Эта статья - начало цикла статей для руководителей среднего и высшего звеньев - о системе, коммуникациях в системе.
По большому счёту, это часть моей будущей книги, посвящённой "Деловому Контракту" ("Контракту Отношений", или под названием "Управление отношениями в бизнесе"). Название модели и книги всё ещё уточняется мною.
Нам очень нужна стабильность системы.
Под системой мы понимаем фирму, предприятие, Компанию.
Именно для повышения надежности, стабильности, управляемости, предсказуемости и прогнозируемости всех процессов на предприятии необходимы, как я это называю, критериальные сетки, позволяющие сканировать всю систему на наличие сбоев, на наличие вирусных процессов. Позволяющие диагностировать источники проблем, или - скрытые проблемные процессы, и - прогнозировать развитие ситуации, и заранее видеть и достоверно определять источники будущих сбоев.
Данная статья посвящена процессам в области деловых отношений в Компании.
Стабильности и предсказуемости процессов на предприятии мешают:
1. Ошибки в опознавании (несверяемые интерпретации, «личные галлюцинации»)
2. Эмоциональные реакции, а также Решения и действия, управляемые этими реакциями.
3. Подозрения партнеров по делу в нечестности, либо в негативных по отношению к нам намерениях.
Защита от подобных процессов:
1. Ошибки в опознавании легко корректируются
• простым обсуждением собственных опознаваний,
• согласованием собственных представлений о намерениях другой стороны с нею же
2. Эмоциональные реакции – как собственные, так и другой стороны игнорируются, как не имеющее отношения к делу. Их полезно опознавать, как фактор, мешающий делу, и создающий дополнительные фильтры восприятия, которые искажают наше объективное восприятие фактов, замутняют наш мозг. Эти реакции вызывают ответные негативные реакции у стороны, которой мы даём эти самые реакции. Так мы можем сами себе мешать уточнять, что же на самом деле происходит.
3. Людям могут очень мешать подозрения других в негативных намерениях.
Подозревая, мы ставим фильтры на пути всей информации, идущей к нам.
Просто предположив, что люди не имеют по отношению к нам негативных намерений, мы можем по-другому, на спокойном и деловом уровне, исследовать ситуацию, и принимать более взвешенные решения.
Подозрения опять же проверяются с собеседником просто путем озвучивания их, и обсуждения:
• Фактов (то есть наблюдаемого поведения и наблюдаемых событий), которые вызвали подозрения
• Оснований, которые позволили эти факты интерпретировать, как веское доказательство, или повод для подозрений
• Собственных опасений.
Наши опасения бывают трех видов:
1. Не связанные с моим реальным опытом. Пример – С., у которого большинство опасений не основаны на фактах, или его личном опыте, а создаются его тревожностью.
2. Могут быть связаны с личным реальным опытом, но не связаны с человеком, в отношении которого я имею опасения. И необходимо, в таком случае более аккуратно «пользоваться» такими опасениями. И сообщать этому человеку, что «мои опасения не связаны с опытом общения с Вами; мой жизненный опыт с другими людьми говорит о том, что мое опасение может быть реализовано и с Вами».
3. Могут быть связаны с моим реальным опытом общения именно с этим человеком, и этот человек уже доказывал своим прошлым поведением реальность моих подобных опасений. Но если наши опасения основаны на прошлом опыте именно с этим человеком, то ему будет полезно знать об этом, о том, что он прошлым своим поведением уже доказывал нам, что наши опасения в его отношении на самом деле могут реализоваться. Тем более нам необходимо сообщить ему об этом. И если в первых двух вариантах, он еще может на нас «обидеться» за то, что у нас есть такие опасения, то в этом случае, когда он же нам доказывал их реальность, обижаться на нас он не имеет права.
С опасениями связана еще одна важная вещь. По большому счету, можно обижаться на обвинения. Можно даже обижаться на подозрения. Но на опасения вообще обижаться нельзя! Вед это просто чувство, которое есть у человека.
К опасениям других людей необходимо подходить уважительно и бережно, исследуя факты, события и основания для опасений.
Основаниями для опасений, как правило, являются либо личный опыт, либо убеждения и представления человека, либо наше реальное поведение, действительно доказывающее ему, что он прав в своих опасениях.
ТО есть, основания для опасений могут исходить из трёх различных областей.
1. Личный опыт человека. В его реальном опыте были случаи, когда в подобных ситуациях его опасения реализовывались, либо - то, чего человек не хочет (избегает, опасается) - реализовывалось.
При наличии у человека опасений такого рода мы не имеем права их игнорировать. Необходимо позаботитсья о защите человека в реальности от реализации подобного рода опасений.
2. Личные (личностные) когнитивные привычки человека ("галлюцинирование", личностная тревожность).
От таких опасений другого человека мы не защищены. Всё, что мы можем - это сообщить ему о том, что его опасения не имеют под собой реальных оснований. И если он не корректирует свои опасения - "отдать ему" ответственность за эти опасения. Расслабиться, и просто учитывать, что он будет делать это и дальше. Мы не можем быть психотерапевтами, и лечить его без его желания и запроса.
3. Реальные (наблюдаемые и доказуемые) факты, конкретное поведение и поступки другого человека (нас, например), его реакции и чувства, его неконгруэнтность, например.
При наличии таких опасений в отношении нас у другого человека, мы не только не можем их игнорировать. Так как мы явились, по большому счёту, их источником, нам стоит не только позаботиться о защите человека от реализации его опасений, но и - о плате за их реализацию. То есть: "Если твои опасения реализуются, я тебе заплачу дополнительно вот этим и вот этим."