечество ожидает от отдельного человека, что он, по мере возможности, будет вести себя так, как наиболее выгодно для сохранения и развития человечества в целом. Человек же ожидает для своих органов, что они будут работать так, как наиболее выгодно для него. Орган ожидает от клеток, что они будут выполнять свою работу так, как нужно для сохранения этого органа. Удалив причины, вызывающие рост опухоли, вы сможете рассосать и сами опухоли. Даже если у вас безопухолевая форма рака, причины здесь все те же. Все формы рака аналогичны. В наш организм встроены биологические механизмы рассасывания опухолей, но они явно не работают. Почему? Потому что заблокированы. Ваша задача - только разблокировать их. На это уйдут не месяцы и годы, а всего лишь несколько дней — и работа по рассасыванию началась. Вы сможете наблюдать этот процесс с помощью рентгеновских снимков и анализов крови. Вы сможете почувствовать его, когда спадут боль и давление на близлежащий орган. Как правило, система спокойно реагирует на исчезновение одной маленькой единицы. Но существует определенная граница, за которой существование системы может быть нарушено. Так, например, государство может спокойно пережить тот факт, что некоторое количество его граждан не работает, ведет себя асоциально или выступать против существующего порядка вещей. Однако рост группы асоциальных элементов в какой-то момент становится опасным: под вопрос становится само существование государства как системы. Какое-то время оно будет пытаться защититься, но возможно, из этого ничего не выйдет, и распад государства будет предрешен. Самым перспективным средством защиты является своевременное привлечение к привычному порядку «выбивающихся» из системы граждан. Для этого им нужно создать привлекательную возможность работать для общих целей. Но обычно государство насильно подавляет или искореняет инакомыслие, лишь приближая наступление хаоса. Стоки зрения государства, хаос порождается не подавление инакомыслия, а самим фактом его существования. Государство требует послушания, группа бунтарей хочет свободы для воплощения в жизнь своих идей. Понять можно правоту обеих сторон, но реализовать и те, и другие интересы, не идя на определенные жертвы, невозможно. Смысл наших рассуждений ни в коей мере не связан с попыткой создания новой социальной теории. Мы просто пытаемся объяснить, что происходит при раке: все большее количество клеток организма меняют свое поведение и, активно размножаясь, начинают процесс, который заканчивается не сам по себе, а при полном исчезновении питательной почвы. Раковые клетки не приходят извне, как, например, вирусы, бактерии или токсины. Это клетки, которые до определенной поры усердно служили на благо органа и, тем самым, на благо всего организма. Их задачей было поддержание жизни. Внезапно «мировоззрение» клеток меняется, они теряют свои прежние «жизненные ориентиры». У них появляются собственные идеи, которые они начинают активно воплощать в жизнь, отказавшись от членства в союзе клеток, цель которых – благо органа. Хаотическая деятельность (деление) распространяется очень быстро, при этом нарушаются всяческие морфологические границы (инфильтрация), везде появляются «опорные пункты) этих клеток (метастазы). Остальные клетки они используют для питания. Рост и увеличение раковых клеток происходит так быстро, что снабжение через кровеносные сосуды не способно больше удовлетворить их потребности. Поэтому раковые клетки переходят от кислородного дыхания на более примитивную форму - брожение. Дыхание зависит от сообщества (обмен), брожение любая клетка может осуществлять в одиночку. Быстрое размножение раковых клеток подходит к концу, когда они буквально сгрызают человека, которого использовали для питания. Возникает дефицит питания, и они терпят поражение. Но до этого времени их деятельность весьма успешна. Почему же эти клетки так себя ведут? На самом деле их мотивы вполне понятны. Раньше раковая клетка была одной и многих, вынужденных выполнять скучную работу «для кого-то другого. Долгое время она так и поступала. Но в один прекрасный момент организм вдруг утратил для нее свою привлекательность, потому что стал препятствовать ее индивидуальному развитию. Являясь частью многоклеточного существа, клетка была смертной и несвободной. Одноклеточное существо свободно и независимо, оно может делать, что угодно, и может стать бессмертным за счет неограниченного размножения. Разве можно удивляться тому, что клетка вспомнила о своей прежней свободе и возвратилась к существованию одиночки? Она бросает прежнее сообщество в угоду собственническим интересам и хочет реализовать собственную свободу. Раковая клетка использует ошибочную концепцию свободы и бессмертия. Ошибка, заключенная в этом, казалось бы, стопроцентно успешном процессе, становится видна слишком поздно, когда не остается сомнений. Что использование других клеток в качестве пищи обозначает и собственный конец. Естественно, человек не рад тому, что должен пожертвовать своей жизнью для жизни раковой клетки, но ведь и клетка (не ставшая ещё раковой) без особого восторга жертвовала своей жизнью ради жизни человека. Аргументы клетки настолько же правомерны, как и аргументы человека, но у них разный угол зрения. Оба хотят жить, реализовывая свои представления о свободе и защищая собственное интересы. Каждый готов пожертвовать ради этого жизнью другого. Происходит то же самое, что и в нашем примере с государством. Государство хочет жить и реализовывать свои представления. Но несколько инакомыслящих тоже хотят жить и реализовывать собственные представления. Государство пытается пожертвовать бунтарями. Если ему это не удается, революционеры приносят в жертву государство. Ни те, ни другие не принимают в расчет интересы соперника. Человек оперирует, облучает и травит раковые клетки до тех пор, пока в состоянии это делать. Но если побеждают они – жертвой становится человек. Это самая древняя дилемма в природе: съешь ты или съедят тебя? Конечно, человек видит и бесперспективность поведения раковой клетки, и ее недальновидность. Но замечает ли он, что, ведя себя так же, пытается обеспечить свое существование с помощью той же самой раковой концепции? Здесь лежит ключ к пониманию характера раковых заболеваний. Не случайно в наше время рак получил такое широкое распространение. Мы самозабвенно боремся с ним, но до сих пор безуспешно. В форме рака мы переживаем только то, что существует в нас самих. Раковые заболевания – это характерная примета нынешнего времени и мировоззрения. Мы делаем все возможное, чтобы реализовать потребность в безудержном расширении собственных интересов. В политической, экономической, религиозной и частной жизни люди пытаются преследовать только собственные интересы, не обращая внимания на «морфологические» границы, расставляя, где только возможно, опорные пункты своих интересов (метастазы). Для людей существуют лишь собственные представления и цели, всех остальных они пытаются поставить на службу себе (принцип паразитов). Мы используем в общественной жизни те же самые аргументы, что и раковые клетки! Наш рост происходит так быстро, что снабжение питанием серьезно отстает. С помощью коммуникативных систем мы можем охватить весь мир, но никак не найдем времени пообщаться с соседом или супругом. В течение многих десятилетий мы используем окружающий мир как питательную среду, а потом с удивлением замечаем, что смерть источника питания — это и наша собственная смерть. Слепота и недальновидность современного человека не отстают от слепоты и недальновидности раковых клеток. Имеют ли люди право жаловаться на рак? Ведь это отражение нас самих — оно демонстрирует нам наше поведение, наши аргументы, и... конец пути. У людей образуется рак, потому что они сами и есть рак. Его нужно не побеждать, а понять, чтобы научиться понимать самих себя. Это наш великий шанс обнаружить слабые звенья в той концепции, которую и люди, и рак используют в качестве общей картины мира. Рак терпит фиаско от противопоставления себя сообществу. Он следует только принципу «или — или» и защищает свою, независимую от окружающих, жизнь. Ему не хватает осознания великого всеохватывающего единства. Это непонимание характерно и для человека, и для раковых заболеваний: чем больше отграничивает себя Эго, тем быстрее оно теряет ощущение цельности, частью которой является. У Эго возникает иллюзия, что оно способно сделать что-нибудь «в одиночку». Но один — в той же степени означает «единый со всеми», в какой и «отъединенный от остальных». Человек теряет связь с истоками бытия в той степени, в которой отграничивает себя «Я». Эго пытается удовлетворить свои потребности и диктует человеку путь, считая правильным и полезным только то, что способствует его дальнейшему отграничению и проявлению. Оно боится возможности «стать единым со всем сущим», потому что это предопределяет его смерть. Вежливо, интеллигентно и аргументировано Эго защищает свое существование, используя самые благородные теории и самые чистые намерения, за которыми скрывается Закон джунглей: главное — выжить. Вот так и возникают в нашей жизни цели без цели. Считать целью прогресс нелепо, потому что он бесконечен. Цель может заключаться только в преобразовании чего-либо, а не в продолжении того, что и так есть. Заключенный вряд ли будет считать своей целью переход в более комфортабельную тюрьму, ибо его цель — свобода, ибо свобода — качественно иное состояние. Если же целью является единство со всем сущим, то это тоже переход на качественно новый уровень бытия. Единство недостижимо постольку, поскольку ему в жертву нужно принести собственное «Я». Покуда оно существует и существует полярное ему «все остальное», «возрождению в духе» будет предшествовать смерть этого самого ничтожного «Я». ... Полярность человеческого сознания находит своё отражение и в строении головного мозга. Как известно, мозг состоит из двух полушарий, связанных между собой так называемым "мозолистым телом". Когда-то медицина пыталась бороться с некоторыми симптомами, например, с эпилепсией, сильной головной болью, делая надрезы мозолистого тела, чтобы нарушить связь между полушариями. Каким бы жестоким ни казалось подобное хирургическое вмешательство, практически никакой атрофии не происходило: выяснилось, что полушария представляют собой, по сути дела, два самостоятельных мозга, которые способны функционировать независимо. Проводилось тестирование пациентов, которым было проведено разделение полушарий. Если тестируемому пациенту завязать глаза и дать в левую руку , скажем, штопор, то он не смоет сказать, как называется этот предмет, то есть он не в состоянии найти вербального соответствия предмету. В то же время для него не составляет труда использовать этот штопор. Ситуация принципиально меняется, если штопор дать в правую руку: пациент прекрасно знает, как называется предмет, но не в состоянии его использовать.Подобно рукам с противоположным полушарием связаны уши и глаза.... Левое полушарие можно назвать "вербальным", потому, что оно отвечает за логику и структуру языка, за чтение и письмо. Все раздражители в этом мире оно воспринимает аналитически и рационально. Оно воспринимает также и цифры, то есть отвечает за счёт. С этим же полушарием связаны и ощущения времени. Для правого полушария характерны полярные левому способности: не анализ, а целостное восприятие комплексных связей, образцов и структур. Благодаря этому полушарию мы воспринимаем целостность, то есть образ, на основе его небольшой части (синтез). Оно отвечает за классификацию абстрактных понятий и обобщений, которых не существует на уровне осязаемых предметов. На передний план выступают аналогии и символы. Правая половина мозга отвечает за картины и сны. Для неё не доступно восприятие времени...Легко представить себе, насколько нездоров был бы человек, если бы у него имелось всего одно полушарие. Точно также нездорова и привычная, называемая научной, картина мира, принятая в наше время, потому, что эта картина мира, типичная для левого полушария. Судя по ней, существует только рациональное, разумное, аналитически-конкретное восприятие мира, проявляющееся в рамках причинно-следственных связей и времени. Но такой рационально утроенный мир - лишь половина правды...На примере функционирования полушарий мозга в очередной раз проявляется всё тот же закон: в человеческом сознании единое распадается на полярности. Полюса дополняют (компенсируют) друг друга, для существования каждого из них необходим противоположный. Рассматривать их одновременно, приходится использовать очередность. При этом возникают такие феномены, как "ритм", "время" и "пространство"... Цель полярного сознания - преодолеть обусловленное временем нездоровье и выздороветь, то есть вернуть свою целостность. ... Осознать что-либо можно, только обратив на это внимание. Осознание само по себе вызывает какое-то изменение. А вот любое намерение что-нибудь изменить, приводит к обратному эффекту... Отсутствие намерения - это точная середина между желанием предотвратить и создать. Это покой золотой середины, который даёт возможность происходить новому. То, кто всё время борется, никогда не достигнет цели... ... В "Истинной книге об источнике основы" мы можем прочитать следующее "предупреждение о добрых делах". Янь Дшу говорит: "Тот, кто делает Добро, поступает так не ради славы, но она будет преследовать его. Слава не имеет ничего общего с выигрышем, но и выигрыш будет преследовать его. Выигрыш не имеет ничего общего со спором, но спор получит от него свою выгоду. Поэтому, благородный человек, остерегайся совершать Добро"... ... важно во всём видеть самих себя и сохранять равновесие духа. Равновесие подразумевает пребывание в золотой середине и наблюдение из этой точки за пульсацией полюсов, не давая им никакой оценки, не используя ни "Да", ни "Нет". Не следует путать его с равнодушием, являющимся смесью безучастности и отсутствия интереса. Вероятно, именно эти качества имеет в виду Иисус, говоря о "едва тёплых людях". Они никогда не ввязываются в конфликты и убеждены, что отталкивая и отделяясь от них, смогут достичь цельности мира. А это может сделать только человек, который много работает, чтобы понять конфликтность бытия и не боится сознательно идти сквозь полярность, чтобы её преодолеть, потому, что знает, что когда-нибудь противоположности, из которых состоит его "Я", объединяться... Правило N 3: абстрагируйтесь от симптоматических проявлений, выявите скрывающийся за ними принцип и перенесите его на психический уровень. Ключом для этого могут служить словесные формулировки, потому что наш язык психоматичен....Правило N 4: ответы на вопросы "Чему препятствует симптом?" и "Что он вынуждает делать?" дают ключ к осознанию смысла болезни... Сегодняшняя европейская ментальность диктует нам отрицание любых конфликтов и поиск компромисса. Мы на любом уровне стараемся избежать трений и противоречий, не замечая, насколько это мешает осознанному восприятию чего бы то ни было. В условиях полярного мира человек не может избежать конфликтов. Такие попытки приводят к ещё более сложным сдвигам нагрузки и переносу её на другие уровни. СОБСТВЕННАЯ СЛЕПОТА И ПРОЕКЦИЯ: Самую первую возможность исправиться дает нам объяснение симптомов собственной болезни. Однако этому процессу препятствует присущая любому человеку слепота. Стремление выплеснуть все неприятные и тяжкие мысли и ощущения наружу и там же - снаружи - их преодолеть тоже затрудняет толкование болезни. Видя «соринку в чужом глазу», мы не замечаем «бревна в своем». Объясняя картину болезни, мы имеем дело с тенью, что зачастую весьма неприятно, поэтому то или иное толкование иногда попросту не воспринимается. Если объяснение появляется слишком быстро, оно либо неверно, либо недостаточно глубоко. В этом случае проще всего поучиться интерпретации симптомов на чужой болезни и затем использовать этот опыт на себе. Если человек решится на это, он сделает первый шаг на пути самопознания и самореализации. Болезнь тела подает нам сигнал о том, что возникла проблема, корни которой находятся в сфере материального, и которая требует от человека серьезной работы над собой. ПОНИМАНИЕ ЗНАЧИМОСТИ СИМПТОМОВ: На первый взгляд, самое существенное отличие нашей концепции от традиционной медицины позитивная оценка симптомов. Речь идет о том, чтобы не объединяться с пациентом в борьбе против них, а напротив, быть заодно с симптомами, чтобы помочь пациенту узнать, чего именно ему недостает, и как это недостающее «нечто» восполнить. Освобожденный от негативной оценки, симптом станет незаменимым проводником, поможет человеку обрести то, чего ему не хватает, и снова преисполниться жизненных сил и здоровья. Возможности для развития необозримы, поскольку у каждого человека имеются какие-либо признаки недуга. Здесь все ветви медицины на редкость единодушны. Традиционная медицина, с ее все более изощренными методами исследований, у каждого человека находит то или иное отклонение от нормы. Статистические данные о здоровье населения* говорят сами за себя. Природная медицина, обладающая еще более чувствительными способами диагностики, больше не находит действительно здоровых индивидуумов. Приверженцы обоих направлений сожалеют о подобном положении, в то время как религия и эзотерические учения воспринимают его как неопровержимую данность: человек, находясь в полярном мире, неизбежно несчастен, он постоянно в поиске утраченного единства, которое вернет его в рай, когда он встанет на собственный путь совершенствования. Интересно, что формулировка, которой определяет здоровье ВО3*, в известной степени напоминает эзотерическую традицию. Здоровье - это состояние, свободное от физических, психических и социальных проблем. Сообразно с этим определением в мире нет здоровых людей, разве что только в книгах по анатомии и психологии. Независимо от того, ощущаем ли мы свои болезни как связанный со здоровьем скандал или как необходимое следствие нашего отделения от единства, фактом остается то, что у нас есть все симптомы болезни и вместе с тем шанс вырасти из них. Вопрос в том, чего мы хотим: вновь и вновь стремиться убрать симптомы из окружающего мира (попытка, не увенчавшаяся успехом в течение тысячелетий) или же приложить усилия и признать в болезни своего проводника и последовать за ним? СДВИГ СИМПТОМОВ В ДВУХ НАПРАВЛЕНИЯХ: Медицина остается в полном одиночестве со своей верой в то, что мир можно лишить какой-то его части. Физикам и химикам известно (и они доказали это): возможны лишь превращения одной внешней формы вещества в другую, но никогда – его полное исчезновение. Посредством нагревания ледяная глыба из твердого вещества превращается в воду, из жидкости образуется пар. При охлаждении этот процесс поворачивается вспять. Для нас это само собой разумеющийся факт, который объясняется в физике законом сохранения энергии. В соответствии с этим законом, сумма энергии всегда остается неизменной. Никогда нельзя что-либо действительно уничтожить. Физика учит, что различные формы, в которых существует в природе вода, обусловлены различной скоростью движения ее молекул. Так, в газообразном состоянии активность молекул и интенсивность их колебаний достигают наибольшей степени. Эзотерика соотносит с твердым состоянием вещества «физический» элемент, с жидким - «психический», а с газообразным или воздушным - «духовный» элемент. Тело как выражение материального мира имеет самую низкую интенсивность колебаний, психическая сфера - среднюю, духовная (умственная) - высшую. Следовательно, для того чтобы проблему, появившуюся в качестве телесного симптома на уровне низшей сферы, поднять на уровень психической, необходима энергия. Еще большая энергия необходима для достижения духовно-умственной сферы. Эту энергию необходимо использовать для объяснения болезни с точки зрения осознанного и внимательного к ней отношения. При обратном процессе возникновения болезни энергия накапливается. Столкнувшись с какой-то проблемой, которую, экономя энергию сознания, нам не хочется обсуждать, мы, что называется, закрываем на нее глаза. Проблема переходит в психическую сферу, а затем еще «ниже» - в сферу физическую. Информация, которую, как нам кажется, игнорируя, можно устранить, фактически закрепляется, сохраняя свое исходное значение на стороне, или, по терминологии ко Г. Юнга, в «тени». Тень - это все то, что для нас неприемлемо, все то, что мы не желаем в себе признавать и охотнее всего вовсе не замечали бы. Она диаметрально противоположна нашему «я», состоящему из личностных качеств, которые нам нравятся и с которыми мы себя идентифицируем. Поэтому ни одно «я» не стремится встретиться с накопившимися в тени проблемами. Но тень является неотъемлемой частью нашего существа, мы можем обрести здоровье только благодаря «воссоединению» с ней для достижения «цельности». «Цельный» человек состоит из равно осознаваемых «я» и тени. Оба эти элемента, в конечном счете, создают целостную личность - человека, достигшего высшего уровня самосознания. Следовательно, путь к обретению себя лежит через приятие «теневых» проблем, воплощенных в симптомах, и работу над ними. Симптомы болезни - это проявления тени, которые внезапно «всплывают» из глубин души на поверхность материального, телесного мира; они наши проводники на пути к совершенству. Что подразумевается под понятием сдвиг симптомов: Легче всего объяснить это на конкретном примере. На примере же мы попытаемся показать, что имеется в виду под разными направлениями. Понятие сдвига симптомов было создано традиционной медициной и психологией после признания того факта, что, «устраняемые с помощью терапии», они внезапно возникают в другой форме. Можно было бы даже сказать так: симптомы «блуждают» от органа к органу, а пациент - от специалиста к специалисту. Тот, кто ходит к врачу из-за заболеваний желудка на нервной почве, чаще всего получает в качестве лекарства препараты, способствующие так называемому психовегетативному разделению. Это значит, что связь между вегетативными нервами желудка и психикой блокируется. Устранение боли, которое принципиально ничего не меняет в состоянии больного, носит временный характер. Следующим шагом оказывается хирургическое вмешательство, при котором разделяются соответствующие ветви блуждающего нерва. Если это уже слишком поздно делать, отрезаются одна или две трети больного желудка. То, чего больше нет, не может причинять боль - это настолько же простая, насколько близорукая логика, ибо очень скоро у человека возникают другие проблемы с пищеварением. Симптомы сдвигаются по горизонтали (в телесной сфере). Альтернативой было бы сдвигать их в перпендикуляром направлении: от физической сферы к психической и, наконец, к духовной. Однако для того, чтобы перейти от сферы низких в сферу более высоких колебаний, необходима энергия, которую больной сам должен добыть, врач может лишь сыграть роль катализатора*. Используя подход сознательного отношения к болезни, можно попытаться узнать, каковы истоки боли в желудке. Каждая язва желудка - это результат насилия над собой. За эмоциональными проблемами можно найти и определить первопричину, лежащую в сознании. Такое смещение симптомов в вертикальном направлении имеет преимущество - оно не дает симптоматике развиваться дальше, а, наоборот, позволяет решить проблему. Сайт Дальке - http://www.dahlke.at Скачать книгу "Болезнь как путь" (найдено в открытых источниках) http://www.onlinedisk.ru/file/165703/ Также рекомендую прочитать книгу Дальке "Болезнь как язык души"- (найдено в открытых источниках)- http://www.onlinedisk.ru/file/165715/ |
Александр Вакуров |
![]()
Сообщение
#3
|
![]() Хозяин форума Группа: Главные администраторы Сообщений: 26 548 Регистрация: 7.9.2006 Из: Иваново Пользователь №: 1 ![]() |
Елена Петрова, 2004 г
Нарративность тела. Или "пока расскажешь - сам поймешь, что имел в виду" (из сборника "Слово, тело, нарратив в перспективе гештальт-подхода", тезисы к семинару) "Словом можно убить… словом можно спасти…" Известно из обсуждений проблем литературного творчества, что часто форма ведет за собой автора. И форма произведения подсказывает автору дальнейшее развитие себя самой, и дальнейшее развитие нарратива. Если продолжить эту мысль, то нетрудно сделать вывод, что форма через законы композиции может влиять даже на содержание. Этот удивительный феномен достаточно сильно впечатляет тех, кто с ним сталкивался, и заставляет с большим уважением относиться к слову высказанному. Много авторитетных авторов высказывались о проблемах композиции, и не секрет, что композиция текста часто вынуждает автора делать серьезные ходы в области содержания. Мне бы хотелось предложить несколько соображений на тему о соотношении телесных процессов и порождаемых ими словах. И о композиции высказывания как феномене поля. А если сузить тему, то привлечь внимание к связям между формой и композицией высказывания и поддерживающими их телесными процессами. Внимание к динамической части композиции высказывания (текста) мы хотим привлечь не случайно. По сравнению с разнообразнейшими данными об отражении телесных процессов в словесных уровнях, которые собраны, например, в НЛП, место динамической композиции текста и нарратива исследовано сравнительно меньше. Хотя практикам известно, что "тело может рассказывать истории". Мы хотим привлечь внимание к композиции и проблемам, связанным с "хорошей формой высказывания", и связи композиции текста (или шире – композиции нарратива) с телесными процессами. Может ли тело само создавать (порождать) текст? Может ли форма текста сама по себе поддерживать или препятствовать формирование гештальтов? Ответ на этот вопрос может быть или простым, или сложным. Имеет ли значение хорошая форма высказывания? Несколько раз мне представлялось полезным найти путь дял того, чтобы найти действительно хороший способ высказывания тела. Как можно было бы фокусировать внимание на интимной области перехода от возбуждения телесного уровня к слову. Именно высказывание, полностью артикулированное и построенное по форме, дает не просто отражение реакции в знаковом поле, но развитие и поддержку композиции послания, композиции ответа. Гипотеза состоит в том, что композиция высказывания, необходимость артикуляции побуждают субъекта достроить фигуру. Форма подсказывает субъекту направление развития содержания. При этом форма высказывания (текст) может быть реализована в двух планах. Если вспомнить Ивана Павлова, то мы узнаем достаточно знакомые системы. Это первая сигнальная система (движение тела) и вторая сигнальная система (словесное высказывание, знаковый уровень). Общая направленность терапевтического действия в диалоге клиент-терапевт будет состоять в том, чтобы рассказывать истории, имеющие хорошую форму. Хорошо найденная и сформированная история позволяет клиенту быть осознанным и действующим, совладать с болью жизни и страхом неопределенности. Три типа телесных сигналов. Тело и текст. Кажется, для некоторых людей является новостью, что есть несколько типов телесных ответов. Разница заключается и отчасти в самой физиологии ответа, и в системе интерпретации этого ответа. Субъекту может быть заметно, что есть три как минимум типа сигналов от тела, на которые он может ориентироваться, если находится в осознанном состоянии. Первый тип сигналов тела это "хочу как импульс, как стремление-желание" (вожделение, страсть). Второй тип сигналов мы могли бы назвать ориентировочными. Это ответы на события, которые происходят в окружающей среде. На основе этих ответов человек соглашается с предложениями исходящими от мира, или отвергает их. На основе этих же механизмов телесного ответа ответов человек проверяет итоги своих действий. Например, то, что произошло в среде и дано мне в форме обратной связи, после моих поступков, приближает меня к цели или удаляет от цели. И наконец третий тип сигналов относится к области актуальных внутренних проекций. Он порожден внутренним диалогом, в котором субъект додумывает нечто важное для него, осознанно или неосознанно. Поэтому можно ожидать, что существует несколько типов динамически организованных текстов, которые может организовывать тело, не вмешивая в дело словесный уровень. Некоторые из этих текстов по форме не совсем традиционны для тех, кто привык ориентироваться на понятие "текст" в связи с литературными текстами. Вопрос о том, какие нарративы (истории) могут быть найдены (порождены) в связи с этими текстами телом в разных коммуникативных ситуациях. Ретрофлексия и текст. Известные эксперименты, которые часто проводятся на гештальтгруппах, это "использование телесного актуального симптома (мышечного блока) или использование части тела как проекции. Вот примеры некоторых привычных инструкций, которые гештальттерапевт предлагает своим клиентам: "поговори от имени тела", или "скажи словами, что хочет выразить сейчас твоя рука". Когда человек вовлекается в эксперимент, он от имени симптома или от имени части тело легко расскажет о тех чувствах, которые ему сложно ( затруднительно) сообщить от своего собственного имени. Ссылка на телесное напряжение позволяет "обмануть сопротивление" и раскрыть для клиента возможность создания текста. Такие предложение со стороны терапевта достаточно привычны для участников групп или клиентов индивидуальных сессий, которые проводятся гештальттерапевтом. И мы не считаем полезным более подробно останавливаться сейчас на этом материале. Заметим только некоторые ограничения этих тактик. Терапевт может поддержать коммуникацию в диалоге. Его поддержка будет направлена на то, чтобы помочь субъект не только выразить чувства, но и приять их, признать своими. Трудность состоит в том, что терапевту придется найти способ поддержать человека в ситуации, когда тот практически «проговорился». То есть конфронтировать с тем внутренними силами подавления, которые побуждали человека игнорировать или отвергать эти чувства или послания. Сложность в том, что сотрудничая с одной из частей человека (той, которая раскрыла чувства), терапевт автоматически становится в позицию конфронтации с той частью, которая сохраняла блокировку эмоций. Рекомендуемая тактика терапевта может состоять в том, чтобы поддерживать обе части, зафиксировав наличие конфликта. В эмоционально плане оптимальной позиций для терапевта может быть позиция присутствия, сохранение границы и нейтралитета, что дает клиенту чувство опоры. Симптом как текст. Идеи о том, что при ретрофлексии субъект разворачивает активность внутри своего тела, привычны для гештальттерапии. В рамках гештальтподхода существует вполне завершенная концепция, согласно которой симптом или несколько симптомов представляют собой своеобразный текст, развернутый в пространстве физического тела человека. Стратегической задачей терапии при работе с симптомом будет развернуть текст обратно в социальное пространство. Пластическая композиция движения как текст. Работа со сновидениями.. Достаточно очевидно, что анатомия человека предлагает некоторый конечный набор возможных движений. Этот факт хорошо известен скульпторам. Возможности движения тела часто обсуждаются в связи с античной греческой скульптурой, изображающей атлетов. Возможности движения обсуждаются в практике телесной работы по Фельденкрайзу. Люди любят наблюдать за движениями другого человека во время работы, в спорте, или во время танца. Мы хотим обратить внимание именно на конечность вариантов движений и на закономерности этих движений, которые составляют завершенные фрагменты текстов специфического типа. В этом динамичном тексте есть морфология и синтаксис.. Для иллюстрации уровня и формы обратной связи динамично развивающегося текста словесного на композицию текста движущегося тела рассмотрим обычную работу гештальттерапевта с образами сновидения как с проекцией. Рассмотрим спонтанное сновидение как форму работы сознания с телесными образами. Сон это сам по себе законченный текст. Мы предполагаем, что если сновидение запомнилось человеку, то работа сновидения не завершена, и в этом случае это незавершенный текст, доступный диалогу. И сам по себе текст сновидения может быть также рассмотрен как незавершенное телесное действие, телесный процесс, спроецированный в образной кодировке сна как завершенный ,хотя и таинственный текст. Если мы предлагаем человеку оживить персонажа сна, начать двигаться и говорить от его имени, то мы по сути предлагаем ему активизировать и доформировать образный текст, спонтанно созданный сновидениями. В эксперименте мы добавляем новые возможности, которые были "отключены" в эпизоде формирования текста сновидения, а именно: движение и слово. Наиболее важную роль в этом действии играет движение, которое само по себе несет определенные, предполагаемые пластическими возможностями человеческой анатомии формы. Активизация текста через игру оживляет телесные образы, доступные в момент игры образом. Телесные двигательные образы, в свою очередь, подсказывают развитие композиции высказывания. Эта обратная связь имеет закольцованную форму, и имеет следствием самонастройку процесса. В результате этого процесса выделяется и формируется (достраивается) некоторый новый гештальт. Мы не будем приводить примера работы со сновидением, так как они широко известны. Но обратим внимание на то, что созданный в эксперименте гештальт уникален, и зависит не столько от сновиденяи, сколько от динамики самого эксперимента. Конечно, терапевт отдает себе отчет в том, что определить, в какой степени сформированные в ходе эксперимента гештальты являются в реальности "незавершенными действиями и процессами" из числа тех процессов, которые были актуальны в момент сновидения и переживания, достаточно трудно. Скорее всего, это соединение форм из прошлого, и актуального телесного опыта. Важнее то, что фигура формируется здесь и сейчас, и в формировании этой фигуры решающую роль играет диалог двух текстов. Это обратная связь от двигательного текста, созданного мышцами тела, который находится в активном диалоге(обмене) со словесным текстом, спонтанно формируемым как продолжение движения, предопределяет форму гештальта. Ответ тактильной системы тела на стимул как актуальный текст. Еще в конце 1950-х годов ленинградские психологи Ананьев и Палей разрабатывали гипотезы о формировании ответа организма на стимулы среды, и закреплении реакции после контакта со средой. Особое внимание они предлагали обратить на тактильный анализатор. Они предположили, что именно граница контакта физического тела (а конкретнее – кожи) и внешней среды самым значительным образом не только с помощью рецепторов поставляет информацию о событиях окружающего мира, но некоторым образом участвует в оценке ситуации и в других процессах мышления наравне с другими "внутренними" системами переработки информации. В связи с этой, к сожалению мало разработанной гипотезой они предлагали максимально внимательно изучать реакции и сигналы, специфичные для границы. Конкретнее, это тактильное прикосновение, сигнал от границы контакта со средой и первый ответ на этот сигнал. Тема переживания прикосновения к собственному телу требует специального рассмотрения. Это переживание имеет два аспекта. Актуально чувственный (тепло, холод, давление) и проективный (ассоциации и воспоминания). Известно, что имеются наборы стандартные ассоциации , которые связаны с локализацией прикосновения на поверхности тела и символическое значение и интерпретацию типа движений, которые организованы при прикосновении. Эти ассоциации определены социальным опытом взаимодействия и спецификой физиологических процессов, которые дают отражение в эмоциональном плане (подробнейшим образом связи тела и эмоций рассмотрены в Китайской медицине, в рамках концепции энергетических каналов) Мы приведем детальное описание эксперимента "прикоснуться к телу", предложенного нами впервые в 2004 году. 1 этап. Клиент устраивается удобно на ковре или на удобном кресле. Он закрывает глаза, чтобы не следить за действиями помощника, но не засыпает. Он может следовать потоку свободных ассоциаций. Помощник, тот, кто будет находиться в диалоге с клиентом, далее будет взаимодействовать только с телом клиента, но достаточно специфическим способом. Помощник прикасается к телу клиента, неожиданным для клиента способом. Это прикосновение рукой или эбонитовой палочкой. Важна зона прикосновение, а не тип прикосновения. Итак, клиент получает сигнал из внешнего мира, получает его как прикосновение. На каждое прикосновение клиент отвечает метафорой, которая создается как иллюстрация из мультфильма. Нес тоит делать правдоподобных иллюстративных ассоциаций по типу "как будто к моей руке прикоснулось перышко". Мы предлагаем метафоры выбирать по форме похожими на маленькие сюжетные сценки, имитируя механизм сновидения. Например, " прикосновение похоже как будто перышко упало на мокрый песок". Важно, чтобы не было прямого правдоподобия, и был обозначен контекст. То есть важно, чтобы были спроецированы в метафору и фигура, и фон. Насколько искренним будет клиент при составлении метафоры, не имеет значение. Он может просто придумывать такие ассоциации. Всего в эксперименте должно быть 20-30 прикосновений, к неожиданным для клиентам зонам тела. Эти метафоры мы будем далее понимать как отдельные компоненты целостного текста. 2 этап. Интеграция зрительных метафор. Помощник предлагает на усмотрение клиента выбрать 6-10 метафор, которые тот запомнил. И записывает на лист бумаги эти метафоры. На этом этапе клиент, если хочет, может открыть глаза. 3 этап. Составление текста. Помощник предлагает клиенту составить текст фантазии, похожей на сновидении. Важно, чтобы в сюжете участвовали все те элементы, которые он запомнил. Степень фантастичности сюжета может быть аналогичной самому причудливому сновидению. 4 этап. Клиент рассказывает сновидение от первого лица, а помощник слушает его, замечая места, в которых было возбуждение. Обычно уже на этом этапе тело и чувства клиента оживают, и клиент вовлекается в действие. 5 этап. Проработка эмоционально заряженных образов. Помощник на свое усмотрение выбирает два или три образа, которые были эмоционально заряжены. Потом с этими образами идет работа как с проекцией, в техниках, обычных для работы со сновидением. Лучше всего, чтобы клиент активно и выразительно проиграл в экспрессивном движении эти образы как роли. Этот переход от тактильной системы к двигательной телесной системе намечает путь от индивидуального пространства к контакту с пространством социальным. Не обязательно, что это будут образы из числа тех, которые он называл как метафоры. Иногда для работы удобными оказываются вновь появившиеся при рассказе образы и фигуры. Как вариант, можно предоставить клиенту возможность самому выбрать образы или эпизоды этой новой композиции для работы. 6 этап. Возвращение в реальность. Поиск смысла найденных посланий тела для клиента в его актуальной жизненной ситуации, или в ситуации группового процесса. Обсуждение этого эксперимента указывает на то, что последовательная корректировка и поиск хорошей формы высказывания приводят к поразительным эффектам. Наиболее заметный из них это оживление мышечных чувств и реакций. "Все наши мысли и чувства отдаются оперативно в разных частях тела без всякого принуждения". Хорошая композиция, сначала в форме картинок, потом в форме текста, позволяет пройти весь цикл контакта, содержанием которого будет реакция человека в ситуации поля здесь и сейчас. Этот эксперимент, кроме того, не корректно было бы отнести к числу техник "подавления ретрофлексии". Эксперимент пробуждает и фокусирует уникальную форму выражения., которая объединяет привычные индивидуальные установки и уникальность ситуации среды. Естественно, когда к телу человека прикасается рука другого человека или предмет, то в его ответе сочетается индивидуальная специфика эмоционального ответа тела и оперативная реакция на внешний стимул. Вместе они создают уникальность ответа. Достройка ответа за счет создания развернутого текста усиливает актуальную реакцию субъекта в поле. То есть реализуется на практике известное шуточное (или не очень шуточное) замечание: "пока рассказал другим, сам понял, о чем идет речь!". В этом эксперименте использованы два последовательных вида промежуточных текстов, которые усиливали и концентрировали (фокусировали) гештальт. Мы предлагали человеку попеременно использовать зрительный ряд ( набор зрительных образов и как текст) и словесный ряд (история). По обоим этим планам (вербальному и образному) мы можем заметить феномен амплификации и спонтанной самонастройки формы. Таким образом достигается интеграция и завершение процесса. И фокусировка внимания на осознавании актуального ответа тела на сигналы внешней среды, диалога тела и окружающей среды. Важность слушателя. Создание нового текста делается в этом эксперименте два раза. Первый раз на пути от прикосновения к картинке метафоре, второй раз это сочинение связной фантастической истории. Каждый раз субъекту приходится решать творческую задачу, которая пробуждает и фокусирует его энергию. Он создает текст по просьбе другого человека, адресованный другому человеку. Позиция второго человека – заинтересованный слушатель. Заключительный текст "монолога от 1 лица" представляет собой возможность соединения проекции и личностного социального опыта. Это своего рода диалог между творческим я и я социальным. Провокация телесного ответа, которая создана ситуацией прикосновения "здесь и сейчас", создает особо благоприятные условия для того, чтобы текст, созданный клиентом, был минимально ретрофлексивен. Важно не просто создание метафоры, а проговаривание метафоры. Это действие, направленное от говорящего к слушающему, создает специальные условия. Текст может существовать только в условиях наличия слушающего. Текст высказанный всегда адресован Другому. Итак, текст порожден ситуацией диалога, но этот текст за счет эффекта обратной связи усиливает и фокусирует телесные переживания, побуждает тело стать более осознанным, и пробуждает спонтанные движения, выразительные движения в пространстве. Заключение. К чему и как обращается терапевт, когда работает с телом. Когда терапевт работает с телом клиента, многое зависит от его произвола. Он может обращаться или к разуму клиента и адресовываться к самонаблюдению клиента за своим телом. Клиент может реагировать или словами, или непосредственно телом. Или терапевт может обращаться обращаясь не к словам, не к значению, а непосредственно к телу, и в этом случае ожидает или телесных, или словесных ответов. Терапевт может работать с нарративом или, наоборот, уклоняться от словесного диалога и уходить в "телесное". Поэтому все то, что мы можем относить к диалогу, может быть распространено на область диалога с телом, но как его организовать? Все те проблемы, которые мы можем рассматривать в диалоге вербальном, мы можем различить и в организации диалогов с участием тела. В общем случае можно утверждать, что терапевт по своей инициативе и по реализуя свою волю выбирает способ своего предъявления на границе тела своего клиента. Либо это присутствие нейтральное, принятие и поддержка. Либо это активное обращение с помощью словесной провокации к феноменам внутреннего мира клиента, пробуждение и раскрытие в плане высказывания (словесного) контакта внутренней феноменологии предъявление ее на границе для развития отношений. Терапевт может использовать элементы телесного контакта с клиентом, особенно если эта работа проводиться в группе. ( очевидно, что есть ограничения для использования элементов телесного контакта в рамках индивидуальной сессии, при закрытых дверях). То есть терапевт может прикоснуться к клиенту. Терапевт может предложить клиенту сделать экспрессивный жест, активный эксперимент, провоцирующий активные телесные процессы. Объем предъявления и объем вмешательства "внутрь" другого терапевт выбирает по своему усмотрению, ориентируясь на то, в каком актуальном состоянии находится клиент. Если терапевт переходит на непосредственную работу с телом клиента, у него должны быть основания для того, чтобы выбрать именно этот контакта. И взять ответственность за форму его поддержания. В этом пункте мне бы хотелось остановиться подробнее. Дело в том, что экспериментирование с телом входит в число наиболее эффектных приемов работы гештальттерапевта. Это сильная сторона работы и в некотором смысле визитная карточка гештальтподхода. И работа с телом это всегда путь к искренности. Но мы должны учитывать, что любое обращение к телу со стороны терапевта побуждает клиента вернуться к таким ролевым отношениям с терапевтом, которые похожи на отношения родителя и ребенка. Дело в том, что в обыденной жизни спрашивать о том, что происходит с телом человека, имеют право только родители ребенка, или супруги, или врач больного. Поэтому, если человек соглашается на экспериментирование с телесными процессами, он незаметно для себя регрессирует. Эта регрессия открывает путь для свободы творчества ("будьте непосредственны как дети!") и в то же самое время создает предпосылки для формирования переносных отношений. Поэтому нам кажется, что движение от тела через образ и движение к слову это наиболее гуманный путь, открывающий возможности диалога. Приложение 1. Эксперимент "тексты и тело". Попросить человека на анатомически точном упрощенном силуэте тела указать функцию всех частей тела. Что делают руки, что делает голова и так далее. Такой примитивный путь дает, как ни странно, достаточно богатый материал для обсуждения. Так как часто оказывается, что человек "забывает" некоторые части своего тела. Можно спросить клиента, какую часть своего тела он любит и почему. Какую символическую функцию выполняет эта часть тела в его жизни Более креативный путь создания текста может быть выбран, если клиент готов на символическую работу. Вариант задания: на силуэте тела произвольно обозначить зоны, и указать, какая из них за что отвечает. Силуэт тела можно обвести контуром на полу или ан листе бумаги на стене. В этом случае клиент может заполнить пустой силуэт изображениями, а потом обсудить их значения. Можно предложить создать символический рисунок, заполнить силуэт тела, а потом обсудить полученную композицию. Приложение2. Эксперимент «Разговор с телом». Этот эксперимент наиболее эффектно проходит в групповом эксперименте, но может быть реализован и в Два человека договариваются о том, что они исследуют эмоции, которые символически по ассоциации связаны с симптомом или с актуальным мышечным блоком. Сначала оба участника обсуждают план и задачу эксперимента. Потом первый участники произносит импровизированный монолог, в котором обращается к своему телу. Затем пересаживатесяна вторйо стул, и произносит монолог от имени тела. Терапевт запоминает основные послания к телу, и возможные возражения или сообщения со стороны тела. Потом терапевт предлагает клиенту обсудить эти темы, как его собственные темы, важные не только в отношениях внутреннего план, но как те, что актуальные для него в жизни и актуальные в данный момент. Терапевт помогает и поддерживает, ищет средства поддержки для того, чтобы клиент мог свои отвергаемые чувства признать и принять, вступить с ними в контакт. Вариантом такого эксперимента может стать разговор с любимой (нелюбимой) частью тела. Или даже разговор между частями тела. Эти эксперименты открывают дорогу фантазии и игре, но стоит иметь в виду, что в числе отвергаемых чувств могут быть сильные страсти или непереносимая душевная боль.. Комментарии к эксперименту. можно легко заметить , что многие участники в сценке разговора со своим телом выражают свои чувства от имени тела и обращаясь к нем узначтельно боле совбдно, чем до того в прямом контакте с своим партнером или с группой. |
![]() ![]() |
![]() |
Текстовая версия | Сейчас: 18.6.2025, 13:25 |