КЕН УИЛБЕР
СВАДЬБА РАССУДКА И ДУШИ
Интегрируя науку и религию
Кен Уилбер
Проблема наших дней
Издательство «Random House», Нью-Йорк

Интегрируя науку и религию
Вероятно, не существует более важной и животрепещущей темы, чем отношения науки и религии в современном мире. Наука, несомненно, является одним из наиболее совершенных методов, которые изобрело человечество для поиска истины, в то время как религия остается единственной величайшей силой, порождающей смысл. Истина и смысл, наука и религия; однако, мы до сих пор не можем постичь, как соединить их вместе в такой мере, которую обе посчитают приемлемой.
Примирение науки и религии – не просто научное любопытство. Эти две невероятные силы – истина и смысл – находятся в состоянии войны в современном мире. Современная наука и религия активно распространяются по земному шару, каждая по-своему соперничая за мировое господство. И одна из них, рано или поздно, должна будет сдаться.
Наука и техника создали глобальную и транснациональную структуру промышленных, экономических, медицинских, научных и информационных систем. Однако, какими бы полезными не были эти системы, они все лишены смысла и ценности. Как постоянно подчеркивают ее же сторонники, наука говорит нам о том, что есть, а не о том, что должно быть. Наука говорит об электронах, атомах, молекулах, галактиках, битах цифровой информации, сетевых системах: говорит о том, что есть, а не о том, хорошо это или плохо, и не о том, что должно быть, могло быть или обязано быть. Таким образом, огромная глобальная научная инфраструктура является не имеющим ценности скелетом, какой бы функционально эффективной она ни была.
В этот колоссальный ценностный вакуум с готовностью ворвалась религия. Наука создала выдающуюся всемирную и глобальную основу – саму по себе лишенную смысла – но в рамках этой всеобщей основы субглобальные очаги современных религий создали ценность и смысл для миллиардов людей в каждой части мира. И эти же современные религии зачастую не признают истинность научной основы, с которой они сосуществуют, основы, обусловливающей в большой степени медицину, экономику, банковское дело, информационные системы, транспортировку и коммуникации. В пределах научного скелета истины пытается расцвести религиозный смысл, зачастую отрицая научную основу как таковую, в некоторой степени отпиливая сук, на котором охотно сидит.
И недовольство является взаимным, т.к. современная наука с радостью отрицает на практике все основные догматы религии в целом. Согласно типичной точке зрения современной науки, религия является не более чем пережитком со времен детства человечества и приблизительно настолько же реальна, как, например, Санта Клаус. Независимо от того, являются ли заявления религии более точными (Моисей заставил расступиться Красное море) или более мистическими (религия содержит непосредственный духовный опыт), современная наука отрицает их все просто потому, что им нет надежных эмпирических доказательств.
Таким образом, мы имеем крайне причудливую структуру современного мира: научная основа, являющаяся глобальной по своему распространению и повсеместности своих информационных и коммуникационных сетей, формирует лишенный смысла скелет, в рамках которого сотни субглобальных современных религий создают ценность и смысл для миллионов; и каждая из них – наука и религия – склонны отрицать значимость, и даже истинность, другой. Это крупный и насильственный раскол внутренних органов современной всемирной культуры, и именно поэтому многие социальные аналитики полагают, что если не произойдет некое перемирие науки и религии, будущее человечества, в лучшем случае, будет находиться в опасности.
Что мы подразумеваем под понятием "Религия"?
Целью данной книги является высказывание предположения о том, каким образом мы могли бы начать думать о науке и религии так, чтобы допустить их примирение и возможную интеграцию на условиях, приемлемых для обеих сторон.
Конечно, такое примирение науки и религии зависит, в частности, от того, что мы подразумеваем под понятиями «наука» и «религия». Мы даже посвятим несколько глав только этой теме (Главы 11, 12 и 13). В то же время мы отметим некоторые важные моменты
Определение понятия «религия» само по себе является практически невозможной задачей в основном потому, что существует так много различных форм зверя (антихриста), что становится очень тяжело определить, что же они имеют общего. Но одно становится тотчас же ясным: многие из особых и основных утверждений величайших мировых религий противоречат друг другу; и если мы не найдем общее ядро величайших мировых религий, мы никогда не достигнем интеграции науки и религии.
Несомненно, если мы не сможем найти общее ядро, в целом приемлемое для большинства религий, мы будем вынуждены выбрать одну религию и отрицать важность остальных; или будем вынуждены «отобрать и собрать» доктрины из различных религий, таким образом, отдаляя великие религиозные традиции как таковые. Мы никогда не приблизимся к интеграции науки и религии, которую обе стороны посчитают приемлемой, т.к. большинство религий будут протестовать против того, что сделано с их верованиями для форсирования такого «примирения».
Не выйдет ничего хорошего, например, из заявления (сделанного многими креационистами-христианами) о том, что Большой взрыв предполагает, что мир является продуктом индивидуального создателя Бога, в то время как одна из наиболее сильных и влиятельных религий мира, Буддизм, в первую очередь не верит в индивидуального Бога. Таким образом, мы не можем использовать теорию Большого взрыва для «интеграции» науки и религии до тех пор, пока мы сначала не примирим христианство и буддизм (и мировые традиции мудрости в общем). Иначе, мы не интегрируем науку и религию, мы попросту «интегрируем» одну узкую версию христианства с одной версией науки. Это не стоит того, чтобы называться термином «интеграция», и это определенно не та интеграция, которую остальные религию сочтут приемлемой.
Однако, те, кто стремится защищать одну конкретную форму религии – будь то патриархальный Бог Отец, матриархальная Великая Богиня, фундаменталистское христианство, мифологический синтоизм, религия Гайя, фундаменталистский ислам – зачастую берут различные научные разработки и пытаются показать, что такие разработки как раз соответствуют интерпретации их конкретной религии. Мы не будем использовать подобный подход. Так как факт остается фактом: до тех пор, пока невозможно показать совместимость науки с определенными особенностями, общими для всех величайших мировых традиций мудрости, долгожданное примирение останется, как и прежде, труднодостижимым.
Так что перед тем, как хотя бы пытаться интегрировать науку и религию, необходимо подумать, сможем ли мы найти общее ядро величайших мировых традиций мудрости. Такое общее ядро должно стать общим каркасом, который, отделенный от индивидуальных деталей и конкретного содержания, тем не менее, будет приемлем для большинства религиозных традиций, по крайней мере, теоретически. А существует ли такое общее ядро?
И ответ, судя по всему, положительный.
Великая цепочка бытия
Хьюстон Смит, которого многие считают одним из мировых авторитетов в сравнительной религии, в своей замечательной книге «Забытая истина» обратил наше внимание на то, что практически все мировые традиции великой мудрости присоединяются к вере в Великую цепочку бытия. Смит не одинок в своих выводах. Вывод последователен у всех, от Ананды Кумарасвами до Рене Генона, от Фритьофа Шуона до Николая Бердяева, от Майкла Мерфи до Роджера Уолша, от Сейеда Насра до Лекса Хиксона: ядро современного религиозного мировоззрения – Великая цепочка бытия.
Согласно этой практически универсальной точке зрения, реальность – богатый ковер переплетенных уровней, простирающихся от материи к телу, разуму, душе, духу. Каждый вышестоящий уровень «окутывает» или «охватывает» нижестоящие – серия гнёзд внутри гнёзд в гнездах Бытия – таким образом, что каждый предмет или событие переплетены с другими, и все они, в конечном счете, окутаны и охвачены Духом, Богом, Богиней, Дао, Брахмой и абсолютом.
Как в полной мере продемонстрировал в своем классическом трактате Артур Лавджой, такой взгляд на реальность фактически был «господствующей официальной философией большей части цивилизованного человечества на протяжении большего периода его истории». Великая цепочка бытия является мировоззрением, «которое так или иначе разделяло большинство тончайших аналитических умов и великих религиозных учителей (как на Востоке, так и на Западе)». Такое ошеломительное единство глубоких религиозных убеждений позволило Алану Уоттсу категорически утверждать, что «мы едва сознаем исключительное своеобразие нашей собственной точки зрения и затрудняемся понять тот очевидный факт, что в остальном всегда существовал единый и всеобщий философский консенсус». Его всегда придерживались те (мужчины и женщины), кто сообщают об одних и тех же прозрениях и проповедуют одно и то же основное учение, независимо от того, живут ли они сейчас или жили шесть тысяч лет назад, в Нью-Мексико на Дальнем Западе или в Японии на Дальнем Востоке».
Читать весь перевод можно тут http://chemodan.com.ua/perevod_otrivka_iz_knigi.html
Перевод отрывка осуществлен:
Бюро переводов Гольфстрим (Харьков, Киев)
Переводчик: Шалимова Анна
Александр, если есть желание можешь перенести тему в соотв....